Материалдар / Урок по таксономии Блума
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Урок по таксономии Блума

Материал туралы қысқаша түсінік
Таксономия Блума и ее развитие ТАКСОНОМИЯ (от греч. táxis — расположение, строй, порядок и nómos — закон) — теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
21 Желтоқсан 2017
4613
13 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Применение «Таксономии Блума на уроках русского языка»

Таксономия Блума и ее развитие
ТАКСОНОМИЯ (от греч. táxis — расположение, строй, порядок и nómos — закон) — теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение. Понятие таксономии возникло впервые в биологии (термин предложен в 1813 г. швейцарским ботаником О. Декандолем, разрабатывавшим классификацию растений).

ТАКСОНОМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — построение четкой системы педагогических целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни (иерархия).

ТАКСОНОМИЯ БЛУМА
Б. Блум и его коллеги разработали классификацию шести различных уровней мышления — таксономию [Error: Reference source not found]. 
Бенжамин Блум – американский психолог, который в 1956 году разработал классификацию мыслительных умений.


Категории мыслительных умений рассматриваются им как умения разного уровня сложности: от самого простого умения к самому сложному. Классификация приведена на схеме.

* Идет от простейшего к наиболее сложному

* Предполагает, что в «основании пирамиды» находятся знания

 Умения и навыки в когнитивной области касаются знания, понимания и критического мышления. Здесь выделяются шесть уровней.

Уровни учебных целей

Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня

1. Знание

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала — от конкретных фактов до целостной теории.

воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.

2. Понимание

Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения — в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.

объясняет факты, правила, принципы;

преобразует словесный материал в математические выражения;

предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

3. Применение

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях.

применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;

использует понятия и принципы в новых ситуациях.

4. Анализ

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура

вычленяет части целого;

выявляет взаимосвязи между ними;

определяет принципы организации целого;

видит ошибки и упущения в логике рассуждения;

проводит различие между фактами и следствиями;

оценивает значимость данных.

5. Синтез

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.

пишет сочинение, выступление, доклад, реферат;

предлагает план проведения эксперимента или других действий;

составляет схемы задачи.

6. Оценка

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала.

оценивает логику построения письменного текста;

оценивает соответствие выводов имеющимся данным;

оценивает значимость того или иного продукта деятельности.






Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей: Для первой группы (группа А) 1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями. 2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях. 3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

Для второй группы (группа В) 1. Развивать устойчивый интерес к предмету. 2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия. 3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала. 4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.

Для третьей группы (группа С) 1. Развивать устойчивый интерес к предмету. 2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности. 3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.

Задачей учителя является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности




Контрольная работа по русскому языку в 9 классе по технологии «Таксономия Блума»

Тема. Систематизация и обобщение изученного по теме «ССП и СПП»
Цель: обобщить и систематизировать изученный материал; развивать навыки определения структуры ССП и СПП; формирование пунктуационных навыков расстановки знаков препинания; привитие интереса к творчеству М.Ю.Лермонтова

Карточка №1

Знание

1. Какие предложения называются сложными?

2.На какие группы делятся сложные предложения?

3. Каково строение ССП?

4.Каково строение СПП?

5.Чем придаточное предложение может присоединяться к главному?



Карточка №2

Понимание

  1. Сложные предложения - это…

  2. Простые предложения в составе …. предложения равноправны между собой.

  3. СПП состоят из … и …. предложений.

  4. Используя схему, расскажите о сложных предложениях.



Карточка №3

Применение.

Используя таблицу, распределите предложения по группам.

1)Плох тот солдат, который не метит в генералы.
2) Луны не было, и ночь обещала быть темной.
3)Мальчик шел, задумавшись и не смотря под ноги.
4)От прежних лесов остались кусты и перелески. 
5)На то и щука в море, чтоб карась не дремал. 
6)Известно, что в первый период своего творческого пути Пушкин был любим своими современниками. 
7)За окном брезжил рассвет, и кричали петухи. 
8)Я услышал смутный шум, но лежа на спине, видел лишь небо.
9)Принесли букет цветов и поставили в вазу.





Простое предложение

ССП

СПП



Карточка №4

Анализ

Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Сделайте схемы предложений. Обведите в кружок номера предложений, в которых придаточное стоит в середине сложноподчиненного.

1. Впервые я услышал как шелестит лист падающий поздней осенью с дерева.

2. Нынче в пять часов утра когда я открыл глаза в окно моей комнаты повеяло запахом цветов.

3. Должно быть каждый из нас подумал о лесных ручьях которые бегут под буреломом о мерцающих звездах.

4. Слышно было как мать звенела стаканами разливая чай.

5. Летят к вербе пчелы бабочки потому что их привлекают душистые сережки.





Карточка №5

Синтез



Задание 1: Перепишите предложения, расставляя знаки препинания, определяя тип предложения.

