Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
"Виды профессии"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
ДЛЯ ВЫЯВДЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ
ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Введение
Образование на рубеже тысячелетий обновляется и изменяется в зависимости от потребностей сегодняшнего и завтрашнего развития общества. А сегодня абсолютной ценностью общества становится человек, следовательно, целью образования является развитие личности. В настоящее время школа стремится обеспечить всестороннее развитие способностей ученика. В этой связи образование рассматривается как условие для его самоопределения и саморазвития, «взращивание индивида в мир культуры». В современной школе идёт процесс превращения ученика в субъект образования. И задача школы состоит в гармоничном и полном раскрытии этого субъекта. Перед нами стоит задача овладения современными педагогическими технологиями и новыми разнообразными формами в образовательном процессе, помогающих ученику достичь наибольшего успеха, создать для каждого ученика благоприятные условия для реализации его идей и творчества.
В свое время академик М.А. Лаврентьев высказал такую мысль: «Поиск способностей и способных – это поиск самых больших богатств. Надо создать такую надежную систему, которая не давала бы возможности проглядеть ни одного способного человека».
Сохранение и развитие одарённости – это проблема и прогресса общества, и реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб. Кроме того, выявление и развитие детской одаренности – одно из приоритетных направлений образовательной политики Республики Казахстан.
Система работы с одаренными детьми
Основная цель, которую ставит общество в работе с одарёнными детьми: развитие интереса у школьников к приобретению знаний, выявление способных, одарённых и талантливых учащихся в различных областях знаний, а также развитие интеллектуально-творческого потенциала каждого ребёнка.
Задачи школы, в этом направлении следующие: 1) эффективное обучение одарённого ребёнка, не удаляя его из круга сверстников; 2) изменение содержания образования в сторону углубления; 3) подбор продуктивных форм и методов обучения при подготовке различного уровня соревнованиям.
В организации работы с одарёнными детьми всю деятельность школы можно разбить на 5 этапов:
-
Диагностический - анализ наклонностей, интересов, результатов деятельности учащихся.
-
Учебный - осуществление индивидуального и дифференцированного подхода на уроках, индивидуальные занятия и консультации для способных детей, групповые и факультативные занятия, кружки, курсы по выбору.
-
Методический - создание планов подготовки к олимпиадам, планов групповых, факультативных и индивидуальных занятий, кружковых занятий, программ курсов по выбору, пособий для способных детей по предметам, для разновозрастных групп способных детей; подборка методической литературы для работы с этими детьми.
-
Творческий - участие в предметных олимпиадах, конкурсах, внеклассных мероприятиях, соревнованиях.
-
Профориентационный - профессиональное самоопределение учащихся.
Немаловажную роль в работе с одарёнными детьми играет диагностика, которая используется в 3-х уровнях:
-
Концептуальный уровень - одарённость рассматривается как сочетание трёх основных факторов: мотивация, выдающиеся способности и креативность.
-
Методический уровень - подбор комплектов диагностических методик по определению детской одарённости для психолога, педагогов, родителей, для самих детей.
-
Организационный уровень - диагностика становится необходимой составной частью образовательного процесса.
На каждом из этих уровней используются методы по выявлению одарённости. Это – различные варианты наблюдения за детьми; специальные психодиагностические тренинги; экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, педагогами дополнительного образования; проведение пробных уроков по специальным программам; включение детей в специальные игровые предметно-ориентированные задания; организация различных предметных и интеллектуальных олимпиад; оценивание продуктов творческой деятельности и др.
Практика развития творческого потенциала одарённых учащихся предполагает разработку и реализацию специальных творческих программ и учебных материалов. Разрабатываются специальные программы обучения одарённых детей творчеству, умению общаться, формированию лидерских и других личностных качеств, способствующих в будущем социальной реализации творческой личности.
Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи.
Для этой категории детей предпочтительны методы работы:
-
исследовательский;
-
частично-поисковый;
-
проблемный;
-
проективный;
Принципы работы с одаренными детьми
-
дифференциации и индивидуализации обучения;
-
обеспечения выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
-
обеспечения выбора учащимися профессионального образования с учетом индивидуальных потребностей и способностей выпускников;
-
усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
-
возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ;
-
создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя;
-
профессиональной подготовке педагога и его готовности работать с одаренными детьми.
Исходя из принципов работы с одарёнными учащимися, в школе разрабатываются последовательные шаги деятельности.
