Изучение нового
материала
|
Язык программирования – это формальная
знаковая система, которая предназначена для написания программ,
понятных для исполнителя, т.е.
компьютера. Исторические сведения о языке
«Pascal»
Язык программирования Паскаль получил своё название в честь
великого французского математика и физика Блеза Паскаля, который в
1642г. изобрёл счётную машину для арифметических операций, так
называемое "паскалево колесо". В конце 1968 г. профессор Вирт и его
сотрудники из швейцарского федерального института технологии в
Цюрихе разработали первую версию языка Паскаль. Спустя два года -
первый вариант компилятора. В 1971 г. Вирт выпустил описание своего
языка. Язык программирования Паскаль, оказал огромное влияние на
несколько поколений программистов и стал базой для создания
большого числа языков программирования.
Чтобы записать алгоритм на языке Pascal нужно знать основные
операторы, команды, алфавит языка.
Алфавит и словарь языка
Pascal
Основой Паскаля, как и любого языка, является алфавит – конечный
набор знаков, состоящий из букв, цифр и специальных
символов.
В качестве букв в Паскале используются прописные и строчные буквы
латинского алфавита АаBbСсDd Ее Ff G gHhliJjKk LI M
mNnOoPpQqRrSsTtUuVvWwXxYyZz (русский алфавит используется только
для пометок и для задания литерных величин). В качестве цифр –
арабские цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. При написании
программ используются специальные символы: + - * / = >< [ ]
{} ( ) ‘ . , : ; ^ @ $ # пробел так же является символом
Запуск системы Pascal ABC
Для запуска системы выполнить двойной щелчок по ярлыку на рабочем
столе
Окно системы Pascal ABC
Программа написанная на языке Паскаль – это текстовый файл,
содержащий алгоритм на языке программирования. Такой файл имеет
расширение .раs
Паскаль-программа является текстовым файлом с собственным именем и
с
расширением .pas. Схематически программа
представляется в виде последовательности
восьми разделов:
1.
Заголовок программы.
2.
Описание внешних модулей, процедур и функций.
3.
Описание меток.
4.
Описание констант.
5.
Описание типов переменных.
6.
Описание переменных.
7.
Описание функций и процедур.
8.
Раздел операторов.
Задания для практической работы
1. Загрузите систему программирования Pascal АВС.
2. Запишитевашупервуюпрограмму:
ProgramHello;
Begin
Writeln(‘HelloWorld!’);
End.
Нажмите кнопку F 9-(Запуск) и на экране появилась
ваша первая программа.
Алфавит языка программирования – это определенный
набор символов. С помощью этих символов могут быть записаны
идентификаторы, выражения и операторы языка. Идентификатор – это
совокупность букв, цифр и символа подчеркивания. Он начинается с
буквы или символа подчеркивания, служит для именования различных
объектов языка (страница 31).
-
имена;
-
цифры;
-
разделительные знаки;
-
специальные символы.
Основные команды по работе с
файлами.
Действие
|
Команда
|
«Горячая» клавиша
|
Создание нового файла
|
File→New
|
|
Сохранение файла
|
File→Save
|
F2
|
Сохранение под новым именем
|
File→Save
as…
|
|
Открытие файла, сохраненного на
диске
|
File→Open
|
F3
|
Изменение каталога
|
File→Change
Dir…
|
|
Открытие списка окон
|
Windows→List…
|
Alt+0
|
Переход к окну по его номеру
|
|
Alt+номер окна
|
Сегодня в качестве исполнителей алгоритмов
человеку служат многие автоматические устройства и, прежде всего,
конечно, компьютер. При этом составление алгоритма должно быть
особенно ответственным и тщательным, так как машина не может
домысливать и исправлять ошибки. В этом смысле она - идеальный
исполнитель. При реализации алгоритма для ЭВМ его шаги становятся
операторами, а вся их последовательность -
программой.