1.Есть в Пензенской области село Тарханы где покоится прах великого поэта земли русской Михаила Юрьевича Лермонтова.

2.В Тарханах пролетали его детские годы о Тарханах он с любовью и тоской вспоминал на великосветских баллах в Петербурге а потом на Кавказе куда был сослан за стихи «На смерть поэта» в которых заклеймил убийц Пушкина.

3.Лермонтов мечтал вернуться в село но пуля убийцы перечеркнула эту мечту как и многие другие стремления.

4. Лермонтову было суждено жить в одну из самых мрачных эпох русской истории затравленный царским правительством поэт упорно искал героя своего времени.

5. Он хотел видеть вокруг себя сильных гордых духом людей мечтал о том чтобы в каждом человеке проснулись достоинство и гордость.

6. Лермонтова восхищали подвиги солдат-богатырей стеною встававших против врага на Бородинском поле.

7. Прошло более ста лет но и сейчас великий поэт с нами в наших сердцах, потому что он был настоящим патриотом и горячо любил свой народ.



Задание 2: Ответьте на вопросы, укажите только букву правильного ответа

1.Какую задачу ставит перед собой автор?

А) рассказать о мечте поэта

Б) Рассказать о пензенской земле, где родился великий поэт.

В) Заклеймить позором убийц Пушкина

Г) Рассказать о великом поэте Лермонтове.

2. В каком значении употреблено словосочетание «заклеймить позором» в предложении 2:

А) Ставить на ком – нибудь клеймо

Б) Ставить на что-нибудь клеймо

В) Сурово осуждать, объявляя позорным



Карточка №6

Оценка

Составьте СПП по данному началу.

Мне очень хочется, чтобы …

Я уважаю тех людей, которые …

Если друг окажется в беде, то …

Чтобы стать образованным, надо …

Я люблю свое село, потому что …

Когда я окончу школу, то …




«Примерные задания по таксономии Б.Блума

по русскому языку» в 4 классе

Таксономия учебных задач, предложенная Бенджамином Блумом

(Benjamin Bloom), психологом Университета в Чикаго в 1956 году как

метод оценки успешности обучения, актуальна и значима в современном

педагогическом сообществе.

Таксономия Блума (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и

homos - закон) - теория классификации и систематизации уровней усвоения

знаний.

Процесс учебного познания складывается из нескольких этапов,

репродуктивный уровень - воспроизведение по образцу, по инструкции;

продуктивный уровень - поиск и нахождение нового знания, нестандартного

способа действия.

Установление уровней усвоения учебного материала в диагностике важно

потому, что эти уровни оказывают влияние на качество мышления,

восприятия. Различают пять уровней усвоения учебного материала.

Б.Блум выделяет следующие уровни усвоения знаний, соотносимые с

соответствующими этапами их усвоения:

1 уровень Знания - различения (или распознавания) предмета;

2 уровень Понимание;

3 уровень Применения;

4 уровень Анализ;

5 уровень Синтез.

Перечисленные этапы формирования знаний принимают в качестве

критериев оценки уровней их усвоения. Основой усвоения знаний является

активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая педагогом.

Использование Матрицы Б.Блума позволяет создавать и применять

разноуровневые задания для учащихся по всем предметам. Таксономия

учебных задач по Блуму хорошо технологизирована: для каждого уровня

учебных заданий определена типология учебных заданий; указаны глаголы,

с которых должны начинаться учебные задания.

1 уровень - эта категория обозначает запоминание и воспроизведение

изученного материала, конкретные факты.

2 уровень - показателем понимания является преобразование материала из

одной формы выражения - в другую, интерпретация материала.

3 уровень - эта категория обозначает умение использовать изученный

материал в конкретных условиях и новых ситуациях.

Предлагаемые примерные задания по таксономии Б.Блума по русскому

языку в 4 классе разработаны педагогом с учетом программного материала,

критериев оценивания усвоения учебного материла по предмету, технологии

критериального обучения.

Разработанная система учебно-познавательных задач по таксономии

Б.Блума по русскому языку в виде разноуровневых заданий, позволяет



создать условия, обеспечивающие формирование умений у учащийся

воспроизводить, сопоставлять, аргументировать. Учебные задачи как

средство, позволяющее предвидеть учебные действия, достижение

поставленных целей урока. Педагог рассматривает таксономию Блума

применительно к вопросам критерия оценивания уровня усвоения учебного

материала на основе компетентностного подхода к образованию.

Использование разноуровневые задания по теме «Обобщение сведений об

имени существительном», способствуют выявлению уровня владения

учащимися учебным материалом, достижению качества обучения.

Примерные задания по таксономии Б.Блума

по русскому языку в 4 классе

МАТРИЦА

заданий к учебному занятию по Блуму

Дисциплина__Русский язык__

Тема «Обобщение сведений об имени существительном»

Класс 4

Учитель: Ляхова Зинаида Дмитриевна

Таксономия учебных задач

Первый уровень – ЗНАНИЯ

Знания конкретных данных. Знание терминологии.

