Материалдар / Урок : «Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Линнея»
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Урок : «Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Линнея»

Материал туралы қысқаша түсінік
познакомить учащихся с работами К Линнея по систематике растений и животных, остановиться на трудах Ж.Кювье.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
26 Қазан 2020
499
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

«Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Линнея»


Цели: познакомить учащихся с работами К Линнея по систематике растений и животных, остановиться на трудах Ж.Кювье.

Задачи:

Образовательныесформировать представления о системе природы, созданной К. Линнеем, о роли К.Линнея, Ж.Кювье и других в создании эволюционной теории.

Развивающие: продолжить формирование умений анализировать, заполнять таблицы, работать с учебником, выделять основную мысль в тексте.

Воспитательные: способствовать формированию материалистического мировоззрения; воспитанию чувства ответственности.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, тетрадь.


ХОД УРОКА

«Ариаднина нить ботаники - система, без которой в ботанике хаос.

Система - вот нить, ухватившись за которую можно благополучно выбраться из пестроты фактов».

К. Линней «Философии ботаники».


Этап урока

Содержание учебного материала

I. Организационный момент

(Приветствие, настрой на работу).


II. Проверка д/з:


А). Устно:

  1. Что такое «процесс эволюции»? Охарактеризуйте особенности этого процесса.

  2. Какой вклад в развитие эволюционной теории внесли древние люди? Древнегреческие ученые? Креационисты?

  3. 16 век - эпоха великих географических открытий. Вспомните, какие изменения происходили в мировоззрении людей?

III.

Актуализация

Знаний:


Принципиальными вопросами биологии были и остаются вопросы, связанные с происхождением многообразия видов на Земле и их удивительной приспособленностью к среде обитания.

Креационисты считают, что живые организмы созданы высшей силой – творцом, трансформисты объясняют появление многообразия видов естественным путем, на основе естественных законов. Приспособленность креационисты объясняют изначальной целесообразностью, виды были изначально приспособленными, трансформисты считают, что приспособленность появилась в результате развития, в ходе эволюции.

Изучение и описание большого количества растений и животных привело к накоплению знаний и необходимости создания целостной системы природы. В этот период меняются взгляды в философии – формируется материалистическое мировоззрение.

Представителем взглядов креационизма был шведский ученый К.Линней (Швеция, 1707 – 1778 гг.), которую отличают четкость и полнота изложения, наиболее научная классификация. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим вклад К. Линнея в развитие эволюционных представлений.

Но сначала давайте вспомним с вами:

  1. В какой период жил и работал ученый? (метафизический).

  2. Как переводится слово «метафизика» с греческого? (от греч. «мета» - над и «физис» - природа).

  3. Что лежит в основе метафизического мировоззрения(идеи креационизма).

  4. В чем состоит сущность креационизма? (все живое создано Богом и остается неизменным).

  5. Что означает природа «изначально целесообразна»? (это полное соответствие организма или органа цели, поставленной творцом при его создании).

Работа в парах по заданию:

Используя свои знания, ответьте на вопрос и запишите ответ на него в тетради:

В чем состоит сущность метафизических представлений? 

Природа создана Творцом.

Природа изначально целесообразна.

Природа неизменна.

IV.

Изучение н/м:

А). Биография К.Линнея .

Б). Взгляд К. Линнея на понятие о виде.

К. Линней считал вид ре­альной и элементарной единицей живой природы. Он уточнил само понятие вида, привлекая для его определения не только морфологический, но и физиологический критерий (скрещивае­мость между представителями одного вида и нескрещиваемость их с особями других видов).

Линней был креационистом и метафизиком, поэтому он считал, что виды не изме­няются и их существует столько, сколько разных форм было с самого начала создано Творцом. Однако к концу своей жизни Линней уже не был таким решительным сторонником неизмен­ности видов.

Таким образом, К. Линей не только установил реальность существования видов в природе, но и выделил главный признак – нескрещиваемость особей разных видов (репродуктивная изоляция).

В). Принципы систематики .

