Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» .
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Резюме
Данная статья посвящена развитию функциональной грамотности учащихся. Автор рассматривает данную проблему в контексте технологии критического мышления. Статья рассчитана для учителей русского языка и литературы.
Summary
This article focuses on the development of functional literacy of students. The author examines this issue in the context of technology critical thinking. This article is intended for teachers of Russian language and literature.
Ключевые слова и словосочетания: функциональная грамотность, технология критического мышления, содержательные условия, технологические условия, организационные условия, когнитивный компонент, деятельностный компонент, рефлексивный компонент.
Key words and phrases: functional literacy, critical thinking, technology, content, technological conditions, organizational conditions, cognitive component, the activity component, reflective component.
Современные процессы развития Казахстана выдвигают к сфере образования республики ряд новых требований и задач. Одной из таких задач является необходимость повышения общеобразовательного уровня населения в связи с произошедшими изменениями в базисных квалификациях и возникновением новых квалификаций, требующихся в условиях современной социально-экономической среды. В данном аспекте важную роль приобретает овладение учащимися функциональной грамотностью, служащей инструментом повышения качества и конкурентоспособности человеческого капитала.
Предмет «Русский язык» в школах с казахским языком обучения закладывает фундамент общего филологического образования учащихся как целостной системы, изучающей духовную культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.
В Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» отмечено: «Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной
адаптации»[1]. В связи с этим Главой государства указана необходимость дальнейшего развития функциональной грамотности школьников.
Общие ориентиры развития функциональной грамотности определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы, в цели которой входят формирование в общеобразовательных школах интеллектуальной, физически и духовно развитой личности, удовлетворение потребности граждан в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире [2].
Для достижения вышеуказанных целей разработан и принят к реализации Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников. Он включает комплекс мероприятий в нормативной, учебно-методической, информационной областях, системах подготовки и повышения квалификации педагогических кадров и др. [3]. Осуществление указанных мероприятий нацелено на обеспечение формирования в школе таких функциональных качеств и навыков личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
Педагогическими условиями формирования функциональной грамотности как платформы развития учебно-познавательной компетентности учащихся являются:
содержательные условия, которые направлены на обеспечение построения содержания русского языка и литературы с учётом ориентации на самопознание и саморазвитие учащихся на основе компетентностного подхода. Данный подход реализуется через развитие способности решать учебные задачи ( программы по русскому языку и литературе на всех уровнях обучения);
технологические условия, направленные на обеспечение технологического компонента формирования функциональной грамотности и предполагают применение учителями в данном процессе современных педагогических технологий, организации самостоятельной работы школьников, инициирующих самостоятельность в определении цели, планировании и осознании своих действий ( например, технология проектного обучения, технология развития критического мышления);
организационные условия обеспечивают включение школьников в процесс деятельности по формированию функциональной грамотности, организацию сотрудничества на основе установления субъект-субъектных отношений учителя и обучаемых, применение новых форм оценивания учебных достижений учащихся (оценка функциональной грамотности с помощью: ситуационных заданий, презентации проектов, организации дебатов, формирования портфолио).
Эффективность реализации педагогических условий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности как основы развития учебно-познавательной компетентности учащихся в процессе изучения русского
языка и литературы рассматриваются по следующим критериям: мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный, которые соотносятся со структурными компонентами функциональной грамотности.
Мотивационный компонент структуры функциональной грамотности характеризуется направленностью на: осознание собственных образовательных потребностей, целей и ценностно-смысловых представлений к содержанию и результату деятельности; активное включение в образовательное пространство; познание нового в рамках изучения предметов; положительную мотивацию к проявлению компетентности.
Когнитивный компонент (познавательный) направлен на освоение совокупности общественно-гуманитарных предметов.
Деятельностный компонент характеризуется наличием умений, опыта успешного осуществления необходимых действий самостоятельной работы на базе имеющихся знаний.
Рефлексивный компонент - способностью к выработке собственной позиции в процессе сопоставления новой информации и наличествующих знаний [4].