Глагол: Определить, усвоить, отличать, вспоминать, распознавать.

Задания первого уровня направлены на развитие памяти и формирование

репродуктивных знаний.

(Оценка 3)

1. Имя существительное – это часть речи, которая…

а) отвечает на вопрос какой? какое? какая?

б) отвечает на вопрос кто? что?

2. Существительные бывают

а) бывают только мужского и женского рода.

б) бывают мужского, женского и среднего рода.

3. Существительные изменяются по ___________ и по __________.

4. Сколько падежей имеют имена существительные? ___ Какие?

Запиши. ____________________________

5. Вставь пропущенную букву.

В.кзал, ж.лезо, т.традь, м.л.дёжь, ур.жай, м.рковь, ябл.ко, к.рабль, р.бина,

р.бята, д.рога.

Shape1

Второй уровень – ПОНИМАНИЕ

Переложение. Интерпретация.

Глагол: Перевести, выразить собственными словами, иллюстрировать,

подготовить, продолжить, прочитать, представить, изменить, записать в

иной форме, заполнить, установить, объяснить, определить.

Задания второго уровня направлены на умение трансформировать

репродуктивные знания.

(Оценка 4)

1. Определи род имен существительных:

Помощь (…), чиж (…), борщ (…), речь (…), гараж (…), море (…), мяч (…),

погода (…),растение (…), пристань (…).

2. Обозначить падежи имен существительных.

Рад солнцу, улицы города, помог товарищу, подарил сестре, тетрадь

ученика, хозяин квартиры, рисовал карандашом, читал газету, ошибся

адресом, листал календарь.

3. Написать имена существительные в три столбика по склонениям.

Дорога, вокзал, багаж, железо, портрет, тишь, озеро, тишина, тракторист,

сторожка, ночлег, сирень, мышь, мышка.

4. Просклоняй существительное книга. Выдели окончания.

И. _____________________

Р. _____________________

Д. _____________________

В. ______________________

Т. ______________________

П. ______________________

5. Подчеркни правильное утверждение:

сахар – ед, ч. сахар – мн. ч.

Третий уровень – ПРИМЕНЕНИЕ

Применить, обобщить, установить связи, выбрать, развить, организовать,

использовать, руководствоваться, преобразовать, классифицировать.



Задания третьего уровня направлены на усвоение мыслительных операций и

формирование продуктивных знаний.

(Оценка 5)

1. Подчеркни существительные, которые употребляются только в

единственном числе:

Стул, молоко, книга, мыло, дверь, топор, сахар, кровать, сало, ведро,

сметана.

2. Подчеркни существительные, которые употребляются только во

множественном числе:

Дороги, санки, картины, песни, ножницы, реки, очки, ковры, учебники.

3. Найди и подчеркни лишнее слово с щипящей на конце.

Плащ, плюш, помощь, лещ; мышь, тишь, ёрш, тушь; луч, дочь, мяч, грач.

4. Выдели окончания имен существительных 1-го склонении.

Мы шли по узкой дорожке к соседнему лесу. Вот мы и на опушке леса. К

молодой липке подлетела синичка. Дятел застучал клювом по осинке. На

макушке маленькой ёлочки уселась сорока.

5. Замени одним словом:

Край земли у воды – ________ (берег)

Граница видимого пространства, где небо как бы сходится с поверхностью

земли – ________ (горизонт)

6. Вставь пропущенное слово ПАЛЬТО (несклоняемое существительное).

В магазине продаются разные … . Мне купили новое … .

К … пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в … . Я доволен

своим … .

Четвертый уровень АНАЛИЗ

Задания четвертого уровня направлены на умение доказывать,

классифицировать, распознавать.

1. В каких падежах использовал поэт существительные, создавая пейзаж

зимнего леса? Какой падеж отсутствует в данном тексте? (дательный падеж)

Зима в лесу.

Наступила настоящая зима (). Снег укрыл землю () белоснежным ковром.

Не оставалось ни одного тёмного пятнышка (). В лесу () стало светло. В

воздухе пахло снегом ().

2. Используя данные имена существительные в различных падежах,

составьте пять предложений на тему «За ягодами».

Полянка, земляника, трава, ягоды, кусты, дети, тишина, опушка леса.

3. Используя данные имена существительные в различных падежах,

продолжить рассказ по данному началу.



Живая веточка.

Ребята срезали с вишни небольшую веточку. В комнате Миша поставил

её в бутылку с водой. Скоро веточка …

4. Допиши окончание. Укажи падеж имен существительных.

Без дорог… (), был у матер... (), к подруг… (), спит на кроват… (), шёл по

улиц… (), разговор об осен… (), рисовал карандаш.. (), отошёл от

пристан… (), находился в портфел… ().

