может
изменяться.
У каждой
переменной есть имя, тип и текущее значение. Примеры имен: a, b 5, x,
y, x2, summa, bukva10...
Нельзя:5bb,BB 1 ,латинские
буквы
Значения
переменным задаются с помощью оператора присваивания. Команда присваивания – одна из
основных команд в алгоритмах работы с
величинами.
В языках
программирования команда присваивания обычно обозначается либо «:=»
(двоеточие и равно). Значок «:=»читается «присвоить». Например:
z := x +
yz:=5 a:=12
Компьютер
сначала вычисляет выражение x + y, затем результат присваивает
переменной z, стоящей слева от знака «:=».
Продемонстрировать учащимся окно редактора языка
программирования. Показать наиболее часто используемыми командами
(открыть, сохранить, запуск программы и
т.п.).
Продемонстрировать общую структуру
программы Lazarus.


Показать компиляцию
программы.
Для отработки навыков использования редактора.
Предложите запустить программу и обсудите результаты ее
работы.
Практическая
работа.
Создание проблемной ситуации для решения
задачи из курса математики:
Совместно с учащимися обсудить ход решения
задачи.
Вопросы:
-
Сколько переменных нам потребуется для решения
данной задачи?
-
Какие типы данных мы будем применять при решений
задачи?
-
В каком разделе необходимо объявить
переменные?
-
Что будет являться входными данными, что будет
выходными данными?
Учащиеся предлагают свои
варианты.
На интерактивной доске вывести рисунок с
указанием сторон прямоугольника.
Задание 1. Как определить площадь
прямоугольника?

Вспомнить материал прошлого урока. Что мы знаем
об интерфейсе программы?
Предложить интерфейс для
программы.
Пример интерфейса
программы:

Код программы в Lazarus:
var
Form1:
TForm1;
a,b,c:real;
implementation
{$R
*.lfm}
{ TForm1
}
procedure
TForm1.Button1Click(Sender:
TObject);
begin
a:=strtofloat(edit1.text);
b:=strtofloat(edit2.text);
c:=a*b;
edit3.text:=floattostr(c);
end;
end.
Учитель наблюдает за ходом работы. Оказывает
поддержку тем учащимся, кто не успевает или у кого есть
вопросы.
Обсудить, что было сложным? Что получилось
сразу?
Создание проблемной ситуации для решения
задачи из курса физики:

Задание 2. Как
рассчитать путь, если известно время и скорость
машины?
Пример программы
в Pascal:
Обсудить с учащимися алгоритм
решения:
program
project1;
var
v,t,s:integer;
begin
writeln('Введите скорость и время через
пробел');
readln(v,t);
s:=v*t;
writeln('s=',
s);
readln;
end.
Пример интерфейса
программы:

Код программы в Lazarus:
var
Form1:
TForm1;
a,b,c:real;
implementation
{$R
*.lfm}
{ TForm1
}
procedure
TForm1.Button1Click(Sender:
TObject);
begin
a:=strtofloat(edit1.text);
b:=strtofloat(edit2.text);
c:=a*b;
edit3.text:=floattostr(c);
end;
end.
Те учащиеся, которые быстрее справляются с
предложенными заданиями можно привлечь в качестве консультантов
(взаимообучение).
Дифференцированное
задание.
Задание 3
Даны пять чисел. Определите среднее
арифметическое этих чисел.
Пример программы в Pascal:
program
Project2;
var
a,b,c,d,e,s:real;
begin
writeln('vvedite 5
chisel');
readln(a,b,c,d,e);
s:=(a+b+c+d+e)/5;
writeln(s);
readln;
end.
Пример интерфейса
программы:

Код программы в Lazarus:
var
Form1:
TForm1;
a,b,c,d,e:real;
implementation
{$R
*.lfm}
{ TForm1
}
procedure
TForm1.Button1Click(Sender:
TObject);
begin
a:=strtofloat(edit1.text);
b:=strtofloat(edit2.text);
c:=strtofloat(edit3.text);
d:=strtofloat(edit4.text);
e:=(a+b+c+d)/4;
edit5.text:=floattostr(e);
end;
end.
После выполнения задания: Совместное
обсуждение решения, используемых типах данных при
решении.
Подведение итогов
урока.
Заполнение листов
самооценивания.
Дом
задание.
Предложить учащимся на примере первого задания
вычислить расстояние и время.
Обсуждение типов данных для решения данных задач
(целые, вещественные)
Посмотреть видео
материал:
Работа с |