Материалдар / Ыбырай Алтынсарин

Ыбырай Алтынсарин

Материал туралы қысқаша түсінік
Оқушыларға
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
07 Желтоқсан 2020
223
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Page 1













































Page 2

1 Цели освоения дисциплины «Современные проблемы гео-
графии»

Целями освоения дисциплины «Современные проблемы географии»
являются формирование у студентов комплексного представления об основ-
ных закономерностях и особенностях организации глобального природного и
социально-экономического пространства, его дифференциации, с выделени-
ем основных проблем природного и социально-экономического развития в
современный период, развитие творческих способностей и формирование на-
учного мировоззрения.

2 Место дисциплины «Современные проблемы географии» в
структуре ООП магистра

Дисциплина читается на 2 курсе магистратуры (3 семестр) и относится
к обязательным дисциплинам блока Б1. «Дисциплины». Курс расценивается
как один из базовых по своей методологической и предметно -
содержательной значимости в подготовке магистров. Для изучения данного
курса студентам необходимы базовые знания, полученные при изучении та-
ких дисциплин бакалавриата как: «Физическая география России», «Физиче-
ская география материков и океанов», «Экономическая, социальная и поли-
тическая география», «География населения с основами демографии», «Ос-
новы территориальной организации общества», «Политическая география и
геополитика».

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освое-
ния дисциплины «Современные проблемы географии»

ОПК – 4. Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный
общекультурный уровень.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
 теоретические основы и базовые представления физической, эконо-
мической и социальной географии о территориальных взаимодействиях в
системе «природа – население - хозяйство», а также о пространственных
структурах населения, природопользования и хозяйства, складывающихся
под влиянием географического (территориального) разделения труда на гло-
бальном уровне;
 общие представления о предмете, структуре, основных понятиях и
методах физической, экономической и социальной географии, об основных
научных направлениях в географической науки.

Уметь:


Page 3

 излагать и критически анализировать базовую общепрофессиональ-
ную информацию;
 оценивать изменения в структуре хозяйства мира в целом и отдель-
ных странах и регионах;
 составлять аналитические описания, выявлять ключевые проблемы,
делать на основе их соответствующие выводы
 применять на практике научные знания и навыки.

Владеть:
 навыками работы со специализированной литературой;
 методологией страноведческого исследования;
 знаниями для решения исследовательских и прикладных задач;
 навыками анализа территориальной дифференциации природно-
ресурсных, социальных, природных и экономических явлений в разных стра-
нах и регионах мира.

4 Структура и содержание дисциплины «Современные проблемы
географии»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72
часа).


п/п
Раздел дисциплины
Семестр

Неделя с
е
местра

Виды учебной ра-
боты, включая са-
мостоятельную ра-
боту студентов и
трудоемкость (в
часах)
Формы текуще-
го контроля ус-
певаемости (по
неделям семе-
стра)
Формы проме-
жуточной атте-
стации (по се-
местрам)
Лекции

Практические

Лабораторные

Самостоятел
ь-
ная работа

1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 Объектно-предметная сущ-
ность географической науки.
Проблемный подход. Положе-
ние географии в системе науч-
ного знания.
3 1 2 4 Устный кон-
троль
2 Метатеоретические проблемы. 3 2 2 6 Устный кон-
троль
3 Методологические проблемы
географии
3 3 2 6 Устный кон-
троль
4 Гносеологические проблемы 3 4 2 4 Устный кон-


Page 4

географии троль
5 Проблемы методов географи-
ческих исследований.
3 5 2 4 Устный кон-
троль
6 Теоретические проблемы в
географии.
3 6 2 6 Устный кон-
троль
7 Прикладные проблемы в гео-
графии
3 7 2 4 Устный кон-
троль
8 Проблемы структуры эконо-
мической и социальной гео-
графии. Подходы к классифи-
кации.
3 8

2 6 Устный кон-
троль
9 Проблемы взаимодействия
общества и природы в геопро-
странстве геоверсума.
3 9