-
шаг: понять - кто такой одаренный ребенок? Это можно сделать, диагностировав типы одарённости: интеллектуальный, академический, художественный, творческий, социальный.
2 шаг: организация образовательного процесса
-
адекватное содержание обучения;
-
внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологии;
-
психологическое и педагогическое сопровождение учащихся;
-
своевременная диагностика возможностей учащихся;
-
побудительно-активная деятельность учителя.
3 шаг: организация внеурочной деятельности
Формы работы с одаренными учащимися:
-
Участие школьников в академических олимпиадах.
-
Реализация социальных проектов.
-
Организации коллективных творческих дел.
-
Реализация программ развития дополнительного образования.
-
Участие школьников в неакадемических олимпиадах и конкурсах.
-
Участие в спортивных соревнованиях.
-
Дебатные клубы.
В организации работы с одарёнными детьми важно использовать следующие этапы: 1) отбор учащихся; 2) полное прохождение программного материала; 3) последующее углубление материала; 4) организация самостоятельной работы учащихся; 5) решение тренинговых заданий.
В стратегиях обучения используются горизонтальная и вертикальная интенсификация. Горизонтальная интенсификация предполагает дополнение традиционного учебного плана новыми предметами и курсами. В нашей школе это следующие дополнительные компоненты учебного плана: 5-9 классы – информатика, математика, казахский язык, изобразительное искусство; 10-11 класс – прикладные курсы, курсы по выбору.
Вертикальная интенсификация предполагает обогащение к более высоким уровням овладения тем или иным предметом. Она ориентирована на качественно иной уровень подготовки. Наиболее характерно изучение блока учебных дисциплин или отдельных учебных предметов.
Обогащение знаний осуществляется на 2-х уровнях. 1 уровень – горизонтальное обогащение, в которое входят развитие психосоциальной, интеллектуально-творческой, физической сфер учащихся. Учителя уделяют внимание развитию творческого мышления, процессам эффективного познавательного поиска, с использованием здоровьесберегающих технологий. Усиливается линия физического развития посредством занятий в спортивных секциях и на уроках физической культуры. 2 уровень – вертикальное обогащение, которое предполагает учёт в образовательно–воспитательных системах неповторимости каждого ребёнка, активизацию обучения за счёт придания ему исследовательского творческого характера, а также изложение нового материала таким образом, чтобы дети могли выявить проблему, найти способы решения и решить проблему.
При разработке содержания учебных программ используются следующие подходы:
- Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренными темпами развития. Но применять его надо с осторожностью.
- Углубление. Такой подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес к той или иной области знаний. Предполагается глубокое изучение тем и разделов курса.
- Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное установление связей с другими темами или предметами.
- Проблематизация. Такой подход предполагает стимулирование личностного развития ребёнка. Специфика заключается в подборе оригинальных объяснений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпритаций.
Главное, чтобы ребёнок понимал значение своей деятельности, а также мог отслеживать свой путь к успеху.
№ |
Ф.И.ученика |
Выступил с полным ответом |
Дополнял ответ |
Задал интересный вопрос |
Высказал интересное собственное мнение |
Другое |
|
|
|
|
|
|
|
Таблица успехов
№ п/п |
Направления деятельности |
Содержание деятельности |
Механизмы реализации |
|
Учебно-методические |
Внеклассные |
|||
1 |
Ищем способных! |
Анализ наклонностей и способностей детей |
Применение на уроках таблицы успехов |
Вовлечение в организацию и проведение внеклассных мероприятий по предмету. |
2 |
Учимся интересно! |
Активное включение учащихся в предметную среду |
Использование приемов педагогической техники; проведение нестандартных уроков. |
Включение учащихся в организацию и проведение предметных недель, внеклассных мероприятий. |
3 |
Развиваем способности! |
Формирование и развитие предметной направленности |
Организация групповых занятий, факультативных занятий, проведение дополнительных занятий; подготовка к ЕНТ. |
Организация творческой деятельности учащихся (конкурсные работы), осуществление системной подготовки к предметным олимпиадам. |
4 |
Учимся на результат! Создаём личные достижения! |
Достижение результатов |
Формирование индивидуальных траекторий развития детей, результатов успеваемости, экзаменов. |
Достижение положительных результатов на олимпиадах, в конкурсах. |
Таблица 2 «Направления деятельности»
Формы работы:
1. Классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
2. Консультирование по возникшей проблеме;
3. Научные кружки, общества
4. Дискуссия;
5 Игры.
