Урок Русского языка на тему"Не с глаголами"

Тақырып бойынша 11 материал табылды

Урок Русского языка на тему"Не с глаголами"

Материал туралы қысқаша түсінік
4.1.1.1 строить высказывания по прослушанной информации на основе своих заметок, передавая ее смысл; 4.2.3.1 формулировать вопросы и ответы, отражающие понимание и свое отношение к содержанию текста, чтобы углубить понимание и уточнить ответ; 4.3.1.2 создавать нехудожественные тексты на основе их особенностей (статья, заметка, характеристика, репортаж, инструкция, интервью, реклама, заявление, объявление
Материалдың қысқаша нұсқасы


Раздел/Сквозная тема : «Охрана окружающей среды»

Русский язык

ФИО педагога:

Васильева О.М

Дата: 16.02.22



Класс: 4-В

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема урока:

Правописание НЕ с глаголами

Цели обучения в соответствии с учебной программой:



4.1.1.1 строить высказывания по прослушанной информации на основе своих заметок, передавая ее смысл;

4.2.3.1 формулировать вопросы и ответы, отражающие понимание и свое отношение к содержанию текста, чтобы углубить понимание и уточнить ответ;

4.3.1.2 создавать нехудожественные тексты на основе их особенностей (статья, заметка, характеристика, репортаж, инструкция, интервью, реклама, заявление, объявление

Цели урока:



Знать.что такое частица НЕ и как отрицательная частица НЕ пишется с глаголами.


Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя:

Деятельность ученика:

Оценивание

Ресурсы

  1. Начало урока 1 мин




I. Организационный момент

Психологический настрой.

- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Улыбнитесь в знак приветствия и тихонько садитесь!

Настрой на урок:

Как вы думаете, что мы должны с вами  сделать на уроке?

 Выберите нужные правила.

1.Мы будем собирать информацию.

2.Делать выводы.

3. Бить баклуши.

4.Принимать решения.

5.Искать пути решения проблемы

6. Считать ворон.

-А теперь настроимся на активную работу!

Помните: «Если есть желание – найдётся и путь!»

Послушайте притчу:

«Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано:

« переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: « Зачем ты ищешь новое знание, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»

- В чем сила этих слов?

-Что это значит?

- Сегодня мы будем учиться новому, опираясь на старые знания.

 Работа по оформлению тетради.

- Прочтите  сегодняшнюю дату и запишите её в тетради.


Минутка чистописания 

Сс

Запишите в тетради пословицу:

Цену воды узнают тогда, когда высыхают источники.

Работа над пословицей.

Определите смысл пословицы?



Приветствуют, готовятся к уроку, слушают учителя








Воспринимают действия учителя.





Обратная связь на уроке,ФО,

создание доброжелательной атмосферы, мотивация к учёбе, создание ситуации успеха.





9мин









III. Середина урока 20мин



























1минута





3мин













6мин





























































































Конец урока 40-45 мин


Целеполагание

II.Актуализация знаний.

ССоединительная линия уступом 1 тартер «Дай смысл»Проведите исследование в парах и поделитесь своим выводом.

(П)

Что написано пером, вырубишь топором.

родись красивым, а родись счастливым.


План исследования:

-Почему данные высказывания звучат бессмысленно? Что нужно добавить?

-Перед какой частью речи стоит НЕ? (перед глаголом).

Докажите, что это глагол.

-Может быть, исходя из опыта, практики, кто-то знает, как нужно написать НЕ с глаголом?

( НЕ нужно написать раздельно)

III. Изучение нового материала.

Сообщение темы и цели урока.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Правописание не с глаголами)

- Какую цель поставим перед собой на уроке? ( Научиться правильно писать не с глаголами)

Как думаете частица НЕ – это служебная или самостоятельная часть речи? (Служебная) 

(К) Исследование в действии.Доказываем

-Почему так думаете? Что вы знаете о служебных частях речи? 
-Служебные части речи не называют ни предметов, ни признаков, ни действий. 
-Они не являются членами предложения. 
-К ним нельзя поставить вопрос. 

