Тема:
«Синтаксис»
Несколько лет назад у нас в школе состоялся
семинар по теме “Современные педагогические технологии”. Каждый
учитель должен был изучить к семинару материал о какой-либо
технологии и рассказать о ней коллегам. Меня заинтересовала
технология развития критического мышления. И вот уже на протяжении
трех лет я пытаюсь освоить в своей работе элементы этой
технологии.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ
взаимодействия с идеями и информацией.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это разумный, взвешенный
подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что
верить.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это особый вид деятельности
позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему
точке зрения или модели поведения.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это разумный, взвешенный
подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что
верить.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это особый вид деятельности
позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему
точке зрения или модели поведения.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – отправная точка для
развития творческого мышления.
Необходимо умение не только овладеть
информацией, но и критически ее оценить, осмыслить,
применить.
Критическое мышление имеет 5 характеристик. (Д.
Клустер)
-
Во-первых – это
мышление самостоятельное.
-
Во-вторых – это
мышление обобщенное.
-
В-третьих – это
мышление проблемное и
оценочное.
-
В
четвертых – это мышление аргументированное.
-
В
пятых – критическое мышление есть
мышление социальное.
В
программе РКМЧП определение критического мышления состоит из 6
компонентов.
Критический мыслитель:
-
Формирует собственное
мнение.
-
Совершает обдуманный выбор между различными
мнениями.
-
Решает проблемы.
-
Аргументировано спорит.
-
Ценит
совместную работу, в которой возникает общее
решение.
-
Умеет
ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его
отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих
факторов.
Цель данной технологии
- развитие мыслительных навыков учащихся,
необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение
принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать
различные стороны явлений и т.п.).
Основа
ТРКМ – трехфазная структура
урока:
-
вызов;
-
осмысление;
-
рефлексия.
Задачи фазы вызова (пробуждение интереса к
предмету):
-
актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с
изучаемым материалом;
-
пробудить познавательный интерес к изучаемому
материалу;
-
помочь учащимся самим определить направление в изучении
темы.
Задачи фазы реализации смысла (осмысление
материала во времени работы над ним):
Задачи фазы рефлексии (обобщение материала,
подведение итогов):
Формы
и средства развития КМ:
-
сбор
данных;
-
анализ текстов;
-
сопоставление альтернативных точек
зрения;
-
коллективное обсуждение;
-
разные виды парной и групповой
работы;
-
дебаты;
-
дискуссии;
-
публикации письменных работ
учащихся.
КМ
– письменная работа.
Кластеры (гроздья)
“ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ”
Сама ТЕМА - это “ствол дерева”
“Листочки” - это ПРОГНОЗ
“Веточки” - это АРГУМЕНТЫ, обоснования
Перепутанные
логические цепочки.
-
Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди
которых есть верные, а есть и неверные.
-
Учащиеся работают индивидуально, читают текст,
отмечают перепутанные цепочки.
-
Обсуждают свои результаты в группе, уточняют,
исправляют.
Приемы по
развитию навыков
прогнозирования.
-
Верные и неверные
утверждения.
-
В
начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно
оценить как верные или неверные и обосновать свои
решения.
-
На
стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим
утверждения и обменятся ими для оценки их
правильности.
СИНКВЕЙН
-
В
первой строчке тема называется одним словом (обычно
существительным).
-
Вторая
строчка – это описание темы в двух словах (двумя
прилагательными).
-
Третья
строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя
словами.
-
Четвертая
строчка – это фраза из четырех слов, показывающая
отношение к теме.
-
Последняя
строка – это синоним из одного слова, который повторяет
суть темы.