№2-фокус группа
Тренер: Сироткина Г.И.
БЕКІТЕМІН»
Ямышев ЖОББМ басшысы
Руководитель Ямышевской СОШ
_____ Б.Балгина
План семинара
Тема: Обратная связь как эффективное средство воздействия на образовательный процесс.
Цель: к концу занятия учителя будут иметь представление об обратной связи; знать
некоторые приемы обратной связи на уроке и смогут применить их на уроках.
Задачи:
1.Актуализировать знания учителей об обратной связи.
2.Сформировать понятия об обратной связи, о ее видах и методах
использования ее на уроках.
3.Выявить степень понимания полученных данных знаний для дальнейшего
применения на практике.
Ход семинара
|
Время |
Этапы |
Деятельность модератора и учителей |
Ресурсы |
|
10 минут |
1.Организационный момент |
1. Приветствие участников. Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: – Доброе утро! – Доброе утро! Солнцу и птицам! Доброе утро! Улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым... Пусть доброе утро длится до вечера. 2. Упражнение «Разговор через стекло» Выходит одна пара. "Представьте себе, что вас и вашего партнера разделяет окно с толстым, звуконепроницаемым стеклом, а вам надо передать ему какую-то информацию. Говорить запрещено - ваш партнер вас все равно не услышит. Попробуйте передать через стекло все, что нужно, и получить ответ. Встаньте друг против друга. Начинайте". |
|
|
10 минут |
2.Вызов |
Просмотр презентации «Обратная связь как эффективное средство воздействия на образовательный процесс».
|
|
|
40 минут |
3.Осмысление |
Задание№1. Работа в группах. Составление постеров. 1 группа «Какая должна быть обратная связь, чтобы она дала ожидаемый результат?» (приложение 1) 2-3 группы 10 способов обратной связи (приложение 2) Проверить работу и написать обратную связь. Группы проверяют работу и пишут обратную связь. Озвучивание обратной связи. Задание №2. Просмотр видеофильма «Притча о добре». Работа в группах. Предлагается 3 вопроса: 1. Что я сейчас чувствую? 2. Чему я сегодня научился? 3. Каким я хочу быть завтра?
|
Маркеры, стикеры, постеры.
|
|
10 минут |
Рефлексия |
Формула ПОПС П – позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…». О – обоснование, объяснение своей позиции. Здесь необходимо привести все возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение. Ответ должно быть обоснованным, а не пустословным. В нем должны быть затронуты моменты из изученного курса либо темы, раскрыты определения и понятия. В данном блоке основной вопрос – почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…». П – примеры. Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех. Данный пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. В качестве примеров можно использовать как собственный опыт, даже может надуманный, так и знания с курса истории или обществознания. Главное, чтобы они были убедительными. Речевые обороты, используемые на этом шаге, - «Например…», «Я могу доказать это на примере…». С – следствие (суждение или умозаключение). Этот блок является итоговым, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем может быть таким: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…». |
|
Приложение 1
Обратная связь – процесс сообщения и получения комментариев о конкретных действиях, ситуациях,
спорных вопросах, которые ведут к достижению цели.
• Создание эффективной обратной связи является основой обучения школьников .Обратная связь –
это инструмент, дающий представление о том, как идет процесс обучения, информирует учителя о
достижениях и проблемах учащихся, позволяя определить уровень достижения цели и решения
учебных задач. Обратная связь должна проходить в атмосфере взаимоуважения и
доброжелательности, предоставлять время для того, чтобы учащиеся исправили ошибки или сменили
направление мышления и деятельности.
• Посредством обратной связи ученик получает информацию, которая помогает осознать
собственные пробелы в учении и конкретные рекомендации для продвижения вперед, а учитель –
информацию, помогающую осознать пробелы в обучении и внесения изменений в свою деятельность
(подбор новых методов, техник обучения, внесение изменений в распределение времени урока и др.).
