Развитие межличностных взаимоотношений в
классном коллективе.
Педагог – психолог: Касенова
С.М.
2017 год
Цель:
-
Сплочение классного коллектива.
-
Создание благоприятного психологического климата,
преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие
коммуникативных навыков.
Ход занятия
1. Притча. В один холодный зимний день стадо
дикобразов легло тесной кучей, чтобы согреться и не замерзнуть.
Однако вскоре они почувствовали уколы игл друг друга. Они
отодвинулись, но, замерзнув, опять попали в неприятное положение.
Так они метались из одной крайности в другую, пока не легли на
таком расстоянии, чтобы не чувствовать холод, но и не мешать друг
другу.
2. Нетрадиционное
приветствие.
Стоя в кругу, участникам предлагается разделиться
на пары. Для этого раздаются заранее приготовленные карточки с
именами известных дуэтов из кинофильмов, мультфильмов, басен и т.
д. Например: Торопунька и Штепсель, Дед Мороз и Снегурочка,
Крокодил Гена и Чебурашка, Стрекоза и Муравей, Ворона и Лисица и т.
д). После того, как образовались пары, необходимо поприветствовать
друг друга, касаясь частями тела по команде: Например «Нос к носу».
По команде «Друг к дружке» учащиеся меняются
парами:
И так приветствуем друг друга:
Нос к носу,
-
Щека к щеке,
-
Ухо к уху,
-
Друг к дружке,
-
Пятка к пятке,
-
Локоть к локтю,
-
Колено к колену,
-
Бедро к бедру,
-
Друг к дружке,
-
Лоб ко лбу,
-
Затылок к затылку,
-
Бок к боку,
-
Плечо к плечу,
-
Друг к дружке.
Аплодисменты.
3. Знакомство «Назови по имени + положительное
качество» (группа стоит по кругу)
По
цепочке, обращаясь к соседу слева, с улыбкой, глядя в глаза,
называется имя и положительное качество именно этого человека.
Например: «Таня, замечательная».
4.
Упражнение. «Мы похожи с тобой
тем…»
Участники
делятся на две группы. Одна группа образует внутренний круг,
другая– внешний. Все стоят лицом друг к другу. Каждый участник
внешнего круга говорит своему напарнику: «Мы с тобой похожи…»,
после чего стоящие во внутреннем кругу отвечают «Мы с тобой
отличаемся тем…» затем делают шаг к новому партнеру. Процедура
повторяется до тех пор, пока все не дойдут до своего первого
партнера.
Рефлексия – чем же вы похожи друг на друга и чем
отличаемся?
5.
Упражнение «Дом-человек-землетрясение»
Участники
делятся на группы по трое и образуют фигуры. Двое из каждой тройки
берутся за руки и поднимают их. Это «дом». Третий участник –
«человек», заходит под руки двух первых, в «дом». Руки опускаются,
закрывая «человека» внутри «дома» и защищая его. Дома необходимо
образовать по количеству троек. Один игрок, «ведущий» стоит в
центре, окруженный «домами».
Задача ведущего – сказать «дом», «человек» или «землетрясение».
Если ведущий говорит «дом», то игроки, образующие дом, поднимают
руки, выпускают одного «человека» и пытаются найти себе другого.
Если ведущий говорит «человек», то все «люди» выходят из «домов» и
пытаются найти себе новые «дома». Тогда все игроки, которые
изображают дома, должны поднять руки, так чтобы «люди» могли
«заходить» и «выходить». Если ведущий, стоящий в центре, говорит:
«землетрясение», все «дома» «рушатся» и надо «строить» их
по-новому, из новых игроков. Ведущий, который до этого говорил
«дом», «человек» или «землетрясение» теперь тоже включается в игру
и становится «домом» или «человеком». Игрок, оставшийся один, и не
ставший ни «человеком», ни «домом», становится в центр и ведет игру
дальше.
Эту игру
необходимо сыграть несколько раз прежде, чем все поймут ее смысл, и
разберутся, что они должны делать. Но когда все поймут правила и
втянуться, игра станет динамичной и
веселой.
6. Ты мне нравишься
Материалы: Клубок цветной
шерсти.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, все в один общий
круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень
интересной игре. Мы все вместе составим одну большую цветную
паутину, связывающую нас между собой. Кроме того, каждый из нас
может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к
своим одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как должна протекать эта
игра.
Взять в руки свободный конец шерстяной нити и
покатить клубок в сторону одного из детей. Вы видите, что я сейчас
сделала. Я выбрала ученика, который должен быть следующим в
"паутине". После того, как мы передали кому-то клубок, мы говорим
этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов: "Коля
(Маша, Петя)! Ты мне нравишься, потому что..." Например, я говорю:
"Коля! Ты мне нравишься, потому что сегодня перед началом уроков ты
вежливо открыл передо мной дверь в класс". Выслушав обращенные к
нему слова, Коля берет нить в свою ладонь так, чтобы "паутина" была
более-менее натянута. После этого Коля должен подумать и решить,
кому передать клубок дальше. Когда клубок окажется у следующего
ученика, то Коля обращается к нему с фразой, которая начинается с
тех же слов, что и моя. Например: "Яна, ты мне нравишься, потому
что вчера ты помогла мне решить трудную задачу по математике". При
этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что
вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так
продолжается наша игра все дальше и дальше... Постарайтесь хорошо
запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать
клубок.
-
Мы любим не только своих самых близких друзей, но и каждого ученика
в классе. Ведь в каждом есть что-то такое, что достойно уважения и
любви. Постепенно "паутина" будет расти и заполняться. Ребенок,
получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном
направлении. При этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на
клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая
ему клубок обратно.
Анализ упражнения:
— Легко ли Вам было говорить приятные вещи другим
ученикам?
— Достаточно ли дружен ваш класс?
— Вас
что-нибудь удивило в этой игре?
7.
Упражнение «Вместе мы сила»
Каждому
ученику дается ниточка от колеса, затем всему классу дается общее
задание: «Необходимо совместными усилиями одновременно поднимая за
ниточки поднять стакан с водой»
8.
Ритуал прощания «Подсолнух»
Все встают
в круг, берутся за руки и поднимают их кверху, встав на носочки,
как бы дотягиваясь до солнца, к хорошему, к позитивному, к успеху,
к совершенству.
Итоговое обсуждение
Ведущий
благодарит участников за работу, поощряет сплоченность, отмечает
наиболее удачные, на его взгляд, моменты. Ребятам предлагается
подумать над вопросами и при желании высказаться
вслух:
- Что
понравилось или не понравилось и почему?
- Кому хочется сказать «спасибо» или, наоборот, выразить
недовольство?
- Какие эмоции сейчас преобладают?