Пятый уровень – СИНТЕЗ

Задания пятого уровня направлены на создание собственного продукта.

1.Решение практической ситуации. Проведи эксперимент.

Цель: Расставьте знаки препинания при однородных членах предложения и

аргументируй правильность своих действий. Какой частью речи являются

однородные члены?

Невозможно представить землю без деревьев цветов. С детства мы

любим осинки березовые рощи сосновые боры. Деревья растут на сухих

песках среди болот по берегам рек и озер.

2. Решение практической ситуации. Проведи исследование.

Цель: Определи роль знаков препинания при однородных членах

предложения. Какой частью речи являются однородные члены?

Зимой земля отдыхает, а весной расцветает. В густой траве дрожат,

переливаются капли крупной росы. На полянке скромно синеют

колокольчики, белеют ромашки и ландыши.

3. Создание Проекта «Предложение».

Сочинение – миниатюра «Весной».

Этапы разработки проекта:

1) разработка проектного задания,

2) разработка самого проекта,

3) оформление результатов,

4) защита проекта, презентация,

5) рефлексия.

Данная классификация уровней усвоения учебного материала на основе

Матрицы Блума как метод оценки успешности обучения, позволяет четко

формулировать дидактические цели при разработке разноуровневых заданий,

показывает качество владения обучаемым учебным материалом.

Список использованной литературы

1. Учебная программа, утвержденной приказом Министерства образования и науки

Республики Казахстан №115 от 3 апреля 2013года.

2. Русский язык. Никитина С.А., Якунина Л.П., Мендекинова Р.П., Кульгильдинова

Т.А., Алматы, издательство Атамура, 2011.

3. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. - Конкурс грамотеев. – М.: «Просвещение», 1995

4. Матвеева А.Н., Васильева Р.А., Бугаева А.Л. - Сборник диктантов для начальных

классов. - М.: «Просвещение», 1984

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. http://lidijavk.ucoz.ru/load/metodicheskij_ugolok_dokumenty_programmy_rekomedacii/

urovni_usvoenija_znanij/4-1-0-438

2. http://www.dupliksv.hut.ru/pauk/dict/19.html Терминологический словарь. «Уровень

Усвоения учебного материала».

3. https://ru.wikipedia.org/ -Википедия. Свободная энциклопедия. «Т



Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными (1 урок по таксономии Блума)

Цель урока:
- научить разбираться в структуре СПП, находить, применять;
- развивать умение работать с текстом;
- воспитывать интерес к уроку русского языка.

Тип урока: объяснение новой темы.

Формы и методы работы: групповая, индивидуальная, в паре.

Оборудование: «мудрый» конверт

Урок с применением таксономии Блума

Ожидаемый мной результат

Создание условии для работы

Находить, применять, творить

Умение работать в группе

Умение применять изученный материал на практике


I Психологический настрой.
Я желаю, чтобы каждый верил в себя и надеялся на успех.

II Домашняя лаборатория. «Конверт мудрости»
1. Узнавание. 
А. Прочитать эссе «Мое отношение к искусству». 
Б. Упражнение №149 - 6 предложение разобрать синтаксически. 
В. Кратко пересказать текст «Компьютеры, роботы и люди».
Г. Рассказать теоретический материал.

III Карта диагностики.
2. Понимание.
СПП с придаточными изъяснительными
1группа: теоретический материал 
2группа: практический материал

Словарная работа 
Значение слова Контакт по Ефремовой:
Контакт - 1. Соприкосновение, соединение кого-л., чего-л. с кем-л., чем-л. // перен. разг. Взаимопонимание в деловых, дружеских и т.п. отношениях. 
2. Непосредственное общение с кем-л. // перен. Политические, научные, торговые и т.п. связи. 
3. Соприкосновение проводников в электрической цепи. // Место такого соприкосновения. // Приспособление, деталь, обеспечивающие такое соприкосновение.
Поверхность соприкосновения горных пород (в геологии). 

Значение слова Контакт по Ожегову:
Контакт - Деловая связь, согласованность в действиях
Контакт Деталь обеспечивающая соприкосновение проводов электрической цепи Spec
Контакт Непосредственное общение, соприкосновение с кем-нибудь
Контакт Соприкосновение, соединение Spec 

Контакт в Энциклопедическом словаре:
Контакт - (от лат. contactus - прикосновение) -1) соприкосновение, соединение чего-либо.2) Поверхность, место, зона соприкосновениячего-либо.3) Связь, взаимодействие; согласованность в работе; взаимопонимание. 

Значение слова Контакт по словарю Ушакова:
КОНТАКТ, контакта, м. (латин. contactus - прикосновение). 1. Соприкосновение, соединение (ест.). Получился контакт. Контакт химически взаимодействующих веществ. Контакт двух сплавов. || Место соприкосновения электрических проводников (тех.). Контакт сильно нагрелся. 2. перен. Связь, взаимодействие людей в деловой сфере (раз г.). Нашему обществу надо вступить в контакт с этим учреждением. Находиться в дружественном контакте.