В качестве основы классификации К. Линней принял вид. Сходные виды объединил в родыроды — в отряды, отряды — в классы.

Таким образом, в основу классификации был положен принцип иерархичности (т. е. соподчиненности) таксо­нов. C развитием науки в эту систему был введен ряд категорий: семейство, подкласс и другие, а высшим таксоном стал тип. Но принципы систематики, заложенные Линнеем, остались неизменными до наших дней. При классификации организмов уче­ный учитывал не весь комплекс признаков, а лишь небольшое их число. Поэтому классификация Линнея, несмотря на т, что была научной, оказалась искусственной. Сам Линней осознавал искусственность своей системы природы и указывал на необходимость разработки естественной. Он писал: «Искусственная система слу­жит только до тех пор, пока не создана естественная».

Г). Бинарная номенклатура (двойные названия).

Шиповник обыкновенный - до К. Линнея назывался «розой дикой, лесной, обыкновенной с цветками душистыми, розовыми».

К.Линней использовал предложенный его предшественниками двойные названия (впервые ввел К. Геснер): рода и вида, например, Lathyrus pratensis чина луговая, Lathyrus silvestris – чина лесная. Название рода является общим для всех видов, которые он объединяет: Lathyrus – чина. Название вида стало коротким и более точным. Принцип двойных названий экономный, так как требует особых названий только для родов и сохранился в систематике и в настоящее время.

Если виду дано название, изменять его нельзя.

В 1735 году вышла в свет книга «Система растений» К. Линнея, в которой он раскрыл классификацию растений и животных. Его классификация была наиболее полной для своего времени, но Линней понимал, что система, созданная на основе нескольких признаков, является искусственной системой. К.Линней был сторонником метафизических взглядов о происхождении видов – их неизменности и изначальной целесообразности.

«Видов столько, сколько различных форм создал в начале мира Всемогущий», - говорил Линней. Это и помешало Линнею создать естественную классификацию живых существ. Линней искал только сходство, но не родство между видами. Но в конце жизни он признал, что виды могут образовываться под влиянием среды или в результате скрещивания.

Д). Систематика животных.

Животный мир он поделил на 6 классов: млекопитающие, птицы, гады (в современной трактовке – земноводные и пресмыкающиеся), рыбы, насекомые, черви. К классу червей он ошибочно отнес губок, кишечнополостных, моллюсков, иглокожих, а также к насекомым – еще и ракообразных. Линней впервые поместил человека в отряд Приматы, нанеся первый сокрушительный удар представлениям об исключительности человека, как явления природы. В основу классификации животных Линней положил строение кровеносной и дыхательной систем.

К Линней верно выделил классы млекопитающих, птиц и рыб.

Но ошибочно объединил

  • пресмыкающихся и земноводных в один класс «Гады», в класс «Черви» поместил почти все типы беспозвоночных;

  • объединил в один отряд ленивца, муравьеда (отряд неполнозубые) и слона (отряд хоботные) по признаку отсутствия резцов, хотя бивни и есть разросшиеся верхние резцы;

  • по сходству в строении клюва курицу (килегрудые) и страуса (бескилевые) объединил в один отряд

Е). Систематика растений.

Все растения подразделялись на 24 клас­са: 23 класса явнобрачных (цветковых) и 1 класс тайнобрачных (голосеменных и споровых) на основе особенностей строения цветков: количество тычинок, однополости и обоеполости цветков

В системе Линнея, при классификации по 1- 2 произвольно взятым признакам, далекие в систематическом отношении растения, оказывались иногда в одном классе, а родственные – в разных:

  • морковь (семейство зонтичные) и смородина (семейство крыжовниковые) отнес к пятитычинковым;

  • манжетка (семейство розоцветные) и повилика (семейство повиликовые) – к классу четырехтычинковым.

Ж). Вклад в науку и значение для развития теории.

Работа в группах по заданию:

Используя материал, найдите, обсудите вопросы и выступите перед классом:

1 и 2 группы:

  1. Каков вклад в науку К.Линнея?