В процессе формирования функциональной грамотности предусматривается интеграция видов деятельности, при этом каждый учащийся обеспечивается возможностью самостоятельного выбора объема содержания, средств, сроков и темпов обучения. Например, метод дискуссий, дебатов необходимо начинать вводить в практику работы уже с учащимися младшего подросткового возраста. В старшем подростковом возрасте предложенный метод наиболее интересен, так как способствует формированию умений вступать в контакт с любым типом собеседника и поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила, слушать собеседника, стимулировать собеседника к продолжению общения, изменять при необходимости речевое поведение. Метод проектов, защита презентаций, создание и демонстрация компьютерных презентаций помогают преодолеть трудности, связанные с личностными переживаниями, чувством неловкости, неуверенности. Интерпретировать, систематизировать, критически оценивать, анализировать информацию с позиции решаемой задачи, делать аргументированные выводы помогает индивидуальная форма работы с применением приемов «Фишбон» (рыбья кость), «Инсерт», которые нужно использовать с первых уроков формирования функциональной грамотности школьников.
Обеспечивая целостность организации образовательного процесса, учитель направляет подростков на практическое применение знаний в сфере коммуникации посредством практико-ориентированных заданий и упражнений, стихотворных текстов, памяток - предписаний, алгоритмов действий.
Эффективная реализация методики формирования функциональной грамотности учащихся включает наряду с традиционными методами оценки
учителем - самооценку подростком успешности личностного опыта общения и работы с информацией формирования функциональной грамотности.
Качество функциональной грамотности учащихся по гуманитарным дисциплинам – это определенный уровень усвоения учащимися содержания обучения русскому языку и литературе, соответствующего современному стандарту образования. Выделяются четыре уровня функциональной грамотности учащихся по гуманитарным дисциплинам: недопустимый, допустимый, достаточный, высокий. Под качеством гуманитарного образования также понимается внешняя и внутренняя определенность процесса и результата гуманитарного образования, которая отражает соответствие действующему образовательному стандарту
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы — условие развития компетентностей учащихся. Применение технологии критического мышления для развития функциональной грамотности учащихся является одним из необходимых условий при решении поставленной нами задачи. Критическое мышление — навык, который помогает школьнику успешно справляться с требованиями 21 века, понимать для чего он учится, что и для чего он делает. Развитие функциональной грамотности осуществляется на основе формирования навыков мышления на уроках русского языка и литературы. Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные знания, умения, навыки, представленные в виде задания, а формой организации — проблемные ситуации. При этом навыки мышления служат инструментом перехода ЗУНов в компетенции, т. е. в функциональную грамотность [5].
Актуальность формирования критического мышления заключается в том, что уроки русского языка и литературы наряду с другими школьными предметами решает задачи всестороннего гармонического развития и формирования личности. Знания, полученные при обучении русскому языку, знания, умения и навыки, достигнутое умственное развитие должны помочь выпускникам школы в их адаптации к быстро меняющимся условиям жизни. Все это обуславливает необходимость решения задачи развития критического мышления на современном этапе.
Д. Клустер выделяет пять пунктов в определении, что такое критическое мышление [6].
1. Критическое мышление — мышление самостоятельное.При построении занятия на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Ученики должны иметь достаточно свободы для мыслительной деятельности и самостоятельного решения самых сложных задач.
2. Информация является важнейшим и отправным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
3. Критическое мышление предполагает постановку вопросов и уяснение проблем, задач, которые требуют безотлагательного решения..
4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Однако он осознает и то, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.
5. Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими, по словам философа Ханна Арендт: «совершенство может быть достигнуто только в чьем-то присутствии». Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» — современная «надпредметная» технология, которая решает следующие задачи:
- образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
- культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Базовая модель технологии критического мышления учитывает аспект психологии человека, особенности его познания. Познавательный процесс осуществляется в обязательном порядке в три этапа: 1) вызов; 2) осмысление и 3) размышление.
В технологии критического мышления существует множество методических приемов для реализации целей разных фаз базовой модели урока. При этом главная роль отводится тексту, так как текст является ведущей единицей словесной коммуникации. Текст читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. При работе с текстом применяют разнообразные приёмы, в состав которых входят такие, как инсерт, кластер, синквейн, фишбоун, сводные таблицы, и т. д.
