Тема урока: Обстоятельство.
Виды обстоятельств
Лексическая тема: Человек и его чувства
Цель урока:
расширить представления учащихся об обстоятельстве, познакомить
с основными видами обстоятельств и способами их выражения.
Задачи урока:
- дать понятие о грамматическом значении обстоятельств, способах
их выражения; обратить особое внимание на обстоятельства,
выраженные инфинитивом;
- развивать наблюдательность, логичность, последовательность,
связность речи учащихся;
- обогащать эстетический опыт, развивать чувство прекрасного.
Прогнозируемые результаты: усвоят понятие о грамматическом значении
обстоятельств, знают основные виды обстоятельств, способы их
выражения.
Оборудование: учебник, таблица
«Обстоятельство. Виды обстоятельств», карточки с заданиями и
текстами, опорные схемы.
Ход урока
I
Организационный момент
II Фонетическая
разминка (упр.107)
III Актуализация
знаний об обстоятельстве
- Что такое
обстоятельство? (Обстоятельство-это второстепенный член
предложения.)
- Что общего у обстоятельства и определения? (Они обозначают
признак)
- В чём разница между этими второстепенными членами
предложения? (Определение обозначает признак предмета, а
обстоятельство – признак действия или другого признака.)
- К каким членам предложения относятся обстоятельства?
(Обстоятельства поясняют сказуемое или другие члены
предложения.)
- Назовите виды обстоятельств. (Обстоятельства могут быть следующих
видов: образа действия, меры и степени, места, времени, условия,
причины, цели, уступки)
- Чем могут быть выражены обстоятельства? (Обстоятельства обычно
бывают выражены существительными в формах косвенных падежей,
наречиями, фразеологическими оборотами. А также они могут быть
выражены деепричастиями, деепричастными оборотами, неопределённой
формой глагола и сравнительными оборотами).
IV Тренировочные
упражнения
1. Упр.114. Ответьте на вопросы, используя слова в скобках и
предлоги в или на. Ответы запишите. Назовите обстоятельства, их
значение и чем они выражены.
2. Упр.115. Списать, вставляя вместо точек предлоги из-за, от, для,
по, благодаря, на. Найдите обстоятельства причины и цели.
3. Упр.113 (устно). Прочитайте выразительно. Найдите
обстоятельства. Поставьте к ним вопросы. Какой частью речи они
выражены?
4. Сделать синтаксический разбор предложения
Дедушка
сослепу не нашёл на столе нужной квитанции.
V Развитие
речи
Работа с текстом «Про зависть».
Прочитать. Ответить на вопросы по содержанию.
VI Рефлексия
Я узнал сегодня на уроке…
Затрудняюсь, когда…
Научился…
VII Домашнее задание:
1) повторить правило; 2) упр.109. Спишите текст, вставляя
обстоятельства времени. Используйте слова для справок.
VIII Подведение
итогов. Оценка знаний