Балалар музыка мектептеріне қазақ музыка әдебиеті пәнінен бағдарлама 1 оқу жылы

Тақырып бойынша 11 материал табылды

Балалар музыка мектептеріне қазақ музыка әдебиеті пәнінен бағдарлама 1 оқу жылы

Материал туралы қысқаша түсінік
Балалар музыка мектептеріндегі білім алушылар үшін қазақ музыка әдебиеті пәнінен бағдарлама
Материалдың қысқаша нұсқасы


Программа по казахской музыкальной литературе

первый год обучения для ДМШ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Важную роль в системе эстетического воспитания и музыкального образования призваны сыграть детские музыкальные школы. Основными задачами музыкальных школ являются: формирование у детей любви, интереса и понимание народного, классического и современного музыкального творчества, развитие музыкальных способностей, а также подготовка активных слушателей и пропагандистов музыки. В решении этих задач ответственная роль принадлежит дисциплине «Казахская музыкальная литература». 
Занятия по предмету Казахская музыкальная литература проводится в объеме 5-летнего и 7-летнего срока обучения в детских музыкальных школах. Общее количество часов по предметному курсу «Казахская музыкальная литература» составляет 102 часа согласно Типовому учебному плану и программ ДМШ от 29 декабря 2011г. №543. Для первого года обучения казахской музыкальной литературы количество часов составляет 34 часа. Курс казахской музыкальной литературы изучается в детских музыкальных школах в течение трех лет: в 5 – 7 классах по специальностям с семилетним сроком обучения и в 3 – 5 классах по специальностям с пятилетним сроком обучения. Занятия проводятся один раз в неделю. Количество учебных часов определяется учебным планом. Экзамены по предмету «Музыкальная литература» в школе не проводятся.
В процессе изучения предмета «Казахская музыкальная литература» учащиеся приобщаются к различным видам творческого труда, совершенствуют свой художественный вкус. Программа призвана формировать слушательский интерес подростков, направляя его в сторону народного искусства, музыкально-теоритическое и интеллектуальное развитие, накопление слухового опыта учащихся, воспитывать музыкальный вкус, расширять кругозор, определять уровень музыкально-теоритических знаний в области истории и музыкальной культуры для музыкально-практической деятельности и общего музыкального развития.
Данная рабочая программа «Казахская музыкальная литература» для первого года обучения отражает классический подход к предмету, в основе которой лежит изучение лучших образцов казахской народной музыки. Программа предусматривает использование активных методов обучения, которые позволяют создать условия максимально соответствующие природе восприятия информации ребенком. Дети становятся активными исследователями, мыслителями, критиками, учатся работать с информацией, осмысливать ее и делать необходимые выводы. Программа выделяет разные подходы, используемые в процессе изучения предмета «Казахская музыкальная литература»: 
иллюстративный (общие сведения и музыкальные иллюстрации);
информативный (большое количество информации за счет времени, отведенного на написание лекции);
проблемно-поисковый, где активные поиски нового знания способствуют повышению мотивации детей к обучению, созданию творческого микроклимата в группе.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
Содержание обучения определяется целями и задачами начального музыкального образования и теми возможностями, которыми предмет располагает для их реализации. Усвоение содержания предмета является целью обучения и в то же время средством развития, содействующими достижению этих целей. В процессе этого усвоения совершенствуется мышление, память и слух учащегося, формируются их творческие способности и приёмы деятельности. Качество усвоения содержания предмета определяет уровень достижения целей.
В данном учебной программе музыка представлена произведениями народного искусства различных жанров и стилей. Эти произведения рассматриваются как явления искусства, продукт творческой деятельности музыкантов и конкретной общественно-исторической среды. Выбор произведений определяется как слушательскими возможностями учащимися того или иного возраста и уровнем их музыкальной подготовки, так и дидактической целесообразностью.
Усвоение музыки осуществляется при её прослушивании, разборе, проигрывании и запоминании, как в классе, так и в процессе самостоятельной работы учащихся.
Важной составной частью содержания казахской музыкальной литературы являются знания о музыке из области её теории, истории и музыкальной практики. Теоретические знания необходимы для изучения и объяснения музыки, и в этом смысле сопоставима с ролью теории литературы в общешкольном курсе. Исторические знания важны для понимания исторической и социальной обусловленности музыки, осознания индивидуальных качеств композиторского стиля. Знания из области музыкальной практики помогают ориентироваться в явлениях и процессах современной музыкально-общественной жизни, объяснять и оценивать происходящее в ней.