Очень важны:
-
Предметные олимпиады;
-
Интеллектуальные марафоны;
-
Различные конкурсы и викторины;
-
Словесные игры и забавы;
-
Проекты по различной тематике;
-
Ролевые игры;
-
Индивидуальные творческие задания;
-
Продуцирование.
Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие им формы и виды творческой деятельности.
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высоко одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.
Учителю-предметнику в работе необходимо:
-
Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно - научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка.
-
Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
-
Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
-
Ребенку предоставить:
-
название темы,
-
план изучения темы,
-
основные вопросы,
-
понятия и термины, которые он должен усвоить,
-
практические работы,
-
список необходимой литературы,
-
формы контроля,
-
задания для самопроверки.
5.Для анализа результатов работы оформить таблицу:
-
предмет,
-
дата и время консультаций,
-
главные рассматриваемые вопросы,
-
время работы с темой по программе,
-
фактическое затраченное время,
-
дополнительные вопросы, не предусмотренные программой,
-
невыясненные вопросы,
-
причины отклонений от сроков.
6. Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.
В нашей школе традиционными стали мероприятия, проводимые нами по поощрению и стимулированию учеников. Успехи детей отмечаются на чествовании победителей олимпиад, научных соревнованиях, интеллектуальных марафонов. Учащиеся поощряются путевками в лагеря в летний период, поездками в достопримечательности нашего края (Мемориальный комплекс Карасай и Агынтай батыров, усадьба Айганым, бабушки Ш.Уалиханова, археологический памятник «Ботай»).
Результаты участия школьников в олимпиадах и различных конкурсах отслеживаются и анализируются. На заседаниях МО, методических и педагогических советах выявляются факторы, способствовавшие успехам, и факторы, препятствовавшие результативной работе. Корректируются планы работы с одаренными детьми.
Останавливаясь на проблемах, следует отметить, что одна из основных - это проблема специальной подготовки учителя к работе с одаренным учеником в условиях сельской школы. Вузовское образование студента – будущего учителя ориентировано, прежде всего, на раскрытие концептуальных и теоретических основ такой готовности, организовать же реальную работу с одаренными детьми возможно только с учетом реальных условий конкретного учреждения (его традиций, особенностей педагогического коллектива, контингента учащихся в целом и контингента одаренности в частности). То есть работа с одаренными детьми в сельской школе всегда определяется, как говорят, на «месте». А отсюда следует, что управлять работой педагогов с контингентом одаренных детей в условиях сельской школы наиболее целесообразно посредством профессиональных учительских объединений.
Решая эту проблему, для повышения компетентности педагогов в нашей школе ведется по следующим направлениям:
-
Диагностика деятельности педагогов.
-
Коррекционно-развивающая обучающая работа в форме семинаров по проблемам одаренности, в ходе которых своим опытом делятся те учителя, которые добиваются хороших, устойчивых результатов в этом плане. Такие педагоги выступают со своими наработками на методических советах, педагогических советах.
Заключение
Не будет преувеличением сказать, что, общаясь с одаренными детьми, учитель должен в некоторых случаях преодолевать собственную природу, свою направленность на передачу опыта и знаний. Тем, кто никогда не работал с одаренными детьми, такой ребенок представляется чудом, которое нельзя не заметить, а сама работа с ним – праздничной и полной непрерывного удовольствия. Это далеко не так. Многие талантливые дети на первый взгляд ничем не выделяются, и нужен большой опыт, специальные знания, чтобы заметить их в большой массе. Еще больше особой психологической подготовки нужно, чтобы уметь работать с такими детьми, не оставлять их без внимания.
Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Выявив одаренного ученика на начальном этапе обучения, стараемся установить сотрудничество учителя начальных классов и учителя – предметника, в котором проявляется одарённость. Учителями школы созданы индивидуальные траектории для учащихся, которые успешно реализуются в работе.
Ведь одаренные дети – целый мир, особый мир детства, и мы, учителя, обязаны ставить своей целью, приоткрыть дверь в этот мир.
Использованные интернет-ссылки и литература:
-
Закон об Образовании Республики Казахстан.
-
Конвенция о правах ребенка.
-
Материалы Республиканского семинара «Системный подход в организации деятельности с одаренными детьми в условиях сельской школы» - Астана: «Дарын», 2013. – 147 стр.
PAGE \* MERGEFORMAT 4