Тема:
Фразеологизмы
Цели урока:
-
знать: понятие фразеологического оборота, отличие
его от слова;
-
уметь: давать толкование лексического значения,
подбирать фразеологические синонимы и антонимы, находить
фразеологизмы в тексте, составлять с ними предложения, определять
синтаксическую роль фразеологизмов.
Ход урока
1. Игра
“Аплодисменты”.
-
Отметьте хлопком фразеологический оборот.
Золотые руки, золотые зубы, медвежья берлога,
медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза
разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку,
сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову,
горькое лекарство.
-
Какие сочетания слов вызвали трудности? (Разбираем, объясняем
значение)
-
Что такое фразеологизм?
-
Что общего имеют и чем отличаются слова и
фразеологизмы?
2. Слово учителя.
-
Русский язык очень богат, содержит слова из самых разных пластов
лексики. Откуда же берутся фразеологизмы? Какова история их
происхождения?
Многие фразеологические обороты пришли к нам из
Рима и Древней Греции. Вспомните, какие устойчивые обороты вам
знакомы? Какова история их возникновения? Что они обозначают? (
Выслушиваются ответы учащихся)
3. Выступления учащихся с сообщениями о
происхождении фразеологизмов (Дамоклов меч, Панический страх, перейти Рубикон
и т. д.).
- А
теперь пройдёмся по страницам русской истории. В языке отразились
многие явления жизни людей. Мы употребляем слова и выражения,
которые порождены давно ушедшими в прошлое обычаями. Они живые
свидетели прошлого, знание их обогащает наш ум, даёт возможность
лучше постигнуть язык, более серьёзно им пользоваться. Послушайте
сообщения о том, как возникли выражения: перемывать косточки, уйти
несолоно хлебавши, как с гуся вода, где раки зимуют (выступления
учащихся).
- С
развитием науки и техники в нашу речь входят фразеологизмы- термины
из лексикона представителей разных профессий. Определите профессию
работника по его словарю:
1)
сгущать краски, не жалеть красок;
2)
учитывать все минусы и плюсы, привести к общему знаменателю,
ставить знак равенства;
3)
игра в одни ворота, игра не по правилам.
-
Многие крылатые слова и выражения были созданы писателями: голый
король (Х.К. Андерсен), ушки на макушке (М.Ю. Лермонтов), человек в
футляре (А.П. Чехов).
-
Сделайте вывод о том, как в языке появились
фразеологизмы.
4. Работа по развитию
речи.
-
Отгадайте, какой фразеологический оборот зашифрован на картинке?
Составьте с ним предложение, определите синтаксическую роль
фразеологизма. Устно объясните его
значение.
(Учащимся предлагаются рисунки, на которых
изображены иллюстрации к следующим оборотам: заметать следы, лить
крокодиловы слёзы, намылить голову, набрать в рот воды, тянуть быка
за рога, как кот наплакал, биться как рыба об
лёд.)
5. Лексическая
работа.
-
Какие слова называются синонимами? Как вы думаете, какие
фразеологические обороты можно назвать синонимичными? Подберите
синоним к фразеологизму работать с
огоньком.
-
Какие слова называются антонимами? Что такое антонимичные
фразеологические обороты? Подберите антоним к
фразеологизму засучив
рукава.
-
Заполните таблицу ( спроецирована через мультимедиа или начерчена
на доске):
Фразеологич. оборот
|
Фразеологизм- синоним
|
Фразеологизм- антоним
|
Работать с огоньком
|
|
|
Язык проглотить
|
|
|
Упасть духом
|
|
|
Со
всех ног
|
|
|
6. Шутка-минутка.
-
Исправьте ошибку, объясните значение:
1)
ждать у горя погоды;
2)
мы сами с ушами;
3)
купить кита в мешке;
4)
не ноги горшки обжигают;
5)
нашла коза на камень;
6)
крутится как булка в колесе.
7. Прочитайте
текст (спроецирован через мультимедиа или распечатан на
каждого ученика). Спишите, вставив пропущенные орфограммы,
пунктограммы и раскрывая скобки. Найдите фразеологические обороты,
подчеркните их как члены предложения, устно объясните
значение.
Попались на удочку.
Пр_гласил нас как-то сын л_сника (к )себе. За
гр_бами, говорит, сходим п_охотимся рыбу удить будем . Уху сварим -
пальчики оближешь.
Мы,
конечно, обрадовались, уши развес_ли, слуша_м. Мой братишка так
голову пот_рял от счастья. Как же! В лесу зан_чуем палатки разоб_ём
к_стёр разложим из ружья палить будем. Потом он мне покою (не)
д_вал: Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить,
собаку (на) этом деле с_ел. (Не) знаю, каких собак он съел, а вот
мы попались (на ) удочку. Обм_нул он нас…
8. Подведение итогов
урока:
-
Что нового узнали на уроке о фразеологических
оборотах?
-
Чему научились?
-
Что бы вы посоветовали ученику, изучающему эту тему
самостоятельно?
9. - Чтоб упрочить ваши знания, даю домашнее
задание: закончите рассказ “ Попались на удочку”, введя в него 5-6
фразеологических оборотов.