Обучение учащихся становится более эффективным в случае, если им предоставляется частая и
значимая обратная связь.
• Обратная связь осуществляется на уроках в следующих направлениях: учитель – ученики, ученик –
ученики, учитель – ученик, ученик – ученик. Она может осуществляться как в устной, так и в
письменной форме.
Инструменты обратной связи:
• письменные комментарии
• вопросы
• наблюдения
• дневники обратной связи
• опросы – молнии
• тетради самоконтроля и др.
• фронтальный опрос
Письменная обратная связь – это предоставление конкретных рекомендаций ученику по итогам
проверки работ в письменной форме. Она используется при проверке письменных работ учеников
таких, как домашние работы, самостоятельные, контрольные работы.
При предоставлении обратной связи (устной и письменной) можно использовать три типа:
I. Напоминание.
например, во время проверки работы учитель может написать в письменной работе ученика:
«Для того чтобы правильно вычислить площадь прямоугольника, тебе необходимо просмотреть
правило на странице 65»,
2. «Чтобы твой рассказ имел логическую последовательность, обрати внимание на второй критерий
оценивания, где описана последовательность написания рассказа».
3. «Чтобы правильно составить гербарий, тебе необходимо еще раз посмотреть последовательность
выполнения практической работы».
Осуществляется несколькими средствами:
II .Поэтапная помощь.
a. Посредством вопросов.
b. Описание.
с. Незаконченные предложения.
III. Представление образца.
•Не делайте много комментариев к одной работе.
Комментарии должны обеспечить учащегося информацией о том, как он поработал по отношению к
обучающей цели и подтолкнуть его к совершенствованию своей работы.
• Комментарии должны быть сделаны в соответствии с критериями оценивания.
• Устная обратная связь – это предоставление комментариев ученику в устной форме по итогам
наблюдения за деятельностью учащегося, выполнением его работы.
• Устная обратная связь (комментарий учителя) может быть полной (развернутой) или краткой
(неразвернутой). Использование неразвернутых или кратких комментариев чаще всего включает
только оценку учителя «молодец», «хорошо», «неправильно», и не предоставляет ученику совета,
рекомендации, направления выполнения работы. Для достижения цели формативного оценивания –
предоставление эффективной обратной связи, рекомендуется использовать развернутый
комментарий.
• Обратная связь помогает учителю и учащимся увидеть собственные пробелы и исправить их на
ранних этапах в процессе обучения. Таким образом, обеспечивается продвижение вперед.
Приложение 2
20 способов обеспечения эффективной обратной связи
1 Обратная связь должна быть обучающей по природе, сбалансированной.
Давать обратную связь – значит, объяснять обучающимся, что именно они делают
правильно и неправильно. Однако фокус обратной связи должен основываться
существенным образом на том, что ученики делают верно. Наиболее продуктивна та
обратная связь для обучения, когда ученикам дается пример и объяснение того, что
было правильным, и что не правильным в их работе. Примером может служить
«сэндвич»: Комплимент, пожелание, комплимент.
P.S. Использование красной пасты в письменных комментариях само по себе
является «барьером» при восприятии учащимися комментариев учителя. В качестве
альтернативы, попробуйте пользоваться зеленой пастой, как более «дружелюбной».
Обязательно дайте знать учащемуся о том, что в его работе было сделано хорошо.
(прим. авт.)
2 Обратная связь должна быть своевременной.
Когда обратная связь дается сразу же после состоявшегося доказательства
обучения, ученики отвечают позитивно и уверенно вспоминают о процессе обучения.
Если же мы долгое время не даем обратную связь, упускаем время, тогда, вероятнее
всего, ученик не сможет связать обратную связь и действие.
P.S. Если Вы предоставляете обратную связь на письменную работу учащегося
более чем через неделю, она может значительно потерять свою актуальность.
(прим. авт.)
3 Будьте внимательны к индивидуальным потребностям учащегося.
Очень важно, что мы подходим индивидуально к каждому ученику, давая
обратную связь. Наши классы представляют большое разнообразие учеников.