Изъяснительные- пояснительные, объяснительные

Синтаксический разбор предложения: 
Ямщик (извозчик) изъяснил мне, что облачко предвещало туман.
3. Применение 
«Исследование» текста № 166 
Найти предложения с придаточными изъяснительными, синтаксически разобрать и доказать. 

4.Анализ 
Стратегия «Диаграмма Венна». Найти сходства и отличия между сложными предложениями.
1 группа: СПП с придаточными изъяснительными от СПП с придаточными обстоятельственными времени.
2 группа: СПП с придаточными изъяснительными от СПП с придаточными обстоятельственными образа действия.

5. Синтез
Составить рассказ «Мечта древнего человека» с применением СПП с придаточными изъяснительными. 

6.Оценивание 
Оценки за урок выставляют лидеры групп.

Домашняя работа: 
Упражнение №177 (составить СПП с придаточными изъяснительными)
Написать мини- сочинение «Книга и я»
Рефлексия: 
Отправить учителю СМС на номер мобильного телефона 87011671370 и написать 2-3 слова об уроке.
______________________________________________________________________
Карымжанова Раиса Мухамедкалиевна
Учитель русского языка и литературы
Бидайыкская средняя школа, Уалихановский район
Северо-Казахстанская область

Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия. Урок русского языка в 9 классе.
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными (1 урок по таксономии Блума)
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными (2 урок)




Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными (2 урок)

Цели урока: 
-закрепить навыки умения правильного употребления СПП с придаточными обстоятельственными;
-развивать умение употреблять СПП с придаточными изъяснительными в соответствующей речевой ситуации, навыки частично-поисковой и мыслительной деятельности, умение анализировать, делать выводы. Подводить итог урока;
-воспитывать творческую активность, любовь к книгам, чтению художественной литературы.

Лексическая тема: «Диво дивное»

Тип урока: повторение

Оборудование: учебник, интерактивная доска, музыка Бетховена, карточки, тексты.

Элементы технологии: проблемного обучения, технология критического мышления, критериального оценивания.

Ход урока:

I Психологически настрой: 
Не мысля гордый свет забавить, Вниманье ваше возлюбя, 
Хотела бы я вам представить 
План нашего урока - послушайте меня! 

План урока:
1. «Один в поле не войн?»
2. «Невероятно, но факт»
3. Критериальное оценивание
4. Словарная работа
5. Парад предложений 
6. Итог
7. Оценивание групп
8. Домашнее задание
9. Рефлексия

II Эпиграф урока: 
 Хорошая книга- это сосуд,
Наполненный мыслями, 
знаниями, чувствами.

Л.Кассиль
1. Кто опровергнет такую мысль «Один в поле не воин»? Для этого нужно синтаксически разобрать предложение (письменно) 
Каждый раз меня берёт какая-то радостная оторопь, когда я держу в руках новую книгу…(предложение разбирает у доски один из сильных учеников)

III «Невероятно, но факт» 
(Элемент лингвистического анализа)
1 задание
1группа: выразительное чтение текста упражнения №182 (1-3 абзац)
2 группа: выразительное чтение текста упражнения №182 (4-6 абзац)

2 задание 
1 группа: письмо по памяти «Самый короткий абзац»
2 группа: кластер к слову «книга»

Итак, нам нужно подготовиться к Параду предложений, для этого нужно оценить свою домашнюю работу по таким критериям: 

Дескрипторы «5» «4» «3»
Грамотность
Составление схемы
Характеристика предложений

14-15 баллов –«5» 
12-13 баллов –«4» 
10-11 баллов –«3»

Словарная работа.
С точки зрения морфологии: 
Диво- сущ., нариц., неодуш., ср.р., ед.ч., II скл.

С точки зрения словообразования:
Диво - дивное (суффиксальный способ образования) 

С точки зрения лексики:
Дивное - прекрасное, восхитительное.

Парад - торжественный смотр для шествия войск, спортсменов. 
Военный парад. 
Устойчивое сочетание «В полном параде» - в полном (праздничном наряде).

Слово учителя:
Руководит парадом сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными музыка Бетховена (Под дивные звуки музыки Бетховена каждый ученик разбирает синтаксически предложение).
1. Думается мне, что за всю сознательную историю человечество не придумало ничего более поразительного и волшебного, чем книга.
2. От Испендияра я узнал, что Млечный путь- это «Птичья гора».
3. Он не понимал, что с ним делается.
4. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается у самого берега.
5.Гаврила стал объяснять, что барыня требует собачку.
6. Барыня разгневалась, расплакалась, уверяла, что она не приказывала уничтожать собаку.
7. Михаил Пришвин говорил, что выбрал себе в спутники десять умных книг.
8. В повести «Детство» М.Горький рассказал о том, что жизнь в доме деда Каширина была безрадостной и тяжелой.
9. Мы знаем, как необыкновенно красива наша Земля.
10. Врач сказал, чтобы никто не тревожил космонавтов.

