Сквозная тема: | ТРАДИЦИИ И ФОЛЬКЛОР |
Школа: ОСШ № 46 им. Т. Бигелдинова |
Дата:
| ФИО учителя: С.М.Тахмезова
|
Класс: 1 « » класс. | Количество присутствующих: отсутствующих: |
Тема урока: | Традиции и фольклор казахского народа и народов Казахстана. |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): |
1.1.2.1Реагировать на различные произведения искусства национальной и мировой культур |
Цели урока: | Расширение кругозора, знакомство с понятием «традиция»,с культурными традициями казахского народа и других народов Казахстана. Воспитание понимания особенностей культурных традиций казахского народа, любви к ним. |
Критерии успеха | Учащиеся узнают: Что такое традиции, какие культурные традиции существуют у разных народов, как они сохраняются. О празднике казахского народа «Наурыз», о том, какие культурные традиции связаны с ним, как он отмечается в течение многих лет. Учащиеся научатся: Понимать, относиться с интересом и уважением к культурным традициям своего народа, беречь их. Уважать культурные традиции других народов. Творческая задача для учащихся: выполнить рисунок на тему «Традиции». |
Привитие ценностей | Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
Ход урока |
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке
| Ресурсы |
Начало урока | Этот урок можно провести в виде интересного путешествия в страну древних народных традиций и народного творчества казахского народа на примере самого любимого народного праздника «Наурыз». Рассказывая учащимся о древнем и по-прежнему молодом празднике «Наурыз», следует использовать народную музыку, фотоальбомы, если есть возможность, принести на урок изделия народного творчества, чтобы дети могли их рассмотреть вблизи - это было бы замечательно. Если в вашем городе есть краеведческий музей, урок хорошо провести в нем. Каждый учитель решит, на каких моментах этого праздника остановиться подробнее. Часть урока надо посвятить рассказу о культурных традициях других народов. Учитель должен обратить особое внимание на образную сторону обрядов. Помимо действенного аспекта, из поколения в поколение сохраняется еще и образная сторона традиций - в костюмах, орнаментах, специальных атрибутах, то есть народные традиции тесным образом связаны с народным творчеством. Можно попросить детей рассказать и оих семейных традициях.
| Рабочая тетрадь №2, гуашевые краски, набор кистей разного размера для рисования, цветные фломастеры, емкость для воды, палитра, салфетки. |
Критерии успеха | Отвечают на вопросы учителя.
|
|
Середина урока
| С древних времен у восточных народов существует праздник «Наурыз».Наурыз - это утро года, В мир приносит радость и свет. Звуки песни радуют сердце, Нам весна посылает привет.Суть этого праздника в единстве человека с природой. Наурыз отмечается в день весеннего равноденствия, когда день равняется ночи, и в последующем дни становятся длиннее, а ночи короче. На Востоке Наурыз - начало года. В переводе «нау» означает новый, «руз» - день.Люди заранее готовились к встрече этого праздника. Проводилась уборка жилья, окрестностей. Вся посуда в доме наполнялась молоком, кефиром или родниковой водой. Это символизировало «полную чашу, изобилие».Традиция празднования Наурыза продолжилась и в наши дни. Праздник начинается с приветствия. Люди должны приветствовать друг друга, здороваться непременно обеими руками и при этом говорить слова, связанные именно с Наурызом: «Пусть Наурыз принесет благоденствие!», «Пусть этот год будет плодородным!».После приветствия в прежние времена все направлялись в степь, чтобы внимательно разглядеть горизонт. Один из важных ритуалов праздника -поклон Солнцу. При появлении первых лучей солнца люди, обращаясь к нему, произносили: «Здравствуй, Солнце!». Это был праздник единения с природой.Молодежь в дни Наурыза дарит друг другу подарки. Девушки угощают юношей, а юноши преподносят своим избранницам зеркала, расчески, духи, другие подарки. Специально к празднику готовится наурыз-коже, приготовленный из семи компонентов. Коже едят досыта, чтобы весь следующий год был плодородным.В дни Наурыза важно получить благословение - бата. Бата - это пожелание, напутствие старших. За дастарханом самого старшего из гостей просят произнести бата. Можно услышать такие слова: «Желаю успеха всем начинаниям!», «Желаю плодородия земле нашей!» и т.д. Ближе к вечеру начинается айтыс. Айтыс - это словесное состязание акынов в сопровождении домбры.В разгар праздника молодежь собирается у качелей - алтыбакан. Все поют песни, танцуют, веселятся и играют в национальные игры. Так встречают весенний праздник «Наурыз».Учитель предлагает учащимся изобразить степь с красочными фигурками людей. Важно при этом рассказать им о небходимости соблюдать требования композиционного расположения фигурок людей на рисунке.
Самостоятельная работаУ доски можно показать сценку, посвященную этому празднику. Ребята могут показать, как накрывается дастархан или как готовится традиционный суп наурызкоже.
| Учебник, с. 88-89. Изделия народных мастеров: небольшие корпе, аяк- капы, баскуры и ДР-http://www.bilu. kz/obychay.phphttp://visitkazakhstan. kz/ru/about/78/http://articlekz. com/article/8368
|
Критерии успеха |
|
|
Конец урока
| После выполнения работ проводится выставление оценок, подводится итог. |
|
Критерии успеха | Отвечают на вопросы учителя.
|
|
ДифференциацияКаким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | ОцениваниеКак Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. | Здоровье и соблюдение техники безопасностиЗдоровьесберегающие технологии.Используемые физминутки и активные виды деятельности.
|
Индивидуальная помощь в создании работ
| Попросите детей перечислить, что нового они узнали на уроке и какие выводы относительно искусства и культурных традиций сделали. | ФизкультминуткаДевочки и мальчики. Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.Ножками топчут: топ, топ, топ!Весело хохочут: ха, ха, ха!Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз),После отдыхают (приседают, руки свободные)Дети садятся на свои места.
|