Учащимся
предлагается решить следующие задачи:
Словесная
форма записи алгоритма
1.Человеку,
находящемуся на берегу реки, нужно переправить на противоположный
берег волка, козу и капусту. В лодку человек может взять
одновременно только одного «пассажира». Нельзя оставить вместе
волка с козой и козу с капустой.
Решение:
•
Переправить козу.
•
Возвратиться самому.
•
Переправить волка.
•
Возвратиться вместе с козой.
•
Переправить капусту.
•
Возвратиться самому.
•
Переправить козу.
Практическая часть
(информационная компетенция, компетенция
решения проблем)
ЗАДАНИЯ:
Можно ли
создать исполнителя алгоритмов, который может
всё? Запишите алгоритм рыбной ловли (или заварки
чая). Какими допустимыми командами Вы снабдили бы
автомат, заменяющий: а) кассира в магазине; б) дворника; в)
охранника; г) директора школы?
Имеются два
кувшина ёмкостью 3 л и 8 л. Напишите алгоритм для того, чтобы
набрать из реки 7 л воды (можно пользоваться только этими
кувшинами).
(Старинная
русская задача). Некий человек должен перевезти в лодке через реку
волка, козу и капусту. За один перевоз он может перевезти только
кого-то одного. Составьте алгоритм перевоза так, чтобы никто никого
не съел.
С числом
разрешается производить только два
дейс
Практическая работа для группы за
компьютером.
Работа с языком программирования
Паскаль.
Program
primer;
Var
a,b,c:real;
Begin
Writeln(‘Введите а и в’);
Readln(a,b);
c:=a+b;
writeln(‘с =’,
c);
end.
Раздаю таблицы учащимся для оценивания (критерии
в последних столбцах учащиеся могут добавлять, в зависимости от
того, какие критерии выделили сами учащиеся выше)
№
|
Импровизированное начало
|
Работоспособность
проекта
|
Наглядное
сопровождение
|
Умение
отвечать на вопросы
|
Умение
обосновать выбор используемых приложений
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 1 .
(репродуктивный)
Определите описания языка программирования и
системы программирования. Отметьте галочкой квадрат с вашим
ответом.
Описание
|
Язык программир
|
Система программир
|
Имеет свой интерфейс
|
|
|
Имеет свой алфавит, синтаксис,
семантику
|
|
|
Это
программное обеспечение
|
|
|
Предназначены для того чтобы разрабатывать новые
программы
|
|
|
Созданы для описания алгоритмов в форме, понятной
компьютеру.
|
|
|
Обычно они имеют свой текстовый редактор для
написания кода программы, транслятор для перевода в машинный язык,
библиотеки станд.программ.
|
|
|
Дескрипторы:
|
Знает основные понятия языка
программирования и
«системы программирования?
|
Задание 2 .
(продуктивный)
Учащиеся используют материалы сети Интернет для
создания постера с классификацией языков программирования:
определить языки низкого и высокого уровня.
Дескрипторы:
|
Знает преимущество и недостатки языков программирования,
классифицирует языки программирования.
|
Задание 3 .
(творческий)
Как
вы понимаете термин «трансляторы»
Чем
отличаются компиляторы от интерпретаторов?
Дескрипторы:
|
Понимают термин трансляторы, отличают компиляторы
от интерпретаторов?
|
ФО. «Большой палец» Взаимооценивание.
Самооценка учащимися
результатов своей учебной деятельности. Организует
систематизацию
и обобщение совместных достижений.
-
Когда и кем был предложен язык
Паскаль?
-
Из
каких символов состоит алфавит языка?
-
Что
такое идентификатор?
Проводит рефлексию.
|
Анализируют правило 1-3
Ознакамливаются с методами
решения
Разбирают совместно с учителем
понятие
|
Словесная оценка учителя
.
Взаимооценивание
Стратегия «Стикер
|
Критическое мышление.
Саморегулируемое обучение (самонаправленность в
процессе работы над заданиями).
|