Некоторых учащихся надо подталкивать, чтобы достичь более высокого уровня, тогда
как с другими следует обращаться очень осторожно, чтобы не препятствовать
обучению и навредить его самооценке. Баланс между желанием не задеть чувства
ученика и обеспечить надлежащее поощрение имеет важное значение.
4 Задайте 4 вопроса
Исследования эффективного преподавания и обучения (Dinham, 2002, 2007a,
2007b.) показали, что учащиеся хотят знать, где они ‘находятся’, когда обучаются.
Регулярное предоставление ответов на следующие четыре вопроса поможет
обеспечить качественную обратную связь. Эти вопросы могут быть полезны при
предоставлении обратной связи родителям:
• Что может ученик делать?
• Что не может ученик делать?
• Что представляет собой работа ученика в сравнении с другими его работами?
Как ученик может улучшить свою работу?
5 Обратная связь должна ссылаться на навык или специальные знания.
В данном случае рубрики становятся полезным инструментом. Рубрика является
инструментом для воплощения связи между ожиданиями и заданиями. Эффективные
рубрики обеспечивают учеников конкретной информацией об их обучении
относительно установленных стандартов.
6 Давайте обратную связь, чтобы целенаправленно вести учеников к
достижению цели обучения.
Регулярные ‘неформальные контрольные проверки’ учеников дают им знать, где
они находятся в процессе своего обучения на уроке и с вами. Используйте ‘4’ вопроса
для управления вашей обратной связью.
P.S. Будьте осторожны: не превращайте письменные работы в наказание и
дополнительный стресс для учащихся. Учащиеся должны неизменно извлекать выгоду
Жүктеу
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Тема: Обратная связь как эффективное средство воздействия на образовательный процесс. Цель: к концу занятия учителя будут иметь представление об обратной связи; знать некоторые приемы обратной связи на уроке и смогут применить их на уроках.
Тема: Обратная связь как эффективное средство воздействия на образовательный процесс. Цель: к концу занятия учителя будут иметь представление об обратной связи; знать некоторые приемы обратной связи на уроке и смогут применить их на уроках.
№2-фокус группа
Тренер: Сироткина Г.И.
БЕКІТЕМІН»
Ямышев ЖОББМ басшысы
Руководитель Ямышевской СОШ
_____ Б.Балгина
План семинара
Тема: Обратная связь как эффективное средство воздействия на образовательный процесс.
Цель: к концу занятия учителя будут иметь представление об обратной связи; знать
некоторые приемы обратной связи на уроке и смогут применить их на уроках.
Задачи:
1.Актуализировать знания учителей об обратной связи.
2.Сформировать понятия об обратной связи, о ее видах и методах
использования ее на уроках.
3.Выявить степень понимания полученных данных знаний для дальнейшего
применения на практике.
Ход семинара
|
Время |
Этапы |
Деятельность модератора и учителей |
Ресурсы |
|
10 минут |
1.Организационный момент |
1. Приветствие участников. Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: – Доброе утро! – Доброе утро! Солнцу и птицам! Доброе утро! Улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым... Пусть доброе утро длится до вечера. 2. Упражнение «Разговор через стекло» Выходит одна пара. "Представьте себе, что вас и вашего партнера разделяет окно с толстым, звуконепроницаемым стеклом, а вам надо передать ему какую-то информацию. Говорить запрещено - ваш партнер вас все равно не услышит. Попробуйте передать через стекло все, что нужно, и получить ответ. Встаньте друг против друга. Начинайте". |
|
|
10 минут |
2.Вызов |
Просмотр презентации «Обратная связь как эффективное средство воздействия на образовательный процесс».
