Материалдар / «Выявление и развитие одаренных и талантливых учеников»
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

«Выявление и развитие одаренных и талантливых учеников»

Материал туралы қысқаша түсінік
мұғалімдерге
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
14 Ақпан 2018
1398
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Обучение талантливых и одаренных учеников


Переход понимания одаренности и талантливости от моноаспектного к многоаспектному понятию сопровождается изменением в понимании концепции самого интеллекта, который уже рассматривается не как единое целое, а в условиях множественного интеллекта. В числе сторонников идеи множественного интеллекта необходимо отметить Гарднера (2006), который установил восемь типов интеллекта:

логико-математический

лингвистический

кинестетический

пространственный

музыкальный

межличностный

углубленный

натуралистический


По многим позициям перечисленные типы можно рассматривать как области особых спо-

собностей, а не интеллекта. Гарднер определяет интеллект как набор способностей, талантов или умственных способностей, которые позволяют людям решить проблемы или задачу таким образом, чтобы решение ее могло быть полезными в одной или нескольких культурных контекстах. Многоаспектное понимание одаренности и талантливости позволяет считать, что ученики одарены и талантливы в соответствии с любой избранной из вышеперечисленных комбинаций.


Макэлпайн и Рид (1996 г.) разработали полезный список характеристик одаренных и та-

лантливых учеников. Ни один одаренный ученик, вероятнее всего, не обладает всеми перечисленными характеристиками: они могут обладать всеми или почти всеми характеристиками в одной категории, но незначительными - в другой.

















«Мифы и Реальность об одаренных и талантливых детях».

  1. Одаренные ученики надменные, горды своими способностями и другие люди их мало волнуют.

  2. Одаренные ученики способны во всем и им следует об этом напомнить в том случае, если они не смогут действовать на высоком уровне.

  3. Одаренные ученики не нуждаются в специальных программах, так как они смогут выполнить сложные задачи несмотря ни на что.

  4. Развитие одаренных учеников происходит неравномерно (умственные способности, способность к обучению, социальное/эмоциональное развитие).

  5. Одаренные ученики работают хорошо в случайно распределенных группах, при этом работа выполняется безошибочно.

  6. Одаренные ученики любят работать индивидуально и мотивированы завершить задание.

  7. Одаренные ученики - это хорошие ученики, у которых редко бывают проблемы с поведением.

  8. Одаренные ученики почти всегда хорошо учатся и очень часто имеют достижения вне школы.

«Мифы и Реальность об одаренных и талантливых детях».

1.Одаренные ученики надменные, горды своими способностями и другие люди их мало волнуют.

2.Одаренные ученики способны во всем и им следует об этом напомнить в том случае, если они не смогут действовать на высоком уровне.

3.Одаренные ученики не нуждаются в специальных программах, так как они смогут выполнить сложные задачи несмотря ни на что.

  1. Развитие одаренных учеников происходит неравномерно (умственные способности, способность к обучению, социальное/эмоциональное развитие).

  2. Одаренные ученики работают хорошо в случайно распределенных группах, при этом работа выполняется безошибочно.

  3. Одаренные ученики любят работать индивидуально и мотивированы завершить задание.

  4. Одаренные ученики - это хорошие ученики, у которых редко бывают проблемы с поведением.

  5. Одаренные ученики почти всегда хорошо учатся и очень часто имеют достижения вне школы.



Задание 1


Б) Предлагаем личностные и деловые качества, которые педагог встречает у своих учеников. Отметьте “+” те качества, которые вам нравятся в учениках, а знаком “-” то, что не нравится.

  1. Дисциплинированный.

  2. Неровно успевающий.

  3. Организованный.

  4. Выбивающийся из общего темпа.

  5. Эрудированный.

  6. Странный в поведении, непонятный.

  7. Умеющий поддержать общее дело.

  8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

  9. Стабильно успевающий.

  10. Занятый исключительно своими делами.

  11. Быстро, “на лету” схватывающий.

  12. Не умеющий общаться, конфликтный.

  13. Общающийся легко, приятный в общении.

  14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.

  15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.

  16. Не всегда желающий подчиниться большинству или официальному руководителю.























Составление таблицы «Барьеры в преподавании»:


Барьеры

Пути преодоления


















Составление таблицы «Барьеры в преподавании»:


Барьеры

Пути преодоления



































Групповая работа

20 мин

Составление постера «Модель одаренного ученика».

