Устное народное творчество сказка




1 слайд
«Устное народное
творчество
«Сказка»»
1 слайд
«Устное народное творчество «Сказка»»

2 слайд
ПЛАН НАУЧНОГО ПРОЕКТА:
І. ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................
ІІ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ............................................................................................
2.1 Устное народное творчество «Сказка».................................................................
2.2 Различия и особенности русских и казахских сказок.........................................
IIІ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ................................................................................
3.1 Воспитательное значение сказок..........................................................................
3.2 Способы обучения детей сказке...........................................................................
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУР..................................................
2 слайд
ПЛАН НАУЧНОГО ПРОЕКТА: І. ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................. ІІ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ............................................................................................ 2.1 Устное народное творчество «Сказка»................................................................. 2.2 Различия и особенности русских и казахских сказок......................................... IIІ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ................................................................................ 3.1 Воспитательное значение сказок.......................................................................... 3.2 Способы обучения детей сказке........................................................................... IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................... СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУР..................................................

3 слайд
І. ВВЕДЕНИЕ
Сказки являются одним из видов устного
народного творчества. Они основаны на
познании. В сказках отражается желание не
только одного человека, но и народа. Являясь
ценным и богатым культурным наследием сказки
никогда не потеряют актуальность. Ведь они
активно используются в воспитании маленьких
детей.
Сказки развивают детский интеллект,
фантазию. В воспитании сказки занимают особое
место. Для детей, которые только познают мир,
очень удобно объяснить явления сказками. Они
это хорошо воспринимают и понимают.
Например, мы можем рассказать детям что такое
добро и зло с помощью сказок. Поэтому в этом
проекте мы собираемся исследовать разные черты
сказок.
3 слайд
І. ВВЕДЕНИЕ Сказки являются одним из видов устного народного творчества. Они основаны на познании. В сказках отражается желание не только одного человека, но и народа. Являясь ценным и богатым культурным наследием сказки никогда не потеряют актуальность. Ведь они активно используются в воспитании маленьких детей. Сказки развивают детский интеллект, фантазию. В воспитании сказки занимают особое место. Для детей, которые только познают мир, очень удобно объяснить явления сказками. Они это хорошо воспринимают и понимают. Например, мы можем рассказать детям что такое добро и зло с помощью сказок. Поэтому в этом проекте мы собираемся исследовать разные черты сказок.

4 слайд
Цель исследования:
■Дать подробную
информацию про
сказки, выявить,
сравнить
отличительные
особенности
казахских и русских
сказок, определить
воспитательные
значения сказок
Задачи исследования: Актуальность темы:
01 02 03
■1. раскрыть идею темы и
использовать научную
литературу;
■2. выявить отличительные
особенности казахских и
русских сказок;
■3. изучить способы
обучения детей сказке.
■Сказки – произведения,
занимающие особое место в
мировой литературе. Эта
ценность, унаследованная от
деда к ребенку, никогда не
теряет своей актуальности.
Потому что в воспитании
детей особое место. Для этого
мы считаем, что актуальность
исследования темы сказок
также высока.
4 слайд
Цель исследования: ■Дать подробную информацию про сказки, выявить, сравнить отличительные особенности казахских и русских сказок, определить воспитательные значения сказок Задачи исследования: Актуальность темы: 01 02 03 ■1. раскрыть идею темы и использовать научную литературу; ■2. выявить отличительные особенности казахских и русских сказок; ■3. изучить способы обучения детей сказке. ■Сказки – произведения, занимающие особое место в мировой литературе. Эта ценность, унаследованная от деда к ребенку, никогда не теряет своей актуальности. Потому что в воспитании детей особое место. Для этого мы считаем, что актуальность исследования темы сказок также высока.

5 слайд
Особое место в воспитании детей занимают сказки. Сказки –
особый вид народной устной литературы, включающий в себя
многовековой жизненный опыт трудящегося народа, его
культуру и обычаи, обычаи и виды хозяйственных занятий,
искусную специфику языка. Об этом свидетельствует тот факт,
что на протяжении многих веков народ не забывал, любил и
слушал.
Сказки – это приключенческое художественное произведение,
построенное на фантастической основе, отражающей народную
жизнь. В нем рассказывается о самых разнообразных явлениях
природы, загадочных для человека, раскрываются злые,
заговорщические действия представителей правящего класса,
начинается жизненная борьба, устремляется к светлому
будущему человеческой мечты. В сказке отражены бытие,
общественная жизнь, мысли и мечты народа, его понимание и
отношение к мировосприятию [1, 93-с].
2.1 Устное народное творчество «Сказка»
5 слайд
Особое место в воспитании детей занимают сказки. Сказки – особый вид народной устной литературы, включающий в себя многовековой жизненный опыт трудящегося народа, его культуру и обычаи, обычаи и виды хозяйственных занятий, искусную специфику языка. Об этом свидетельствует тот факт, что на протяжении многих веков народ не забывал, любил и слушал. Сказки – это приключенческое художественное произведение, построенное на фантастической основе, отражающей народную жизнь. В нем рассказывается о самых разнообразных явлениях природы, загадочных для человека, раскрываются злые, заговорщические действия представителей правящего класса, начинается жизненная борьба, устремляется к светлому будущему человеческой мечты. В сказке отражены бытие, общественная жизнь, мысли и мечты народа, его понимание и отношение к мировосприятию [1, 93-с]. 2.1 Устное народное творчество «Сказка»