В содержании предмета следует различать знания информативные и понятийные. К первым относятся все имена, названия, факты, события, то есть те, что несут конкретную информацию. Такие знания составляют значительную часть учебного материала. Понятийные знания в курсе казахской музыкальной литературы – это ключевые слова, словосочетания, термины, которые в обобщённом виде отражают существенные признаки явлений художественного творчества и общественно-музыкальной практики вне их индивидуального проявления. Понятийные знания могут относиться как к области теории, так и к области истории музыки. Необходимость дифференцированного подхода педагога к информативным и понятийным знаниям обуславливается различиями в способах и уровне их освоения учащимися. Если информативные знания должны быть верно, поняты и лишь частично сохранены в долговременной памяти учащихся, то знания понятийные – осмысленные и длительно сохраняемые в памяти – во многом определяют качество усвоения предмета в целом. 
Знания о музыке усваиваются в процессе изучения произведений на основе объяснений преподавателя, в самостоятельной работе – посредством чтения, в результате осознанного их запоминания и применения.
Изучение казахской музыкальной литературы формирует у учащихся и определенные способы деятельности – умения и навыки. Общение с музыкой и знания о ней развивают эти умения, формируют элементы теоретического мышления. Усвоение содержания предмета идёт успешнее, когда учащиеся владеют рациональными приёмами учебного труда, освоенными в общей школе. Казахская музыкальная литература особенно содействует обогащению тех умений, которыми учащиеся овладевают на уроках истории Казахстана и казахской литературы. При изучении того или иного предмета школьники овладеют и специальными умениями. В музыкальном обучении – это способы музыкальной деятельности, имеющие слуховую природу. Уровень и качество владения специальными умениями во многом определяют музыкальную культуру личности. В казахской музыкальной литературе к специальным умениям и навыкам относятся слушательские навыки, то есть эстетическое восприятие музыки.
Слушательские навыки, лежащие в основе всех других способов музыкальной деятельности, в музыкальном обучении имеют межпредметный характер, так как присутствуют и обогащаются на всех уроках музыки. На уроках казахской музыкальной литературы эти навыки формируются при прослушивании и анализе музыки, во внеклассном общении с ней. Другим специальным умением является анализ музыки, объединяющий музыку и знания о ней. В той или иной форме ученики анализируют музыку на всех уроках в ДМШ, и поэтому данное умение также является межпредметным. На уроках казахской музыкальной литературы оно формируются, в основном, в классной работе, в процессе слухового анализа выразительных средств музыки и при работе с нотным текстом произведений. Специальные умения, как и понятийные знания, составляют основу курса казахской музыкальной литературы, сердцевину его содержания. И качество их усвоения учащимися в конечном счете будет определять уровень музыкальной культуры, которого они смогут достичь с помощью казахской музыкальной литературы как школьного учебного предмета.
Предметным умением, которым ученики овладевают при изучении казахской музыкальной литературы (на других занятиях может иметь место лишь его применение), является умение рассказывать, говорить о музыке. Суметь что-либо сказать о музыке – значит осмыслить услышанное. Данное умение учит размышлять о музыке, применять знания, связывая их со слуховыми впечатлениями. Выразить свои впечатления от прослушанной музыки, найти слова, чтобы охарактеризовать содержание произведения и объяснить его «устройство» - и есть проявление данного умения. Оно учит вести беседу о музыке, выражать свои мысли о музыкальном искусстве, приобщает к просветительской деятельности.
Качество усвоения учебного материала зависит не только от его объема, но и от того, как он представлен в программе. Объем содержания, в свою очередь, определяется количеством учебного материала и степенью его сложности. Оптимален объем, который может быть качественно усвоен в течение времени, отведенного существующей практикой обучения. Работа в классе музыкальной литературы должна осуществляться на относительно высоком, но доступном уровне трудности в зоне «Ближайшего развития» (Л.Выготский), когда ребенок потенциально способен освоить новое с помощью взрослого в ходе обучения.

Учебно-тематический план по предмету «Казахская музыкальная литература»

1 год обучения

Раздел «Жанры казахской народной музыки»


урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

1- четверть 9 ч

1-2

Введение в предмет. Государственные символы РК.

2


3

Музыка и музыкальные инструменты тюркских народов

1


4

Жанры казахской народной музыки

1


5-7

Казахские народные инструменты

3


8

Древние напевы эпоса.

1


9

Контрольный урок

1


2- четверть 7 ч

10

Основные жанры песенной культуры

1


11

Казахские народные исторические песни «Елім-ай»

1


12

Что такое терме

1


13

Казахское народное профессиональное песенное искусство

1


14-15

Певческие школы

2


16

Контрольный урок

1


3- четверть 10 ч

17

Жырау Кетбуга. Жырау Асан Кайгы

1


18

Сугур. Казтуган .

1


19

Шакарим Кудайбердыулы

1


20

Сегиз – серэ (Мухаммед Канафия)

1


21

Биржан – сал Кожагулулы

1


22

Ахан – серэ Корамсаулы

1


23

Абай Кунанбаев

1


24

Естай Беркимбаев

1


25

Жаяу Муса

1


26

Контрольный урок

1


4 – четверть 8 ч

27-28

Мухит Мералиев

2


29-30

Гарифолла Курмангалиев

2


31

Кара олен

1


32-33

Музыкальная импровизация: искусство айтыса

2


34

Контрольный урок

1



Содержание учебного курса
В основу систематизации учебного материала положен хронологически тематический принцип, традиционный для данного предмета, как и для общешкольной литературы, в сочетании с дидактическим на первом году обучения. Линейное расположение материала с элементами концентричности в освоении понятийных знаний дает возможность познавать конкретные явления художественного творчества, знакомиться с биографиями и творческим наследием великих акынов, кюйши, композиторов и одновременно видеть взаимосвязь эпох и стилей, представлять процесс развития музыкального искусства, смену художественных направлений, историческую обусловленность отдельных этапов музыкального искусства.
Основу изложения содержания в настоящей программе составляет группировка материала в разделы и темы.
Первый год обучения
«Жанры казахской народной музыки» – пропедевтический (вводный, содержащий предварительный круг знаний). Знакомство с жанрами казахской народной музыки. Его назначение – пробудить в учащихся сознательный и стойкий интерес к слушанию и разбору народных музыкальных произведений, к приобретению знаний о казахской народной музыке. В этом разделе ребята знакомятся с жанрами казахской народной музыки жыр (жырши и жырау), терме, сал и серэ, региональные певческие школы, айтыс, а также с казахскими народными инструментами. Он включает небольшие вокальные и инструментальные сочинения, доступные для восприятия и понимания детьми 9-11 лет, и целесообразные в учебно-воспитательном отношении.
Основными формами работы на первом году обучения должны стать прослушивание музыки и работа с нотным текстом, характеристика содержания произведений, их жанровых способностей, структуры и выразительных средств, объяснение и усвоение новых терминов и понятий, рассказ о создании и исполнении музыкальных сочинений, их авторов, запоминание и узнавание музыки.
В работе с детьми необходимо умело использовать их наблюдения и знания, помогать осмысливать предшествующий опыт общения с музыкой. Учащиеся должны получить некоторое представление об общественном назначении музыкального искусства, его роли в быту и своеобразном отражении в нем явлений действительности.


