Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Технология критического мышления.
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Технология критического мышления.
Скажи мне и я забуду.
Покажи мне и я запомню .
Дай мне действовать самому, и я научусь (китайская мудрость).
Эти слова как нельзя лучше характеризуют суть технологии критического мышления, которую разработали американские педагоги. В нашей стране технология стала известна с 1997 года. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Данная технология для меня новая. Меня, как учителя, в ней привлекает целый ряд факторов. Технология помогает вырабатывать умение работать с увеличивающимся потоком информации, умение выражать свои мысли, умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, умение решать проблемы, способность самостоятельно заниматься своим обучением, умение сотрудничать и работать в группе, способность выстраивать взаимоотношения с другими людьми.
Основа технологии трехфазовая структура урока:
Стадия (фаза) |
Деятельность учителя. Задачи данной фазы. |
Деятельность учащихся. |
Возможные приемы и методы. |
|
Стадия вызова |
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. |
Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. |
Составление списка «известной информации», -рассказ– предположение по ключевым словам; -систематизация материала (графическая) -кластеры, таблицы; -верные и неверные утверждения; - перепутанные логические цепочки и т.д. |
|
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально - в парах – группах. |
||||
Стадия осмысления (реализация) |
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, по степенное продвижение от знания «старого» к «новому». |
Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой вой информации. |
Методы активного чтения: -маркировка с использованием значков «v», «+», «-«, «?» (по мере чтения ставятся на полях); - ведение различных записей типа дневников, бортовых журналов; -поиск ответов на по- ставленые в первой части урока вопросы. |
|
Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально или в парах. |
||||
Стадия рефлексии |
Вернуть учащихся к первоначальным записям – предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. |
Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. |
-Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно- следственных связей между блоками ин формации; -возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям -ответы на поставленные вопросы; -организация различных видов дискуссий, круглых столов; -написание творческих работ (синквейны, эссе); |
|
Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации, работа ведется индивидуально - в парах – группах. |
Использование стратегий и приемов технологии развития критического мышления
Стратегия «продвинутой лекции»:
Схема использования «продвинутой лекции» включает в себя два этапа: этап подготовки к лекции и этап собственно работы с учащимися.
1. При подготовке к лекции:
- преподаватель делит ее на две примерно равные части, готовит к каждой части по вопросу, на который ученики могли бы дать несколько ответов, которые могли бы быть предположениями по содержанию текста лекции и их можно было бы впоследствии проверить, формулирует тему заключительного сочинения-эссе, в работе над которым ученикам понадобились бы знания, которые они усвоили на лекции.
2. При проведении лекции:
- преподаватель кратко намечает общий план лекции (2-3 проблемных вопроса); оговаривает, что лекцию они будут слушать по частям и выполнять определенные творческие задания.
- каждый ученик индивидуально составляет список вариантов ответов на вопрос к первой части (3 мин.). Список составляется в «столбик» в конспектах.
- в парах ученики обмениваются результатами своей работы, обсуждают, выслушивают аргументы друг друга; кое-что могут вписать себе в конспект, а кое-что исправить, некоторые пары делятся со своей группой учеников результатами работы. Преподаватель фиксирует варианты ответов на доске (либо в «столбик», либо в форме кластера, либо - в таблице) и обобщает составленный список.
- лектор предлагает послушать первую часть лекции. Участники каждой пары слушают лекцию и сверяют ее содержание со списком перед ними. Первый участник отмечает «плюсами» те варианты, которые совпали с текстом лекции, а «минусами» - те, которые противоречат или не связаны с предположениями. Второй участник отмечает те факты, которые не вошли в составленный изначально список.
- после того, как первая часть лекции подошла к концу, учитель предлагает студентам, работавшим в парах, обобщить результаты своего труда. Затем 2-3 пары делятся своими данными со всей аудиторией.
- на основании накопленного материала ученики индивидуально пишут заключительное мини-эссе, в котором отражается сущность лекции.
Стратегия ЗХУ в лекционной форме
Эта стратегия используется как для чтения, так и для прослушивания лекции. Ее форма отображает три фазы, по которым строится образовательный процесс:
вызов, осмысление, рефлексия. Данную стратегию наиболее уместно использовать в том случае, когда лекция предваряет исследовательскую работу учащихся, когда она выполняет функцию установочной, предполагает дальнейшую самостоятельную работу. Часто стратегия «ЗХУ» применяется с использованием одноименной таблицы:
Знаем. Хотим узнать. Узнали.
