Доклад на тему: "Интерактивные методы работы на уроках истории".
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
Активные и
интерактивные методы
работы на уроках
истории
Рычагова Е.Б.
1 слайд
Активные и интерактивные методы работы на уроках истории Рычагова Е.Б.
2 слайд
Основные особенности
Активные методы
•
система методов,
обеспечивающих
активность и
разнообразие
мыслительной и
практической
деятельности учащихся
в процессе освоения
учебного материала. Интерактивные методы
•
специальная форма
организации познавательной
деятельности, когда учебный
процесс протекает таким
образом, что практически все
учащиеся оказываются
вовлеченными в процесс
познания. Совместная
деятельность учащихся в
процессе познания, где
каждый вносит свой
индивидуальный вклад, идет
обмен знаниями, идеями.
2 слайд
Основные особенности Активные методы • система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Интерактивные методы • специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, где каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями.
3 слайд
« »Сундук идей
•
На доске рисунок сундука,
который олицетворяет на уроке
«сундук идей». В ходе
совместной работы с классом
формулируется проблема урока
и фиксируется на доске – это
сундук идей.
•
Далее участники группы
начинают обсуждать положения,
которые могут помочь решить
проблему. Все идеи, которые
возникают, пишутся на
отдельном листе бумаги формата
А4.
•
По окончанию работы в группах,
каждая группа вывешивает свои
варианты идей на доску вокруг
сундука идей и представляет её.
3 слайд
« »Сундук идей • На доске рисунок сундука, который олицетворяет на уроке «сундук идей». В ходе совместной работы с классом формулируется проблема урока и фиксируется на доске – это сундук идей. • Далее участники группы начинают обсуждать положения, которые могут помочь решить проблему. Все идеи, которые возникают, пишутся на отдельном листе бумаги формата А4. • По окончанию работы в группах, каждая группа вывешивает свои варианты идей на доску вокруг сундука идей и представляет её.
4 слайд
« »Мозговой штурм
•
Проблема: «Помещая деньги на банковский счет, в какой
валюте вы будете их хранить – в рублях, в долларах или в
евро?»
•
Решение проблемы происходит в группах. Дети после
обсуждения приходят к следующим выводам: свои деньги,
чтобы обезопасить себя от возможных рисков, нужно
разделить на части и перевести в разные виды валют или
купить золотые монеты …
4 слайд
« »Мозговой штурм • Проблема: «Помещая деньги на банковский счет, в какой валюте вы будете их хранить – в рублях, в долларах или в евро?» • Решение проблемы происходит в группах. Дети после обсуждения приходят к следующим выводам: свои деньги, чтобы обезопасить себя от возможных рисков, нужно разделить на части и перевести в разные виды валют или купить золотые монеты …
5 слайд
Дискуссия
•
это беседа, организуемая ведущим, когда у участников по
какой-либо проблеме имеются разные точки зрения.
Тема в 8 классе:
•
«Кто они- декабристы: герои или преступники?»
•
Учащиеся приходят к различным выводам, каждый
доказывает свои позицию.
5 слайд
Дискуссия • это беседа, организуемая ведущим, когда у участников по какой-либо проблеме имеются разные точки зрения. Тема в 8 классе: • «Кто они- декабристы: герои или преступники?» • Учащиеся приходят к различным выводам, каждый доказывает свои позицию.
6 слайд
игра
•
«Спросите нас, как мы живем»,
•
«Расскажи мне о себе»,
•
«Подпиши телеграмму»,
•
«Я известная историческая
личность».
ролевые игры
•
«Олимпийские боги»,
•
«В древнегреческом театре». В 6
классе была организована ролевая
игра
•
«В мастерской средневекового
оружейника»,
•
«Ярмарка в средневековом городе»,
•
«Языческие праздники восточных
славян»,
•
в 7 классе – « От «Домостроя» до
«Юности честное зерцало», и т.д. •
Игры помогают не только
в достижении
образовательных целей, но
и в установлении добрых,
неформальных отношений
в классе. Игра дает
возможность поставить
ребенка в ситуацию
успеха, а это является
мощным средством
стимулирования учебной
деятельности, развитие
познавательной
активности.