Краткие методические рекомендации
Решение основных дидактических задач на уроке обеспечивается чередованием различных видов учебного труда: изложение нового материала должна дополняться его закреплением, а повторение пройденного – служить проверкой усвоения знаний. Внутренняя взаимосвязь уроков, образующая единую систему занятий, позволит учащимся последовательно освоить содержание учебного материала. Преподаватель должен добиваться того, чтобы каждый ученик активно работал на протяжении всего урока, и стремиться преодолеть неравномерность усвоения знаний отдельными учениками на основе индивидуального подхода к ним.
Эффективность уроков казахской музыкальной литературы в значительной степени определяется применением разнообразных методов обучения. Определенная часть материала, как теоретического, так и собственно музыкального, лучше всего усваивается учащимися при разборе произведения учителем.
Живому и образному изложению биографий соответствует форма рассказа, в котором хорошо сочетаются приемы повествования, описания, рассуждения. Его оживляют, повышая внимание учеников, риторические вопросы, обогащают точные цитаты и тексты, свободно передающие смысл того или иного высказывания.
Наивысшей активности учащихся можно добиться обращением к форме беседы как к одному из приемов словесных методов обучения. Ее суть – в диалоге, процесс которого привлекает учащихся к поиску новых знаний, что в обучении, несомненно, предпочтительнее преподнесения знаний в готовом виде. Различают беседы поисковые (при работе с новым материалом) и воспроизводящие (при обращении к пройденному).
Дополнительными источниками информации, расширяющими представление учащихся об окружающем музыкальном мире, могут служить и разного рода иллюстрации, применение которых возможно не только на биографических уровнях, но и при изучении музыкальных произведений (особенно вокальных и инструментальных). Наглядные методы обучения «созвучны» своеобразному восприятию подростков и повышают качество усвоения учебного материала.
Источником художественных впечатлений у детей в классе должна быть звучащая музыка. Ее эстетическое воздействие на подростков служит основой для решения учебных задач. Вне прослушивания становится невозможным и приобретение многих знаний о музыке, связанных прежде всего с выразительными особенностями музыкальной речи. На уроке произведение обязательно должно прозвучать целиком или в виде законченного фрагмента, в соответствии с тем, что является предметом изучения. Демонстрация музыки в классе возможна как в виде ее исполнения преподавателем или приглашенным иллюстратором, так и путем воспроизведения с помощью технических устройств. Оба способа должны дополнять друг друга, так как каждый из них имеет свои достоинства.
Прослушивание музыки во многих случаях полезно проводить с нотным текстом, используя для этой цели специальные хрестоматии, оригинальные издания, клавиры опер. Сочетание слуховой и зрительной наглядности концентрирует внимание учащихся и развивает полезные навыки: ноты должны помогать полнее воспринимать музыку. Хороших результатов можно добиться, если заниматься этим регулярно, постепенно усложняя задачу и обязательно обучая школьников данному умению. Прослушивание музыки в звукозаписи надо использовать и как повод для бесед об исполнительском искусстве, его выдающихся представителях. Внимание школьников к вопросам исполнения музыки может послужить дополнительным стимулом развития их музыкальных интересов и способствовать успехам в классе игры на инструменте.
Обращение к техническим средствам воспроизведения музыки не исключает необходимости исполнения на фортепиано тем и отдельных фрагментов сочинений в процессе их анализа, при характеристике выразительных средств и особенностей композиции.
В качестве практических методов обучения можно рекомендовать различного рода работу с нотным текстом произведений.
Постоянного внимания преподавателя требует и процесс усвоения учащимися знаний, так как их глубина и прочность – один из принципов обучения. Работа в классе и дома должна помочь учащимся осмыслить и запомнить необходимые сведения из содержания предмета, уметь их узнавать, воспроизводить и самостоятельно применять в музыкальной практике. Этой цели могут служить и специальные приемы по закреплению знаний и тренировке навыков. Закрепление учебного материала возможно в процессе его изложения (первичное закрепление) и в конце урока при повторении пройденного, а также в самостоятельной домашней работе.
Задания на дом должны быть продуманными, целесообразными и доступными. Вспомогательным материалом при выполнении домашних заданий могут служить записи в тетрадях, если преподаватель находит нужную краткую запись содержания урока. Помимо устных, целесообразны и учебно-практические задания с нотным текстом произведений, анализ сочинений, исполняемых в классе игры на инструменте, выбор которых определяется содержанием изучаемого материала. Но такие задания следует давать редко и строго индивидуально. Ограниченно должны применяться и письменные виды заданий, так как их выполнение связано с дополнительными затратами времени. Наиболее целесообразны те из них, которые дадут наглядную систематизацию знаний, способствующую их запоминанию.
В музыкальной школе может быть организована внеклассная работа, задача которой – расширить представления учащихся о народной музыке, познакомить с наиболее значительными событиями музыкальной жизни, дать простор для проявления интересов и творческой инициативы школьников. С этой целью полезно устраивать музыкальные вечера, посвященные памятным датам, встречи с музыкантами, прослушивание музыки в звукозаписи и просмотр видеокассет в исполнении выдающихся артистов и музыкальных коллективов, выпускать специальные бюллетени и т.п. Вся эта работа проводится на добровольных началах, она должна быть хорошо организованной и имеющей поддержку администрации и родительского актива. Желательно, чтобы ею непосредственно руководил преподаватель музыкальной литературы, так как ему легче будет связать содержание внеклассных мероприятий с программой обучения.
В городе, где есть театр и систематически проводятся концерты народной музыки, следует стимулировать их посещение школьниками вместе с родителями. Наиболее развитых учеников старших классов можно привлекать к посильному участию в музыкально-просветительской деятельности. Приобщение к ней будет способствовать формированию у подростков потребности быть пропагандистами народной музыки и эстетических знаний. Преподавателю музыкальной литературы важно заинтересовать ребят подобной работой, убедить их в пользе оказывать им всемерное содействие. Выступление перед своим классом с небольшим рассказом о событиях музыкальной жизни, о великих композиторах, иногда об отдельных произведениях народной музыки – наиболее доступный вид подобной деятельности. Можно также приобщить учащихся делать небольшое вступительное слово перед собственным исполнением музыки, содержащее комментарии о произведении и его авторе.

