Материалдар / «Выявление и развитие одаренных и талантливых учеников»
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

«Выявление и развитие одаренных и талантливых учеников»

Материал туралы қысқаша түсінік
мұғалімдерге
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
14 Ақпан 2018
1247
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Обучение талантливых и одаренных учеников

Переход понимания одаренности и талантливости от моноаспектного к многоаспектному понятию сопровождается изменением в понимании концепции самого интеллекта, который уже рассматривается не как единое целое, а в условиях множественного интеллекта. В числе сторонников идеи множественного интеллекта необходимо отметить Гарднера (2006), который установил восемь типов интеллекта:• логико-математический• лингвистический• кинестетический• пространственный• музыкальный• межличностный• углубленный• натуралистический

По многим позициям перечисленные типы можно рассматривать как области особых спо-собностей, а не интеллекта. Гарднер определяет интеллект как набор способностей, талантов или умственных способностей, которые позволяют людям решить проблемы или задачу таким образом, чтобы решение ее могло быть полезными в одной или нескольких культурных контекстах. Многоаспектное понимание одаренности и талантливости позволяет считать, что ученики одарены и талантливы в соответствии с любой избранной из вышеперечисленных комбинаций.

Макэлпайн и Рид (1996 г.) разработали полезный список характеристик одаренных и та-лантливых учеников. Ни один одаренный ученик, вероятнее всего, не обладает всеми перечисленными характеристиками: они могут обладать всеми или почти всеми характеристиками в одной категории, но незначительными - в другой.

















«Мифы и Реальность об одаренных и талантливых детях».
  • Одаренные ученики надменные, горды своими способностями и другие люди их мало волнуют.
  • Одаренные ученики способны во всем и им следует об этом напомнить в том случае, если они не смогут действовать на высоком уровне.
  • Одаренные ученики не нуждаются в специальных программах, так как они смогут выполнить сложные задачи несмотря ни на что.
  • Развитие одаренных учеников происходит неравномерно (умственные способности, способность к обучению, социальное/эмоциональное развитие).
  • Одаренные ученики работают хорошо в случайно распределенных группах, при этом работа выполняется безошибочно.
  • Одаренные ученики любят работать индивидуально и мотивированы завершить задание.
  • Одаренные ученики - это хорошие ученики, у которых редко бывают проблемы с поведением.
  • Одаренные ученики почти всегда хорошо учатся и очень часто имеют достижения вне школы.
  • «Мифы и Реальность об одаренных и талантливых детях».1.Одаренные ученики надменные, горды своими способностями и другие люди их мало волнуют.2.Одаренные ученики способны во всем и им следует об этом напомнить в том случае, если они не смогут действовать на высоком уровне.3.Одаренные ученики не нуждаются в специальных программах, так как они смогут выполнить сложные задачи несмотря ни на что.
  • Развитие одаренных учеников происходит неравномерно (умственные способности, способность к обучению, социальное/эмоциональное развитие).
  • Одаренные ученики работают хорошо в случайно распределенных группах, при этом работа выполняется безошибочно.
  • Одаренные ученики любят работать индивидуально и мотивированы завершить задание.
  • Одаренные ученики - это хорошие ученики, у которых редко бывают проблемы с поведением.
  • Одаренные ученики почти всегда хорошо учатся и очень часто имеют достижения вне школы.




  • Задание 1

    Б) Предлагаем личностные и деловые качества, которые педагог встречает у своих учеников. Отметьте “+” те качества, которые вам нравятся в учениках, а знаком “-” то, что не нравится.
    • Дисциплинированный.
    • Неровно успевающий.
    • Организованный.
    • Выбивающийся из общего темпа.
    • Эрудированный.
    • Странный в поведении, непонятный.
    • Умеющий поддержать общее дело.
    • Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
    • Стабильно успевающий.
    • Занятый исключительно своими делами.
    • Быстро, “на лету” схватывающий.
    • Не умеющий общаться, конфликтный.
    • Общающийся легко, приятный в общении.
    • Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
    • Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
    • Не всегда желающий подчиниться большинству или официальному руководителю.






















    Составление таблицы «Барьеры в преподавании»:

    БарьерыПути преодоления




























    Составление таблицы «Барьеры в преподавании»:

    БарьерыПути преодоления










































    Групповая работа20 минСоставление постера «Модель одаренного ученика».1. Каждая группа создает модель одаренного ученика с характеристиками его потребностей.2. Защита постера, обоснование своего образца.


    Барьеры в преподавании5 мин1. Составление таблицы «Барьеры в преподавании»:



    Ключевые идеиДети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом”. (П.Вайнцвайг)

    Закончит занятие замечательными словами В.А. Сухомлинского:«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат».



    Задание 1А) Расположить карточки по степени важности сверху вниз. «Качества хорошего учащегося».-Сравните с качествами идеального учащегося, по мнению учителей из пяти стран.- С какими странами наши мнения совпадают?Б) Предлагаем личностные и деловые качества, которые педагог встречает у своих учеников. Отметьте “+” те качества, которые вам нравятся в учениках, а знаком “-” то, что не нравится.
    • Дисциплинированный.
    • Неровно успевающий.
    • Организованный.
    • Выбивающийся из общего темпа.
    • Эрудированный.
    • Странный в поведении, непонятный.
    • Умеющий поддержать общее дело.
    • Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
    • Стабильно успевающий.
    • Занятый исключительно своими делами.
    • Быстро, “на лету” схватывающий.
    • Не умеющий общаться, конфликтный.
    • Общающийся легко, приятный в общении.
    • Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
    • Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
    • Не всегда желающий подчиниться большинству или официальному руководителю.
    Далее предлагается зачитать качества, отмеченные знаком “+”.- Как Вы считаете, может ли ребёнок с такой характеристикой быть одарённым?- А если эти характеристики не нравятся Вам? (дискуссия педагогов)



    Задание 3. Анкета «Как распознать одарённость». Заполнить анкету на одного из учеников.Одаренные дети- дети, признанные образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Способности таких детей относятся ко всем сферам интеллектуальной деятельности.Одарённость – уровень развития способностей, определяющий диапазон деятельностей которых человек может достичь больших успехов.Одарённые дети – дети, обнаруживающие общую или специальную одарённость – к музыке, рисованию, технике и пр., которая диагностируется по темпу опережения сверстников при прочих равных условиях.Дарование – то же, что талант: 1) выдающиеся врождённые качества, особые природные данные; 2) высокий уровень развития способностей, прежде всего способностей специальных. О таланте следует судить по результатам деятельности, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода.Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.Креативность (от лат.созидание) - способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.





































    ПЛАН КОУЧИНГ-ЗАНЯТИЯ«Выявление и развитие одаренных и талантливых учеников».

    Коуч: Стадникова Л.В., учитель школы-лицея №8 для одаренных детей

    Тема занятия«Выявление и сопровождение одаренных и талантливых учеников».
    1Общие целиПросвещение педагогов по проблеме одаренных детей. Формирование психолого-педагогической готовности учителя к работе с одаренными детьми.Углубить знания об одаренности, классификациях видов одаренности, характерных особенностях одаренных детей.Обозначить задачи по работе с данной категорией учащихся в нашей школе.
    2Ожидаемые результатыУчителя будут принимать во внимание результаты исследований, касающихся талантливых и одаренных учащихся, и размышлять над определением понятий талантливых и одаренных учащихся. Учителя будут использовать новые подходы для постановки задач перед талантливыми и одаренными учащимися, которые опираются на принципы инклюзивной практики.
    3Ключевые идеиПоиск талантливых и одаренных учеников на основе инклюзивного подхода, предполагающего установление потребностей учеников.Понятия "одарённость", "одарённый ребёнок".Структура детской одаренности.Специфика детской одаренности.Классификации детской одарённости.Психофизиологическая основа одаренности.Проблемы одаренных детей.
    4Материалы и оборудованиеФлипчарты, маркеры, стикеры, раздаточный материал, видеоролик.


    Ход занятия
    Этапы занятияВремя оценкуДействия преподавателя и действия участников коучинга
    Приветствие5 минУпражнение «Ладошки» (рисуют ладошки свои, пишут на каждом пальце 5 своих самых лучших качеств, свое имя, затем передают соседу, и тот на открытой ладони пишет те положительные качества, которые видит в этом человеке.Можно по желанию зачитать одно. Были ли названы качества, которым вы удивились? Согласны ли вы с таким мнением?
    Постановка проблемы10 минМодуль который мы сегодня рассмотрим «Одаренные и талантливые дети».Просмотр видео.Вопросы для дискуссии:-Какая из произнесенных фраз вас удивила, обратила на себя внимание?-Почему эта проблема актуальна для нас?-Какого ребёнка можно назвать одарённым?- Какой корень в слове одаренный( дар)?- Является ли такой ребенок даром для вас, в вашей работе?
    Задание №1.10 минРаспределение по группам (считалочка: царь, царевич, король)Внимательно прочитайте определение и подберите нужное понятие:____________________ - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности. ____________________ - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности.___________________- состояние и степень выраженности способностей детей и подростков.