Слово учителя.
- Все, что запланировала на этот урок, вы разобрали, показали знания. Молодцы!

А теперь составьте опорную схему СПП с придаточными изъяснительными.
Ответы учеников: 
СПП с придаточными изъяснительными отвечают на падежные вопросы, контактируют с глаголами речи, мысли, восприятия и внутреннего состояния. Уточняют, дополняют, поясняют смысл контактных слов.

Оценивание учащихся. 
Домашнее задание.
Из повести «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина выписать и синтаксически разобрать четыре СПП с придаточными изъяснительными.

Рефлексия 
Учащиеся по цепочке высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из написанных на доске. 
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполняла задания…
- Я понял, что…
-Я почувствовала, что…
- Я смогла…
- Я попробую…
- Урок дал для жизни…
- Мне захотелось …







Ромашка Блума или Ромашка вопросов.

Подробности

Категория: СТРАТЕГИИ ЧТЕНИЯ

 Опубликовано: 12 Январь 2012

 Просмотров: 24750

Коллеги. Хочу познакомить Вас еще с одной стратегией, помогающей работать с информационной составляющей текстов. А также этот прием форирует умение ставить различные вопросы к теме, систематизировать их.

Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования. (Шишов С. Е., Кальней В.А., 1999, с. 93). В начале изучения основ критического мышления, осенью 1997 года, мы, учитывая, что «Блум» можно перевести с немецкого языка как «цветок», решили сделать теоретические построения ученого более наглядными и привлекательными. Многие участники наших семинаров — педагоги-практики — не слишком хорошо относились к теории. Получившийся «цветок» мы и назвали «Ромашкой Блума». Но нас подстерегало разочарование: зачастую было сложно четко и однозначно определить, к какому типу — по таксономии Б. Блума — относится тот или иной вопрос. Кроме того многие учителя говорили: «Это все красиво, но для нас полезнее активное изучение практического материала».

Начался этап модификаций: уточнялись формулировки вопросов, придумывались различные способы использования на занятиях самой формы «ромашки». В результате нами была создана «Ромашка вопросов», которую в России по-прежнему упорно называют «Ромашкой Блума». Сам же перечень вопросов на ее лепестках был заимствован из выступления американских коллег Джеймса и Кэрол Бирс.

 

Простые вопросы. Это вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д.

 

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что …?».

 

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

 

Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, будь у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»

 

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.Итак, шесть лепестков — шесть типов вопросов.

 

Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Где вы в обычной жизни можете наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всехвозрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).

Если мы используем «Ромашку вопросов» в младших классах, можно оставить визуальное оформление. Детям нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующие «лепестки». Работая с более старшим возрастом, можно оставить саму классификацию, тогда задание будет выглядеть следующим образом: «Перед тем, как читать текст о кактусах, самостоятельно сформулируйте по одному практическому и одному оценочному вопросу. Возможно, текст поможет нам на них ответить».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТУТ.

Источники  информации:

Статья "Умение задавать вопросы" 
http://evolkov







В технологии РКМЧП урок строится по схеме: “Вызов” – “Осмысление” – “Рефлексия” и предполагает широкий набор методических приемов и стратегий ведения урока.

Первая фаза технологии развития критического мышления – “Вызов” или “Пробуждение”.

Задачи данной фазы:

  1. Актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме.

  2. Пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме.

  3. Обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний.

  4. Побуждение ученика к активной деятельности.

Функции стадии “Вызова”:

  • мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к постановке и способам реализации цели);

  • информационная (вызов на “поверхность” имеющихся знаний по теме);

  • коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Система приемов организации стадии “Вызова” включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетание с парной и групповой работы.

На стадии “Вызова” уроков по технологии РКМЧП учитель может использовать следующие приемы:

  1. Кластер”.

  2. Таблица “тонких” и “толстых” вопросов.

  3. Таблица “Знаю-хочу знать – узнал”.

  4. Дерево предсказаний”.

  5. Ромашка Блума”.

  6. Верные и неверные утверждения”.

  7. Верите ли вы?”.

  8. Корзина идей”.

  9. Рассказ-предположение по “ключевым” словам.

  10. Синквейн”.

Прием “Кластер” (гроздья) – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме. Этот прием может быть применен на стадии “Вызова”, когда систематизируется информация до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. (Приложение № 1. Пример 1, 2)

Прием “Таблица “толстых” и “тонких” вопросов”.

