Материалдар / Тема урока "Морфология и культура речи"
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Тема урока "Морфология и культура речи"

Материал туралы қысқаша түсінік
Вид: урок обобщения и систематизации полученных знаний. Тип: урок-практикум с использованием коммуникативно-деятельностного подхода. Эпиграф: Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни. Д.И. Писарев Образовательные цели: повторить изученное о частях речи; познакомить учащихся с принципами русской орфографии; повторить и обобщить правила, касающиеся разных частей речи; отработать навыки узнавания орфограммы, условий ее выбора , правильного ее графического обозначения. Привести в систему знания по морфологическим нормам русского языка (нормы словообразования и словоизменения) Развивающие: Развитие положительной мотивации к процессу обучения; Формирование позитивной Я - концепции; Совершенствование речемыслительной деятельности; Развитие умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления;
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
20 Қараша 2018
637
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Морфология и культура речи

Вид: урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Тип: урок-практикум с использованием коммуникативно-деятельностного подхода.

Эпиграф:

Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни.
Д.И. Писарев

Образовательные цели: повторить изученное о частях речи; познакомить учащихся с принципами русской орфографии; повторить и обобщить правила, касающиеся разных частей речи; отработать навыки узнавания орфограммы, условий ее выбора , правильного ее графического обозначения. Привести в систему знания по морфологическим нормам русского языка (нормы словообразования и словоизменения)

Развивающие:

Развитие положительной мотивации к процессу обучения;

Формирование позитивной Я - концепции;

Совершенствование речемыслительной деятельности;

Развитие умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления;

Развитие умения логически верно излагать мысли;

Развитие творческих способностей, критического, образного мышления, коммуникативных умений и навыков, способности к сотрудничеству с другими людьми.

Воспитательные:

Развитие системы ценностных отношений к родному языку;

Совершенствование навыков этичного межличностного общения;

Воспитание бережного отношения к слову , ответственного отношения к собственной речи.

Оборудование урока: ИКТ - презентация; орфографические словари, таблицы.

Ход урока

1.Слово учителя

Речь человека – это лакмусовая бумажка его общей культуры. Владение литературным языком – это признак образованности, интеллигентности.

Морфология и культура речи, Что объединяет эти понятия? Во-первых, требование правильности речи, знание и соблюдение языковых норм, во-вторых, богатство словаря, выразительность, логическая стройность, смысловая точность.

Мир слов имеет свои закономерности, познание которых увлекательно.

Этому и посвящен наш урок.

2. Повторение частей речи (Опрос)

3. Актуализация темы урока.

Род имен существительных

Важной морфологической характеристикой имён существительных является категория рода. В большинстве случаев определение рода не вызывает трудностей, однако есть слова, которым часто «не везет»; их род определяется многими неверно, отсюда речевые ошибки.

Напомним:

Аэрозоль, картофель, кед, кофе, пенальти, погон, рельс, рояль, толь, тюль, шампунь – словамужского рода;

Вуаль, кольраби, манжета, мозоль, плацкарта, салями, тапка, туфля – слова женского рода;

Визави, задира, лакомка, невежа, протеже, тихоня… – общего рода.

Род несклоняемых названий животных и птиц – мужскойкакаду, кенгуру, марабу, пони, но иваси (рыба), цеце (муха). 

Большинство несклоняемых названий профессий относится к мужскому роду даже в том случае, если речь идёт о женщине. (Она – опытный управляющий банком). Род несклоняемых существительных, обозначающих географические названия, определяется по роду соответствующего нарицательного существительного: Миссури (река), Онтарио (озеро), Сочи (город).

Аббревиатуры приобретают род ведущего слова: МИД (Министерство иностранных дел), СНГ (Содружество Независимых Государств).

Склонение имён и фамилий

Русские и иностранные имена и фамилии, оканчивающиеся на согласный, если относятся к лицу мужского пола, склоняются, к лицу женского пола – не склоняются: Жюля Верна, Ганса Христиана Андерсена, Нине Шмидт, к Этель Лилиан Войнич.

Иностранные фамилии на -ов, -ин в творительном падеже имеют окончание -ом (Дарвином, Чаплином), русские -ым (Некрасовым).

Тест

Красив…какаду, молод…кенгуру, свеж…кольраби, тонк…вуаль, боль… мозоль, плотн… тюль, пожил…мадам, сед…маэстро, душист…шампун…, красив… Онтарио, полноводн… Миссисипи, сочн…манго, остроумн…конферансье.

Формообразование имён существительных

Окончания именительного падежа множественного числа имён существительных 

Морфологические нормы часто нарушаются.

Запомните: окончание

-а (-я)

адреса, директора, инспектора, паспорта, отпуска, терема, шелка, купола, штемпеля, якоря…

-ы (-и)

аптекари, выборы , договоры, инженеры, лекари, месяцы, офицеры, почерки, слоги, токари, торты, фронты, шоферы.

Вариативные окончания (смысловые различия):

Учители – учителя, хлебы – хлеба, поясы – пояса…

Родительный падеж множественного числа

  • Единицы измерения: килограммов, граммов, ампер, микрон, рентген…

  • Лица по национальности ( нулевое окончание): армян, грузин, осетин, румын, татар, туркмен, турок, цыган; (окончание –ов, -ев):казахов, киргизов, монголов, таджиков, узбеков, якутов.

  • Овощи, фрукты: яблок, дынь, но апельсинов, баклажанов, помидоров, томатов, мандаринов.

  • Названия парных предметов: чулок, сапог, колготок, манжет, но носков, гольфов.

