Пояснительная записка
Духовная жизнь ребенка полноценна
лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.
Без этого он – засушенный цветок.
В. Сухомлинский
Дошкольное детство – период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств творческой личности. В возрасте 3–5 лет потребность детей проявлять себя в творчестве огромна. Очень важно на дошкольном этапе развития личности определить способность и талантливость детей, создать им условия для самовыражения, дать неограниченные возможности проявить себя во всех видах творчества.
В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности детей, прежде всего художественные. Дошкольное детство создает благоприятные условия для их формирования. Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности. Он поет, танцует. Это создает возможность для проявления специальных способностей. Высшим проявлением способностей является ТАЛАНТ. Возможность выразить свои чувства в танце, внимательно слушая музыку, в огромной степени способствует эмоциональному, духовному, физическому развитию дошкольника. Сочетание духовного и физического необходимо для развития личности ребенка.
Работая и наблюдая за детьми в ДОУ, выяснилось, что у детей двигательные навыки не достаточно сформированы, дети замкнуты, двигательная активность слабая. Поэтому, появилась актуальная необходимость в разработке дополнительной программы, которая поможет в работе с детьми, для развития танцевально-творческих способностей.
Данная программа поможет сформировать у дошкольников навыки танцевальной техники, а также нравственно-волевые качества личности: настойчивость в достижении результата, выдержку, умение контролировать свои движения, действовать в коллективе. Программа обеспечивает укрепление физического, психического и психологического здоровья детей.
Программа разработана на основе собственной практической работы с детьми дошкольного возраста, разных по физическим данным, с учетом интересов ребят, их познавательной активности и творческих возможностей, опираясь на работу Опришко Марины Викторовны «Талант-восьмое чудо света».
При разработке программы были изучены и проработаны следующие авторские программы: «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, «Прекрасный мир танца» О. Н. Калининой, «Учимся танцевать» Д. Холла, «Музыка, движение, ритм» Н. Л. Фомичевой, «От жеста к танцу» Е. В. Горшковой, музыкальная ритмика «Топ-хлоп» Е. Железневой, «Танцевальная мозаика» Е. Мартыненко, «Талант – восьмое чудо света» М. Опришко.
Практическая основа программы сложилась за время многолетней работы с детьми дошкольного возраста в мини центре.
Данная дополнительная программа соответствует требованиям:
- Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей;
- Конвенции о правах ребенка;
- Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.
Цель данной программы – выявление, раскрытие и развитие специальных (художественных) способностей каждого воспитанника, развитие личности дошкольника.
Задачи:
Общие : - Создание условий для развития способностей детей.
- Развитие интеллектуального, физического, духовного, творческого потенциала воспитанников.
- Выявление и развитие особо одаренных детей.
- Организация полноценной культурно-досуговой деятельности.
- Привитие навыков здорового образа жизни.
Частные:
- Формирование навыков хореографической техники, основ культуры движений
- Повышение эмоционального настроя
- Формирование нравственно-волевых качеств личности:
настойчивости в достижении результата, выдержки, выносливости, умение контролировать свои движения, действовать в коллективе
- Повышение стойкого интереса и потребности к занятиям
хореографией
- Формирование красивой осанки, правильной походки
- Совершенствование чувства ритма, музыкальности
- Воспитание эстетического вкуса, любви к искусству, культуры
поведения во время занятий, культурно-досуговой и концертной деятельности.
Структура программы:
Основной формой работы являются:
Непосредственно образовательная деятельность по расписанию: 2младшая группа, средняя группа. 15 минут. 20 минут.
Для успешной реализации программы предполагается: беседы о музыке, танце различного содержания, слушание музыки танцевального характера, просмотр видеозаписей детских праздников и концертов, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов.
Программа рассчитана на 2 года. Программа является вариативной, комплексной, т. е. при возникновении необходимости допускается корректировка содержания, форм НОД и времени прохождения материала.
Этапы реализации:
1 этап: Начальное обучение новым музыкально-ритмическим движениям.
Закрепление материала, освоение и отработка техники выполнения новых танцевальных движений.
Цель: создание общего представления о новом движении во взаимосвязи с музыкой. Выполнение движений в соответствии со средствами музыкальной выразительности.
Первый год обучения для 3-4 лет (младшего дошкольного возраста) – в течение которого у них накапливается объем музыкально-образных впечатлений и запас танцевальных движений период совершенствования творческих способностей, постановка и разучивание танцев, а так же казахских национальных танцев, выступления детей на праздниках в мини центре.
2 этап: Эмоциональное и выразительное исполнение танцев, танцевальных миниатюр, самостоятельное создание групповых проектов. Творческая самореализация.
Цель: совершенствование и самостоятельное выполнение движений во взаимосвязи с музыкой.