На уроках русского языка и литературы целесообразно и эффективно использовать приемы технологии критического мышления в развитии функциональной грамотности учащихся [7].. Приведем некоторые из них:
Прием «6 W». Применение данного приема дает возможность не только для установления множества связей в рамках одной темы (а, как известно, наиболее прочным является то знание, которое имеет множество разнообразных связей), не только для осознанности более глубоких причин изучения данного понятия, но и для определения личностного смысла его изучения. Они словно «заземляют» «сухую» информацию на практический, повседневный уровень. В результате — «чувствуют почву под ногами», приобретают уверенность в себе.
Приём «Синквейн». Это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний . Данный прием дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения. Синквейн может быть предложен в таких формах работы, как индивидуальное самостоятельное задание; работа в парах; реже как коллективное творчество. Смысл синквейна заключается в том, что его можно изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома. Данная форма работы используется как способ синтеза материала, дает возможность усвоить ключевые моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, однако может быть представлен и как нетрадиционная форма на стадии вызова. Как показывает опыт, синквейны могут применяться в качестве:
1) инструмента для понимания сложной информации; 2) способа оценки понятийного багажа учащихся; 3) средства развития творческой выразительности; 4) способа выражения своего отношения к событию или исторической личности.
«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»). Таксономия (от др. греч. — расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в современном образовательном пространстве. Данный прием связан с классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.
Особенно на среднем уровне обучения, в 5–8 классах , используем визуальное оформление. Учащимся нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующих «лепестках». В старших классах сохраняем саму классификацию, и тогда задание выглядит следующим образом: «Перед тем, как мы прочтем текст о жанрах литературы, необходимо сформулировать индивидуально по одному практическому и одному оценочному вопросам.
Стратегия ИНСЕРТ («Условные значки») способствует формированию функциональной грамотности учащихся, умению работать с информацией, критически ее осмысливать. Используя информационно-насыщенные тексты, необходимо учитывать то, что учащиеся должны иметь обладать суммой знаний об объекте или процессе изучения. Так, например, на уроке русского языка, при изучении темы «Функциональные стили языка» работа осуществляется следующим образом:
1. Учащиеся индивидуально «в столбик» записывают все, что они знают (или считают, что знают) по данной теме (самостоятельная актуализация
имеющихся знаний по данной теме). Затем, в парах, обмениваются этой информацией и составляют кластер, в центре которого находится тема занятия и записаны те факты, которые детям удалось вспомнить.
2. На доске, всем классом составляется общий кластер по данной теме. Те факты, которые вызвали споры, отмечаем знаком вопроса. Обсуждаем, какие темы для учащихся являются самыми сложными. Факты, имеющие общее основание объединяем.
3. Работу с текстом можно организовать по материалам учебника. Но лучше подготовить научно-популярные тексты, которые должны соответствовать требованиям программы, возрасту учащихся. При работе с текстом дети используют следующую систему разметки.
«V» — знал, но забыл (известная информация по каким-то причинам не вошедшая в общий кластер). «+» — никогда бы не подумал, что так бывает! (абсолютно новая информация). «-» — противоречит моим представлениям (критически к этому отношусь). «?» — мало информации по этому поводу, хотелось бы больше (возникшие вопросы, желание больше узнать о данном предмете).
4. После прочтения школьники обсуждают результаты и составляют одну на двоих (или одну на группу) таблицу, в которую записаны ключевые слова как основной результат работы.
5. Обсуждение результатов заполнения таблицы. Возвращаемся к кластеру на доске и корректируем его. В качестве домашнего задания можно дать на «разработку» пункты, попавшие в графу «?».
Перед учителем стоит определенная задача - сделать урок, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. Для этого весьма актуальна технология критического мышления. Приёмы данной технологии позволяют сделать урок более продуктивным, помогают ученикам сформировать собственную позицию, освоить навыки работы с источниками, справочниками. Технология критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Литература
1. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана»
2.Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 гг.
3. Национальный план действий на 2012-2016 гг. по развитию функциональной грамотности школьников. – Астана, 2012.
4.. Коллеги — педагогический журнал Казахстана. Сущность технологии критического мышления http://collegy.ucoz.ru
5. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. — М., 2004. 6. Дэвид КЛУСТЕР, США. Что такое критическое мышление? Газета «Русский язык» № 29/2002 издательского дома «Первое сентября». 7. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. — СПб: Альянс «Дельта», 2003.