Таблица "толстых" и "тонких" вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии “Вызова” – это вопросы до изучения темы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ. Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. (Приложение № 1.Таблица 1)

Прием Таблица “Знаю. Хочу узнать. Узнал”. Таблица “ЗХУ”.

Этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии “Вызова” с последующим возвратом к материалам на стадии “Рефлексии”. Ученикам до начала чтения фронтально предлагается вопрос: “Что вы знаете или думаете о теме нашего занятия?”. Все предлагаемые формулировки записываются в столбик "Знаю" для общего внимания без корректировки и без оценивания. Затем предлагается вопрос: “Что бы вы хотели узнать?” В столбик "Хочу узнать" записываются и эти формулировки. Записываются сведения, понятия, факты только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Записи остаются на доске до конца занятия.

На стадии “Рефлексии” осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов. (Приложение № 1. Пример 3)

Прием “Дерево предсказаний”.

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести, тексте.

Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. (Приложение № 1. Пример 4)

Прием “ Ромашка вопросов или ромашка Блума”.

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

На стадии "Вызова" учащиеся формулируют вопросы, а затем ищут на них ответы, используя материал учебника или других источников информации.

Прием “Верные и неверные высказывания”.

Обучающимся предлагается список утверждений, созданных на основе текста, который они в дальнейшем будут изучать. Учитель просит установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией, возвращаемся к данным утверждениям, и ученики оценивают их достоверность, используя на уроке полученную информацию. (Приложение № 1. Пример 5)

Прием – Игра “ Верите ли вы?” или “Данетка”.

Учитель задает вопросы, на которые обучающиеся должны ответить “да” или “нет”. У каждого на парте таблица, как на доске. Учитель читает вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс (да), если согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой. В течение урока ученики обращаются к таблице и видят, насколько были правы. (Приложение № 1. Пример 6,7)

Прием “Корзина идей”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации. (Приложение № 1. Пример 8)

Прием “ Рассказ-предположение по “ключевым” словам”.

По ключевым словам нужно составить рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Прием “Написание синквейна”.

В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Составить синквейн ученики могут на стадии “Вызова”, затем, изучив информацию на уроке, составляется новый синквейн на стадии “Рефлексии”, сравнивая свои знания до урока и после изучения новой темы.

Правила написания синквейна:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по – возможности, эмоциональной. (Приложение №1. Пример 9).

В случае успешной реализации фазы вызова у учебной аудитории возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.

Литература:

  1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Учим детей мыслить критически.-С-Пб: “Альянс “Дельта” совм. С издательством “Речь”, 2003.

  2. Загашев И.О., Заир – Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство “Альянс “Дельта”, 2003.

  3. Муштавинская И.В., Трофимчук Г.А. Технология развития критического мышления: Методическое пособие.– СПб: ИРО “Смена”, 2004.

  4. http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm Приемы технологии РКМ.

  5. http://www.kmspb.narod.ru./posobie/nachal.htm Уроки с использованием технологии РКМ. Начальная школа.

  6. http://svetlyschool1.narod.ru/vist_Typina.htm Тяпина В. Н. “Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мы



































тема

Главные члены предложения

Общие цели

1. Сформировать знания учащихся по теме «Главные члены предложения»; в процессе аналитической и продуктивной текстовой деятельности умения находить изучаемые синтаксические конструкции.

2. Активизировать познавательную деятельность учащихся путем решения проблемных задач; развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, обобщение, речь; образное мышление; умение выделять грамматическую основу предложения.

3. Содействовать развитию способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности и ответственности за знание, сотрудничества в группе.

Результат обучения


Обучающиеся научатся выделять главные члены предложения подлежащее и сказуемое, определять способы их выражения, научатся использовать знания о главных членах предложения при определении состава предложения. Учащиеся могут сотрудничать в группе, читать, соблюдая логическое ударение, правильно произносить новые слова, анализировать, работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком, задавать вопросы, выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других учащихся, выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми, рефлексировать.

Основная идея

Развитие интеллектуальных качеств ребёнка: речи, мышления, наблюдательности, воображения через модули Программы

Основные этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Орг. момент...







Психологический настрой

(слайд 1)

Предлагаю выбрать карточки (с листом берёзы, шишки ели, жёлуди дуба)

Предлагаю послушать легенду «Все в твоих руках». (Раздаю бабочки, обращаю внимание учащихся на плакат для рефлексии, на котором нарисовала лесную поляну.)

Выбирают карточки и рассаживаются по группам (ель, дуб, берёза).





Слушают легенду.




Актуализация знаний

«Корзина идей » (слайд 2)

Предлагаю записать «идеи» к слову лес на стикерах

Записывают на стикерах и прикрепляют на «корзинках», озвучивают свои записи.


«Живая фотография» (слайд 3)

…Составьте предложения, которые бы «оживили фотографию»

Составляют предложения.