1. Каждая группа создает модель одаренного ученика с характеристиками его потребностей.

2. Защита постера, обоснование своего образца.



Барьеры в преподавании

5 мин

1. Составление таблицы «Барьеры в преподавании»:

Барьеры

Пути преодоления






Ключевые идеи

Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –
видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый 
день они заново придумывают свою жизнь. Они любят 
экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего 
мира с удивлением и восторгом”.
 (П.Вайнцвайг)


Закончит занятие замечательными словами В.А. Сухомлинского:

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат».




Задание 1

А) Расположить карточки по степени важности сверху вниз. «Качества хорошего учащегося».

-Сравните с качествами идеального учащегося, по мнению учителей из пяти стран.

- С какими странами наши мнения совпадают?

Б) Предлагаем личностные и деловые качества, которые педагог встречает у своих учеников. Отметьте “+” те качества, которые вам нравятся в учениках, а знаком “-” то, что не нравится.

  1. Дисциплинированный.

  2. Неровно успевающий.

  3. Организованный.

  4. Выбивающийся из общего темпа.

  5. Эрудированный.

  6. Странный в поведении, непонятный.

  7. Умеющий поддержать общее дело.

  8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

  9. Стабильно успевающий.

  10. Занятый исключительно своими делами.

  11. Быстро, “на лету” схватывающий.

  12. Не умеющий общаться, конфликтный.

  13. Общающийся легко, приятный в общении.

  14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.

  15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.

  16. Не всегда желающий подчиниться большинству или официальному руководителю.

Далее предлагается зачитать качества, отмеченные знаком “+”.

- Как Вы считаете, может ли ребёнок с такой характеристикой быть одарённым?

- А если эти характеристики не нравятся Вам? (дискуссия педагогов)





Задание 3. Анкета «Как распознать одарённость». Заполнить анкету на одного из учеников.

Одаренные дети- дети, признанные образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Способности таких детей относятся ко всем сферам интеллектуальной деятельности.

Одарённость – уровень развития способностей, определяющий диапазон деятельностей,в которых человек может достичь больших успехов.

Одарённые дети – дети, обнаруживающие общую или специальную одарённость – к музыке, рисованию, технике и пр., которая диагностируется по темпу опережения сверстников при прочих равных условиях.

Дарование – то же, что талант: 1) выдающиеся врождённые качества, особые природные данные; 2) высокий уровень развития способностей, прежде всего способностей специальных. О таланте следует судить по результатам деятельности, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Креативность (от лат. – созидание) - способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.







































ПЛАН КОУЧИНГ-ЗАНЯТИЯ

«Выявление и развитие одаренных и талантливых учеников».



Коуч: Стадникова Л.В., учитель школы-лицея №8 для одаренных детей



Тема занятия

«Выявление и сопровождение одаренных и талантливых учеников».

1

Общие цели

Просвещение педагогов по проблеме одаренных детей. Формирование психолого-педагогической готовности учителя к работе с одаренными детьми.

Углубить знания об одаренности, классификациях видов одаренности, характерных особенностях одаренных детей.

Обозначить задачи по работе с данной категорией учащихся в нашей школе.

2

Ожидаемые результаты

Учителя будут принимать во внимание результаты исследований, касающихся талантливых и одаренных учащихся, и размышлять над определением понятий талантливых и одаренных учащихся. Учителя будут использовать новые подходы для постановки задач перед талантливыми и одаренными учащимися, которые опираются на принципы инклюзивной практики.

3

Ключевые идеи

Поиск талантливых и одаренных учеников на основе ин­клюзивного подхода, предполагающего установление потребностей учеников.

Понятия "одарённость", "одарённый ребёнок".

Структура детской одаренности.

Специфика детской одаренности.

Классификации детской одарённости.

Психофизиологическая основа одаренности.

Проблемы одаренных детей.

4

Материалы и оборудование

Флипчарты, маркеры, стикеры, раздаточный материал, видеоролик.



Ход занятия

Этапы занятия

Время оценку

Действия преподавателя и действия участников коучинга

Приветствие

5 мин

Упражнение «Ладошки» (рисуют ладошки свои, пишут на каждом пальце 5 своих самых лучших качеств, свое имя, затем передают соседу, и тот на открытой ладони пишет те положительные качества, которые видит в этом человеке.