Второй год обучения для детей 4-5лет, где дети способны продемонстрировать соответствующие навыки созданию и самостоятельно исполнению танцев, используя простые движения, в том числе и относящиеся к различным народным танцевальным культурам. Уверенное выступление детей в праздничных мероприятиях мини центра и в городских, региональных и республиканских конкурсах и фестивалей.
Методическое обеспечение:
1. Виды и формы непосредственной образовательной деятельности:
- НОД.
- Познавательно - досуговые: дидактические игры и развлечения.
- Контрольно-диагностические: беседы, дискуссии.
- Нетрадиционные формы: домашние задания.
2. Методы и приемы обучения
Принципы:
- Доступности, индивидуализации, систематичности, последовательности;
Приемы:
- Учет возрастных особенностей ребенка. Отработка двигательных навыков. Улучшение способностей детей, вызывать интерес к танцам различного содержания. Освобождать его от
застенчивости. Систематичность в приобретении знаний, умений, приучают детей к методичной и регулярной работе.
Принципы:
- Постепенного повышения требований;
Приемы:
- Выполнение более трудных новых заданий, увеличение объема и интенсивности нагрузок. От простого к сложному по темам.
Принципы:
- Сознательности и активности;
Приемы:
- Обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение детей к своим действиям.
Принципы:
- Эмоциональной увлеченности и заинтересованности.
Приемы:
- Взаимодействие ребенка с той средой, в которой он живет.
I - Методы: II - Приемы:
I.1 - Иллюстративной наглядности, словесный, показ;
II.1 - Разучивание нового движения с точным показом. Танцевальная культура в сопровождении репродукциями, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами. Словесное пояснение движений и музыки.
I.2 - Музыкальное сопровождение как методический прием
II.2 - Рассчитан на умение согласовать движения с музыкой.
I.3 - Импровизированный метод.
II.3 - Возможность импровизации путем свободного непринужденного движения, как подсказывает музыка.
I.4 - Игровой метод
II.4 - Подбор игры, отвечающей задачам и содержанию НОД.
I.5 - Концентрический
II.5 - Возвращение к усвоенному материалу с новыми усложненными элементами.
3. Дидактический материал
Технические средства, музыкальный центр с набором СD дисков. Фонотека с записями современной, классической музыки, видеозаписи, музыкальные шумовые инструменты, атрибуты, демонстрационные материалы.
Работа с родителями предполагает:
- проведение родительских собраний;
- консультации, беседы, рекомендации;
- анкетирование;
- информационные стенды;
- показ сказок с использованием танцев, танцевальных миниатюр и музыкальных композиций;
- совместные праздники и развлечения;
- дни открытых дверей.
Предварительные результаты
2 младшая группа
1. Коллективно-порядковые навыки и умения:
- строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно, под музыку;
- приветствовать учителя;
- занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, не сутулиться, без лишнего напряжения в коленях и плечах);
- равняться в шеренге, в колонне;
- ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;
- выполнять навыки основных движений ходьбы «торжественная», «спокойная», «таинственная»;
- ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линий;
- ориентироваться в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга.
2. Музыкально-ритмические навыки и умения:
- упражнять в умении самостоятельно различать темповые изменения в музыке, отвечать на них движением;
- передавать в хлопках более сложный ритмический рисунок, чем в начале года;
- передавать в движениях смену частей музыкального произведения, чередования музыкальных фраз;
- самостоятельно начинать движения после вступления;
- менять движения со сменой частей, музыкальных фраз;
3. Навыки и умения выразительного движения:
- творчески использовать знакомые движения в свободных плясках, импровизациях, играх;
- двигаться в парах по кругу, сохраняя расстояние между парами;
- бегать на полупальцах;
- внимательно слушать танцевальную мелодию, чувствовать ее характер, выражать свои чувства словами, рисунками, движением;
- узнавать плясовые движения по мелодии;
- выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения;
- выполнять танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах, мальчики – присядки, хлопушки;
- ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять навыки движения из круга врассыпную и обратно, подскоки;
-выполнять несложные танцевальные элементы казахского, эстрадного- игрового и народного танца.
- выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками, платками, цветами);
- инсценировать хороводы;
- приветствовать учителя и друг друга («Поклон – приветствие»).
Примерный план занятия
|
|
Содержание урока |
Количество минут |
|
Вводная часть |
Заход детей в зал (марш), после поклона дети образуют круг или шахматный порядок, исполняют простые общеразвивающие и ритмические упражнение, приучающие их внимательно слушать музыку и ритмично двигаться. |
3 минут |
|
Основная часть |
Азбука танца. Подготовительные танцевальные элементы по теме, игры с разными жанрами. |
5 минут |
|
Последняя часть |
Последняя часть занятия, отводиться к постановку этюдов и танцев. |
7(2 мл. гр) |
|
Итого: |
|
15 минут |
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Тематический план по хореографии в ДО
Тематический план по хореографии в ДО
Пояснительная записка
Духовная жизнь ребенка полноценна
лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.