Прием «Фишбоун»
Прием «Фишбоун используется при обсуждении проблем, поиске решений. Лучше всего, если проблема рассматривается с разных сторон, а решение опирается на достаточно ясную фактическую базу. В процессе чтения учащиеся работают со схемой «Фишбоун», что в переводе означает «рыбий скелет». В «голове» этого скелета они обозначают ту проблему, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, подтверждающие наличие сформулированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть, факты.
Учащиеся самостоятельно читают текст учебника. В «голове» записывают тему урока. В процессе чтения записывают причины исторического явления, события над верхними косточками; факты - около нижних косточек. Свой вывод по изучаемому вопросу – в «хвосте». Работают индивидуально. На этапе рефлексии обмениваются мнениями в небольших группах. Затем учитель организует межгрупповое общение, в результате выстраивается «единый» вариант схемы. (пример из темы «Политическая раздробленность Руси»)
Использование таблиц при организации самостоятельной работы с текстом
Работа с таблицами широко используется в средней школе. Они используются для систематизации информации, характеристики существенных признаков изучаемых явлений, событий, объектов и т. д. Авторами технологии развития критического мышления предлагаются различные варианты таблиц.
Таблица ПМИ (Плюс – Минус - Интересно)
«П+» - позитивный характер |
«М-» - негативный характер |
«И» - интересно |
|
|
|
В графу «П» заносится информация, которая носит позитивный характер, «М» - негативный характер, наиболее интересные факты заносятся в графу «И». Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления. В ходе чтения текста заполняются соответствующие графы.
Таблица ПМИ (Плюс – Минус - Интересно)
«П+» - позитивный характер |
«М-» - негативный характер |
«И» - интересно |
|
|
|
В графу «П» заносится информация, которая носит позитивный характер, «М» - негативный характер, наиболее интересные факты заносятся в графу «И». Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления. В ходе чтения текста заполняются соответствующие графы.
Т-образная таблица «За и против»
|
За |
Против |
|
|
|
Сравнительная таблица
Вид |
Характеристика |
Сюжетная таблица
Таблица состоит из пяти вопросов, она поможет при работе с историческими текстами, документами (описание события). Читая текст, ученик делает пометки по пяти вопросам, создавая скелет текста. Таким образом, развивается сюжетное мышление учеников.
Кто? |
Что? |
Когда? |
Где? |
Почему? |
|
|
|
|
|
Таким образом, графические организаторы развивают умения систематизировать учебный материал, а также имеют важное значение для систематизации собственных оценочных суждений самими учащимися, отслеживания самого процесса познания.
Прием «Представление информации в кластерах»
Кластеры или «грозди» - графический способ организации учебного материала. Кластеры – рисуночная форма, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируется информация, как-то с ним связанная. В центре – тема; вокруг нее - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией с темой, у каждой смысловой единицы – свои черты, особенности.
Прием ИНСЕРТ
На смысловой стадии учитель организует работу с текстом, для этого использует прием «ИНСЕРТ»: значки ставятся по ходу чтения текста:
«v» - уже знал ; «+» - новое ; «- « - думал иначе; « ?» - не понял, есть вопросы
Каждый ученик читает текст индивидуально в течение 10-15 минут.
Данный прием стимулирует более внимательное чтение.
Стратегия обучения «сообща» в малых группах «Зиг-заг».
Стратегия разработана Элиотом Аронсоном. В педагогической литературе и практике эта стратегия больше знакома под названием «Пила». Кратко данную стратегию можно охарактеризовать как «изучение фрагментов информации в группах – встреча экспертов – возвращение в группы – обобщение и презентация».
Учащиеся распределяются в 5 групп по желанию и вытягивают карточки с номерами 1, 2, 3, 4, 5 в своей группе. Затем все учащиеся с номером 1 объединяются в новую группу и т.д. Каждая новая группа получает свой вопрос. Им предлагается найти ответы в учебнике.
После полного рассмотрения конкретного вопроса в отдельной группе, учащиеся расходятся в первоначальные группы, и каждый ученик по своему конкретному вопросу дает группе разъяснения.
Прием «Синквейн»
Синквейн – стихотворная форма, которая позволяет выразить свои чувства, мысли, эмоции. Это французское слово, обозначающее «5строк». Для его написания существуют следующий алгоритм:
- первая строка- слово (существительное, местоимение), обозначающее объект или предмет, о котором пойдет речь;
- во второй строке – два слова (прилагательные, причастия) для описания признаков и свойств выбранного объекта;
- третья строка – три глагола, описывающие характерные действия объекта;
- четвертая строка- фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому объекту.
