Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Тоталитарная система
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
открытый урок на тему:
«Тоталитарная система»
Преподаватель: Мадеев Ж.Д.
Тема «Тоталитарная система»
Цель: Систематизация и обобщение материала по теме.
Задачи: 1. Раскрыть сущность тоталитарной системы
2. Развивать критическое мышление, терпимость и уважение
к различным идеям и взглядам.
3. Формирование компетентности.
Тип урока: дебаты
Оборудование: слайды, схемы, плакаты
Эпиграф
«Аргументы, которые нам кажутся весомыми,
при убеждении других, кажутся нам ничтожными,
будучи использованы против нас»
Жозе Ру.
Ход урока
I. Организация класса
II. Вводное слово
Учитель:
Горячо и заинтересованно обсуждаются сегодня проблемы прошлого мы не в силах повлиять на него. История уже состоялась, состоялась раз и навсегда. И многие ее успехи и трудности позади. Безвозвратны надежды, стремления, драмы навсегда ушедших поколений. Что же нас заставляет вновь и вновь обращаться к делам давно минувших лет, спорить о прошлом. Вспомним известные слова Аль Фараби «не зная прошлого, трудно знать настоящее, предположить будущее».
1 ведущий:
Найти свое истинное место в настоящем, человек может, лишь самостоятельно сориентировавшись в координатах прошлого. Главное- понять, почему произошло так, а не иначе. Мы приглашаем поразмышлять с нами вместе о жестоком диктате объективных обстоятельств в развитии событий, о роли и месте субъективного фактора истории.
2 ведущий:
Известные исторические факты предстанут перед нами в жестоком столкновении мнений, теоретических воззрений и политических претензий.
Тема наших дебатов «Тоталитарная система социализма»
Учитель:
Участвуют в дебатах 2 команды (по формату Карла Поппера)
I команда - утверждения
II команда - опровержения
(определяются спикеры, таимкиперы, арбитры)
Вашему вниманию этический кодекс дебатов:
-
Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.
-
Слушай и будь услышан
-
Способствуй продвижению добра и будешь оценен по заслугам
-
Не поддерживай коварства и посредственность будешь уважаем
-
Измени себя и тогда мир изменится сам собой
Эпиграфом нашего урока будут слова Жозе Ру (обращение к эпиграфу)
Слово предоставляется спикеру I команды (зачитывается и вывешивается кейс)
Команда утверждения
Кейс:
I. Резолюция
Тоталитарная система – оправдана
II. Критерии
-
Государственная структура власти
-
Индустриализация – обязательное условие модернизации страны.
-
Курс на коллективизацию – необходимость в преобразовании сельского хозяйства
-
Культурная революция – пункт ленинского плана построения социалистического общества
III. Аргумент
Создано мощное государство СССР
Слово предоставляется спикеру II команды (зачитывается и вывешивается кейс)
Команда опровержения
Кейс:
I. Резолюция
Тоталитарная система – черная страница истории
II. Критерии
-
Усиление авторитарной власти и диктата партии
-
Превращение республики в сырьевую базу
-
Коллективизация – трагедия народа
-
Социалистическая культура под идеологическим контролем
-
Репрессии
III. Аргумент
Тирания – выступавшая под сенью законности
III. Раунд дебатов
Команда утверждения предоставляет доказательства:
Формирование и развитие тоталитарной системы СССР- не одномоментный акт. Её зарождение и развитие тесно связаны с деятельностью правящей партии страны. Важнейшим шагом превращения большевицкой партии в государственную и утверждения административно – командной системы управления явился XVII съезд ВКП(б). Решением съезда партия могла непосредственно заниматься государственным и хозяйственным управлением. На вершине партийно- государственного управления был Генеральный секретарь ЦК ВКП (б) И.В. Сталин.