6 слайд
игра • «Спросите нас, как мы живем», • «Расскажи мне о себе», • «Подпиши телеграмму», • «Я известная историческая личность». ролевые игры • «Олимпийские боги», • «В древнегреческом театре». В 6 классе была организована ролевая игра • «В мастерской средневекового оружейника», • «Ярмарка в средневековом городе», • «Языческие праздники восточных славян», • в 7 классе – « От «Домостроя» до «Юности честное зерцало», и т.д. • Игры помогают не только в достижении образовательных целей, но и в установлении добрых, неформальных отношений в классе. Игра дает возможность поставить ребенка в ситуацию успеха, а это является мощным средством стимулирования учебной деятельности, развитие познавательной активности.
7 слайд
Ролевые и деловые игры
•
6 класс при изучении темы «Деятельность
человека» провожу игру «Три судьбы»
•
(трое желающих учеников выходят за дверь, в это
время они выбирают себе судьбу «человека –
лентяя», «труженика» и «карьериста», а класс
готовит вопросы для разговора во время беседы с
этими уважаемыми пожилыми гостями в классе;
трое участников заходят в класс, представляются,
но не называют своей линии жизни или судьбы,
ребята, задавая им отвлеченные вопросы, узнают,
кто из них кто, у кого какая судьба сложилась),
далее обсуждение вопроса «Чья судьба
интересней? Какая линия жизни для вас ближе?»;
7 слайд
Ролевые и деловые игры • 6 класс при изучении темы «Деятельность человека» провожу игру «Три судьбы» • (трое желающих учеников выходят за дверь, в это время они выбирают себе судьбу «человека – лентяя», «труженика» и «карьериста», а класс готовит вопросы для разговора во время беседы с этими уважаемыми пожилыми гостями в классе; трое участников заходят в класс, представляются, но не называют своей линии жизни или судьбы, ребята, задавая им отвлеченные вопросы, узнают, кто из них кто, у кого какая судьба сложилась), далее обсуждение вопроса «Чья судьба интересней? Какая линия жизни для вас ближе?»;
8 слайд
« »Горячий стул
•
Ученики, читая материал, готовят 2-3 вопроса,
пожелавший ученик садится на «горячий»
стул перед классом, отвечает на вопросы
одноклассников, затем ученики его
оценивают, он выбирает самый интересный
для него вопрос – при этом снимаются
монотонность и однообразие устных опросов
(учебный диалог привлекает внимание,
заставляет включиться в работу), особенно
удачно этот прием проходит в 5-6 классах;
8 слайд
« »Горячий стул • Ученики, читая материал, готовят 2-3 вопроса, пожелавший ученик садится на «горячий» стул перед классом, отвечает на вопросы одноклассников, затем ученики его оценивают, он выбирает самый интересный для него вопрос – при этом снимаются монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу), особенно удачно этот прием проходит в 5-6 классах;
9 слайд
Проверка домашнего или
усвоенного задания
•
Может быть организована в форме игры «Хочу
спросить» или «Перестрелка вопросами»:
•
ученик задает любому из класса свой вопрос
со словами «хочу спросить (кого-то)», если он
правильно отвечает, то вопрос задает он,
ученик, не давший правильного ответа,
выбывает из игры, игра детям очень нравится,
полезна при проверке домашнего чтения;
9 слайд
Проверка домашнего или усвоенного задания • Может быть организована в форме игры «Хочу спросить» или «Перестрелка вопросами»: • ученик задает любому из класса свой вопрос со словами «хочу спросить (кого-то)», если он правильно отвечает, то вопрос задает он, ученик, не давший правильного ответа, выбывает из игры, игра детям очень нравится, полезна при проверке домашнего чтения;
10 слайд
- Проблемно познавательные
задания
•
«Куликовская битва»
•
«Почему 250 лет Русь платила дань Орде. Все
попытки освободиться терпели неудачу. Чем
же объяснить успех русских войск в 1380
году?»
10 слайд
- Проблемно познавательные задания • «Куликовская битва» • «Почему 250 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380 году?»
11 слайд
Беседа исторического
лица
•
«Борьба Руси с иноземными захватчиками»
( 6 класс)
•
Происходит беседа великого князя Александра
Ярославича Невского с современными
репортёрами, в основе которой лежит текст.
