×
Сертификат тегін алу үшін
Материал тегін жариялау
ҚР БАҚ(СМИ) тіркеу №9512
Сайт бойынша барлық сұрақтарды 8(771)-234-55-99 (Ватсап) осы номерге жазуға болады. Тәрбиешілерге, ұстаздарға, оқушыларға, студенттерге арналған турнирлер басталды. Толығырақ
Құрметті аттестация тапсыратын ұстаздар аттестацияға арналған сұрақтар мен оның жауаптары дайын болды. Біз оны арнайы кітапша ретінде шығардық. Толығырақ: 8-(707)-358-15-26 осы номерге дәл қазір хабарласыңыз немесе ватсапқа жазыңыз.

"Урок-практикум как форма интерактивного метода обучения на уроках русского языка и литературы"

Автор:Джусабекова Жамал Шарафуддиновна
Бағыты: Русский язык
Бөлімі: Мақала
Сыныбы: Барлық сыныптар
Жарияланған уақыты: 2019-10-09

50-ден астам пәндер бойынша материалдарды тегін жүктеп, сабақ барысында қолдануға болады

Материал туралы қысқаша түсінік

Известный чешский мыслитель- гуманист, педагог, писатель Ян Амос Коменский (1592-1670) справедливо отмечал, что «следующий век будет именно таким, какими будут воспитаны для него будущие граждане». Меняется жизнь, меняются люди, изменилось само время. И педагог должен меняться вместе с миром, чтобы соответствовать этим изменениям. Мы действительно не знаем сегодня, какой будет жизнь через пять лет, какие новые специальности появятся, знания сейчас устаревают очень быстро, меняются подходы к их получению. Научить ребенка учиться может только специалист, который сам любит и умеет это делать.