Без этого он – засушенный цветок.
В. Сухомлинский
Дошкольное детство – период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств творческой личности. В возрасте 3–5 лет потребность детей проявлять себя в творчестве огромна. Очень важно на дошкольном этапе развития личности определить способность и талантливость детей, создать им условия для самовыражения, дать неограниченные возможности проявить себя во всех видах творчества.
В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности детей, прежде всего художественные. Дошкольное детство создает благоприятные условия для их формирования. Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности. Он поет, танцует. Это создает возможность для проявления специальных способностей. Высшим проявлением способностей является ТАЛАНТ. Возможность выразить свои чувства в танце, внимательно слушая музыку, в огромной степени способствует эмоциональному, духовному, физическому развитию дошкольника. Сочетание духовного и физического необходимо для развития личности ребенка.
Работая и наблюдая за детьми в ДОУ, выяснилось, что у детей двигательные навыки не достаточно сформированы, дети замкнуты, двигательная активность слабая. Поэтому, появилась актуальная необходимость в разработке дополнительной программы, которая поможет в работе с детьми, для развития танцевально-творческих способностей.
Данная программа поможет сформировать у дошкольников навыки танцевальной техники, а также нравственно-волевые качества личности: настойчивость в достижении результата, выдержку, умение контролировать свои движения, действовать в коллективе. Программа обеспечивает укрепление физического, психического и психологического здоровья детей.
Программа разработана на основе собственной практической работы с детьми дошкольного возраста, разных по физическим данным, с учетом интересов ребят, их познавательной активности и творческих возможностей, опираясь на работу Опришко Марины Викторовны «Талант-восьмое чудо света».
При разработке программы были изучены и проработаны следующие авторские программы: «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, «Прекрасный мир танца» О. Н. Калининой, «Учимся танцевать» Д. Холла, «Музыка, движение, ритм» Н. Л. Фомичевой, «От жеста к танцу» Е. В. Горшковой, музыкальная ритмика «Топ-хлоп» Е. Железневой, «Танцевальная мозаика» Е. Мартыненко, «Талант – восьмое чудо света» М. Опришко.
Практическая основа программы сложилась за время многолетней работы с детьми дошкольного возраста в мини центре.
Данная дополнительная программа соответствует требованиям:
- Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей;
- Конвенции о правах ребенка;
- Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.
Цель данной программы – выявление, раскрытие и развитие специальных (художественных) способностей каждого воспитанника, развитие личности дошкольника.
Задачи:
Общие : - Создание условий для развития способностей детей.
- Развитие интеллектуального, физического, духовного, творческого потенциала воспитанников.
- Выявление и развитие особо одаренных детей.
- Организация полноценной культурно-досуговой деятельности.
- Привитие навыков здорового образа жизни.
Частные:
- Формирование навыков хореографической техники, основ культуры движений
- Повышение эмоционального настроя
- Формирование нравственно-волевых качеств личности:
настойчивости в достижении результата, выдержки, выносливости, умение контролировать свои движения, действовать в коллективе
- Повышение стойкого интереса и потребности к занятиям
хореографией
- Формирование красивой осанки, правильной походки
- Совершенствование чувства ритма, музыкальности
- Воспитание эстетического вкуса, любви к искусству, культуры
поведения во время занятий, культурно-досуговой и концертной деятельности.
Структура программы:
Основной формой работы являются:
Непосредственно образовательная деятельность по расписанию: 2младшая группа, средняя группа. 15 минут. 20 минут.
Для успешной реализации программы предполагается: беседы о музыке, танце различного содержания, слушание музыки танцевального характера, просмотр видеозаписей детских праздников и концертов, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов.
Программа рассчитана на 2 года. Программа является вариативной, комплексной, т. е. при возникновении необходимости допускается корректировка содержания, форм НОД и времени прохождения материала.
Этапы реализации:
1 этап: Начальное обучение новым музыкально-ритмическим движениям.
Закрепление материала, освоение и отработка техники выполнения новых танцевальных движений.
Цель: создание общего представления о новом движении во взаимосвязи с музыкой. Выполнение движений в соответствии со средствами музыкальной выразительности.
Первый год обучения для 3-4 лет (младшего дошкольного возраста) – в течение которого у них накапливается объем музыкально-образных впечатлений и запас танцевальных движений период совершенствования творческих способностей, постановка и разучивание танцев, а так же казахских национальных танцев, выступления детей на праздниках в мини центре.
2 этап: Эмоциональное и выразительное исполнение танцев, танцевальных миниатюр, самостоятельное создание групповых проектов. Творческая самореализация.
Цель: совершенствование и самостоятельное выполнение движений во взаимосвязи с музыкой.