  • Отвлеченные понятия: комментариев, критериев,

  • Запомните (много) барж, басен, вафель, кочерёг, простынь, свадеб, цапель, яблонь; блюдец, одеялец, полотенец, плеч; потемок, сумерек; побережий, платьев; захолустий, будней, яслей.

Тест

1. Около сорока (гектары) пострадали от непогоды. 2. Опытные (шофер) отправляется в дорогу. 3. За леском вились дымки полевых (кухня). 4. В школе работают опытные…(учителя, учители). 5. Корректор заметил в рукописи… букв. Работникам завода выдали новые… (пропуска, пропуски). 6. Были отмечены известные (профессор), крупные (директор), достойные (офицер) 7. Эта песня популярна среди (армяне, грузины и таджики) 8. Мы купили много новых (носки, чулки). 9. Фруктовый сад занимал площадь свыше пяти гектар… 10. На строительство прибыли инженер… 11. (Бухгалтер…) составляют годовую отчетность.

Особенности употребления имён числительных

  • Произнеси фразу: «К 2009 году библиотека будет владеть 627230 книгами»

  • Наибольшее количество ошибок в речи – неправильное склонение числительных: к 525 +30; от 525-30; с525+30

  • Чтобы правильно прочитать данные примеры, нужно хорошо знать правила склонения числительных.

  • В сложных количественных числительных от 50 до 80 и от200 до 900 склоняются обе части

  • Числительные полтора, полтораста, 40. 90. 100 при склонении имеют две формы

  • У составных количественных числительных склоняются все слова, у составных порядковых – только последнее слово

  • Собирательные числительные употребляются только с существительными, называющими лиц мужского пола; с существительными, употребляющимися только во множественном числе; с существительными дети, ребята, люди.

  • Числительное оба (мужской, средний род), обе (женский род).

  • Запомните: к первому сентября 

ТестНайди ошибки

  • Двое влюбленных

  • Трое учениц

  • Обоими страницами

  • Более три тысячи километров

  • До двухтысячи пятого года

  • С восьмым мартом

  • К обеим домам

  • Семеро волков

  • К сто книгам

  • О девяносто днях

  • К шестьсот двадцати трем

  • Обеими яблоками

  • К девятьсот сорока одному

  • С первым маем

  • К обоим студентам

  • С семидесяти тремя учениками

  • С полуторами тысяч рублей

  • Обоими сестрами

Прочитай

В нашей школе более (500) учеников. Около (200) не имеют троек, более (30) – четверок. Около (120) учеников приняли участие в предметной неделе русского языка, более (150) – в олимпиаде «Медвежонок».

Формы имен прилагательных

Нельзя соединять формы сравнительной и превосходной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения:

  • красивый – красивее, более красивый, красивейший, самый красивый;

  • интересный – интереснее, менее интересный, интереснейший, наиболее или наименее интересный.

До недавнего времени в языке наблюдались колебания в написании форм кратких прилагательных на -ен и на -енен. В настоящее время более употреблена форма – -ен: безукоризнен, естествен, ответствен, родствен.

Разграничение функциональных омонимов

Что это такое? Это этимологически родственные слова, совпадающие по звучанию, но относящиеся к разным частям речи.

Мы знаем, что в русском языке слова имеют способность переходить из одной части речи в другую, при этом они различаются общим грамматическим значением, морфологическими и синтаксическими признаками. Например 1. Все напряженно слушали учителя. – Внимание всех было напряжено. – Лица моряков были суровы и напряженны. 2. Море взволновано бурей. – Он взволнованно рассказывал о соревнованиях. 3. Лицо его было грустно. – Он грустно улыбался. – За столом было грустно.

Разграничение частей речи нужно и при морфемном разборе, и при словообразовательном анализе: небо высоко, прыгнул высоко; это смешно, смешно кланялся.

Знаменательные части речи и омонимичные служебные

В течени… урока, в продолжении… перемены, в течени… реки, в продолжении… романа узнал о новом герое; пришел, что (бы) учиться; что (бы) прочитать; (не)смотря на опасность, (не)смотря на доску ; я то(же) приду, прочитал то(же) самое; мал, (за)то умен, ушел (за)то здание; говорил просто, я просто ученик. думал о себе, гуляй себе на воле; жил вблизи, вблизи дома.

ТестированиеГде есть нарушение морфологических норм:

  • Черное кофе без сахара, червивый яблок, несколько басней

  • Более строже, две пары носков, опытные шофера

  • Маэстро отменило концерт. Солнечное Баку ждет гостей. У обоих девушек зазвонили телефоны. Прозрачная тюль украсила комнату. Он более умнее. Вкусные торта. Умные докторы. О пятьсот первом номере. Более худшие привычки. Без комментарий. Шесть помидор. К пятому октябрю. Я к ей с душой. В полуторах километрах. Обоих сестер.

Определите, какой частью речи является выделенное слово: кратким прилагательным, кратким причастием, наречием. Вставьте пропущенные буквы.

Все напряжё…о слушали учителя. Внимание всех было напряже…о. Лица моряков были суровы и напряжё..ы. Девушка хорошо воспита..а. Она тактична и воспита..а. Юноша чувствовал себя скова..о. Кольцо скова…о из двух полос. Мать озабоче…о посмотрела на сына. Мы озабоче…ы трудным положением. Лица у всех были озабоче…ы и серьёзны.

Подведение итогов урока.

Помните слова Д.И. Писарева: «Неправильное употребление слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни».

L

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!