3 и 4 группы:

  1. Каково значение теории К. Линнея для развития эволюционного учения?

По ходу рассказа представителей групп класс заполняет таблицу:


З. Ошибки К. Линнея .

Используя материал параграфа найдите, обсудите и запишите в тетради недостатки классификации К. Линнея?

(примерные ответы:

  1. Разделял метафизические взгляды о божественном творении видов. Считал, что видов

столько, сколько их создал Бог.

«Видов столько, сколько их создало изначальное, бесконечное Существо» (К.Линней).Это и помешало Линнею создать естественную классификацию живых существ. Линней искал только сходство, но не родство между видами. Но в конце жизни он признал, что виды могут образовываться под влиянием среды или в результате скрещивания.

  1. К. Линней разделял метафизические взгляды, при объединении видов в роды он искал сходство, а не родство.

Под родством в биологии понимается общность происхождения.

К. Линней считал, что каждый вид является результатом отдельного творческого акта, происходящим от одной пары особей.

3. К.Линней классифицировал организмы по 1 – 2 признакам сходства и неродственные организмы оказались в одной группе, а родственные – в разных.

Например:

  • морковь и смородину он отнес к классу пятитычинковые, а манжетку и повилику – к классу четырехтычинковые.

  • Класс амфибий включал пресмыкающихся и земноводных, а класс черви – одноклеточных, губок, кищечнополостных, червей, моллюсков, иглокожих.

  • Курица и страус попали в один отряд, хотя они относятся даже к разным подклассам.

Стоило поменять признак, как вся классификация разрушалась (поэтому его классификацию

называют искусственной).

4.Классификация животных К.Линнея построена по нисходящему принципу: от сложного к простому.

И). Первые эволюционисты: Ж.Кювье и Ж.де Сент- Илера.

По ходу учащиеся заполняют таблицу «Вклад ученых в науку.

Труды Ж.Кювье (1769 – 1832).

Французский естествоиспытатель, натуралист. Считается основателем сравнительной анатомии и палеонтологии, основ геохронологии.

Установил принцип «корреляции органов» (соотносительности), на основе которого реконструировал строение многих вымерших животных.

Считал виды постоянными и неизменными.

Выдвинул теорию катастроф, согласно которой на Земле периодически происходят катастрофы, которые уничтожают все виды. За каждой катастрофой следует новый акт творения.

К). Этьен- Жоффруа Сент – Илер (1772 – 1844).

  • французский зоолог;

  • развивал представление о едином плане строения всех животных, который меняется под воздействием факторов внешней среды;

пропагандировал единство животного мира на основе общности происхождения всех известных видов.

V. Закрепление

А). Устно:

  1. Приведите примеры бинарной номенклатуры. Назовите родовое и видовое название.

  2. Основные таксономические категории: вид →род→семейство→подкласс→отряд, класс →тип.

  3. Какая таксономическая категория отсутствует у К.Линнея? (тип).


Б). Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Капустная белянка в классификации животных, начиная с наименьшей группы.

А) класс Насекомые

Б) вид Капустная белянка

В) отряд Чешуекрылые

Г) тип Членистоногие

Д) род Огородные белянки

Е) семейство Белянки

VI. Подведение итогов

К Линней и его последователи провели огромную работу по изучению и систематизации разрозненного фактического материала, накопленного их предшественниками. Так была заложена научная основа для дальнейшего изучения природы.

VI. Д/З:

§ 4.1, вопросы в тетради.

Место, время

Ученые

Вклад в науку

Значение для развития

теории

Швеция, 1707 – 1778 гг

Карл Линней

  • Открыл около 1,2 тыс. родов растений.

  • Описал около 8 тыс. видов растений и около 4,5 тыс. видов животных

  • Усовершенствовал ботанический язык, установив около 1 000 новых терминов.

  • Разработал короткие и четкие определения (диагнозы) каж­дой группы организмов, что значительно облегчало их описа­ние. Многие из этих диагнозов не устарели и в наши дни.

