«Честный человек- честный труд- честный
доход»
Разработка классного часа : «Что значит честно
трудиться»
Цель: Формирование и
закрепление у детей нравственно - этических представлений о
понятиях «трудолюбие», «честный труд».
Задачи:
-
Дать
представление о том, что слово “надо” - есть чувство
ответственности, долга.
-
Развивать
и донести до детей мысль, что только честный труд помогает добиться
желаемого в жизни. Помочь понять смысл пословиц о труде. Научить
различать хорошие и дурные поступки.
-
Воспитывать желание знать и соблюдать
правила поведения.
-
Прививать
любовь к пословицам и учить правильно употреблять их в
речи.
Учитель
-
Дорогие ребята и уважаемые родители! Сегодняшний классный час
я хочу начать с вопроса: что люди чаще всего желают друг
другу?
(
счастья)
- А
задумывались ли вы когда- нибудь, что такое
счастье?
Возьмите каждый по одному волшебному
лепестку и напишите, что нужно человеку для
счастья.
(дети
записывают слова и прикрепляют к доске)
-
Посмотрите, какие разные слова:
здоровье, деньги, богатство, семья,
дети, работа, друзья,
родственники. Особенно меня
заинтересовало слово работа. Почему вы думаете, что для счастья
нужен труд?
(ответы
детей)
- Я
согласна с вами, ребята, предлагаю посвятить наш классный
час теме труда и ответить на вопрос «Что значит честно
трудиться?»
Наверняка у каждого из нас выдаются такие
дни, когда очень не хочется браться за трудное дело, и мы стараемся
отложить его на завтра. Хотя многие очень хорошо знают крылатое
выражение: “ Не откладывай на завтра то, что можешь сделать
сегодня”. Очень часто бывает, мы должны заниматься трудным и не
очень интересным делом, а нас манит другое, более увлекательное
занятие. Но есть ответственность и чувство долга. И мы берёмся за
дело. Люди всегда трудились и уважали тех, кто трудолюбив и
старателен. Сколько пословиц придумано о труде и
трудолюбии!
-
Предлагаю вспомнить пословицы и сыграть в игру «Собери
правильно»
(на доске
записаны пословицы, нужно правильно соединить начало и
конец)
“Без
труда
чести
и рыбку из пруда”
“Без
труда
ничего
не дается”;
“Без
труда не
вытащишь
такие и плоды”;
“Кто
не
работает,
как хлеба”; и плода”;
“Дело
мастера
так и пожнешь”;
“Каков
работник,
гуляй смело”;
“Какие
труды
–
тот не
ест”
“Каков
мастер,
сил для хлеба не
жалеют”
“Как
посеешь,
такова и
плата”
“Ищи
дела
не
получишь”;
“Труд
человека
кормит,
будет и плода”;
“Сделал
дело
–
такова и работа”;
“Люди
хлеб в полях лелеют,
такие и плоды”;
-
Молодцы, очень хорошо работали.
Учитель: Во
все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что
им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во
французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих,
подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они
занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон
какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу
камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий
сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор".Занимаясь одной
работой, все трое дали различные ответы на заданный
вопрос.
Вопрос :
Почему? (Отвечают
ребята).
Учитель: В
ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же
деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время
развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все
люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда
удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей
профессии.
Вопрос: Как вы думаете, почему? (Отвечают
ребята).
Учитель: Главная причина
этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей
интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд
приносит радость и успех тогда, когда он по душе.
Сейчас каждый из
вас получит карточку с пятью предложениями, которые
необходимо закончить. А потом мы посмотрим, что у вас
получилось.
"Закончить
предложения":
1. Люди
работают ради…
2. Настоящий
труд – это…
3. При выборе
профессии люди часто не учитывают…
4. В любом
профессиональном труде самое важное…
5. Счастье –
это…
Пока
дети заканчивают предложения, учитель вывешивает тексты этих
предложений на доску с чистым листом для ответов, которые будут
записываться за ребятами. (Записали,
зачитали).
Учитель: Вы написали всё
правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с мыслями на
эту же тему философов, экономистов, политиков.
1. Люди работают
ради удовлетворения своих потребностей,
ради самовыражения собственного"Я".
2. Настоящий
труд – это самоотдача и творчество.
3. При выборе профессии люди часто не
учитывают понятия, которые выражаются тремя словами:
хочу, могу, надо.
А. Хочу -
своё желание.
Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние
здоровья.
В. Надо - потребности рынка труда.
4. В любом
профессиональном труде самое важное– знания, и умение их
применять на практике.
5.
Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ:
"Счастье -это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с
радостью возвращаешься домой".Значит, одной из составляющих счастья
является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или
поздно встаёт перед любым человеком.
- Ребята, а вы знаете, кто начинает
день?
(дети
читают стихи)
1. Шофёр
не любит долго спать,
Чуть свет встаёт шофёр.
К своей машине он спешит,
Чтоб завести мотор.
Везде дела шофёра ждут -
Во все концы Земли!
Возить готов он кирпичи,
Чтоб города росли.
2. Едва
забрезжила заря -
Поднялся хлебопёк,
Чтоб ты румяным калачом
Полакомиться мог.
3. Маляр
порадовать спешит
Природу и людей -
Нам пестроту весны дарит
Весёлый чародей.
Спроси у солнца и земли,
Спроси у быстрых рек:
"Кто начинает новый день?"
Все (вместе): Рабочий
человек! (Ребята садятся на свои
места).
- На
земле есть очень много профессий. Они модные не очень, прибыльные и
не слишком, сложные и простые. Мы с вами не сможем сказать, какая
профессия самая важная или лучшая. Все профессии важны, все
профессии нужны.
-
Предлагаю поиграть в игру «Узнай профессию». Каждый из вас получит
предмет, имеющий отношение к какой – нибудь профессии или даже к
нескольким. Их нужно узнать и рассказать всем
присутствующим.
(предметы: ножницы, счёты, веник,
гаечный ключ, лопата, авторучка, градусник, старый сапог, конфета,
ложка, лупа, маска сварщика)
Дети
называют профессии и объясняют своё мнение. Книга с молитвами может
понадобиться любому человеку в трудную минуту, но принадлежит она
священнику.
Вопрос: Какую работу
выполняет повар?
(готовит
для всех нас)
Ведь
никто не видит? Можно ли не выполнять свою работу? (
нет)
- Вот вы
и сами пришли к ответу на вопрос, что значит честно трудиться?
Честно, значит добросовестно, с доброй совестью, чтобы не было
стыдно перед людьми и самим собой. Любой труд нужно исполнять
честно, тогда и результат будет в радость. Неважно, какая у
тебя работа, важно, как ты к ней
относишься.
Учитель: Посмотрите, с
каким хорошим настроением мы закончили работу! Подводя итог
классного часа, хочу привести слова Константина
Дмитриевича Ушинского:
"Если вы удачно выберете труд и вложите
в него всю свою душу, то счастье само вас
отыщет".
Спасибо,
ребята, за работу! Всего доброго, до свидания!