Второй год обучения для детей 4-5лет, где дети способны продемонстрировать соответствующие навыки созданию и самостоятельно исполнению танцев, используя простые движения, в том числе и относящиеся к различным народным танцевальным культурам. Уверенное выступление детей в праздничных мероприятиях мини центра и в городских, региональных и республиканских конкурсах и фестивалей.
Методическое обеспечение:
1. Виды и формы непосредственной образовательной деятельности:
- НОД.
- Познавательно - досуговые: дидактические игры и развлечения.
- Контрольно-диагностические: беседы, дискуссии.
- Нетрадиционные формы: домашние задания.
2. Методы и приемы обучения
Принципы:
- Доступности, индивидуализации, систематичности, последовательности;
Приемы:
- Учет возрастных особенностей ребенка. Отработка двигательных навыков. Улучшение способностей детей, вызывать интерес к танцам различного содержания. Освобождать его от
застенчивости. Систематичность в приобретении знаний, умений, приучают детей к методичной и регулярной работе.
Принципы:
- Постепенного повышения требований;
Приемы:
- Выполнение более трудных новых заданий, увеличение объема и интенсивности нагрузок. От простого к сложному по темам.
Принципы:
- Сознательности и активности;
Приемы:
- Обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение детей к своим действиям.
Принципы:
- Эмоциональной увлеченности и заинтересованности.
Приемы:
- Взаимодействие ребенка с той средой, в которой он живет.
I - Методы: II - Приемы:
I.1 - Иллюстративной наглядности, словесный, показ;
II.1 - Разучивание нового движения с точным показом. Танцевальная культура в сопровождении репродукциями, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами. Словесное пояснение движений и музыки.
I.2 - Музыкальное сопровождение как методический прием
II.2 - Рассчитан на умение согласовать движения с музыкой.
I.3 - Импровизированный метод.
II.3 - Возможность импровизации путем свободного непринужденного движения, как подсказывает музыка.
I.4 - Игровой метод
II.4 - Подбор игры, отвечающей задачам и содержанию НОД.
I.5 - Концентрический
II.5 - Возвращение к усвоенному материалу с новыми усложненными элементами.
3. Дидактический материал
Технические средства, музыкальный центр с набором СD дисков. Фонотека с записями современной, классической музыки, видеозаписи, музыкальные шумовые инструменты, атрибуты, демонстрационные материалы.
Работа с родителями предполагает:
- проведение родительских собраний;
- консультации, беседы, рекомендации;
- анкетирование;
- информационные стенды;
- показ сказок с использованием танцев, танцевальных миниатюр и музыкальных композиций;
- совместные праздники и развлечения;
- дни открытых дверей.
Предварительные результаты
2 младшая группа
1. Коллективно-порядковые навыки и умения:
- строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно, под музыку;
- приветствовать учителя;
- занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, не сутулиться, без лишнего напряжения в коленях и плечах);
- равняться в шеренге, в колонне;
- ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;
- выполнять навыки основных движений ходьбы «торжественная», «спокойная», «таинственная»;
- ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линий;
- ориентироваться в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга.
2. Музыкально-ритмические навыки и умения:
- упражнять в умении самостоятельно различать темповые изменения в музыке, отвечать на них движением;
- передавать в хлопках более сложный ритмический рисунок, чем в начале года;
- передавать в движениях смену частей музыкального произведения, чередования музыкальных фраз;
- самостоятельно начинать движения после вступления;
- менять движения со сменой частей, музыкальных фраз;
3. Навыки и умения выразительного движения:
- творчески использовать знакомые движения в свободных плясках, импровизациях, играх;
- двигаться в парах по кругу, сохраняя расстояние между парами;
- бегать на полупальцах;
- внимательно слушать танцевальную мелодию, чувствовать ее характер, выражать свои чувства словами, рисунками, движением;
- узнавать плясовые движения по мелодии;
- выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения;
- выполнять танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах, мальчики – присядки, хлопушки;
- ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять навыки движения из круга врассыпную и обратно, подскоки;
-выполнять несложные танцевальные элементы казахского, эстрадного- игрового и народного танца.
- выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками, платками, цветами);
- инсценировать хороводы;
- приветствовать учителя и друг друга («Поклон – приветствие»).
Примерный план занятия
|
|
Содержание урока |
Количество минут |
|
Вводная часть |
Заход детей в зал (марш), после поклона дети образуют круг или шахматный порядок, исполняют простые общеразвивающие и ритмические упражнение, приучающие их внимательно слушать музыку и ритмично двигаться. |
3 минут |
|
Основная часть |
Азбука танца. Подготовительные танцевальные элементы по теме, игры с разными жанрами. |
5 минут |
|
Последняя часть |
Последняя часть занятия, отводиться к постановку этюдов и танцев. |
7(2 мл. гр) |
|
Итого: |
|
15 минут |
шағым қалдыра аласыз