|
|
|
40 минут |
3.Осмысление |
Задание№1. Работа в группах. Составление постеров. 1 группа «Какая должна быть обратная связь, чтобы она дала ожидаемый результат?» (приложение 1) 2-3 группы 10 способов обратной связи (приложение 2) Проверить работу и написать обратную связь. Группы проверяют работу и пишут обратную связь. Озвучивание обратной связи. Задание №2. Просмотр видеофильма «Притча о добре». Работа в группах. Предлагается 3 вопроса: 1. Что я сейчас чувствую? 2. Чему я сегодня научился? 3. Каким я хочу быть завтра?
|
Маркеры, стикеры, постеры.
|
|
10 минут |
Рефлексия |
Формула ПОПС П – позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…». О – обоснование, объяснение своей позиции. Здесь необходимо привести все возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение. Ответ должно быть обоснованным, а не пустословным. В нем должны быть затронуты моменты из изученного курса либо темы, раскрыты определения и понятия. В данном блоке основной вопрос – почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…». П – примеры. Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех. Данный пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. В качестве примеров можно использовать как собственный опыт, даже может надуманный, так и знания с курса истории или обществознания. Главное, чтобы они были убедительными. Речевые обороты, используемые на этом шаге, - «Например…», «Я могу доказать это на примере…». С – следствие (суждение или умозаключение). Этот блок является итоговым, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем может быть таким: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…». |
|
Приложение 1
Обратная связь – процесс сообщения и получения комментариев о конкретных действиях, ситуациях,
спорных вопросах, которые ведут к достижению цели.
• Создание эффективной обратной связи является основой обучения школьников .Обратная связь –
это инструмент, дающий представление о том, как идет процесс обучения, информирует учителя о
достижениях и проблемах учащихся, позволяя определить уровень достижения цели и решения
учебных задач. Обратная связь должна проходить в атмосфере взаимоуважения и
доброжелательности, предоставлять время для того, чтобы учащиеся исправили ошибки или сменили
направление мышления и деятельности.
• Посредством обратной связи ученик получает информацию, которая помогает осознать
собственные пробелы в учении и конкретные рекомендации для продвижения вперед, а учитель –
информацию, помогающую осознать пробелы в обучении и внесения изменений в свою деятельность
(подбор новых методов, техник обучения, внесение изменений в распределение времени урока и др.).
Обучение учащихся становится более эффективным в случае, если им предоставляется частая и
значимая обратная связь.
• Обратная связь осуществляется на уроках в следующих направлениях: учитель – ученики, ученик –
ученики, учитель – ученик, ученик – ученик. Она может осуществляться как в устной, так и в
письменной форме.
Инструменты обратной связи:
• письменные комментарии
• вопросы
• наблюдения
• дневники обратной связи
• опросы – молнии
• тетради самоконтроля и др.
• фронтальный опрос
Письменная обратная связь – это предоставление конкретных рекомендаций ученику по итогам
проверки работ в письменной форме. Она используется при проверке письменных работ учеников
таких, как домашние работы, самостоятельные, контрольные работы.
При предоставлении обратной связи (устной и письменной) можно использовать три типа:
I. Напоминание.
например, во время проверки работы учитель может написать в письменной работе ученика:
«Для того чтобы правильно вычислить площадь прямоугольника, тебе необходимо просмотреть
правило на странице 65»,
2. «Чтобы твой рассказ имел логическую последовательность, обрати внимание на второй критерий
оценивания, где описана последовательность написания рассказа».
3. «Чтобы правильно составить гербарий, тебе необходимо еще раз посмотреть последовательность
выполнения практической работы».
Осуществляется несколькими средствами:
II .Поэтапная помощь.
a. Посредством вопросов.
b. Описание.
с. Незаконченные предложения.
III. Представление образца.
•Не делайте много комментариев к одной работе.
Комментарии должны обеспечить учащегося информацией о том, как он поработал по отношению к
обучающей цели и подтолкнуть его к совершенствованию своей работы.
• Комментарии должны быть сделаны в соответствии с критериями оценивания.
• Устная обратная связь – это предоставление комментариев ученику в устной форме по итогам
наблюдения за деятельностью учащегося, выполнением его работы.