Команда опровержения предоставляет доказательства:
Разворачивается острейшая политическая борьба о возможностях строительства социализма в СССР. Нарастает тенденция усиления авторитарной власти и диктата Коммунистической партии. Складывается такой политический режим, при котором наблюдается абсолютная власть государства над человеком. Тоталитарная система охватывала все сферы общественной, экономической и политической жизни населения.
(Слайд «Тоталитарная система»)
ликвидация системы разделения властей
захват государства партией
уничтожение оппозиции
насильственное установление однопартийной системы
уничтожение гражданских свобод
Тоталитарная система
массовые репрессии
построение массовых общественных организаций
унификация всей общественной жизни
авторитарный способ мышления
культ вождя
Команда утверждения предоставляет доказательства:
Индустриализация - это создание и развитие крупной промышленности, в первую очередь тяжелой, преобразование всего народного хозяйства на основе крупного промышленного производства. Она - обязательное условие модернизации страны. Решение о начале индустриализации было принято на XIV съезде ВКП (б) в декабре 1925 года. С началом индустриализации в Казахстане началась организация и проведение первых стационарных геологоразведочных работ на медном месторождении Жезказгана и Байконурском угольном месторождении. Самым важным объектом строительства в то время была Туркестано-Сибирская железная дорога. Восстановились Риддерский, Карсакпайский полиметаллические комбинаты, Карагандинские угольные копи. Началось строительство Чимкентского свинцового завода, Балхашского и Жезказганского медеплавильного комбинатов, Усть-Каменогорского свинцово- цинкового комбината.
Команда опровержения предоставляет доказательства:
В промышленном производстве, в частности нефть и цветная металлургия приобрели сырьевое направление. Руководство этими отраслями в основном осуществлялось центром. Очищенный обработанный цветной металл, как сырье уходи на крупные промышленные предприятия в центр. Рудный Алтай обеспечивал цветными металлами предприятия Сибири, нефть Эмбы шла на Орский нефтеперерабатывающий завод, Балхашскую медь и Чимкентский свинец также вывозили из республики. Построенные за эти годы предприятия и Турксиб только увеличили объем вывозимых из республики сырьевых ресурсов. Турксиб имел не маловажное значение, но его строительство принесло огромные убытки и переживания (слайд).
Команда утверждения предоставляет доказательства:
Курс на преобразование сельского хозяйства на основе коренной технической реконструкции стал к 30-м годам насущной необходимостью. XV съезд ВКП (б) в 1927 году провозгласил курс на коллективизацию. Также съезд акцентировал внимание местных органов на строгое соблюдение принципов развития совместных хозяйств. На 10 октября 1927 года кооперация в Казахстане охватывала 23,1% крестьянских хозяйств. К тому времени функционировали 8074 потребительских общества в 312 аулах, 1072 коллективных хозяйствах. В 1938-1940 годах было распахано и введено в строй свыше 145 тыс. га новых орошаемых земель. Создание строя цивилизованных кооператоров, избавление от феодально-байской кабалы и разорения было явление прогрессивным
Команда опровержения предоставляет доказательства:
Коллективизация форсировалась без учета местных условий, необходимой предварительной подготовки, преимущественно административными методами. Идея коллективизации сельского хозяйства с самого начала была дискредитирована жесточайшим тотальным террором. 27 августа 1928 года принят Декрет «О конфискации байских хозяйств». Было раскулачено 696 наиболее крупных баев, изъято 145 тысяч голов скота. Самым страшным последствием преступной авантюры Сталина и Голощекина стал голод, разразившийся в Казахстане в 1931-1932 годы. По подсчетам историков–демографов от голода погибло 2,3 миллионов казахского населения и около 1 миллиона человек откочевало за пределы Казахстана. Сталинская модель коллективизации сельского хозяйства вызвало ожесточённое сопротивление крестьян и жестокую расправу над ними. Тоталитарная система обрекла общество на долгие годы отсталости.
