Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
«Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений»
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
«Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений»
Цели урока:
1. Вывести формулы квадрата суммы и квадрата разности двух выражений.
Сформировать умение учащихся практически применять эти формулы для упрощения выражений, а также в заданиях повышенной сложности.
2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать. Развивать познавательные потребности и интерес к предмету, устную и письменную речь, коммуникативные навыки. умение осуществлять самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
3.Воспитывать активность, ответственность, творческое отношение к учебному труду, умение работать в коллективе и группах.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Ход урока.
І. Организационный момент.
ІІ. Подготовка к усвоению.
Эпиграф к уроку (слайд 1) Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай мне сделать самому – и я научусь.
Китайская мудрость
-Сегодня мы продолжаем изучение темы «Умножение многочлена на многочлен». Ещё в глубокой древности было подмечено, что некоторые многочлены можно умножать короче, быстрее, чем остальные. (слайд 2,3) Так появились формулы сокращённого умножения. Их несколько. Сегодня вам предстоит сыграть роль исследователей и «открыть» две из этих формул.
-Название формул вы дадите сами.
-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (ученики отвечают: Формулы сокращенного умножения)
-Тема (пишем в тетрадь) (слайд 4) Формулы сокращенного умножения.
-Поставьте перед собой цели работы на уроке. (ученики отвечают: Узнать формулы сокращенного умножения, научиться их проговаривать, записывать и применять.)
Учитель: Доказать формулы сокращенного умножения квадрата суммы и разности двух выражений. Научиться применять. Продолжить работу над правильной математической речью, культурой общения друг с другом.
ІІІ. Актуализация.
-Выполним подготовительный устные задания, что вам необходимо знать и уметь, чтобы открыть формулы. (слайд 5)
1.Найдите квадраты выражений :
а) с б)-4 в) 3m г) 5x2y2 д) (1/3)2
2.Найдите произведение 3х и 6у
Чему равно удвоенное произведение этих выражений?
3.Прочитайте выражения
a+b a2 +b2 (a+b)2
x-y (x-y)2 x2_y2
4.Объясните, как умножить многочлен на многочлен?
-Сейчас я познакомлю вас с планом работы на уроке.
План работы урока (слайд 6)
І. Работа в группе
1.Работа с таблицей
2.Обсуждение результатов
3.Запись формулы, словесное описание
ІІ. Коллективно
4.Открытие второй формулы
5.Доказательство формул
6.Составление алгоритма применения формул
7.Закрепление изученного (частично самостоятельно)
8.Рефлексия
9.Итог урока
-От участия каждого в исследовании зависит получение балов по каждому пункту плана работы, в табло учета перечислены виды деятельности, за которые будет ставиться балл, в конце урока подведем итог.
Табло учета
(оценивание работы каждого ученика)
|
Оценивает учитель |
самооценка |
|||||
|
Работа в группе |
Обсуждение результата |
Запись и чтение формул |
Доказа- тельство |
Составление алгоритма |
Ответ у доски |
Закрепление изученного |
Артем |
|
|
|
|
|
|
|
Денис |
|
|
|
|
|
|
|
Ерсайн |
|
|
|
|
|
|
|
Асет |
|
|
|
|
|
|
|
Александр |
|
|
|
|
|
|
|
Дарья |
|
|
|
|
|
|
|
Татьяна |
|
|
|
|
|
|
|
Сергей |
|
|
|
|
|
|
|
Вова |
|
|
|
|
|
|
|
ІV. Изучение нового материала.
1. таблица 1 (на доске), (средний столбец закрыт бумагой)
1. (m+n)(m+n) = (m+n)² =m²+2mn+n²
2. (p+q) (p+q) = (p+q)² = p²+2pq+q²
3. (c+2) (c+2) = (c+2)² = c²+4c+4
4.(8 + b)(8 + b) = (8 + b)2 = 64 + 16b + b2
-Первая группа выполняет задание 1,3 и вторая группа задание 2,4.
-Работая в группе вы должны выполнять правила общения (слайд 7)
-
Мы всегда доброжелательны и вежливы.
-
Мы обращаемся друг к другу по имени.
-
Мы спокойно высказываем свое мнение.
-
Мы даем возможность высказаться другим.
-
Мы внимательно слушаем друг друга.
-
Мы уважаем чужое мнение.
-
Мы помогаем друг другу.
Задание: Перемножить двучлены. Результат записать на доску.
2.Обсуждение (обсуждение в группе один отвечает)
Вопросы: 1) Есть ли что-то общее в условиях и ответах?
2) Можно ли выражения в I cтолбце записать короче?
(получив ответы, учитель открывает II столбец)
- Вы уже приступили к исследованию темы урока, поскольку находили произведение двух одинаковых двучленов (1 столбец таблицы), т.е. возводили в квадрат сумму и разность двух выражений (2 столбец таблицы).
