Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Взаимосвязь между типами связей, видами кристаллических решеток и свойствами веществ
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
5.02.2019
Раздел долгосрочного плана:8.3В Видыхимических связей |
|
|||
Тема урока |
Взаимосвязь между типами связей, видами кристаллических решеток и свойствами веществ |
|||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) |
8.1.4.3объяснять зависимость свойств веществ от типа решетки |
|||
Цели урока |
макромолекулярного и металлического строения;
|
|||
Критерии оценивания |
- может описать свойства ионных соединении по их строению; -знает что такое кристаллическая решетка, какие есть виды, может привести примеры. |
|||
Языковые цели |
Учащиеся могут: говорить и понимать образование ионной и ковалентной связей задавать/отвечать на вопросы о строении молекулярных соединений Предметная лексика и терминология ионы, ионная решетка, соединение, формула, сила, связь, точка плавления/кипения, плотность, кристаллическая форма, молекулы X молекулы обнаруживаются, когда Y… Молекулярное строение формируется когда… Ионная связь …………”. “ “ Что такое …? Как образуется Х? Оно формируется когда… |
|||
Привитие ценностей |
Развитие коммутативных навыков в групповой работе |
|||
Межпредметные связи |
Физика |
|||
Предварительные знания |
8.1АДвижение электронов в атомах |
|||
Ход урока |
||||
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
||
Начало урока 2-5 минуты
|
Организационный момент. Учитель: «Любое вещество может быть газом, жидкостью и твёрдым веществом. Например, вода. При обычных условиях – это жидкость, но она может быть паром и льдом. Или кислород при обычных условиях представляет собой газ, при температуре -1940 C он превращается в жидкость голубого цвета, а при температуре -218,8°C затвердевает в снегообразную массу, состоящую из кристаллов синего цвета. На этом уроке мы рассмотрим твёрдое состояние веществ: аморфное и кристаллическое». |
Презентация Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 |
||
Середина урока
|
Учитель: аморфные вещества не имеют чёткой температуры плавления – при нагревании они постепенно размягчаются и переходят в текучее состояние. К аморфным веществам относят, например шоколад, который тает и в руках и во рту; жевательную резинку, пластилин, воск, пластмассы (показываются примеры таких веществ). Кристаллические вещества имеют чёткую температуру плавления и, главное, характеризуются правильным расположением частиц в строго определенных точках пространства. При соединении этих точек прямыми линиями образуется пространственный каркас, называемый кристаллической решёткой. Точки, в которых размещены частицы кристалла, называют узлами решётки. Учащиеся записывают в тетрадь определение: «Кристаллической решёткой называют совокупность точек пространства, в которых располагаются частицы, образующие кристалл. Точки, в которых размещаются частицы кристалла, называют узлами решётки». В зависимости от того, какие виды частиц находятся в узлах этой решётки, различают 4 типа решёток. Если в узлах кристаллической решётки находятся ионы, то такая решётка называется ионной. Учитель задаёт учащимся вопросы: – Как будут называться кристаллические решётки, в узлах которых находятся атомы, молекулы? Но есть кристаллические решётки, в узлах которых находятся и атомы, и ионы. Такие решётки называются металлическими. На экране появляется схема . Сейчас мы будем заполнять таблицу: «Кристаллические решётки, вид связи и свойства веществ». В ходе заполнения таблицы мы будем устанавливать взаимосвязь между типом решётки, видом связи между частицами и физическими свойствами твёрдых веществ. (). Её заполнение идёт в ходе диалога учителя с учащимися. Рассмотрим 1-й тип кристаллической решётки, которая называется ионной. – Какие частицы располагаются в узлах этой решётки? – Какая химическая связь в этих веществах? Посмотрите на ионную кристаллическую решётку (показывается модель такой решётки). В её узлах находятся положительно и отрицательно заряженные ионы. Например, кристалл хлорида натрия построен из положительных ионов натрия и отрицательных хлорид-ионов, образующих решётку в форме куба. К веществам с ионной кристаллической решёткой относятся соли, оксиды и гидроксиды типичных металлов. Вещества с ионной кристаллической решёткой обладают высокой твёрдостью и прочностью, они тугоплавкие и нелетучие. Учитель: Физические свойства веществ с атомной кристаллической решёткой те же, что и у веществ с ионной кристаллической решёткой, но часто в превосходной степени – очень твёрдые, очень прочные. Алмаз, у которого атомная кристаллическая решётка – самое твёрдое вещество из всех природных веществ. Он служит эталоном твёрдости, которая по 10-бальной системе оценивается высшим баллом 10. По этому типу кристаллической решётки вы сами внесёте необходимые сведения в таблицу, самостоятельно поработав с