Работа с текстом

«Чтение с пометкой»

«РАФТ»

(слайд 4)

(гиперссылка «пение птиц»)


Раздаю распечатанные тексты Упр. 406. Наблюдаю, если необходимо предлагаю подмостки (можно использовать в работе тексты «Музыка в лесу», «Звуки в лесу»).

Предлагаю дать название, оценить выступления.

В группах выполняют задание по учебнику. Читают тексты и выделяют маркером нужные предложения, составляют текст своего сочинения.

1 группа – творческое задание (готовит диалог соек)

2 группа – Мысли Леса.

3 группа – Лес глазами Фомки.


Синквейн ЛЕС


Даю задание. Наблюдаю.

Составляют синквейн (выполняют на ламинированных листах ). Спикеры зачитывают синквейны.

Динамическая пауза (физминутка для снятия эмоционального напряжения и физической усталости).

(гиперссылка слайд 5)

…Снять эмоциональную нагрузку, физическую усталость, предупредить утомляемость.

Смотрят видеоролик, выполняют несложные упражнения с лесными жителями.

Актуализация знаний

«Исключи лишнее»

(слайд 6)



Запись числа и темы урока

(слайд 7)




Предлагаю в двух столбиках исключить лишнее:

Звук приставка

Буква корень

Согласный сказуемое

Подлежащее суффикс

Глухой окончание

Звонкий основа



Определяют лишнее , формулируют тему и идею.












Работа по теории






Предлагаю составить презентацию (кластер, Венн диаграмму, эл. презентацию)

Группы изучают теоретический материал, готовят материал презентации по грамматической теме.

Тренировочное упражнение

(слайд 9)

Предлагаю записать предложения и выделить грамматическую основу с помощью фломастера (флипч.)

Выполняют задания, к доске выходят по два ученика с каждой группы и разбирают по предложению.

Лесные тайны

Лес открывает свои тайны. Я была в лесу. На опушке растёт высокая ель. На поляне распустились цветы. Летают красивые бабочки. Весело щебечут птицы. Берегите природу леса!

Игра (Погадаем на ромашке)
Стратегия «Верные - неверные утверждения»

(слайд 12)

Предлагаю выбрать лепесток учащимся, которые не были активны на уроке.

Выбирают лепесток, зачитывают задание и делают вывод.

Домашнее задание

«Задание массивом»

§ 47, с.172.

Упр.404-410

Объясняю выполнение.

Записывают.

«Коробка с вопросами»

Предлагаю учащимся сформулировать вопрос и опустить в «коробку с вопросами». Следующий урок начнём с комменти-рования вопросов.

Если есть вопросы, записать на листочек и сбросить в «коробку с вопросами».




Подведение итогов

Слушаю комментирование оценок.

Лидеры групп комментируют лист оценивания.

Рефлексия




Объясняю учащимся выполнение этапа рефлексии

Прикрепляют бабочки на плакате «Лесная поляна» .



Приложение 1. Презентация Microsoft Office Power Point

Приложение 2.

Оценочный лист группы_________________

Ф.И. участника группы

«Корзина идей»

Работа с текстом/ синквейн

Работа группы

Диаграмма Венна/ кластер/эл. презентация

Разбор предло-жений

Итоговая оценка

































Количество баллов

оценка

19-20

«5»

14-18

«4»

10-13

«3»



Приложение 3.

- Подлежащее и сказуемое чаще всего выражается именем существительным в именительном падеже.

- Сказуемое отвечает на вопрос КТО? ЧТО?

- Подлежащее и сказуемое- это второстепенные члены предложения.

- Подлежащее отвечает на вопрос КТО?

- Весна пришла. Пришла- это сказуемое.

Вопросы для ромашки





















































Приложение 4

Текст для работы.

Это было ранней весной. Лес ещё не успел одеться.

Мы шли в лесу по нашей тропинке. Вдруг послышались тихие, незнакомые и очень приятные звуки. Было похоже, что в глухом лесу собрались настоящие музыканты, играют на флейтах, фаготах и ещё каких-то инструментах.

Прячась за деревьями, мы увидели много рыжеватых соек. Усевшись на сучках деревьев, сойки пели и щебетали.

Раньше мы не знали, ни от кого не слыхали, что беспокойные, крикливые сойки умеют красиво петь и даже устраивать концерты.

Обычно их можно видеть на лесных дорогах и опушках. Заметит сойка собаку или человека и, перелетая с сучка на сучок, издаёт резкий, тревожный и неприятный крик. По этому крику звери и птицы узнают о близкой опасности, стараются поскорее укрыться.

А тут поют! Мы стали слушать лесную музыку, любоваться весёлыми нарядными музыкантами.

Неожиданно лесной концерт был испорчен. По нашим следам примчался мой охотничий пёс Фомка. С высунутым мокрым языком он стал носиться под деревьями и распугал соек. С тревожным криком они разлетелись.

(И.Соколов-Микитов)



























Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!