  • Ввел бинарную (двойную) номенклатуру вместо упо­треблявшихся ранее громоздких полуноминальных (т. е. состо­ящих из многих слов) названий; эта номенклатура употребляет­ся и в наше время («Система природы», 1735).

  • Разработал принципы построения классификации живой при­роды («Философия ботаники»). На этих принципах он построил первую научную систему живой природы, которая включала в себя всех известных в то время животных и все растения и бы­ла самой совершенной для своего времени.

  • Впервые поместил человека в один отряд с обезьянами на осно­вании морфологического сходства.

  • Накопление огромного

описательного

материала

  • Создание «бинарной

номенклатуры»

  • Создание первой научной классификации растений и животных

  • В основе классификации заложил принцип

иерархичности таксонов

  • Произвольно выбирал

1 - признака для

классификации по

внешнему виду

Вопрос 1.

Что было известно о живой приро­де в Древнем мире? В эпоху Античности некоторые древнегре­ческие философы выделяли материальное на­чало, которое рассматривали как первоисточ­ник всего живого. Фалес Милетский (ок. 625-547 до н. э.) таким первоисточником счи­тал воду. Живший на полвека позже Анакса­гор (ок. 500-428 до н. э.) утверждал, что жи­вые организмы произошли из воздуха. Демок­рит (ок. 470 или 460 до н. э. — умер в глубокой старости) был уверен, что основой зарождения жизни является ил. Серьезный вклад в разви­тие представлений о жизни внес Аристотель (384-322 до н. э.)

Вопрос 2.

Чем можно объяснить господство представлений о неизменности видов в XVIII в.? В XVIII в. в Европе господствовало миро­воззрение, основанное на догматах христиан­ской церкви. Ученые считали, что поскольку все живые организмы созданы Богом, то они совершенны, отвечают цели своего существо­вания и неизменны во времени. Такое метафи­зическое направление в биологии получило название «креационизм».

Вопрос 3.

Что такое систематика? Систематика — это наука о классифи­кации живых организмов. В древности су­ществовало множество разнообразных систем классификации. Основы современной система­тики были заложены в XVIII в. шведским ес­тествоиспытателем Карлом Линнеем (1707-1778).

Вопрос 4.

По какому принципу построена клас­сификация организмов К. Линнея? Основой классификации К. Линнея являет­ся принцип иерархичности таксонов (групп организмов), когда несколько более мелких таксонов объединяются в более крупный. Ви­ды объединяются в род, роды — в отряд и т. д. Самой крупной таксономической единицей в системе К. Линнея являлся класс. Для обозна­чения видов К. Линней использовал бинарную (двойную) номенклатуру: первое слово назва­ния обозначало род, второе — видовую принад­лежность. Например, Homo sapiens — человек разумный, Convallaria majalis — ландыш май­ский, Ursus arctos — медведь бурый.

Вопрос 5.

Поясните мысль, высказанную К. Линнеем: «Система — это ариаднина нить бота­ники, без нее гербарное дело превращается в хаос». В XVIII в. было уже известно множество видов растений. При отсутствии строгой клас­сификации становилось все сложнее работать с ними, отделять один вид от другого, объеди­нять родственные виды в группы, определять степень их родства. Иными словами, как нить Ариадны вывела героя Тезея из Лабиринта, так и систематика помогла навести порядок в том хаосе знаний, которые накопили ученые до Линнея.

Приложение 1:

В школе Карл Линней считался одним из самых неспособных учеников. С раннего детства мальчика околдовал загадочный мир цветов, которым он посвящал очень много времени. По физике и математике оценки у Карла были хорошие, но знание латыни, греческого и древнегреческого языков исключительно плохим. Многие учителя и одноклассники относились к Карлу с иронией из-за его нелепого увлечения.

Карл Линней окончил гимназию с любопытной характеристикой, написанной в совершенно непривычном для нас стиле. Вот один из ее фрагментов:

Гимназист подобен дереву. Случается и

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!