- в пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть объекта.
Синквейн позволяет создать в классе творческую атмосферу, проверить, как ученики запомнили важнейшие понятия темы, особенности обществоведческих и исторических объектов и явлений. Синквейн можно писать индивидуально, в парах, группах.
«Мозговой штурм»
Этот вид работы используется для стимуляции высказываний детей по
теме или вопросу. Учеников просят высказывать идеи или мнения без
какой-либо их оценки или обсуждения. Идеи фиксируются учителем на
доске, а «мозговой штурм» продолжается до тех пор, пока не
истощатся идеи или не кончится время, отведенное для задания.
Правила проведения «мозгового штурма»:
- нельзя оценивать какие бы то ни было идеи;
- называя идеи, нельзя повторяться:
- чем больше список идей, тем лучше;
- ,,разрабатывайте” проблему: подходите к ней с разных сторон,
расширяйте и углубляйте различные подходы.
Для высказывания любых идей по проблемам членам групп отводится 5
минут.
На своих уроках я использую различные элементы данной технологии (см. Приложение 8).
Литература по применению различных технологий:
1. Г.К. Селевко. «Педагогические технологии по основе информационно-коммуникационных средств», М., НИИ школьных технологий, 2005г
2. Г.Д. Шкарлупина. «Преподавание истории и обществознания», Ростов-на Дону «Феникс», 2005г.
3. Г.В. Партицкая. «Игорвые формы на уроке истории». Научно-методический журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», № 10, 2005 г.
5. Л.Н. Алексашкина. «Учебные лекции по истории». Научно-методический журнал «Преподавание истории и обществознания», № 8, 2006 г.
7. Студеникин М. Т. "Методика преподавания истории в школе" М., "Владос" 2000.
8.Чернов А. В. "Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания" стр. 46 ж. "Преподавание истории в школе" №8 2001г.
9. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.
М 1 – Новые подходы в преподавании и
обучении.
М 2 – Обучение критическому мышлению.
М 3 – Оценивание для обучения и оценивание обучения.
М 4 – Использование ИКТ в преподавание и обучении.
М 5 – Обучение талантливых и одарённых учеников.
М 6 – Преподавание и обучение в соответствие с возрастными
особенностями.
М 7 - Управление и лидерство в обучении.
Предлагаем вам систематизацию приемов технологии по формированию определенных учебных достижений (умений). [5]
Умение систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения:
-
Кластеры.
-
Таблица «Инсерт».
-
Прием «Общее-уникальное».
-
Таблицы: концептуальная, сводная, «ПМИ» или «ПМ?».
-
Стратегия «Фишбон».
-
«Бортовой журнал».
Умение осознанного, «вдумчивого» чтения::
-
«Инсерт».
-
Дневники: двухчастный и трехчастный.
-
Чтение с остановками.
-
Стратегия «Идеал».
-
Стратегии работы с вопросами: «Ромашка Блума», таблица «толстых» и «тонких» вопросов.
-
Таблица «ПМИ» или «ПМ?».
-
Таблица «сравнение источников».
Умение формулировать и решать проблемы:
-
Стратегия «Фишбон».
-
Стратегия «Идеал».
Умение работать с понятиями:
-
Прием «Выглядит как... Звучит как ...»
-
Синквейн.
-
«Концептуальное колесо».
-
Денотатный граф.
Умение вести аргументированную дискуссию:
-
Таблица «перекрестной дискуссии».
Умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройденного:
-
Синквейн.
-
Кластеры.
-
Эссе и другие приемы рефлексивного письма.
-
Прием «Общее-уникальное».
-
Сводная таблица.
-
Двухрядный круглый стол.
Умения в области само- и взаимооценки:
-
Лист взаимооценки.
-
Парная письменная взаимооценка.
-
Градация.
-
Совокупная оценка.
Умение планировать собственную учебную деятельность:
-
Таблица «Верные-неверные утверждения».
-
Вопросы «Верите ли Вы?».
-
Кластеры.
-
Портфолио.
Коммуникативные умения:
-
Приемы парной и групповой работы: Зигзаг, Таблицы: концептуальная, сводная, стратегии решения проблем и многие другие.