Внутришкольный контроль
-ЭТО
Заместитель
директора по УВР КГУ «ОШ№13»
Шахмухамедова Шолпан
Болатбековна
ЗапаноКазахстанская область город
Уральск
1. Принципы и методы внутришкольного
контроля
2. Виды
внутришкольного контроля
3. Результативность внутришкольного
контроля
ОПРЕДЕЛЕНИЕ 1
Внутришкольный контроль (ВШК) - это управленческая функция, которая
предшествует всестороннему анализу процесса
воспитания.
Принципы и методы внутришкольного
контроля
Внутришкольный
контроль - это сообщество учителей и преподавателей, к которым
можно обратиться за помощью с выполнением учебных
работ.
Внутришкольный контроль (ВШК) - это
управленческая функция, которая предшествует всестороннему анализу
процесса воспитания. Принципы и методы внутришкольного контроля
Внутришкольный контроль направлен на всестороннее изучение и анализ
педагогического процесса, реализуемого в рамках конкретной школы, с
целью последующей координации педагогической деятельности, в
соответствии с поставленными задачами. Внутришкольный контроль и
анализ исполнения завершают процесс реализации управленческого
решения, после которого начинается новый этап – этап решение.
Контроль необходимо для того усовершенствовать деятельность
педагогического коллектива, стимулирование его на повышение
эффективности его работы.
Основными принципами внутришкольного контроля
являются:
Принцип
планомерности
Принцип теоретической и методической
подготовленности и обоснованности Принцип
систематичности
Принцип целенаправленности
Принцип
оперативности
Принцип
всесторонности и глубины
Вне зависимости
от вида внутришкольный контроль носит предупредительный характер,
который направлен на предотвращение возможных ошибок. Основными
методами внутришкольного контроля
являются:
Наблюдение за
педагогической деятельностью;
Изучение
школьной документации;
Различного рода
проверки: устные, письменные, графические и комбинированные;
Посещение учебных занятий;
Самоконтроль и
самоотчеты педагогов;
Разнообразные творческие отчеты;
Портфолио
учащихся и педагогов.
В настоящее
время наиболее актуальным является метод самоаттестации
образовательного учреждения, который имеет следующие
направления:
Контроль
ответственности руководства за организацией
воспитательно-образовательной деятельности, достижению поставленных
целей и задач. Стратегия развития образовательного учреждения
(миссия, сильные и слабые стороны, задачи, проблемы и т.д.).
Определение компетентности педагогического коллектива. Наличие всех
необходимых условий для достижения поставленных образовательных
целей. Результативность и образовательные достижения учеников.
Психологический микроклимат в педагогическом коллективе, классах и
т.д. Успешность социализации
учащихся.
Внутришкольный контроль может быть осуществлен в
виде оперативных, плановых и административных проверок. Виды
внутришкольного контроля различают следующие виды внутришкольного
контроля:
В зависимости от охвата объектов, подлежащих
контролю:
Обзорный;
Персональный;
Тематический;
Фронтальный;
Классно-обобщающий.
В зависимости от вида исполнения:
Самоконтроль;
Взаимный;
Административный;
Коллективный;
Плановый;
Внеплановый.
В зависимости от логической последовательности
его реализации:
Предварительный;
Текущий;
Промежуточный;
Итоговый.
В зависимости от периодичности
проведения:
Регулярный;
Эпизодический;
Периодический.
Чаще всего на
практике используют следующие виды
контроля.
Обзорный – реализуется с целью контроля
максимально возможного охвата дел в школе по состоянию на начало и
конец учебного года. Способствует выявлению готовности
педагогического коллектива к началу и завершению учебного года,
выявлению и устранению недостатков и слабых звеньев.
Персональный контроль – нацелен на работу с
конкретными педагогами, с целью повышения их профессионального
мастерства. Наиболее часто данный вид контроля применяется по
отношению к молодым и малоопытным педагогам, которые лишь недавно
пришли работать в школу.
Тематический контроль – направлен на проверку
изучения определенных тем, разделов или учебных дисциплин, порядок
и эффективность выполнения образовательных задач, поход к процессу
обучения и воспитания.
Фронтальный контроль – используется чаще всего
директором школы с целью ознакомления с системой работы конкретного
учителя или группы учителей, а также методического объединения.
Проверка в рамках данного контроля осуществляется в полном объеме,
и охватывает все стороны педагогической работы. Результативность
внутришкольного контроля Результативность внутришкольного контроля
осуществляется посредством соблюдения ряда условий: знания
требования учебной программы по всем дисциплинам учебного плана;
последующая перспективность внутришкольного контроля;
подготовленность педагогов и учащихся к проверкам. Все аспекты
образовательного процесса составляют содержание внутришкольного
контроля:
Состояние
преподаваемых предметов;
Качество знаний
и умений учащихся;
Внедрение
государственного стандарта, организация и проведение вариативного
компонента;
Работа
методических объединений;
Состояние внешкольной и воспитательной
работы;
Школьная
документация;
Исполнение
решений, приказов, инструкций.
По концепции «неразрушающего контроля», которая
направлена на минимизацию рисков и угроз в управлении
педагогическим коллективом. Неразрушающий контроль психологически и
педагогически точно выверен и согласован с интересами, целями,
возможностями и действиями учителя, процедурами, которые направлены
на диагностику, анализ, поддержку и развитие успеха учителя.
Неразрушающий контроль основан на помощи учителю, помогает ему
двигаться вперед к самореализации; помогает учителю анализировать
его деятельность, оценивать его собственные возможности,
достижения, выбирать наиболее удобную форму контроля и способы
повышения его педагогического и общекультурного уровня. Такая
организация контроля требует значительных усилий со стороны
администрации, но результаты будут объективно высокими. Таким
образом, применение внутришкольного контроля в деятельности
образовательного учреждения, педагогической и методической работы
школы имеет большое практическое значение.