6 слайд
Давайте теперь рассмотрим особенности и различия казахских и русских сказок.
Особенности казахских сказок:
1. Первая особенность казахских сказок: в многих сказок говорится о младшем сыне
одной семьи. Например: «Керқұла атты Кендебай», «Аңшы бай», «Мұрагер» и
другие.
2. Фантастические сказки – старейшая из ранней прозы по происхождению.
Возникшая в первой общине, жанровая сторона неоднородна. Главные герои:
охотник, снайпер, младший ребенок, лысый мальчик, воин, герои, простой народ.
Мечта народа в начале была сильным героем, борцом, снайпером, победившим зло,
когда они отошли от стихийных сил ранней природы и сражались с зверями за
повседневную жизнь. А в более позднюю эпоху при родовом обществе мечта народа
герой – защищающий свою страну от чужого, врага
3. Учащиеся, читающие казахские сказки, с помощью замечательных сказочных
друзей чтят добрую, верную дружбу, выражают огромную веру в ее силу. Ученик
меняет свое отношение ко всем вещам, приходит к смирению, доброте, дружбе. [3,
128-с]
2.2 Различия и особенности русских и казахских сказок
6 слайд
Давайте теперь рассмотрим особенности и различия казахских и русских сказок. Особенности казахских сказок: 1. Первая особенность казахских сказок: в многих сказок говорится о младшем сыне одной семьи. Например: «Керқұла атты Кендебай», «Аңшы бай», «Мұрагер» и другие. 2. Фантастические сказки – старейшая из ранней прозы по происхождению. Возникшая в первой общине, жанровая сторона неоднородна. Главные герои: охотник, снайпер, младший ребенок, лысый мальчик, воин, герои, простой народ. Мечта народа в начале была сильным героем, борцом, снайпером, победившим зло, когда они отошли от стихийных сил ранней природы и сражались с зверями за повседневную жизнь. А в более позднюю эпоху при родовом обществе мечта народа герой – защищающий свою страну от чужого, врага 3. Учащиеся, читающие казахские сказки, с помощью замечательных сказочных друзей чтят добрую, верную дружбу, выражают огромную веру в ее силу. Ученик меняет свое отношение ко всем вещам, приходит к смирению, доброте, дружбе. [3, 128-с] 2.2 Различия и особенности русских и казахских сказок

7 слайд
•Особенности русских сказок:
1.1. Персонажи, которые часто повторяются в русских сказках фэнтези: добрая
лошадь, серый волк, красивая девушка, добрый парень и т.д.
1.2. Слова, которые выделяются в русских сказках: солнце красное, буйну голову
повесил и т.д.
1.3. Часто упоминаются в сказках слова: маленький, братец, петушок, солнышка и
т.д.
1.4. Еще мы заметили, что очень много слов произносится; то, во, как?, вот чудо-то!,
пойду-ка я направо!, что за чудо!, и т.д.
7 слайд
•Особенности русских сказок: 1.1. Персонажи, которые часто повторяются в русских сказках фэнтези: добрая лошадь, серый волк, красивая девушка, добрый парень и т.д. 1.2. Слова, которые выделяются в русских сказках: солнце красное, буйну голову повесил и т.д. 1.3. Часто упоминаются в сказках слова: маленький, братец, петушок, солнышка и т.д. 1.4. Еще мы заметили, что очень много слов произносится; то, во, как?, вот чудо-то!, пойду-ка я направо!, что за чудо!, и т.д.

8 слайд
Сказки написаны понятным простым людям языком.
Фантастическая сказка переплетается с реальностью.
Рожден из человеческих мечтаний. Сходство казахских
и русских сказок призывает учиться у хороших и
ненавидеть плохих, призывает преодолевать трудности
и создавать лучшую жизнь. [4, 173-с]
Из –за многовековой дружбы между двумя
народами фэнтезийные сказки в устной литературе
имеют много очень похожих сюжетов. Читая и
сравнивая сказки, мы отчетливо видим особенности
быта двух народов.
Сходство в сказках заключается в том, что оба
народа сражаются и побеждают зло, достигают
задуманной цели, желаний. Также в сказках
встречается поклонение природе, восхищение
мастерством простых людей, вера в любовь, дружбу. За
счет этого воспитательное значение сказок глубоко
укоренилось.
8 слайд
Сказки написаны понятным простым людям языком. Фантастическая сказка переплетается с реальностью. Рожден из человеческих мечтаний. Сходство казахских и русских сказок призывает учиться у хороших и ненавидеть плохих, призывает преодолевать трудности и создавать лучшую жизнь. [4, 173-с] Из –за многовековой дружбы между двумя народами фэнтезийные сказки в устной литературе имеют много очень похожих сюжетов. Читая и сравнивая сказки, мы отчетливо видим особенности быта двух народов. Сходство в сказках заключается в том, что оба народа сражаются и побеждают зло, достигают задуманной цели, желаний. Также в сказках встречается поклонение природе, восхищение мастерством простых людей, вера в любовь, дружбу. За счет этого воспитательное значение сказок глубоко укоренилось.

9 слайд
Сказка вселяет в ребенка большую уверенность.
Каждый раз, когда история в рассказанной сказке
заканчивается добром, и героиня преодолевает
любые трудности, ребенок становится смелым и
воодушевленным. В том числе подчеркивается
наблюдательность и умение предвидеть каждую
вещь. Такое качество особенно необходимо при
решении сложных ситуаций в реальной жизни.
Очевидно, что простая истина для ребенка – это
когда вы хотите быстро объяснить правду.
Например, из истории «Баурсак» или «Красная
Шапочка» ребенок сможет глубоко задуматься о
доверии. Иногда история сказок о
недоброжелательности, жестокости не пугает
ребенка, а показывает, как нужно действовать, когда
в голову приходят дела, учитывая, что трудности и
опасности могут оказаться на жизненном этапе.
У детей, как и у взрослых, возникают
различные трудности. В эти моменты они не
могут выйти из трудной ситуации: радость и
беспокойство, еще большее разочарование и гнев
влияют на душу ребенка и заставляют его
нервничать. В эти моменты есть большая польза
от сказок, которые освежают душу ребенка,
приносит радость. Читая сказку, ребенку можно
научить отличить хорошее от плохого и
объяснить простым и понятным языком. Слушая
сказку, ребенок понимает, что добро не дается
так легко, что никто не может передать ни
богатства, ни героизма. Многие дети подражают
настойчивым, знающим сказочным героям и
всегда стараются быть такими же. Например,
читая сказку «Толагай», у детях пробуждаются
интерес к героическим подвигам. [5, 114-с]
3.1 Воспитательное значение сказок
9 слайд
Сказка вселяет в ребенка большую уверенность. Каждый раз, когда история в рассказанной сказке заканчивается добром, и героиня преодолевает любые трудности, ребенок становится смелым и воодушевленным. В том числе подчеркивается наблюдательность и умение предвидеть каждую вещь. Такое качество особенно необходимо при решении сложных ситуаций в реальной жизни. Очевидно, что простая истина для ребенка – это когда вы хотите быстро объяснить правду. Например, из истории «Баурсак» или «Красная Шапочка» ребенок сможет глубоко задуматься о доверии. Иногда история сказок о недоброжелательности, жестокости не пугает ребенка, а показывает, как нужно действовать, когда в голову приходят дела, учитывая, что трудности и опасности могут оказаться на жизненном этапе. У детей, как и у взрослых, возникают различные трудности. В эти моменты они не могут выйти из трудной ситуации: радость и беспокойство, еще большее разочарование и гнев влияют на душу ребенка и заставляют его нервничать. В эти моменты есть большая польза от сказок, которые освежают душу ребенка, приносит радость. Читая сказку, ребенку можно научить отличить хорошее от плохого и объяснить простым и понятным языком. Слушая сказку, ребенок понимает, что добро не дается так легко, что никто не может передать ни богатства, ни героизма. Многие дети подражают настойчивым, знающим сказочным героям и всегда стараются быть такими же. Например, читая сказку «Толагай», у детях пробуждаются интерес к героическим подвигам. [5, 114-с] 3.1 Воспитательное значение сказок

10 слайд
3.2 Способы обучения детей сказке
Сказки, включенные в учебник начальной школы, в основном представляют
собой сказки для детей, при их обучении приходится рассматривать каждый класс
индивидуально, в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Например
для 1-2 классов:
1. Необходимо приучать к чтению сказок вслух и под воодушевляющую мелодию. Учащиеся младших классов
не могут легко понять, к какому виду они относятся. Поэтому педагог должен рассказать, к какому виду
принадлежит сказка, и сделать краткое объяснение.
2. Значение новых слов, встречающихся в тексте, должно быть объяснено учителем.
3. После того, как учитель закончит читать сказку, она должна уделять внимание совершенствованию речевых
способностей, и попросить детей пересказать сказку.
4. Особое внимание следует уделить лаконичному изложению идейного содержания текста, единичному
толкованию в нем ключевых слов, предложений. [6, 85-с]
10 слайд
3.2 Способы обучения детей сказке Сказки, включенные в учебник начальной школы, в основном представляют собой сказки для детей, при их обучении приходится рассматривать каждый класс индивидуально, в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Например для 1-2 классов: 1. Необходимо приучать к чтению сказок вслух и под воодушевляющую мелодию. Учащиеся младших классов не могут легко понять, к какому виду они относятся. Поэтому педагог должен рассказать, к какому виду принадлежит сказка, и сделать краткое объяснение. 2. Значение новых слов, встречающихся в тексте, должно быть объяснено учителем. 3. После того, как учитель закончит читать сказку, она должна уделять внимание совершенствованию речевых способностей, и попросить детей пересказать сказку. 4. Особое внимание следует уделить лаконичному изложению идейного содержания текста, единичному толкованию в нем ключевых слов, предложений. [6, 85-с]

11 слайд
Например, при обучении сказке «Уловка ребенка», во-
первых, преподаватель должен сам подавать пример, а затем
обучать учащихся вслух. Так как текст имеет форму диалога,
то при обучении учащихся по этому диалогу необходимо
сосредоточиться на чтении под достойную интонацию по
особенностям таких деятелей, как ученый, верблюд,
фруктовое дерево, собака, ребенок, змея и кратко
представить, какие они люди, какие животные. Во-вторых,
такие слова, как «обращение, змея, ученый, Джапан дала,
нану», встречающиеся в тексте, следует интерпретировать по
значению, которое они дают в предложении.В-третьих, сказку нужно рассказывать ученикам снова и
снова. В ходе повествования следует говорить по персонажам
и последовательно рассказывать по всему тексту. В-
четвертых, преподаватель должен обобщить идейное
содержание сказки. Здесь необходимо резюмировать
историю змеи, пытающейся убить ученого, который спас ее,
совершив плохое дело с добром, какие уловки ребенок
проделал, спасая ученого от змеи, и связанные с этим слова,
предложения, резюмируя. Подводя итоги актуальной идеи,
следует подчеркнуть необходимость того, что всегда разум
побеждает над злом.
11 слайд
Например, при обучении сказке «Уловка ребенка», во- первых, преподаватель должен сам подавать пример, а затем обучать учащихся вслух. Так как текст имеет форму диалога, то при обучении учащихся по этому диалогу необходимо сосредоточиться на чтении под достойную интонацию по особенностям таких деятелей, как ученый, верблюд, фруктовое дерево, собака, ребенок, змея и кратко представить, какие они люди, какие животные. Во-вторых, такие слова, как «обращение, змея, ученый, Джапан дала, нану», встречающиеся в тексте, следует интерпретировать по значению, которое они дают в предложении.В-третьих, сказку нужно рассказывать ученикам снова и снова. В ходе повествования следует говорить по персонажам и последовательно рассказывать по всему тексту. В- четвертых, преподаватель должен обобщить идейное содержание сказки. Здесь необходимо резюмировать историю змеи, пытающейся убить ученого, который спас ее, совершив плохое дело с добром, какие уловки ребенок проделал, спасая ученого от змеи, и связанные с этим слова, предложения, резюмируя. Подводя итоги актуальной идеи, следует подчеркнуть необходимость того, что всегда разум побеждает над злом.

12 слайд
1. Нужно оценить способности учащихся самостоятельно читать и понимать сказки. При обучении
сказок этим классам сначала учитель должен дать запросы, которые могут раскрыть содержание
сказки, и дать предварительное задание, чтобы учащиеся могли читать и пересказывать по этим же
запросам.
2. В классе необходимо сначала проверить состояние выполнения заданного задания, после чего
преподаватель должен интересно рассказать, на этой же основе заинтересовать учащихся чтением
и рассказыванием историй.
3. В анализе необходимо поставить анализ фактов на первое место. На основе анализа рассказа
необходимо обобщить основную идею сказок. В этом контексте главное слово, хотя и объясняет
смысл предложений.
4. При анализе сказок следует предупредить, что в сцене изображены не различные утверждения,
животные, а на самом деле – отношения между людьми в реальной жизни. [7, 136-с]
А теперь рассмотрим варианты обучения сказок для детей 3-4
классов. Для этого:
12 слайд
1. Нужно оценить способности учащихся самостоятельно читать и понимать сказки. При обучении сказок этим классам сначала учитель должен дать запросы, которые могут раскрыть содержание сказки, и дать предварительное задание, чтобы учащиеся могли читать и пересказывать по этим же запросам. 2. В классе необходимо сначала проверить состояние выполнения заданного задания, после чего преподаватель должен интересно рассказать, на этой же основе заинтересовать учащихся чтением и рассказыванием историй. 3. В анализе необходимо поставить анализ фактов на первое место. На основе анализа рассказа необходимо обобщить основную идею сказок. В этом контексте главное слово, хотя и объясняет смысл предложений. 4. При анализе сказок следует предупредить, что в сцене изображены не различные утверждения, животные, а на самом деле – отношения между людьми в реальной жизни. [7, 136-с] А теперь рассмотрим варианты обучения сказок для детей 3-4 классов. Для этого:

13 слайд
Закрепляя в процессе обучения такие общие изобразительные особенности сказок, необходимо
помочь учащимся всесторонне наблюдать, преодолевать трудности, распознавать сущность,
понимать истинную сущность образов этого типа. Наконец, необходимо сделать общие выводы,
обобщить представления учащихся об этом сказочном тексте, дать им возможность сформировать
понятное и правильное понимание. Одна проблема, которой следует уделить особое внимание,
заключается в том, что при обучении сказкам их легко запоминать, пересказывать, в полной мере
использовать особенности рассказа, чтобы он был интересным, чтобы учащиеся научились
пересказывать, говорить, пересказывать содержание текста. Здесь часто приходится выполнять
требования к самим учащимся анализировать, пересказывать. Вот они и являются главным узлом и
основной формой обучения в учении сказок.
13 слайд
Закрепляя в процессе обучения такие общие изобразительные особенности сказок, необходимо помочь учащимся всесторонне наблюдать, преодолевать трудности, распознавать сущность, понимать истинную сущность образов этого типа. Наконец, необходимо сделать общие выводы, обобщить представления учащихся об этом сказочном тексте, дать им возможность сформировать понятное и правильное понимание. Одна проблема, которой следует уделить особое внимание, заключается в том, что при обучении сказкам их легко запоминать, пересказывать, в полной мере использовать особенности рассказа, чтобы он был интересным, чтобы учащиеся научились пересказывать, говорить, пересказывать содержание текста. Здесь часто приходится выполнять требования к самим учащимся анализировать, пересказывать. Вот они и являются главным узлом и основной формой обучения в учении сказок.

14 слайд
ІҮ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, сказки играют огромную роль в воспитании у детей
духовных ценностей. Человек с душой и богатыми личностными качествами –
опора нации, наше будущее. Сказка - единственный фактор, формирующий
духовность в ребенке. Во всех легендарных сказках, легендарных рассказах
народа одновременно изображаются мудрость и глупость, справедливость и
несправедливость, коварство и злоба. Такое черно-белое противостояние
создают образ хорошего человека в жизни. В конце научного проекта, мы
предлагаем:
- Использование предложенных нами подходов в обучении детей сказкам в
школе;
- Распространение важности сказок через социальные сети;
- Выпускать специальные диски, книги со сказками;
-Снимать мультфильмы по мотивам сказок, показывать детям, тем самым
пропагандировать сказки.
-Спасибо за внимание!
14 слайд
ІҮ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, сказки играют огромную роль в воспитании у детей духовных ценностей. Человек с душой и богатыми личностными качествами – опора нации, наше будущее. Сказка - единственный фактор, формирующий духовность в ребенке. Во всех легендарных сказках, легендарных рассказах народа одновременно изображаются мудрость и глупость, справедливость и несправедливость, коварство и злоба. Такое черно-белое противостояние создают образ хорошего человека в жизни. В конце научного проекта, мы предлагаем: - Использование предложенных нами подходов в обучении детей сказкам в школе; - Распространение важности сказок через социальные сети; - Выпускать специальные диски, книги со сказками; -Снимать мультфильмы по мотивам сказок, показывать детям, тем самым пропагандировать сказки. -Спасибо за внимание!