 Не с глаголами пишется раздельно. Исключение составляют  
те глаголы, которые не употребляются без не.  

Частица НЕ придает глаголу отрицание. 
(П) Стартер «я-исследователь»

ПЛАН исследования:

  • Придумать и записать пословицы, содержащие частицуНЕ,сделать вывод,что обозначает частица,для чего она нужна?

  • Что такое НЕ?

  • Какой частью речи является слово НЕ?

  • Что оно обозначает?

  • Как пишется НЕ с глаголами?

  • Вывод

Откройте учебник на 89

- Предлагаю вам выполнить творческое задание(к)

-Измените, предложения так, чтобы в них было отрицание. Что для этого нужно сделать? (добавить к глаголам частицу не).

Текст «Друзья природы»

Природу надо охранять. Друг портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнёзда, разжигает костры. Друзья природы оставляют мусор в лесу.

- Какие предложения получатся?

Знакомство с глаголами-исключениями.

В русском языке есть глаголы, которые пишутся слитно с частицей НЕ – эти глаголы называются исключением, и их нужно запомнить. Прочитайте эти глаголы.

недомогать,
ненавидеть,
негодовать,
недоумевать.

невзлюбить

Давайте объясним их смысл.
Негодовать– возмущаться, быть недовольным
Недоумевать – синонимы – растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не приложить.
Какими действиям человек показывает недоумение – чешет затылок, пожимает плечами, округляет глаза
Ненавидеть – чувствовать вражду и отвращение
Недомогать – испытывать болезненное состояние
Нездоровится – болеть, хворать

-Попробуйте догадаться, почему в этих словах частица не пишется слитно с глаголами?

IV.Выполнение заданий.

-Без НЕ эти глаголы не употребляются.Здесь НЕ находится в составе корня.
– Запишите эти глаголы – исключения, их надо запомнить.

На самом деле в русском языке много слов –исключений (невзлюбить, несдобровать, недолюбливать, недоумевать), но вы с ними познакомитесь в старших классах.

Откройте учебники на стр. 51,прочтите и запомните правило

Работа в группах

Приём « Проект»

1гр.Правила поведения вшколе.

2 гр. Правила поведения в классе

3гр.Правила поведения в столовой

Физминутка «Девочки-мальчики».

-Сейчас я буду называть различные глаголы. Если глагол будет с частицей НЕ - встают мальчики, если без частицы НЕ – встают девочки.

Не завтракал, помогать, не дежурит, найдёшь, уважать, не работает, не ужинал, знаю, рисует, не морозит

Формативное задание.(И)

Итог урока.

- Наш урок подошёл к концу.

- Над какой темой мы сегодня работали?

ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Приём «Цепочка»

- Частица НЕ – это ……………. часть речи.


(служебная) или самостоятельная

- Частица НЕ придаёт глаголу смысл…….

(Отрицания) или утверждения

- Какое слово записано неверно?

невижу) нездоровится не забуду


Рефлексия.


Работа в оценочном листе

Домашнее задание: с.52 у.4. с.51 правило


Дерево пожеланий- крепят на стикерах пожелания друг другу, употребляя глаголы с НЕ(не болей, не грусти, не робей,не спеши…)




Потому что в предложении не хватает частицы НЕ.


Дети определяют недостающую часть речи

Частицы НЕ стоит перед глаголом.


Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?


(Правописание не с глаголами)


( Научиться правильно писать не с глаголами)

(Служебная) 


Служебные части речи не называют ни предметов, ни признаков, ни действий. 
Они не являются членами предложения. 
К ним нельзя поставить вопрос. 

Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.

За 1 мин. Кто больше запишет пословиц с НЕ

Ложь человека НЕ красит. 
НЕ откладывай доброе дело на завтра. 
Новых друзей наживай, а старых НЕ забывай. 
Друг в беде НЕ бросит. 


 









Составляют предложения.











Объясняют смысл глаголов исключений.

