ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЧАС: «ВЫБОР
ПРОФЕССИЙ»
Воспитатель:
Тема сегодняшнего воспитательного часа «Выбор профессии». Сегодня у
нас начинается цикл воспитательных часов, посвященных выбору
профессии. Скорее всего, многим из Вас выбор профессии
предстоит только через три года. Кому-то из Вас выбор профессии и
соответствующего учебного заведения предстоит в 9 классе, а
кому-то только в 11. Тем не менее, пора уже начать задумываться о
том, кем вы хотите стать, т.е. о выборе
профессии.
Я
думаю, что все знают, что такое профессия. Давайте дадим
определение. Напомню Вам, что это - род трудовой деятельности,
требующий определенной подготовки и являющейся обычно источником
существования. Сейчас я предлагаю провести небольшое
самотестирование. Напишите, пожалуйста, в порядке убывания
предпочтительности три ваших предполагаемых профессии. У вас есть
минутка подумать и написать, т.е. первая должна быть самая
интересная для вас профессия. Поскольку мы начинаем цикл классных
часов, посвященных выбору профессии, то мы посмотрим, изменятся ли
Ваши предпочтения после более детального знакомства с некоторыми
профессиями.
Учащиеся пишут ответы на заранее приготовленных
учителем опросных листах.
Учитель:
Собираю листочки. Теперь давайте структурно подойдем к выбору
профессии. Профессий безумно много, тем не менее, их можно
постараться классифицировать, что бы облегчить выбор. Все профессии
можно условно разделить на 5 типов. Давайте посмотрим на слайд. В
центре находитесь вы – субъект профессии. Давайте теперь посмотрим
с кем или чем вы можете взаимодействовать.
Во-первых, с людьми. Тогда этот тип можно условно
назвать человек-человек. Какие профессии, связанные с работой с
людьми, вы знаете?
Ученик 1:
Учитель.
Учитель:
Да, спасибо. Еще?
Ученик 2:
Врач, адвокат.
Учитель:
Хорошо. Во-вторых, вы можете взаимодействовать с
техникой. Какие примеры профессий такого типа мы
знаем?
Ученик 1:
Машинист, слесарь.
Учитель:
Да, спасибо. В-третьих, объектом вашего взаимодействия могут быть
знаковые системы, например, цифровые, буквенные, нотные.
Какие профессии можно отнести к этому типу по объекту
взаимодействия?
Ученик 1: Я
думаю, что профессию экономиста можно отнести к этому типу,
поскольку представители этой профессии оперируют с
цифрами.
Учитель:
Ответ принимается.
Ученик:
Моя мама работает аналитиком, я думаю, что эту профессию тоже можно
отнести к типу человек – знаковая система.
Учитель:
Хорошо, спасибо.
Ученик 2: Я
думаю, что профессия переводчика подходит под этот тип, потому что
они работают с текстами.
Учитель:
Очень хорошо. Спасибо. Следующий тип: человек – природа. Это
все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием
природы. Кого можно отнести к этой группе
профессий?
Ученик: К
этой группе относятся такие профессии как: ветеринар, садовник,
агроном, эколог.
Учитель: Отлично. Ну и последняя категория, это категория,
связанная с взаимодействием с художественными образами. Кого можно
отнести к этой группе профессий?
Ученик: Это, например, художники.
Учитель: Да,
спасибо. Человек — художественный образ — это все профессии,
связанные с создание, копированием, воспроизведением и изучением
художественных образов. Представителей каких профессий
можно отнести к этой категории?
Ученик 1: К
этой группе относятся такие профессии как художник,
актер.
Учитель: Да,
спасибо.
Ученик 2: Певец, реставратор,
искусствовед.
Учитель: Очень хорошо. Абсолютно верно.
По
сути, что отображает эта схема? Как она вам может
помочь? Вы должны понять для себя, с чем вам
приятней работать: с цифрами, с людьми, а может быть с
техникой.
Опять-таки, это зависит от вашего типа личности. Ну и,
конечно же, данная классификация не универсальная, потому что есть
профессии связанные сразу с несколькими типами объектов. Например,
профессия ландшафтного дизайнера одновременно относится и к типу
человек-природа и к типу человек - художественный образ, так как
человек взаимодействует и с природой и с художественным
образом.
Сегодня некоторые из вас расскажут нам о
выбранных ими профессиях. К сегодняшнему дню некоторые из вас
получили задание подготовить короткое описание – 1-2 слайда –
некоторых профессий. После каждой профессии мы будем определять ее
тип, исходя из вышеназванной классификации.
Далее учащиеся представляют приготовленные дома
слайды, которые учитель представляет на экране. В конце
каждой презентации перед классом стояла задача определить, к какому
типу относится представленная профессия.
Учащиеся по одному выходят к доске и комментируют
приготовленные дома слайды с основными характеристиками выбранных
ими профессий. После каждого выступления учитель обращается к
классу с вопросом о том, к какому типу профессий относится
представленная профессия в зависимости от объекта взаимодействия.
Учащиеся аргументируют свои ответы:
-
страховой агент – человек - знаковая система и человек -
человек
-
экономист-аналитик – человек – знаковая система
-
программист – человек – знаковая система
-
работник МЧС – человек – человек
-
археолог – человек – живая природа
-
журналист – человек – художественный образ
-
историк – человек – знаковая система
-
юрист-консульт – человек - человек
-
секретарь-референт – человек - человек
-
менеджер по продажам – человек - человек
-
адвокат – человек - человек
-
врач-офтальмолог – человек - человек
-
дипломат – человек - человек
-
следователь – человек - человек
-
юрист – человек - человек
Учитель:
Мы хорошо сегодня с вами поработали, спасибо всем учащимся,
подготовившим доклады. В следующий раз мы с вами продолжим
исследовать мир профессий и в конце этого цикла воспитательных
часов мы проведем еще одно тестирование, и посмотрим, поменяется ли
ваш выбор.
Самоанализ
Название: «ВЫБОР ПРОФЕССИЙ»
Дата: 06.03.2018г.
Место проведения: учебный класс
Класс, группа: 4 группа
Вид
деятельности: Воспитательский час
Цель: :
Профориентационной работы в школе: оказания профориентационной
поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы
будущей профессиональной деятельности.Выработка у школьников
сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в
условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими
возможностями, способностями и с учетом требований рынка
труда.
Задачи: Профоориентационной работы, получение
непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях
учащихся для разделения их по профилям обучения; обеспечение
широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет
комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках
элективных курсов и в воспитательной работе; дополнительная
поддержка некоторых групп школьников, у которых легко
спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных
классов и школ и др.; выработка гибкой системы сотрудничества
старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и
профессионального образования, а также с предприятиями города,
региона.
Оборудование: опросные листы,
презентация.
Анализ подготовки: К проведению данного
воспитательного часа были подготовлены опросные листы, презентация,
дети заранее были проинформированы о том, как будет проходить
воспитательский час.
Общая оценка мероприятия: поставленные цели и
задачи общей темы профориентация, были достигнуты , дети с большим
удовольствием отвечали на вопросы, которые были подготовлены в
опроснике, посмотрели презентацию, данная тема была изучена и
рассмотрена в разных формах работы: фронтальный, групповой; методы:
наглядный, поисковой, словесный. Они способствовали развитию
навыков общения, коллективной работы. Атмосфера воспитательского
часа была позитивной, доброжелательной.
Вывод и предложения: Думаю, что цель и
задачи воспитательного часа были достигнуты, девочки с большим
интересам обсудили и ответили на все вопросы, помечтали о своих
будущих профессиях. Считаю, что нужно как много больше уделять
внимание профориентации, так как девочки подрастают, и уже сейчас
должны задумываться о своей будущей профессии.