2024-2025 оқу жылына арналған
Қысқа мерзімді сабақ жоспарларын жүктеп алғыңыз келеді ме?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен жасалған
Материалдар / Тәрбие сағаты Заң және тәртіп

Тәрбие сағаты Заң және тәртіп

Материал туралы қысқаша түсінік
Тәрбие сағаты Заң және тәртіп
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады

Коммунальное государственное учреждение

«Средняя школа имени Мухтара Ауезова отдела образования акимата Таласского района Жамбылской области»

Краткосрочный поурочный план

Классный час

Тема урока: «Закон и порядок»

ФИО педагога

Икматова Л.А

Дата:


20.01.2025

Класс: 8В

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема классного часа

Закон и порядок

Уроки безопасности (10 минут)

Ценность воспитания

Единство и солидарность

Цели классного часа

Углубить знания главного закона страны.


Ход классного часа

Этап классного часа/ Время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

Начало классного часа

7 мин

Организационный момент.

Учитель:

- Здравствуйте, дорогие ребята!

Лучики души от каждого из вас

В руки бережно возьму сейчас.

Мы соткём из лучиков урок,

Он знакомства нашего исток.

А исток начало многих дел.

- Мне хочется, чтоб каждый захотел слушать, думать, говорить и размышлять.

Приветствие.










похвала


Середина классного часа

23 мин

Вступительное слово учителя.

Мы дети своей родной страны!

Живем мы в Казахстане! И этим мы горды!

Давным-давно, тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:
• Что люди могут делать и чего не могут?
• Что они обязаны и чего не обязаны?
• На что они имеют права и на что не имеют? И т.д.
В общем, тысячи вопросов и ни одного конкретного ответа. А без этого жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Людям требовался ясный ответ на конкретный вопрос. И тогда люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров и, к сожалению, в битвах, войнах, не говоря уже о самых заурядных драках…
В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появились права, обязанности и законы. Если в точности соблюдать все, что в них записано, то кошмар и неразбериха на земле немедленно прекратятся. Правда, только в том случае, если соблюдать. А чтобы соблюдать, нужно, по крайней мере, знать свои права и обязанности.

- Где записаны права и обязанности гражданина любой страны?
- Что такое Конституция?
Конституция– это основной закон нашего государства, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории государства. Слово (термин) "конституция" означает "установление", "устройство"

Как отметил Президент РК К.К. Токаев, «Конституция для любой страны – это закон жизни, это договор между народом и властью». Основной закон нашей страны закрепил главенствующие общественные отношения, установил фундаментальные правовые основы организации деятельности главных органов государства, институтов гражданского общества. Уже в первой статье Конституции записано, что «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы».
По степени защиты прав человека наша Конституция соответствует всем мировым стандартам, и в частности – Всеобщей декларации прав человека. Согласно Основному Закону, каждый имеет право на личную свободу. Причем права и свободы принадлежат человеку от рождения. Каждый гражданин рассматривается как личность, его достоинство охраняется государством. Именно поэтому, из 98 статей Конституции 30 посвящены статусу человека и гражданина, его правам и свободам. Это дает основание утверждать, что все основные общественные отношения регулируются Конституцией, законами и другими правовыми актами государства.

30 августа 1995 года была принята Конституция РК. Это красный день в календаре. В этот день мы отдыхаем и празднуем это событие. В этом году исполнилось 20 лет, как была принята Конституция РК. «Мы народ Казахстана …», так начинается текст Конституции, подчёркивающий единство нашего многонационального народа, живущего в нашей Республике.

Родился новый человек. И с первой же минуты появления на свет его жизнь, здоровье. мирный сон и радости охраняет Великий Закон нашего государства- Конституция.

Наше государство многонационально. Сколько наций и народностей проживают на территории Казахстана ( 130 этносов)

Представители всех народностей и наций, живущие на казахской земле, являются равноправными гражданами РК. Все люди, живущие в Казахстане,- это граждане РК, наши соотечественники. Все граждане Казахстана имеют равные права

Все это отражено в Конституции РК.

Конституция состоит из 9 разделов и 98 статей:

I раздел. « Общее положение» (ст.1-9), дана политическая характеристика РК.

II раздел. « Человек и гражданин» (ст. 10-39) , положения о правах, свободах и обязанностях человека, о гражданине и гражданстве.

III раздел. « Президент» (ст. 40-48), правила избрания президента.

IV раздел. « Парламент» (ст. 49-63) , функции и направления действий Парламента.

V раздел. « Правительство» (ст. 64-70) , функции и направления действий Правительства.

VI раздел. «Конституционный совет» (ст. 71-74) , направление деятельности конституционного совета.

VII раздел. « Суды и правосудие» (ст. 75-84), правила формирования и содержания деятельности судов и судебной системы.