2 6 Устный кон-
троль
10
.
Концепция риска природных и
техногенных проявлений.
3 10 2 6 Устный кон-
троль
Всего 6 14 52 Зачет


Содержание дисциплины «Современные проблемы географии»

1. Объектно-предметная сущность географической науки. Про-
блемный подход. Положение географии в системе научного знания
Объект и предмет современной географии. Внутренняя структура гео-
графической науки. Место географии в системе научного знания. Основные
тенденции развития и проблемы географии. Проблемный подход в науке.
Понятие научной проблемы. Классификация проблем в географической нау-
ке. Методологические, метатеоретические, теоретические, научно-методи-
ческие и прикладные проблемы в географии.
География как открытая информационная система. Связи географии с
другими науками: философией, социологией, историей, экономикой, стати-
стикой, математикой, информатикой, кибернетикой, экологией, медициной,
демографией, биологией, геологией и другими науками. Экологизация, гума-
низация, социологизация, математематизация, информатизация географиче-
ской науки.

2. Метатеоретические проблемы
Метатеоретический подход в науке. Дискуссионность проблемы мета-
географии. Основные метатеоретические проблемы: проблемы объекта,
предмета, содержания, задач и функций, места географии в системе научного
знания и механизм ее функционирования.

3. Методологические проблемы географии


Page 5

Общеметодологические основы географии. Пространство и время в
географии. Проблемы методов общественно-географических исследований.
Категории «особенность» и «закономерность» в географии.

4. Гносеологические проблемы географии
Процессы общественно-географического познания и формирования
знаний. Основной и частные общественно-географические законы. Теорети-
ческий и эмпириический уровни познания. Алгоритм формирования истин-
ных знаний. Цикл научного исследования. Цели познания. Сенсуальный
(чувственный) и рациональный (абстрактно-логический) подходы. Методи-
ческий арсенал географии. Пути научного познания. Общественная практика
как фундаментальный критерий географических истин. Семиотические про-
блемы экономической и социальной географии. Проблемы языка географии.

5. Проблемы методов географических исследований
Связь научного метода с научными подходами и приемами. Превра-
щение положений, выводов и принципов науки в методы исследования и
преобразовательной деятельности. Теория как метод и метод как теория.
Система методов, применяемых в общественно-географических исследова-
ниях. Принципы объективности, движения и развития, историзма, взаимо-
обусловленности и взаимодействия явлений и процессов. Парные категории:
причина-следствие, форма-содержание, количество-качество, сущность-
явление, необходимость-случайность. Общенаучные методы: системный
анализ и синтез, моделирование, формализация, идеализация. Перспективы
использования аксиматико- и гипотетико-дедуктивного метода. Метод про-
гнозирования. Роль математических методов и компьютеризации. Специаль-
ные методы: картографический, балансовый, аналоговых ареалов, полевой.
Общественно-географический эксперимент. Усиление роли дистанционных
методов

6. Теоретические проблемы в географии
Теоретические проблемы территориальной организации общества.
Проблемы иерархии территориальной организации общества. Социально-
географические аспекты взаимодействия природы и общества. Неустойчивая
биосфера и социобиосферный этап развития системы «общество-природа».
Современные проблемы учения о ландшафте. Проблема ресурсосбережения.
Проблемы формирования эколого-экономических районов. Проблемы эко-
номической оценки природно-ресурсного потенциала. Проблемы социальной
оценки эколого-экономической среды жизни людей. Экологические пробле-
мы и пути их разрешения. Проблемы общественно-географических связей и
отношений.

7. Прикладные проблемы в географии
Сущность прикладных исследований. Роль географии в решении гло-
бальных проблем. Политические и экологические проблемы. Экономические


Page 6

и демографические проблемы. Продовольственная и энергетическая пробле-
ма. Пути совершенствования географического образования (проблемы выс-
шего образования, содержательный уровень и структура учебных дисциплин
в вузах РФ, пути совершенствования высшего образования, проблемы
школьного географического образования).