Перед работой с текстом перед учащимися
ставится задача – восстановить, добыть
информацию, выстроить в схему, дать
осмысленные ответы на предложенные
вопросы;
11 слайд
Беседа исторического лица • «Борьба Руси с иноземными захватчиками» ( 6 класс) • Происходит беседа великого князя Александра Ярославича Невского с современными репортёрами, в основе которой лежит текст. Перед работой с текстом перед учащимися ставится задача – восстановить, добыть информацию, выстроить в схему, дать осмысленные ответы на предложенные вопросы;
12 слайд
интервью
•
Учащимся предлагается инсценировать
интервью с исторической личностью, это
могут быть Иван Грозный, Петр I, А.В.
Суворов, Степан Разин, Е.И. Пугачёв и др.
•
Задание выполняют два человека, из которых
один – исторический герой, а другой –
журналист
12 слайд
интервью • Учащимся предлагается инсценировать интервью с исторической личностью, это могут быть Иван Грозный, Петр I, А.В. Суворов, Степан Разин, Е.И. Пугачёв и др. • Задание выполняют два человека, из которых один – исторический герой, а другой – журналист
13 слайд
Письменные интерактивные
методы
•
5-минутное эссе: ученику дается задание изложить
свои мысли по проблеме, по тексту, по уроку.
•
предлагается сочинить сказку: «Однажды со мной
случилась интереснейшая история: я очутился в
незнакомом месте …»
•
сочинение-рассуждение, письма, сказки,
сочинение стихов, синквейна. Этот вид работы
целесообразно использовать при подготовке
домашнего задания. ” Я, Владимир (Красное
Солнышко), ввёл христианство на Руси, так как…”,
«Бизнес – это удел молодых, так как…» и т.п;
13 слайд
Письменные интерактивные методы • 5-минутное эссе: ученику дается задание изложить свои мысли по проблеме, по тексту, по уроку. • предлагается сочинить сказку: «Однажды со мной случилась интереснейшая история: я очутился в незнакомом месте …» • сочинение-рассуждение, письма, сказки, сочинение стихов, синквейна. Этот вид работы целесообразно использовать при подготовке домашнего задания. ” Я, Владимир (Красное Солнышко), ввёл христианство на Руси, так как…”, «Бизнес – это удел молодых, так как…» и т.п;
14 слайд
Положительные стороны
•
Расширение ресурсной базы
•
Высокая степень мотивации
•
Акцент на деятельность,
практику
•
Широкие возможности для
творчества
•
Прочность усвоения
материала
•
Максимальная
индивидуализация обучения Отрицательные стороны
•
Первоначально
сформулированная тема может
оказаться рассмотренной
поверхностно при
недостаточном уровне
подготовленности обучающихся
•
Трудности установления
дисциплины и ее поддержания
•
Строгий лимит обучающихся
•
Требуется большое количество
Времени
•
Сложность индивидуального
оценивания
14 слайд
Положительные стороны • Расширение ресурсной базы • Высокая степень мотивации • Акцент на деятельность, практику • Широкие возможности для творчества • Прочность усвоения материала • Максимальная индивидуализация обучения Отрицательные стороны • Первоначально сформулированная тема может оказаться рассмотренной поверхностно при недостаточном уровне подготовленности обучающихся • Трудности установления дисциплины и ее поддержания • Строгий лимит обучающихся • Требуется большое количество Времени • Сложность индивидуального оценивания
15 слайд
заключение
•
Применение в практике преподавания истории
и обществознания интерактивных методов
обучения способствуют повышению
интеллектуальной активности обучающихся,
следовательно, и эффективности урока.
15 слайд
заключение • Применение в практике преподавания истории и обществознания интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности обучающихся, следовательно, и эффективности урока.
16 слайд
" , Расскажи мне и я
;
забуду
,
покажи мне и я
;
запомню
,
дай мне попробовать и
"
я научусь
Китайская пословица
16 слайд
" , Расскажи мне и я ; забуду , покажи мне и я ; запомню , дай мне попробовать и " я научусь Китайская пословица