VIII раздел. « Местное и государственное управление и самоуправление» (ст. 85-89), правила осуществления местного государственного управления и самоуправления.

IX раздел. « Заключительные и переходные положения» (ст. 90-98) .

В каком разделе больше всего статей? Почему?

(Во 2 ом разделе "Человек и гражданин". Потому что Конституция защищает и гарантирует права и свободы человека -гражданина РК, регламентирует его обязанности.)

Подробно с Конституцией РК вы познакомитесь в старших классах на уроках истории Казахстана, «Человек. Общество. Право». А сегодня будем работать со вторым разделом Конституции.

Конституция является Основным законом общества и государства.

В центре ее внимания находятся права и свободы человека и в статье первой записано, что "Республика Казахстан утверждает себя де­мократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы".

Следующее задание: Восстанови истину.

Каждой группе выдаются карточки с утверждениями. Вы должны исправить ложное утверждение и восстановить истину.

- Право частной собственности охраняется гражданином. (законом)

- Гражданин республики может иметь гражданство другого государства. (не может)

Не каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. (каждый)

- Достоинство личности охраняется самой личностью. (государством)

Только избранные имеют право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. (каждый)

Группы зачитывают свои варианты ответов.

Каждой группе предлагается задание:

- Гражданин республики ни при каких условиях не может быть лишен… (гражданства).

- В РК государственным языком является … (казахский язык)

- Все равны перед законом и … (судом).

- Никто не вправе произвольно лишать человека … (жизни).

- Граждане РК имеют право на бесплатное … (обучение).

Следующее задание – «Тест». У вас на столах лежат демонстрационные карточки с буквами А, Б, В.

Я вам зачитываю вопрос и три варианта ответов. По команде вы поднимаете карточку с вариантом правильного, на ваш взгляд, ответа.

1. Что такое сфагистика?

А) наука о монетах

Б) наука о гербах

В) наука о флагах*

2. Кто является создателем флага Казахстана?

А) Шакен Ниязбеков*

Б) Мукан Толебаев

В) Латиф Хамиди

3. Какая историческая наука изучает гербы разных стран мира?

А) Геральдика*

Б) Фитонимия

В) Антропонимика

4. Где описаны государственные символы Казахстана и порядок их официального использования?

А) В энциклопедии

Б) В указе Президента РК, имеющего силу конституционного закона*

В) В учебниках истории

5. Где хранится эталон государственного герба и флага РК ?

А) В ООН

Б) В каждой организации Казахстана

В) В Резиденции Президента РК*

6. День независимости РК отмечается гражданами:

А) 30 августа

Б) 25 октября

В) 16 декабря*

7. Мушел – это у казахов:

А) суточное измерение времени

Б) двенадцатилетний цикл летоисчисления*

В) цикл видоизменения луны

8. Как правильно говорят в народе ?

А) Кто не знает своих предков до пятого колена, тот невежда.

Б) Кто не знает своих предков до девятого колена, тот невежда.

В) Кто не знает своих предков до седьмого колена, тот невежда.*

Казахстан провозгласил свою независимость:

А) 16 декабря 1991г.*

Б) 16 декабря 1992г.

В) 16 декабря 1993г.




Но кроме прав на каждого гражданина Конституция накладывает и обязанности.

- Это обязанность соблюдать Конституцию, уважать символы Республики, обязанность учится, охранять природу, бережно относится к памятникам истории и культуры, служба в армии и др. Только правильно пользуясь своими правами и выполняя свои обязанности мы сможем построить демократическое, правовое государство.












.



























































Ответы и рассуждения детей.


















































.

















похвала


Наглядность




























































































Конец классного часа

10 мин
























ОПАСНЫЕ УВЛЕЧЕНИЯ И МЕСТА ПРИ ПРОГУЛКАХ

Цель урока: Повысить осведомленность школьников о возможных опасностях во время прогулок и научить избегать рискованных ситуаций.

Основные задачи:

1. Обсудить распространенные опасные увлечения при прогулках.

2. Объяснить последствия таких увлечений.

3. Научить безопасному поведению на улице.

Материалы и ресурсы:

- Презентация с примерами опасных увлечений.

- Раздаточный материал (памятка) с правилами безопасного поведения.

Структура урока:

1. Введение (до 2 минут):

- Обсуждение привычек школьников во время прогулок.

- Введение в тему: почему некоторые увлечения могут быть опасными.

2. Основная часть (до 6 минут):

- Презентация: распространенные опасные увлечения (игры на проезжей части, лазанье по заборам, электрические щитки, заброшенные здания и т.д.).

- Обсуждение: какие действия приводят к травмам, несчастным случаям.

- Разбор конкретных ситуаций: что делать, если друг предлагает опасное увлечение (отказаться и объяснить свои причины, предложить безопасную альтернативу, обратиться за помощью к доверенному взрослому, придерживаться своих убеждений, не поддаваться на давление, подумать о последствиях).

