ВНУТРЕННЕ
СТРЕМЛЕНИЕ К
ВОЗРОЖДЕНИЮ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СТУДЕНТОВ
Омирбекова Айгерим
Еркинбековна, преподаватель
физики
Программная статья Президента РК Н.А. Назарбаева
«Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»- это четко
обдуманный план действий с учетом картины развития
передовых стран мира. Думаю, каждый казахстанец, который прочитает
данную программную статью, испытает такие же чувства гордости за
главу государства, которые испытала я. Хочу отметить, что Президент призывает всех
граждан Казахстана к поступательному движению из динамично
меняющегося настоящего в стабильное и уверенное будущее, не
отрываясь при этом от своих духовных корней, от своего
исторического наследия.
Глава государства возлагает
на граждан своей страны, большую миссию – быть интеллектуальным,
идеологическим авангардом общества. И я с этим полностью
согласна. И как
преподаватель, могу с уверенностью сказать, что только образование
способно поднять нашу страну на новый уровень развития. Когда мы
сами будем придумывать орудия труда, а не покупать их из-за рубежа,
когда будем создавать востребованные технологии, быть
образованными, знать несколько языков, быть открытым ко всему миру
и одновременно сохранять свой менталитет, только при этих условиях
можно быть уверенным, что наши дети будут жить
хорошо.
Сейчас
время такое, надо постоянно учиться, быстро перестраиваться, если
будем медлить, то так и останемся в роли
догоняющих.
Нам
действительно пора модернизировать сознание, научиться по-другому
смотреть на привычные вещи и самое главное, на мой взгляд, надо
начинать с себя, именно так всегда учили мои родители и именно
такая постановка вопроса позволит развиваться, а не искать
виноватых, ведь мы очень часто так делали, не так
ли?!
Чего мы
добьемся этой программой? Это, прежде всего, качественно другой
уровень подготовки сотен тысяч наших студентов. Далее, это
подготовка кадров, готовых к глобальной конкуренции в сфере
знания.
В нашем колледже многие преподаватели
применяют метод проектной
деятельности на своих
уроках. Я, как
преподаватель физики, предмета, который требует объяснения явлений
через исследование, тоже применяю этот метод, как на уроке, так и
внеурочное время на внеклассных мероприятиях.
Многочисленные исследования, проведенные как
в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство
современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди,
обладающие проектным типом мышления.
Среди
студентов колледжа применяя метод проектной деятельности, я
стараюсь:
-
научить
студентов ставить цели, планировать деятельность, распределять
функции и ответственность, критически мыслить, достигать значимые
результаты;
-
формировать
способности выделять важное.
Для
студента проект - это возможность максимального раскрытия своего
творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет
проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы,
приложить свои знания, принести пользу, показать публично
достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение
интересной проблемы, сформулированной самими студентами. Результат
этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит
практический характер и значим для самих открывателей. А для
преподавателя учебный проект - это интегративное дидактическое
средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет
вырабатывать и развивать специфические умения и навыки
проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование
деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и
самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение
академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая
деятельность.
Студенты с
особым интересом выбирают темы проектов, проводят исследовательские
работы, такие как интервью, анкетирование, а также лабораторно-
практические работы среди своих сверстников.
Последовательность работы над
проектом
Стадия
работы над проектом
|
Содержание работы
|
Деятельность
учащихся
|
Деятельность
учителя
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Подготовка
|
Определение темы и целей проекта, его
исходного положения. Подбор рабочей группы
|
Обсуждают тему проекта с учителем и
получают при необходимости дополнительную
информацию
|
Знакомит со смыслом проектного подхода
и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта.
Наблюдает за работой учеников.
|
Планирование
|
а)
Определение источников необходимой информации.
б)
Определение способов сбора и анализа информации.
в)
Определение способа представления результатов (формы
проекта)
г)
Установление процедур и критериев оценки результатов
проекта.
д) Распределение задач (обязанностей)
между членами рабочей группы
|
Формируют задачи проекта. Вырабатывают
план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха
проектной деятельности.
|
Предлагает идеи, высказывает
предположения. Наблюдает за работой учащихся.
|
Исследование
|
1.Сбор и уточнение информации (основные
инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и
т.п.)
2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение
альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
3.Выбор оптимального варианта хода
проекта.
4.Поэтапное выполнение
исследовательских задач проекта
|
Поэтапно выполняют задачи
проекта
|
Наблюдает, советует, косвенно руководит
деятельностью учащихся
|
Выводы
|
Анализ информации. Формулирование
выводов
|
Выполняют исследование и работают над
проектом, анализируя информацию. Оформляют проект
|
Наблюдает, советует (по просьбе
учащихся)
|
Представление (защита) проекта и оценка
его результатов
|
Подготовка отчета о ходе выполнения
проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы
отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов,
письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых
результатов (успехов и неудач) и причин этого
|
Представляют проект, участвуют в его
коллективном самоанализе и оценке.
|
Слушает, задает целесообразные вопросы
в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс
анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность,
качество использования источников, потенциал продолжения
проекта
|
На данный
момент мои студенты занимаются над темой «Влияние разных стилей
музыки на восприятие информации студентами». В 2005 году тема
«Влияние уровня влажности воздуха на жизнедеятельность студентов
колледжа», над которой работала студентка Прибытнова Анна заняла
2-ое место на городском конкурсе «Тұран үміті
-2005». Наша
команда во главе заместителя директора по научно- учебной работе
Ириной Викторовной признаны самой лучшей командой в городе Алматы
по привлечению студентов колледжей к научной
деятельности.
Только
правильно организованная работа окажет положительное воздействие на
учащихся, будет способствовать самостоятельному получению знаний и
опыта из непосредственного общения с реальной жизнью, развивая у
них умения работать с постоянно меняющейся информацией,
самостоятельность, критическое мышление, инициативу. Если студент
постоянно будет заниматься проектной деятельностью, то в настоящей
взрослой жизни он окажется более приспособленным, сумеет
планировать собственную деятельность, ориентироваться в
разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, то
есть адаптироваться к окружающим условиям, чего и требует Глава
государства от нынешней молодежи.