Можно по желанию зачитать одно. Были ли названы качества, которым вы удивились? Согласны ли вы с таким мнением?

Постановка проблемы

10 мин

Модуль который мы сегодня рассмотрим «Одаренные и талантливые дети».

Просмотр видео.

Вопросы для дискуссии:

-Какая из произнесенных фраз вас удивила, обратила на себя внимание?

-Почему эта проблема актуальна для нас?

-Какого ребёнка можно назвать одарённым?

- Какой корень в слове одаренный( дар)?

- Является ли такой ребенок даром для вас, в вашей работе?

Задание №1.

10 мин

Распределение по группам (считалочка: царь, царевич, король)

Внимательно прочитайте определение и подберите нужное понятие:

____________________ - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности. ____________________ - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности.

___________________- состояние и степень выраженности способностей детей и подростков.



___________________- сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода.

Правильные ответы: способности, задатки способностей, одаренность, талант.

Осуждаем, заполняем на слайде.

Задание №2.

15 мин

Распределение по группам (умный, добрый, активный)

Оформление флипчарта или презентации ( на выбор):

  1. Эмоциональная характеристика одар. или тал. ученика

  2. Социальная характеристика

  3. Когнитивная характеристика

Представление и обсуждение работ.

2 звезды и одно предложение относительно работы другой группы

Задание №3.

15 мин

Подвести итог первой части поможет следующее задание: «Мифы и Реальность об одаренных и талантливых детях».

Слушателям предлагаются мифы об одаренных детях, в группах необходимо опровергнуть миф и рассказать о реальной обстановке, касающейся одаренных и талантливых детей.

Мифы и реальность об одаренных учениках

  1. Одаренные ученики надменные, горды своими способностями и другие люди их мало волнуют.

  2. Одаренные ученики способны во всем и им следует об этом напомнить в том случае, если они не смогут действовать на высоком уровне.

  3. Одаренные ученики не нуждаются в специальных программах, так как они смогут выполнить сложные задачи несмотря ни на что.

  4. Развитие одаренных учеников происходит неравномерно (умственные способности, способность к обучению, социальное/эмоциональное развитие).

  5. Одаренные ученики работают хорошо в случайно распределенных группах, при этом работа выполняется безошибочно.

  6. Одаренные ученики любят работать индивидуально и мотивированы завершить задание.

  7. Одаренные ученики - это хорошие ученики, у которых редко бывают проблемы с поведением.

  8. Одаренные ученики почти всегда хорошо учатся и очень часто имеют достижения вне школы.

Теоретическая часть.

Пезентация

10 мин

Видеоролик о детской одаренности. Обсуждение.

Презентация «Признаки и структура детской одаренности».

Беседа.

Задание №4.

10 мин

Анализ анкеты, которая была дана перед коучингом. Зачитать ответы вопрос:

Как вы выявляете одаренных детей?

Распределение по группам (осень, зима, весна)

Достоинства и недостатки различных критериев

определения одаренности

Обсуждение в группе достоинств и недостатков каждого критерия, свои мысли заносят в таблицу.

Выступление групп. Каждая представляет по 2 критерия. Дискуссия.

Предоставить учителям писок сайтов, где можно найти большое количество различных тестов и методик по выявлению детской одаренности:

http://cptd.ippk.arkh-edu.ru

http://www.effecton.ru/762.html

http://intellektsystem.ru/articles_1_71.html

http://klepikova.ucoz.ru/publ/diagnostika_odarennosti/1-1-0-5

http://www.приреченскаяшкола.рф/index.php/shkolnyj-olimp

http://www.liga1199.ru/

http://www.pms.ru/

http://edu.tatar.ru/buinsk/lic-int/sch

Анкетирование

5мин

"Определение склонностей педагога к работе с одарёнными детьми".Анализ результатов.

Просмотр слайда «Требования к личности учителя, работающего с одарёнными учащимися»

Тренинг

10мин

Тренинг «Рисунок». Стимулирование креативного мышления через искусство

Изучите свою картину (созданную вами) и ответьте на следующие вопросы. Вас также могут попросить поделиться своей созданной картиной и подходу к этому заданию.

Сделайте список того, что вы видите на вашей картине.

Какие идеи ваша картина передает?

Какие чувства ваша картина вызывает у вас?

Какого ваше отношение к этим чувствам?

Если бы могли идентифицировать себя с объектом на картине, каким бы вы хотели быть объектом?

Придумайте стихотворение, утверждение или визуальную модель вашей картины, которая бы имела такую же тематику и чувства.

Рефлексия

7 мин

Прием «Рюкзак».

-Отправляясь в путь по выявлению и поддержке одаренных детей, что возьмете с собой?

Закончит занятие замечательными словами В.А. Сухомлинского:

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат».























Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми»

Инструкция: «Выберите один из предложенных вариантов ответов».

1. Считаете ли Вы, что современные формы и методы работы с одаренными детьми могут быть улучшены?

а) да,

б) нет, они и так хороши,

в) да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы (д/с) - не очень.

2. Уверены ли, что сами можете участвовать в изменении работы с одаренными детьми?

а) да,

б) нет,

в) в некоторых случаях.

3. Возможно ли то, что некоторые из Ваших идей способствовали бы значительному улучшению в выявлении одаренных детей?

а) да,

б) да при благоприятных обстоятельствах,

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли Вы, что в недалеком будущем будете играть важную роль в принципиальных изменениях в обучении и воспитании?

а) да, наверняка,

б) это маловероятно,

в) возможно.

5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, не думаете ли Вы, что осуществляете свой замысел, помогающий улучшению деятельности?

а) да,

б) часто думаю, что сумею,

в) да, часто.

6. Испытывали ли Вы желание заняться изучением особенностей неординарных личностей?

а) да, это меня привлекает,

б) нет, меня это не привлекает,

в) все зависит от востребованности таких людей в обществе.

7. Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей? Испытываете ли Вы удовлетворение от этого?

а) да,

б) удовлетворяюсь тем, что есть,

в) нет, так как считаю слабой систему стимулирования.

8. Если проблема не решается, но ее решение Вас волнует, делаете ли Вы попытку отыскать тот теоретический материал, который поможет в решении проблемы?

а) да,

б) нет, достаточно знаний передового опыта,

в) нет.

9. Когда Вы испытываете педагогические срывы, то…..

а) продолжаете сильнее упорствовать в начинаниях,

б) махнете рукой на затею,

в) продолжаете делать свое дело.

10. Воспринимаете ли Вы критику в свой адрес легко и без обид?

а) да,

б) не совсем легко,

в) болезненно.

11. Когда Вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли Вы в тоже время его подбодрить?

а) не всегда,

б) при хорошем настроении,

в) в основном стараюсь это делать.

12. Можете ли Вы сразу вспомнить беседу с интересным человеком в подробностях?

а) да, конечно,

б) запоминаю только то, что интересно,

в) всегда вспомнить не могу.

13. Когда Вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли Вы его повторить в сходной ситуации?

а) да, без затруднений,

б) в некоторых случаях,

в) нет.

14. Учащиеся задали Вам сложный вопрос на запретную тему. Ваши действия?

а) уклоняетесь от ответа,

б) тактично переносите ответ на другое время,

в) пытаетесь отвечать.

15. У Вас есть основное кредо в профессиональной деятельности? Когда Вы его защищаете, то…..

а) можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы,

б) останетесь на своих позициях, какие бы аргументы не приводили,

в) измените свое мнение, если давление будет мощным.

16. На уроках по своему предмету мне импонируют следующие ответы

а) средний,

б) достаточный,

в) оригинальный.

17. Во время отдыха Вы предпочитаете….

а) решать проблемы связанные с работой,

б) прочитать интересную книгу по проблеме,

в) погрузиться в мир любимых увлечений.

18. Вы занимаетесь разработкой нового занятия, решаете прекратить это дело, если….

а) по Вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до конца,

б) Вы более или менее довольны,

в) Вам еще не все удалось сделать, но есть и другие дела.

Обработка результатов

Ответ:

а) 3 балла,

б) 1 балл,

в) 2 балла.

Результаты:

  • 49 и более баллов. Вы имеете склонность к работе с одарёнными детьми. У Вас есть для этого потенциальные возможности. Вы способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся.

  • От 24 до 48 баллов. У Вас есть склонности к работе с одарёнными детьми, но они требуют дополнительных Ваших желаний, ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.

  • 23 и менее баллов. Склонностей к работе с одарёнными детьми, конечно, маловато. В большей мере Вы сами не проявляете к этому «особого рвения». Но при соответствующей мобилизации духовных сил, веры в себя, кропотливой работе в сфере повышенного интеллекта Вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.



Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!