В настоящее время среди несовершеннолетних разного возраста распространены опасные для жизни увлечения подростков - как селфи на крыше многоэтажных домов, руфинг-прогулки по крышам домов, сталкерство (посещение и изучение заброшенных мест), зацепинг (проезд вне салона электрички, трамвая, метро), паркур (перемещение и преодоление попадающихся на пути препятствий стены, лестницы и т.д.). Перечисленные формы опасны для жизни и здоровья детей и требуют внимания и контроля со стороны родителей за временем препровождения своего ребенка, подросток нуждается в разъяснении последствий проявления своего взросления и самостоятельности. Зачастую молодежное увлечение проявляется в девиантной форме поведения подростков, содержит признаки административного правонарушения. Статус руфера начинает расти, когда человек посетил какой-то строящийся или закрытый объект, довольно высокий, сделал фотографию и выложил ее в Сеть.

Посещение этих объектов является незаконным, это правонарушение. (О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года N 591, Закон «О правах ребенка в Республике Казахстан» Республики Казахстан от 8 августа 2002 года N 345).

  • Зачастую проникновение на такие объекты происходит не всегда законным путем.

  • Нахождение несовершеннолетних на подобных объектах приводит к опасности для их жизни и здоровья, могут привести к увечью и гибели детей.

  • Если вы заметили, что по крыше вашего или соседнего дома гуляют дети, сообщите об этом в полицию.

3. Заключение (1 минута):

- Подведение итогов урока.

- Раздача памяток с правилами безопасного поведения на улице.

Ссылка на презентацию:

https://drive.google.com/file/d/1vZJC9DxGGOdROYxAg-pLpM7QY2wAWQJJ/view


Учашиеся выполняют задания






















Учащиеся предлагают свои варианты ответов


похвала


Рефлексия

5 мин

Итог.Дерево желаний.
Я предлагаю вам посадить дерево желаний. Давайте, каждый для себя, определим – чего мы хотим добиться за этот год, чему научиться, что узнать, что получить?
На вырезанных листиках дети и родители пишут свои желания. Листики подписываются и прикрепляются к стволу дерева.
- А в конце учебного года мы обязательно вернёмся к нашему дереву и посмотрим насколько сбылись наши желания.

Следуя по жизни Основному Закону нашей страны, скажем друг другу: «Давайте жить дружно!» и тогда нам любые беды нипочем!




Подводят итоги занятия . Говорят пожелания.





























Восстанови истину.

Каждой группе выдаются карточки с утверждениями. Вы должны исправить ложное утверждение и восстановить истину.

- Право частной собственности охраняется гражданином. (законом)

- Гражданин республики может иметь гражданство другого государства. (не может)

Не каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. (каждый)

- Достоинство личности охраняется самой личностью. (государством)

Только избранные имеют право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. (каждый)

Группы зачитывают свои варианты ответов.





Каждой группе предлагается задание: 

Соотнеси

- Гражданин республики ни при каких условиях не может быть лишен… - жизни

- В РК государственным языком является … - обучение

- Все равны перед законом и … - гражданство

- Никто не вправе произвольно лишать человека … - казахский язык

- Граждане РК имеют право на бесплатное … - судом



















Следующее задание – «Тест». 

1. Что такое сфагистика?

А) наука о монетах

Б) наука о гербах

В) наука о флагах

2. Кто является создателем флага Казахстана?

А) Шакен Ниязбеков

Б) Мукан Толебаев

В) Латиф Хамиди

3. Какая историческая наука изучает гербы разных стран мира?

А) Геральдика

Б) Фитонимия

В) Антропонимика

4. Где описаны государственные символы Казахстана и порядок их официального использования?

А) В энциклопедии

Б) В указе Президента РК, имеющего силу конституционного закона

В) В учебниках истории

5. Где хранится эталон государственного герба и флага РК ?

А) В ООН

Б) В каждой организации Казахстана

В) В Резиденции Президента РК

6. День независимости РК отмечается гражданами:

А) 30 августа

Б) 25 октября

В) 16 декабря

7. Мушел – это у казахов:

А) суточное измерение времени

Б) двенадцатилетний цикл летоисчисления

В) цикл видоизменения луны

8. Как правильно говорят в народе ?

А) Кто не знает своих предков до пятого колена, тот невежда.

Б) Кто не знает своих предков до девятого колена, тот невежда.

В) Кто не знает своих предков до седьмого колена, тот невежда.

9.Казахстан провозгласил свою независимость:

А) 16 декабря 1991г.

Б) 16 декабря 1992г.

В) 16 декабря 1993г.



























1 в

2 а

4 б

5 в

6 в

7 б

8 в

9 а



05 Наурыз 2025
216
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі