III. Актуализация
знаний По методу
Аквариум
Общество – это конкретный этап в
историческом развитии какого-либо народа или страны. В широком
смысле: общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная
с ней часть материального мира. Учащиеся записывают одно из определений
понятия «общество». Философы отмечают динамичность общества,
называя его само развивающейся системой, способной серьезно
изменяться.
Отметить, что социологи предлагают
несколько определений понятия общество, называя его социумом. Они
выделяют дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Ряд
ученых считают, что общество проходит через аграрную, затем
индустриальную, и, наконец, постиндустриальную стадию, на которой
сегодня находится большинство стран мира. Сделать акцент на том,
что на последующих занятиях подробно будут рассмотрены различные
подходы к изучению общества. Но какие бы определения не давали
ученые, никто не будет отрицать, что в образовании любого общества
главная роль принадлежит человеку. Объяснить понятие общественные
отношения. Продиктовать, что они характеризуются разными формами
взаимодействия людей в обществе. Отметить, что особым видом
общественных отношений являются межличностные отношения, о которых
речь пойдет позже. Продиктовать, что общество состоит из подсистем,
которые чаше принято называть сферами общественной жизни и
перечислить их: экономическая, социальная, политическая и
духовная. Кратко охарактеризовать каждую из них, подчеркнув при
этом неразрывную связь друг с другом каждой из подсистем (сфер).
Объяснить, что гармоничное развитие одновременно всех сфер
общества делает общественную систему более устойчивой и менее
подверженной социальным конфликтам.
Общество или человеческое общество — группа
людей, связанных друг с другом с помощью постоянных отношений, или
большая социальная группа с общей географической или социальной
территорией, подчиняющаяся единой политической власти и
доминирующей культуре
Вообще, понятие «общество» неоднозначно. В
исторической науке есть понятия - «первобытное общество»,
«средневековое общество», «казахстанское общество», означающие
определенный этап исторического развития человечества или
конкретную страну.
Под обществом обычно
понимают:
-
определенный этап человеческой истории (первобытное общество,
средневековое и т. д.);
-людей, объединенных общими целями и интересами
(общество декабристов, общество
книголюбов);
-
население страны, государства, региона (европейское общество,
российское общество);
-
все человечество (человеческое
общество).
-А как вы думаете, какие функции выполняет
общество? Какую пользу оно
приносит?
Функции
общества:
Производство материальных благ и
услуг
Распределение продуктов труда
(деятельности)
Регламентация и управление деятельностью и
поведением
Воспроизводство и социализация
человека
Духовное производство и регулирование активности
людей
-А как вы считаете, какие области человеческих
структур включает в себя
общество?
Человеческое общество включает в себя ряд
областей - сфер общественной
жизни:
-
экономическую — отношения между людьми в процессе производства,
распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных
благ, услуг и информации;
-социальную — взаимодействие больших социальных
групп, классов, слоев, демографических
групп;
-
политическую — деятельность государственных организаций, партий и
движений, связанная с завоеванием, удержанием и осуществлением
власти;
-
духовную - мораль, религия, наука, образование, искусство, их
влияние на жизнь людей.
-Ребята, подумайте, а есть разница, между
такими понятиями, как «общество», «государство», «страна». Какая
разница?
Общество-это общность людей, с условно
одинаковыми социальными
принципами.
Государство-это искусственно созданный аппарат,
который регулирует и координирует
общество.
Страна-это территория, на которой проживает
определенная общность людей.
-Ребята, мы с вами разобрали понятие
«общества», его функции, виды. А как вы считаете, есть ли проблемы
у современного общества? Если есть, то, какие? С чем это
связано?
(Наркомания, алкоголизм, преступность,
невежество, борьба за власть, территорию, низкий уровень жизни,
пассивность людей - конформизм и так
далее).
-А как вы думаете, в первую очередь, кто в
этом виноват - народ или государство?
Почему?
4. Практическая часть урока.
Цель: выяснить, интересуются ли учащиеся,
насколько они информированы о проблемах современного общественного
развития.
Тест:
1. Как часто вы интересуетесь событиями,
происходящими в нашей стране?
а) слежу за ними ежедневно;
б) иногда они меня интересуют;
в) меня не интересует то, что происходит в
нашей стране.
2. Интересуют ли вас события в
мире?
а) да;
б) иногда;
в) нет.
3. Какие газеты вы читаете?
4. Смотрите ли Вы программу новостей по
ТВ?
а) регулярно;
б) иногда;
в) вообще не смотрю,
5. Пользуетесь ли Вы Интернетом для
получения новостей?
а) да;
б) иногда;
в) никогда.
6. Перечислите, с Вашей точки зрения,
главные проблемы современной общественной жизни.
7. Какие программы ТВ Вам больше всего
нравятся?
8. Где Вы предпочитаете обсуждать
общественные проблемы?
а) дома, с родителями;
б) в кругу своих сверстников;
в) в школе;
г) нигде.
9. Перечислите, какие проблемы
общественной жизни Вы хотели бы обсудить на уроках «Человек.
Общество. Право»
10. Перечислите, какие молодежные проблемы
Вы хотели бы обсудить в классе.
В заключение подвести итоги
занятия.
Задание на дом: повторить все записи в тетради
|