    ___________________- сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода.Правильные ответы: способности, задатки способностей, одаренность, талант.Осуждаем, заполняем на слайде.
    Задание №2.15 минРаспределение по группам (умный, добрый, активный)Оформление флипчарта или презентации ( на выбор):
  • Эмоциональная характеристика одар. или тал. ученика
  • Социальная характеристика
  • Когнитивная характеристика
  • Представление и обсуждение работ.2 звезды и одно предложение относительно работы другой группы
    Задание №3.15 минПодвести итог первой части поможет следующее задание: «Мифы и Реальность об одаренных и талантливых детях».Слушателям предлагаются мифы об одаренных детях, в группах необходимо опровергнуть миф и рассказать о реальной обстановке, касающейся одаренных и талантливых детей.Мифы и реальность об одаренных учениках
  • Одаренные ученики надменные, горды своими способностями и другие люди их мало волнуют.
  • Одаренные ученики способны во всем и им следует об этом напомнить в том случае, если они не смогут действовать на высоком уровне.
  • Одаренные ученики не нуждаются в специальных программах, так как они смогут выполнить сложные задачи несмотря ни на что.
  • Развитие одаренных учеников происходит неравномерно (умственные способности, способность к обучению, социальное/эмоциональное развитие).
  • Одаренные ученики работают хорошо в случайно распределенных группах, при этом работа выполняется безошибочно.
  • Одаренные ученики любят работать индивидуально и мотивированы завершить задание.
  • Одаренные ученики - это хорошие ученики, у которых редко бывают проблемы с поведением.
  • Одаренные ученики почти всегда хорошо учатся и очень часто имеют достижения вне школы.
  • Теоретическая часть.Пезентация10 минВидеоролик о детской одаренности. Обсуждение.Презентация «Признаки и структура детской одаренности».Беседа.
    Задание №4.10 минАнализ анкеты, которая была дана перед коучингом. Зачитать ответы вопрос:Как вы выявляете одаренных детей?Распределение по группам (осень, зима, весна)Достоинства и недостатки различных критериевопределения одаренностиОбсуждение в группе достоинств и недостатков каждого критерия, свои мысли заносят в таблицу.Выступление групп. Каждая представляет по 2 критерия. Дискуссия.Предоставить учителям писок сайтов, где можно найти большое количество различных тестов и методик по выявлению детской одаренности:http://cptd.ippk.arkh-edu.ruhttp://www.effecton.ru/762.htmlhttp://intellektsystem.ru/articles_1_71.htmlhttp://klepikova.ucoz.ru/publ/diagnostika_odarennosti/1-1-0-5http://www.приреченскаяшколаф/index.php/shkolnyj-olimphttp://www.liga1199.ru/http://www.pms.ru/http://edu.tatar.ru/buinsk/lic-int/sch
    Анкетирование5мин"Определение склонностей педагога к работе с одарёнными детьми"нализ результатов.Просмотр слайда «Требования к личности учителя, работающего с одарёнными учащимися»
    Тренинг10минТренинг «Рисунок». Стимулирование креативного мышления через искусствоИзучите свою картину (созданную вами) и ответьте на следующие вопросы. Вас также могут попросить поделиться своей созданной картиной и подходу к этому заданию.Сделайте список того, что вы видите на вашей картине.Какие идеи ваша картина передает?Какие чувства ваша картина вызывает у вас?Какого ваше отношение к этим чувствам?Если бы могли идентифицировать себя с объектом на картине, каким бы вы хотели быть объектом?Придумайте стихотворение, утверждение или визуальную модель вашей картины, которая бы имела такую же тематику и чувства.
    Рефлексия7 минПрием «Рюкзак».-Отправляясь в путь по выявлению и поддержке одаренных детей, что возьмете с собой?Закончит занятие замечательными словами В.А. Сухомлинского:«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат».






















    Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми»Инструкция: «Выберите один из предложенных вариантов ответов».1. Считаете ли Вы, что современные формы и методы работы с одаренными детьми могут быть улучшены?а) да,б) нет, они и так хороши,в) да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы (д/с) - не очень.2. Уверены ли, что сами можете участвовать в изменении работы с одаренными детьми?а) да,б) нет,в) в некоторых случаях.3. Возможно ли то, что некоторые из Ваших идей способствовали бы значительному улучшению в выявлении одаренных детей?а) да,б) да при благоприятных обстоятельствах,в) лишь в некоторой степени.4. Считаете ли Вы, что в недалеком будущем будете играть важную роль в принципиальных изменениях в обучении и воспитании?а) да, наверняка,б) это маловероятно,в) возможно.5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, не думаете ли Вы, что осуществляете свой замысел, помогающий улучшению деятельности?<
    Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
    Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
    Ресми байқаулар тізімі
    Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!