учебником. Учитель: Рассмотрим 3-й тип кристаллической решётки, которая называется металлической. В узлах такой решётки находятся атомы и ионы, между которыми свободно перемещаются электроны, связывая их в единое целое. Такое внутреннее строение металлов и определяет их характерные физические свойства. Учитель: Какие физические свойства металлов вы знаете? (ковкость, пластичность, электро- и теплопроводность, металлический блеск). Учитель: На какие группы делятся все вещества по строению? Рассмотрим тип кристаллической решётки, которой обладают такие хорошо известные нам вещества как вода, углекислый газ, кислород, азот и другие. Она называется молекулярной. – Какие частицы располагаются в узлах этой решётки? Химическая связь в молекулах, которые находятся в узлах решётки, может быть и ковалентная полярная, и ковалентная неполярная. Несмотря на то, что атомы внутри молекулы связаны очень прочными ковалентными связями, между самими молекулами действуют слабые силы межмолекулярного притяжения. Поэтому вещества с молекулярной кристаллической решёткой имеют малую твердость, низкие температуры плавления и летучие. Когда газообразные или жидкие вещества при особых условиях превращаются в твёрдые, тогда у них появляется молекулярная кристаллическая решётка. Примерами таких веществ может быть твёрдая вода – лёд, твёрдый углекислый газ – сухой лёд. Такую решётку имеет нафталин, который применяют для защиты шерстяных изделий от моли. – Какими свойствами молекулярной кристаллической решётки обусловлено применение нафталина? (летучестью). Как видим, молекулярную кристаллическую решетку могут иметь не только твердые простыевещества: благородные газы, H2,O2, N2, I2, O3, белый фосфор Р4, но и сложные: твердая вода, твердые хлороводород и сероводород. Большинство твердых органических соединений имеют молекулярные кристаллические решетки (нафталин, глюкоза,сахар). В узлах решеток находятся неполярные или полярные молекулы. Несмотря на то, что атомы внутри молекул связаны прочными ковалентными связями, между самими молекулами действуют слабые силы межмолекулярного взаимодействия. На доске появляется заполненная таблица Блиц-опрос по пройденной теме: Вопрос: Какой тип кристаллической решетки из рассмотренных выше не встречается в простых веществах? Ответ: Ионные кристаллические решетки. Вопрос: Какие кристаллические решетки характерны для простых веществ? Ответ: Для простых веществ – металлов – металлическая кристаллическая решетка; для неметаллов – атомная или молекулярная. Работа с Периодической системой Д.И. Менделеева. Вопрос: Где в Периодической системе находятся элементы-металлы и почему? Элементы-неметаллы и почему? Ответ: Если провести диагональ от бора до астата, то в нижнем левом углу от этой диагонали будут находиться элементы-металлы, т.к. на последнем энергетическом уровне они содержат от одного до трех электронов. Это элементы I A, II A, III A (кроме бора), а также олово и свинец, сурьма и все элементы побочных подгрупп. Элементы-неметаллы находятся в верхнем правом углу от этой диагонали, т.к. на последнем энергетическом уровне содержат от четырех до восьми электронов. Этоэлементы IV A,V A, VI A, VII A, VIII A ибор. Учитель: Давайте найдем элементы неметаллы, у которых простые вещества имеют атомную кристаллическую решетку (Ответ: С, В, Si) и молекулярную (Ответ: N, S, O, галогены и благородные газы) Учитель: Сформулируйте вывод, как можно определить тип кристаллической решетки простого вещества в зависимости от положения элементов в Периодической системе Д.И.Менделеева. Ответ: Для элементов-металлов, которые находятся в I A, II A, IIIA(кроме бора), а также олова и свинца, и всех элементов побочных подгрупп в простом веществе тип решетки-металлическая. Для элементов-неметаллов IV A и бора в простом веществе кристаллическая решетка атомная; а у элементов V A, VI A, VII A, VIII A в простых веществах кристаллическая решетка молекулярная. Продолжаем работать с заполненной таблицей. Учитель: Посмотрите внимательно на таблицу. Какая закономерность прослеживается? |
Слайд 4 Слайды 5 Слайд 6, 7 Слайд 8, 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайды 13, 14 Слайд 15 Слайд 16-18 слайд 19, 20 |
||
Конец урока 5 минут |
Рефлексия. Возврат к целям и критериям оценивания урока. |
|
||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье и соблюдение техники
безопасности |
||
-оказание помощи тем учащимся, которые поднимают красные карточки - для более способных учащихся задания со звездочкой, которые направлены на определение вида связи в соединениях, содержащих более двух элементов |
Коллективное оценивание (обсуждение) Формативное оценивание Взаимооцениваниев паре Самооценивание по готовому ответу Обратная связь учителя |
Работа интерактивной доски не более 10-15 минут |
||
|
Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. |
|||
|
||||
Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках? |