Отрабатывая орфограмму, повторяют теорию; выполняют практические задания, пользуясь алгоритмом, комментируя полученный результат.

Учащиеся внимательно слушают учителя, объясняют смысл глаголов исключений.


Дети делают выводы и записывают глаголы- исключения в тетради.


Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

1.Не ходить
2.не удержишь
3.не добудешь
4.не любишь
не делай
5.не купишь
6.не поймаешь

Обьясняют смысл пословицы и делают вывод

1. недоумевал

2. недомогать

3. невзлюбил


Проверяют степень усвоения материала, оценивают себя и товарищей. Приходят к выводу, что необходимо запомнить глаголы, пишущиеся с Не слитно.


Читают правила,обьясняют написание частицы НЕ.

.











Выполняют физминутку на внимательность(Закрепление)







(И)Самостоятельно выполняют задание, следуя критериям


Отвечают цепочкой, делая выводы по теме урока, выполняют рефлексию



взаимооценивание







1балл за верный ответ











Самооценивание, 1 балл за верный ответ




















































Приложение 1






СЛ 5




























































Приложение 2







































Приложение 1



«Друзья природы»

Природу надо охранять. Друг портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнёзда, разжигает костры. Друзья природы оставляют мусор в лесу.


«Друзья природы»

Природу надо охранять. Друг портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнёзда, разжигает костры. Друзья природы оставляют мусор в лесу


«Друзья природы»

Природу надо охранять. Друг портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнёзда, разжигает костры. Друзья природы оставляют мусор в лесу


«Друзья природы»

Природу надо охранять. Друг портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнёзда, разжигает костры. Друзья природы оставляют мусор в лесу


«Друзья природы»

Природу надо охранять. Друг портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнёзда, разжигает костры. Друзья природы оставляют мусор в лесу


«Друзья природы»

Природу надо охранять. Друг портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнёзда, разжигает костры. Друзья природы оставляют мусор в лесу


«Друзья природы»

Природу надо охранять. Друг портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнёзда, разжигает костры. Друзья природы оставляют мусор в лесу


Природу надо охранять. Друг портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнёзда, разжигает костры. Друзья природы оставляют мусор в лесу





Приложение 2

Формативное задание

1. Раскрой скобки. Запиши глаголы в два столбика. Добавь пару своих примеров.

(Не)знать, (не)грустить,(не)годовать,(не)здоровится,(не)понимать, (не)взлюбить,(не)навидеть,(не)доумевать



























2. Собери пословицы, соединив их стрелочками. Если НЕ пишем слитно, зачеркни скобки


КТО КОГО ОБИДИТ, ТОТ ТОГО И

(НЕ)ГОВОРИ

ХОРОШИЕ ДРУЗЬЯ В БЕДЕ (НЕ) ТЕЧЕТ

(НЕ)НАВИДИТ

ЧЕГО (НЕ)ЗНАЕШЬ (

(НЕ)ТЕРЯЙ

ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ ВОДА (НЕ)БРОСЯТ



КРИТЕРИИ

ДЕСКРИПТОРЫ:

БАЛЛ.


НАБРАННЫЙ БАЛЛ:

1. Раскрыть скобки. Записать глаголы в два столбика. Добавить пару своих примеров.


-раскрывает скобки.

-записывает глаголы в два столбика.

-добавляет пару своих примеров.


3


2.Собрать пословицы,соединив стрелками их части.

Зачеркнуть скобки, если НЕ пишется слитно.

-собирает пословицы, соединяя стрелками их части.

-Зачеркивает скобки, если НЕ пишется слитно.

2


ИТОГО БАЛЛОВ:


5







Приложение 3


ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Этапы урока

Возможный балл

Заработанный балл

1.Исследование№1

1


2.Кластер «Глагол»

1


3.Исследование №2(частица НЕ)

1


4.Парная работа. «Друзья природы»

1


5.Проект»Береги воду»

1


6.Физминутка «Девочки-мальчики»

1


7.Формативное задание

4


Итого баллов за урок

10



Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
11.02.2025
121
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі