Критерии
успеха
|
Учащиеся узнают: Что такое
традиции, какие культурные традиции существуют у разных народов,
как они сохраняются. О празднике казахского народа «Наурыз», о
том, какие культурные традиции связаны с ним, как он отмечается в
течение многих лет.
Учащиеся
научатся: Понимать,
относиться с интересом и уважением к культурным традициям своего
народа, беречь их. Уважать культурные традиции других
народов.
Творческая задача для
учащихся: выполнить рисунок на тему
«Традиции».
|
Начало
урока
|
Этот урок
можно провести в виде интересного путешествия в страну древних
народных традиций и народного творчества казахского народа на
примере самого любимого народного праздника «Наурыз». Рассказывая
учащимся о древнем и по-прежнему молодом празднике «Наурыз»,
следует использовать народную музыку, фотоальбомы, если есть
возможность, принести на урок изделия народного творчества, чтобы
дети могли их рассмотреть вблизи - это было бы замечательно. Если в
вашем городе есть краеведческий музей, урок хорошо провести в нем.
Каждый учитель решит, на каких моментах этого праздника
остановиться подробнее. Часть урока надо посвятить рассказу о
культурных традициях других народов. Учитель должен обратить
особое внимание на образную сторону обрядов. Помимо действенного
аспекта, из поколения в поколение сохраняется еще и образная
сторона традиций - в костюмах, орнаментах, специальных атрибутах,
то есть народные традиции тесным образом связаны с народным
творчеством. Можно попросить детей рассказать и о
их семейных
традициях.
|
Рабочая
тетрадь №2, гуашевые краски, набор кистей разного размера для
рисования, цветные фломастеры, емкость для воды, палитра,
салфетки.
|
Середина
урока
|
С древних
времен у восточных народов существует праздник
«Наурыз».
Наурыз -
это утро года, В мир приносит радость и свет. Звуки песни радуют
сердце, Нам весна посылает привет.
Суть этого
праздника в единстве человека с природой. Наурыз отмечается в день
весеннего равноденствия, когда день равняется ночи, и в последующем
дни становятся длиннее, а ночи короче. На Востоке Наурыз - начало
года. В переводе «нау» означает новый, «руз» -
день.
Люди
заранее готовились к встрече этого праздника. Проводилась уборка
жилья, окрестностей. Вся посуда в доме наполнялась молоком, кефиром
или родниковой водой. Это символизировало «полную чашу,
изобилие».
Традиция
празднования Наурыза продолжилась и в наши дни. Праздник
начинается с приветствия. Люди должны приветствовать друг друга,
здороваться непременно обеими руками и при этом говорить слова,
связанные именно с Наурызом: «Пусть Наурыз принесет
благоденствие!», «Пусть этот год будет
плодородным!».
После
приветствия в прежние времена все направлялись в степь, чтобы
внимательно разглядеть горизонт. Один из важных ритуалов праздника
-поклон Солнцу. При появлении первых лучей солнца люди, обращаясь к
нему, произносили: «Здравствуй, Солнце!». Это был праздник единения
с природой.
Молодежь в
дни Наурыза дарит друг другу подарки. Девушки угощают юношей, а
юноши преподносят своим избранницам зеркала, расчески, духи, другие
подарки. Специально к празднику готовится наурыз-коже,
приготовленный из семи компонентов. Коже едят досыта, чтобы весь
следующий год был плодородным.
В дни
Наурыза важно получить благословение - бата. Бата - это пожелание,
напутствие старших. За дастарханом самого старшего из гостей просят
произнести бата. Можно услышать такие слова: «Желаю успеха всем
начинаниям!», «Желаю плодородия земле нашей!» и т.д. Ближе к
вечеру начинается айтыс. Айтыс - это словесное состязание акынов в
сопровождении домбры.
В разгар
праздника молодежь собирается у качелей - алтыбакан. Все поют
песни, танцуют, веселятся и играют в национальные игры. Так
встречают весенний праздник «Наурыз».
Учитель
предлагает учащимся изобразить степь с красочными фигурками людей.
Важно при этом рассказать им о небходимости соблюдать требования
композиционного расположения фигурок людей на
рисунке.
Самостоятельная работа
У доски
можно показать сценку, посвященную этому празднику. Ребята могут
показать, как накрывается дастархан или как готовится традиционный
суп наурызкоже.
|
Учебник, с. 88-89. Изделия народных мастеров:
небольшие корпе, аяк- капы, баскуры и ДР-
http://www.bilu.
kz/obychay.php
http://
visitkazakhstan.
kz/ru/about/78/
http://articlekz.
com/article/8368
|
Дифференциация
Каким
образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы
планируете поставить перед более способными
учащимися?
|
Оценивание
Как Вы
планируете проверить уровень усвоения материала
учащимися?
Используйте данный раздел для записи методов,
которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся
научились во время урока.
|
Здоровье и соблюдение техники
безопасности
Здоровьесберегающие
технологии.
Используемые физминутки и активные виды
деятельности.
|
Индивидуальная помощь в создании
работ
|
Попросите детей перечислить, что нового они
узнали на уроке и какие выводы относительно искусства и культурных
традиций сделали.
|
Физкультминутка
Девочки
и мальчики.
Девочки и
мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.
Ножками топчут: топ, топ, топ!
Весело хохочут: ха, ха, ха!
Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз),
После отдыхают (приседают, руки свободные)
Дети
садятся на свои места.
|