8. Проблемы структуры экономической и социальной геогра-
фии. Подходы к классификации
Экономическая и социальная география как сложная система научных
дисциплин. Процессы интеграции и дифференциации Ю.Г.Саушкина,
Б.Н.Семевского, А.М.Колотиевского, А.Т.Ващенко и др. «Точки роста» в
структуре экономической и социальной географии. Проблемы теоретизации,
теории и теоретической географии. Проблемы развития и организационного
механизма функционирования. Проблема научных школ. Проблемы подго-
товки кадров, взаимодействия академической и вузовской науки. Географи-
ческие дискуссии. Проблемы международного обмена информацией и меж-
дународного сотрудничества географов.

9. Проблемы взаимодействия общества и природы в геопро-
странстве геоверсума
Вопросы методологии. Географический подход. Природный мир гео-
версума и социум. Социобиосферная концепция и концепция культурного
ландшафта. Модель поляризованного культурного ландшафта. Социобио-
сферный уровень. Региональный уровень ноосферных цивилизаций. Пробле-
ма оптимизации природной среды. Глобальные проблемы и география. Гло-
бальная экологическая катастрофа и поиск стратегии выживания.

10. Концепция риска природных и техногенных проявлений
Абиотические, биотические, биокосные, социально-техногенные, ду-
ховные компоненты природы и общества. Проблема взаимодействия челове-
чества с окружающей средой. Эволюционно-пространственный подход. Фак-
торы, вызывающие рост природного или иного риска. География природных
опасностей. География техногенных опасностей.

Перечень тем практических работ

1. Метатеоретические проблемы.
2. Методологические проблемы географии.
3. Гносеологические проблемы географии.
4. Проблемы методов географических исследований.
5. Теоретические проблемы в географии.
6. Прикладные проблемы в географии.
7. Концепция риска природных и техногенных проявлений.


Page 7

5 Образовательные технологии, применяемые при освоении дис-
циплины «Современные проблемы географии»
При освоении дисциплины «Современные проблемы географии» при-
меняются следующие виды образовательных технологий: информационно-
коммуникационные (образовательные ресурсы интернет), проектные методы
обучения, исследовательский метод обучения, кейс технологии.
При реализации учебной работы в форме лекций используются различ-
ные формы визуализации наглядного материала (мультимедийные презента-
ции MS PowerPoint, таблицы, настенные карты и атласы)
При проведении практических занятий применяется система устных
докладов магистрантов, подготовленных ими в ходе самостоятельной рабо-
ты. Доклады завершаются дискуссией по основным вопросам, затронутым в
устных сообщениях.
Адаптивные технологии, применяемые при изучении дисциплины ин-
валидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
- использование преподавателем микрофонов и звукоусилителей при
объяснении материала;
- внедрение индивидуальных наглядных пособий и презентаций при
объяснении задания;
- внедрение в обучающий процесс аудиоматериалов (лекций, объясне-
ния практических заданий и проч.);
- использование обучающимися диктофонов и персональных записы-
вающих устройств для использования в учебном процессе и т.д.

6 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы сту-
дентов. Оценочные средства для текущего контроля и промежуточной
аттестации по итогам освоения дисциплины «Современные проблемы
географии»
Самостоятельная работа магистрантов проводится в форме изучения
публикаций в научных и научно-популярных изданиях. По результатам дан-
ной работы выполняются устные доклады и реферат с последующим их об-
суждением.
Темы докладов и рефератов:
1. Информационно-проблемная парадигма в географической науки
2. Проблемы глобального развития в географической науки
3. Концепция устойчивого развития
4. Проблемы общей структуры географической науки
5. Проблемное и конструктивное страноведение
6. Стратегии развития стран мира
7. Сквозные направления в географической науки
8. Дифференциация и интеграция в географии
9. Геополитика: современный взгляд географа
10. Геоэкономика: современный взгляд географа
11. Проблемы войны и мира: новые аспекты
12. Деградация глобальной экологической системы


Page 8

13. Концепции природопользования
14. Демографический взрыв: вчера, сегодня, завтра
15. Экологические проблемы городов
16. Экономические проблемы городов
17. Глобальная продовольственная проблема и ее географические аспекты
18. Энергосырьевая проблема и пути ее решения
19. Глобальные прогнозы
20. Глобальные проекты
21. Проблемы международного обмена информацией и международно-
го сотрудничества географов.
22. Проблема взаимодействия человечества с окружающей средой.