• Устная обратная связь (комментарий учителя) может быть полной (развернутой) или краткой
(неразвернутой). Использование неразвернутых или кратких комментариев чаще всего включает
только оценку учителя «молодец», «хорошо», «неправильно», и не предоставляет ученику совета,
рекомендации, направления выполнения работы. Для достижения цели формативного оценивания –
предоставление эффективной обратной связи, рекомендуется использовать развернутый
комментарий.
• Обратная связь помогает учителю и учащимся увидеть собственные пробелы и исправить их на
ранних этапах в процессе обучения. Таким образом, обеспечивается продвижение вперед.
Приложение 2
20 способов обеспечения эффективной обратной связи
1 Обратная связь должна быть обучающей по природе, сбалансированной.
Давать обратную связь – значит, объяснять обучающимся, что именно они делают
правильно и неправильно. Однако фокус обратной связи должен основываться
существенным образом на том, что ученики делают верно. Наиболее продуктивна та
обратная связь для обучения, когда ученикам дается пример и объяснение того, что
было правильным, и что не правильным в их работе. Примером может служить
«сэндвич»: Комплимент, пожелание, комплимент.
P.S. Использование красной пасты в письменных комментариях само по себе
является «барьером» при восприятии учащимися комментариев учителя. В качестве
альтернативы, попробуйте пользоваться зеленой пастой, как более «дружелюбной».
Обязательно дайте знать учащемуся о том, что в его работе было сделано хорошо.
(прим. авт.)
2 Обратная связь должна быть своевременной.
Когда обратная связь дается сразу же после состоявшегося доказательства
обучения, ученики отвечают позитивно и уверенно вспоминают о процессе обучения.
Если же мы долгое время не даем обратную связь, упускаем время, тогда, вероятнее
всего, ученик не сможет связать обратную связь и действие.
P.S. Если Вы предоставляете обратную связь на письменную работу учащегося
более чем через неделю, она может значительно потерять свою актуальность.
(прим. авт.)
3 Будьте внимательны к индивидуальным потребностям учащегося.
Очень важно, что мы подходим индивидуально к каждому ученику, давая
обратную связь. Наши классы представляют большое разнообразие учеников.
Некоторых учащихся надо подталкивать, чтобы достичь более высокого уровня, тогда
как с другими следует обращаться очень осторожно, чтобы не препятствовать
обучению и навредить его самооценке. Баланс между желанием не задеть чувства
ученика и обеспечить надлежащее поощрение имеет важное значение.
4 Задайте 4 вопроса
Исследования эффективного преподавания и обучения (Dinham, 2002, 2007a,
2007b.) показали, что учащиеся хотят знать, где они ‘находятся’, когда обучаются.
Регулярное предоставление ответов на следующие четыре вопроса поможет
обеспечить качественную обратную связь. Эти вопросы могут быть полезны при
предоставлении обратной связи родителям:
• Что может ученик делать?
• Что не может ученик делать?
• Что представляет собой работа ученика в сравнении с другими его работами?
Как ученик может улучшить свою работу?
5 Обратная связь должна ссылаться на навык или специальные знания.
В данном случае рубрики становятся полезным инструментом. Рубрика является
инструментом для воплощения связи между ожиданиями и заданиями. Эффективные
рубрики обеспечивают учеников конкретной информацией об их обучении
относительно установленных стандартов.
6 Давайте обратную связь, чтобы целенаправленно вести учеников к
достижению цели обучения.
Регулярные ‘неформальные контрольные проверки’ учеников дают им знать, где
они находятся в процессе своего обучения на уроке и с вами. Используйте ‘4’ вопроса
для управления вашей обратной связью.
P.S. Будьте осторожны: не превращайте письменные работы в наказание и
дополнительный стресс для учащихся. Учащиеся должны неизменно извлекать выгоду
шағым қалдыра аласыз





