Обсуждаем III столбец:
-
Что является результатом умножения? После приведения подобных членов подсчитайте, сколько получилось членов в каждом многочлене? (ответ: трёхчлен)
-
Что представляет собой 1й, 2й и 3й члены по сравнению с 1-м и 2-м выражениями, стоящими в основании соответствующей степени?
ответы: 1-й член – квадрат первого выражения.
2-й член – удвоенное произведение первого и второго выражений.
3-й член – квадрат второго выражения.
-Проговариваем вслух каждый пример.
3.Запись формулы, словесное описание
- Запишем формулу если слагаемые обозначить а и b. Дайте словесную формулировку, если назовем a-первое выражение, а b-второе выражение.
Учащиеся записывают общую формулу квадрата суммы двух чисел и дают словесное описание.
(а + b)2 = а 2 + 2аb + b2
(слайд 8) записывают в тетрадь со слайда, (стр.153 прочитать)
-В дальнейшем эта формула будет применяться для возведения в квадрат суммы двух выражений.
4.Исследование второй формулы начинается с вопросов.
1) Изменяется ли результат, если возвести в квадрат не (а + b)2, а (а – b)2?
Как изменится выражение а2 + 2аb + b2 ?
2) Как можно проверить наше предположение?
(Выясняется, что можно проверить воспользовавшись таблицей, если во всех скобках левого столбца знаки «+» поменять на «- « ).
Учащиеся (проверка происходит в группах) проверяют результат и выясняют, что « - « стоит только перед удвоенным произведением.
-Запишите формулу, если слагаемые обозначить а и b. Дайте словесную формулировку.
(слайд 9,10)
(а – b)2 = а 2 – 2аb + b2
-Добавьте знак «-« в запись, которая в тетради. (стр.154 прочитать)
5.Доказательство формул
-Доказательство запишем в тетрадь и на доске. (К доске выходят двое учащихся, доказывают на доске каждый по формуле, учащиеся записывают в тетрадь одну из формул во время объяснения учащимся у доски, доказательство второй формулы слушают отмечая в тетради знак «-« другим цветом в предыдущем доказательстве.)
(а + b)2 = (а + b)(а + b) = а 2 + 2аb + b2
(а - b)2 = (а - b)(а - b) = а 2 - 2аb + b2
-Какое название вы дадите формулам?
6.Составление алгоритма применения
-Составим алгоритм применения:
Пример 1: Возвести в квадрат сумму двух выражений (учитель объясняет у доски, учащиеся записывают в тетрадь и составляют алгоритм применения)
(8х + 3)2 = Смотрим на формулу, выполняем действия и
говорим, что делаем.
= (8х)2 + 2*8х*3 + 32 = 1.Возвести в квадрат первое выражение
= 64х2 + 48х + 9 2.Знак «+» или «-». Найти удвоенное произведение
первого и второго выражений
3.Возвести в квадрат второе выражение
4.Привести к стандартному виду каждый член
трехчлена
Коллективной работой учащихся составляется алгоритм.
(слайд11)
-Пример 2: рассмотрим по учебнику стр.154, учащийся объясняет решение, проговаривая по шагам алгоритма.
V.(7) Закрепление изученного.
1)№799 (а-д) (устно)
2)№803 (на доске и в тетрадях) к доске выходите по очереди – Денис, Ерсайн, Вова, Дарья, Асет. Говорите 1 шаг и выполняете, проговариваете 2 шаг и выполняете, проговариваете 3 шаг и выполняете. Кто отработал у доски, на месте переходит на самостоятельное решение, проговаривая шаги алгоритма про себя, проверка учителем.
3)Кто не научился, выполняют №804 под контролем учителя.
4)Кто работает самостоятельно без ошибок, выполняют №811(а), №810(а,в).
5)Для тех, кто выполнил все задания рассмотреть по учебнику геометрический смысл формулы стр.53, последний абзац, рис.70 . Разбор (слайд 12,13).
VІ. Итог. Рефлексия.
-Для чего нужны формулы? (ответ: Для упрощения выражений)
-Посмотрите на табло учета (у каждого лежит на столе). Какую оценку вы себе поставите? Обсуждаем по каждому пункту. Учащиеся говорят. Учитель выражает согласие или несогласие о выставлении балла. (выставление оценок)
Рефлексия (слайд 14)
Продолжи предложение
Было интересно |
|
Было трудно |
|
Я выполнил |
|
Я понял |
|
Я научился |
|
Теперь я могу |
|
Понравился ли тебе урок? |
|
Учащиеся отвечают.
VІІ. Домашнее задание.
№804 (слайд15)