Рекомендуемая литература:
1. Голубчик М.М. Теория и методология географической науки. Моск-
ва. 2005.
2. Саушкин Ю.Г. Географическая наука в прошлом, настоящем и бу-
дущем. - М.: Просвещение. 1980.
3. Трофимов А.М., Шарыгин М.Д. Общая география (вопросы теории
и методологии): монография. Пермь.ПГУ. 2007
4. Грегори К. География и географы. М.: Прогресс. 1988.
5. Арманд Д.Л. Наука о ландшафте. Москва.1982.
6. Родоман Б.Б. Поляризованная биосфера. Смоленск. 2002.
7. Гохман В.М. Современные проблемы теоретической географии.
//Вопросы географии. Сб.88. Москва.1977.
8. Исаченко А.Г. География в современном мире. Москва.2004.
9. Преображенский В.С. География в меняющемся мире. Век ХХ.
Пробуждение к размышлению. Москва. 1997.
10. Шальнев В.А. Проблемы взаимодействия общества и природы:
взгляд географа. Ставрополь. СГУ. 2006.
11. Харвей Д. Научное объяснение в географии. Москва.1974.

Контрольные вопросы для проведения текущего контроля и про-
межуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Современ-
ные проблемы географии»

1. Объект и предмет современной географии.
2. Внутренняя структура географической науки.
3. Место географии в системе научного знания. Основные тенденции
развития и проблемы географии.
4. География как открытая информационная система.
5. Метатеоретический подход в науке. Дискуссионность проблемы ме-
тагеографии.
6. Общеметодологические основы географии.
7. Процессы общественно-географического познания и формирования
знаний.


Page 9

8. Методический арсенал географии. Пути научного познания.
9. Связь научного метода с научными подходами и приемами.
10. Общенаучные и специальные методы в географии.
11. Теоретические проблемы территориальной организации общества.
12. Социально-географические аспекты взаимодействия природы и об-
щества.
13. Проблема ресурсосбережения.
14. Экологические проблемы и пути их разрешения.
15. Пространственно-временная организация общества и природы.
16. Культурный ландшафт. Модель поляризованного культурного
ландшафта.
17. Сущность прикладных исследований. Роль географии в решении
глобальных проблем.
18. Географические дискуссии. Проблемы международного обмена ин-
формацией и международного сотрудничества географов.
19. Проблема взаимодействия человечества с окружающей средой. Эво-
люционно-пространственный подход.
20. Факторы, вызывающие рост природного или иного риска. Геогра-
фия природных опасностей. География техногенных опасностей.
21. Социобиосферная концепция. Проблема оптимизации природной
среды.

Контрольные задания для проведения текущего контроля и про-
межуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Современ-
ные проблемы географии»

1. Дайте классификацию проблем в географической науке.
2. Охарактеризуйте важнейшие проблемы методов общественно -
географических исследований.
3. Перечислите современные проблемы учения о ландшафте.
4. Охарактеризуйте современные проблемы формирования эколого-
экономических районов.
5. Перечислите важнейшие современные проблемы экономической
оценки природно-ресурсного потенциала
6. Перечислите важнейшие современные проблемы социальной оцен-
ки эколого-экономической среды жизни людей.
7. Охарактеризуйте проблемы общественно-географических связей и
отношений.
8. Перечислите проблемы теоретизации, теории и теоретической гео-
графии.
9. Раскройте важнейшие проблемы современных научных школ.
10. Охарактеризуйте современные проблемы подготовки кадров, взаи-
модействия академической и вузовской науки.
11.