Команда утверждения предоставляет доказательства:
Одно из безусловных достижений советского режима-развитие системы народного образования и осуществление сплошной грамотности. Уже в 1918 году принимается «Декларация о единой трудовой школе». К концу гражданской войны в Казахстане действовала 2410 школ с 144 тысяч учащихся, из которых 31 тысячу составляли казахи. В 1927 -1928 годах для Казахских школ было издано более 30-ти наименований учебников, общим тиражом 575 тысяч экземпляров. В годы советской власти в Казахстане началась развиваться система высших учебных заведений. В 1929 году в Алмате был открыт зооветеринарный институт, а в 1930 году сельскохозяйственный. В 1931 году медицинский. В начале XX века казахская литература была уже на достаточно высоком уровне. Огромной популярностью пользовались произведения классиков казахской литературы: А. Байтурсынова, Кудайбердиева, М. Жумабаева, Ж. Аймаутулы. В январе 1926 года в Кызыл-Орде был открыт первый профессиональный казахский театр.
Команда опровержения предоставляет доказательства:
Тяжелый удар по системе образования в 1929 году нанес перевод казахского языка с арабской графики на латинскую. Сотням тысяч казахов, умеющим читать по-казахски на основе арабской графики, пришлось вновь стать неграмотными и осваивать новый алфавит. Власти прекрасно понимая, что литература обладает огромным пропагандистским потенциалом, прилагают огромные усилия по созданию казахского «социалистического реализма». Поэты и писатели, как Жумабаев, Аймаутулы, Байтурсынов, Дулатов были обвинены в национализме, что послужило поводом для их репрессий. Шла работа по установлению политического контроля над творчеством самих «пролетарских писателей и поэтов». Целый ряд жанров, тем и направлений становятся запретными, и дальнейшее развитие казахской литературы происходит не благодаря, а вопреки политики властей.
Команда утверждения предоставляет доказательства:
О деятельности любого руководителя страны, какой бы он ни был и кто бы он ни был, даже царь или король, история судит не потому, кого он притеснял и кого казнил, а по тем действиям, которые сделали государство могущественным. Царь Петр I казнил стрельцов, многих отправил на каторгу, в монастырь. Но по сравнению с тем, что было сделано им для образования Российской империи, это капля в море, и в этом было необходимость. Сталин создал мощный централизованный аппарат управления, обеспечивший в дальнейшем максимальную мобилизацию людских и материальных ресурсов, создано мощное государство СССР.
Команда опровержения предоставляет доказательства:
В истории нашего многонационального государства Сталинские репрессии являются самыми кровавыми страницами. Результатами тоталитаризма явилась целая сеть концентрационных сталинских лагерей на территории Казахстана. Вот они лагеря для «врагов народа» (слайд). Гулаг, Карлаг, Степлаг. Миллионы наших граждан были репрессированы. Многие из них расстреляны, умерли от голода и болезней, изнурительного физического труда и нечеловеческого отношения.
Зашагала толпа подконвойная,
Мы глину месили, сушили саман,
И строили клуб за зоной
Такая уж доля выпала нам
Осужденным за то, что жены
Дрожали ноги, и ныла спина,
Но мы завершали дело,
А рядом - художница, тоже жена
Писала по - красному белым,
Закончив утерла испарину,
И лозунг взметнулся ввысь:
«Спасибо товарищу Сталину
За нашу счастливую жизнь!»
Сталинская репрессивная машина день и ночь работала на том, что бы держать страну в постоянном режиме тоталитарного страха, обеспечивала функционирование «лагерной экономики»(слайд).
Преследование
инакомыслящих
инакомыслящих
Борьба с «вредителями»
Из числа интеллигенции
«РЕПРЕССИИ»
Заточение зажиточных и «лишних» людей в тюрьмы и колонии
770 ₸ - Сатып алу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде пәніңізді белгілеп, керек материалды алып сабағыңызға қолдана аласыз
- Жүктелуде...
- Жүктелуде...
- Жүктелуде...
тақырыптармен дайындаймыз