Урок-практикум как форма интерактивного метода обучения на уроках русского языка и литературы
Джусабекова Жамал Шарафуддиновна ОСШ №8 им. Т. Бегмановой Келесского р-на Туркестанской обл.
Известный чешский мыслитель- гуманист, педагог, писатель Ян Амос Коменский (1592-1670) справедливо отмечал, что «следующий век будет именно таким, какими будут воспитаны для него будущие граждане». Меняется жизнь, меняются люди, изменилось само время. И педагог должен меняться вместе с миром, чтобы соответствовать этим изменениям. Мы действительно не знаем сегодня, какой будет жизнь через пять лет, какие новые специальности появятся, знания сейчас устаревают очень быстро, меняются подходы к их получению. Научить ребенка учиться может только специалист, который сам любит и умеет это делать.Представленный опыт интересен тем, что позволяет рассмотреть особенности активных форм и методов работы на уроках русского языка и литературы. Активными являются такие методы и формы обучения, где увеличен удельный вес и степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход, развиваются творческие способности ученика. В процессе обучения на первый план выступает проблема включения всех учащихся в посильный, постепенно усложняющийся творческий процесс. Компетентностный подход предполагает поиск таких методов и приемов обучения учащихся, при которых они приобретают умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях. Перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения. Все виды деятельности способствуют формированию у учащихся ключевых компетенций, которые направлены на социализацию личности выпускника. Педагоги понимают, что главное в современном образовании не передавать сумму знаний, а формировать компетентность. Перед учителем стоит задача помочь ученику в организации процесса деятельности, обеспечить его ресурсами, проблематизировать ученика, стимулировать его к самостоятельным поискам, анализу своей деятельности. Что мы можем предложить сегодня ученику, ориентированному на личную деятельность, на сотрудничество и успех? Большая часть исследований последних десятилетий касается именно деятельности детей на уроке, так как деятельностные способности формируются у ребенка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новые знания, а включен в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.Значит, для формирования деятельностных способностей у обучающегося необходимо постоянно тренировать его в выполнении различных видов деятельности: говорение, чтение, аудирования и письма. Чтобы реализовать деятельностный подход в соответствии с современными тенденциями необходимо организовать коллективную деятельность на уроке. В. В. Давыдов писал, что коллективная деятельность включает взаимную деятельность и взаимные действия. Взаимодействие ее участников может быть понятно как коммуникация. В этом случае участники должны постоянно обсуждать некоторые проблемы друг с другом, включаться в диалоги и полилоги, чтобы уметь понять позиции других и в то же время научиться смотреть на себя глазами других, т.е. выработать в себе качество саморефлексивности: 1.Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся. 2.Планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов. 3. Привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся. 4. Оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.Но необходимо сделать так, чтобы теоретические сведения были бы не столько достоянием памяти учащихся, сколько инструментом, средством формирования и совершенствования умений и навыков владения языком. Для этой цели провожу уроки-практикумы. Этот вид занятия проводят преимущественно в Вузе, но в последние годы мы часто используем и в школьной практике формы вузовских занятий: лекции, семинары, зачеты.Урок-практикум близок к уроку закрепления и повторения, на нем учитывается современный деятельностный подход к обучению и ведущее место занимают различные виды практических занятий учащихся. На таком уроке очень важно обеспечить мотивацию учебной деятельности: зачем нам это надо знать и уметь. К такому уроку готовятся карточки-опоры и конверты, в которые вложены задания по определенным направлениям работы.Что дают уроки-практикумы учителю?3. В ходе урока учитель имеет возможность поддержать именно тех учеников, которые испытывают трудности при решении какого-либо задания, выявить наиболее любознательных и пассивных.4.В процессе проведения практикума удается провести анализ знаний учащихся, увидеть пробелы и наметить пути их ликвидации.1. Активизируют мыслительную деятельность учащихся, мобилизуют их на серьезную и кропотливую работу, развивают мышление.5.Оценивают деятельность учащегося не по итогу, а по процессу достижения результатов.6. Учитывают индивидуальные особенности, склонности и способности учащихся.7.Создают ситуацию общения, диалога.Уроки-практикумы, помимо решения своей специальной задачи –усиления практической направленности обучения, должны быть тесным образом связаны с изученным материалом, а также способствовать прочному, неформальному его усвоению. Основной формой их проведения являются практические и лабораторные работы, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений. Главное их различие состоит в том, что на лабораторных работах доминирующей составляющей является процесс формирования экспериментальных умений учащихся, а на практических работах – конструктивных. Следует отметить, что учебный эксперимент как метод самостоятельного приобретения знаний учащимися, хотя имеет сходство с научным экспериментом, вместе с тем отличается от него постановкой цели, уже достигнутой наукой, но неизвестной учащимся.Различают иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие и обобщающие уроки-практикумы. Основным же способом организации деятельности учащихся на практикумах является групповая работа. При этом каждая группа из двух –трех человек выполняет, как правило, отличающуюся от других практическую или лабораторную работу. В зависимости от организации деятельности учащихся предложены следующие варианты работы в группах:Группы решают однотипные задания.Средством управления учебной деятельностью учащихся при проведении практикума служит инструкция, которая по определенным правилам последовательно устанавливает действия ученика. Умения и навыки работы в группах, парах помогают учащимся и во внеклассных мероприятиях по предмету. Традиционными для нас стали интеллектуальные игры, конкурсы, т.к. они развивают и тренируют логическое мышление, эрудицию интеллект, речевую культуру, словарный запас, интуицию умение работать в команде, комбинаторное и ассоциативное мышление. Главное на современном уроке-постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами. По-моему, решение этой задачи невозможно без изменения стиля взаимоотношений учителя и учащихся. Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать- в этом вижу один из путей активизации обучения. Помогать каждому, кто при полном напряжении своих способностей и возможностей самостоятельно без посторонней помощи не может преодолеть трудность,-в этом, считаю, назначение учителя. Какой бы урок мы не проводили, каких бы детей мы не учили, сильных или слабых, основной задачей учителя остается нравственное воспитание ребенка, расширение его кругозора, развитие эстетических ,творческих, этических сторон его характера, т.е. формирование личности ,способной адаптироваться в современной жизни. Свою работу закончу словами В.О. Ключевского: «Чтобы быть хорошим учителем, надо прежде всего любить тех, кому преподаешь. Учителю всегда надо помнить не только о тепле своих рук, но и о тепле своей души»

50-ден астам пәндер бойынша материалдарды тегін жүктеп, сабақ барысында қолдануға болады

Сертификатты жеке кабинеттегі жетістіктерім бөлімінен жүктеп алуға болады

Материалды сайттан тегін жүктеу

Материал ұнаса парақшаңызға сақтап қойыңыз!

Өз пікіріңізді қалдыру үшін тіркелу қажет.