Page 10

7 Данные для учета успеваемости студентов в БАРС
Таблица 1 Таблица максимальных баллов по видам учебной
деятельности
Семестр Лекции
Лабора-
торные
занятия
Практиче-
ские заня-
тия
Самостоя-
тельная
работа
Автомати-
зирован-
ное тести-
рование
Другие
виды
учебной
деятельно-
сти
Промежу-
точная
аттеста-
ция
Итого
3 12 0 24 18 0 16 30 100

Программа оценивания учебной деятельности студента

Лекции - от 0 до 12 баллов
Оценивается посещаемость (от 0 до 2баллов), активность (от 0 до 2
баллов). Таким образом, за одну лекцию может набрать от 0 до 4 баллов
Всего: 3 лекции х 4 балла = 12 баллов.

Лабораторные занятия
не предусмотрены

Практические занятия - от 0 до 24 баллов
Оценивается самостоятельность при выполнении работы, полнота
раскрытия темы, уровень подготовки к занятиям и активность участия в
дискуссии. За одну практическую работу студент может набрать от 0 до 4
баллов.
Практическая работа №1 (от 0 до 3 баллов)
Практическая работа №2 (от 0 до 3 баллов)
Практическая работа №3 (от 0 до 3 баллов)
Практическая работа №4 (от 0 до 3 баллов)
Практическая работа №5 (от 0 до 4 баллов)
Практическая работа №6 (от 0 до 4 баллов)
Практическая работа №7 (от 0 до 4 баллов)

Самостоятельная работа - от 0 до 18 баллов
Контроль выполнения самостоятельной работы магистрантов осущест-
вляется в виде оценки и обсуждении на практических занятиях подготовлен-
ные магистрантами 3 устных доклада, сопровождаемых презентациями, по
предложенной тематике, которые оцениваются от 0 до 6 баллов.
Всего: 3 доклада х 6 баллов = 18 баллов.
Критерии оценки:
 соответствие содержания доклада выбранной теме – от 0 до 1
балла;
 грамотное, четкое изложение – от 0 до 2 баллов;


Page 11

 правильные ответы на вопросы – от 0 до 3 баллов.

Автоматизированное тестирование
не предусмотрено.

Другие виды учебной деятельности - от 0 до 16 баллов
Другие виды учебной деятельности включают подготовку и защиту ре-
ферата по предлагаемой тематике, который оценивается от 0 до 16 баллов.
Критерии оценки:
 соответствие содержания реферата теме – от 0 до 1 балла;
 грамотное, четкое изложение материала – от 0 до 7 баллов;
 уровень выполнения иллюстраций – от 0 до 3 баллов;
 правильные, четкие ответы на вопросы – от 0 до 5 баллов.

Промежуточная аттестация
при проведении промежуточной аттестации
21-30 баллов – ответ на «отлично»
16-20 баллов – ответ на «хорошо»
11-15 баллов – ответ на «удовлетворительно»
0-10 баллов – неудовлетворительный ответ.

Таким образом, максимально возможная сумма баллов за все виды
учебной деятельности магистранта по дисциплине «Современные проблемы
географии» за 3 семестр составляет 100 баллов.

Таблица 2 Таблица пересчета полученной магистрантом суммы баллов
по дисциплине «Современные проблемы географии» в зачёт:

61 балл и более «зачтено»
Менее 61 балла «не зачтено»

8 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисципли-
ны «Современные проблемы географии»

а) основная литература:

1. Потоцкая Т. И. Общая экономическая и социальная география М.-
2013.177с. (ЭБС Руконт)


б) дополнительная литература:
1. Теоретические и общие вопросы географии - Москва : - (Итоги науки
и техники). Т. 10 : Возможности и реальности освоения Севера: глобальные
уроки / Агранат Г. А.; Под ред. Лосева К. С. - 1992. - 187 с.


Page 12














































Page 13


Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