Проверка успеваемости и учет знаний
Проверку усвоения содержания предмета следует рассматривать как одно из средств управления учебной деятельностью школьников. Объектами повседневного контроля должны явиться учебная работа в классе, уровень знаний и умений, а также динамика развития, общие успехи. Основная форма контроля на уроках казахской музыкальной литературы – повседневное наблюдение за работой, устный и письменный опрос в индивидуальной форме.
При индивидуальном опросе преподаватель имеет возможность обстоятельно проверить усвоение отдельными учащимися биографического и музыкального материала посредством его пересказа, ответов на вопросы, определения музыки на слух.
Фронтальный опрос, сопровождаемый обычно более высокой активностью учащихся, позволяет в течение ограниченного времени осуществить проверку знаний большинства учеников. Такой же опрос предполагает постановку вопросов перед всей группой с целью воспроизведения фактов, объяснения понятий, терминов, названий, приведения доказательств характеристики содержания и выразительных средств музыки, сравнения ее отдельных фрагментов и т.п. Если при проверке знания биографий композиторов от учащихся требуется более сжатые ответы, то при разборе музыкального материала они могут полнее раскрыть свои возможности. В таком ответе должны проявиться слуховые представления подростков, их умение передать словами выразительность музыки. По ходу ответа возможно напоминание учащимся звучания музыкальных фрагментов. Текущий контроль успеваемости, осуществляемый преподавателем на каждом уроке посредством наблюдения за учебной работой учащихся и опросов по пройденному материалу, должен сочетаться с организацией периодической обобщающей проверки знаний по определенным разделам программы. 
Разнообразные формы контроля соответствуют многостороннему, комплексному обучению учащихся.
В течение учебного года все учащиеся 1 года обучения (5-летней, 7-летней образовательной программы) должны иметь не менее четырёх контрольных аттестаций – контрольных уроков. Контрольные уроки проводятся в конце каждой учебной четверти. Контрольный урок может включать следующие виды заданий:
- музыкальная викторина; игра
- устный рассказ учащегося; 
- письменная работа;
- тесты;

-кроссворды.
Содержание контрольного урока определяется преподавателем по согласованию с учебной частью. Для проверки знаний учащихся проводятся тестовые задания по следующей тематике: 
Контроль за учебной работой учащихся по казахской музыкальной литературе предполагает наличие общепедагогических требований, основными из которых являются: всесторонность, объективность, индивидуальный характер и разнообразие форм проверки. При оптимальном контроле преподаватель следит за усвоением всего учебного материала каждым учеником группы. Эффективность любой формы контроля повышается, если собственно проверочные его функции умело сочетать с обучающими и воспитательными.
Для того чтобы получить определенное представление о запасе накопленных за год знаний, полученных учащимися как в классе, так и самостоятельном общении с музыкой, можно рекомендовать вопросы, связанные с теми знаниями, которые долгое время должны сохраняться в памяти подростков, покидающих музыкальную школу. Это могут быть вопросы музыкально-исторические, теоретические, связанные с объяснением музыкальных понятий, терминов, вопросы, касающиеся современной музыкальной жизни, творчества известных казахстанских композиторов и музыкальных произведений.
Такая итоговая проверка не потребует специальной подготовки и будет напоминать не обычный экзамен, а скорее своеобразную музыкальную олимпиаду, где лучшие ответы могут поощряться не только оценками, но и призами. Выносить же на заключительный контрольный урок большой материал по конкретным разделам курса (биографии композиторов, полная характеристика и разбор произведений, определение на слух музыки, пройденной задолго до контрольного урока) и проводить его в индивидуальной форме, превращая, по существу, в экзамен, не следует.
Четвертные отметки выводятся по результатам текущего опроса и обобщающей проверки на контрольном уроке и должны объективно отражать степень усвоения учебного материала. Итоговой отметкой по казахской музыкальной литературе является годовая, которая определяется на основании четвертных и с учетом тенденции роста учащихся.







Методическое руководство

к казахской музыкальной литературе для ДМШ

1 год обучения «Жанры казахской народной музыки»

Цели и задачи:

- формирование музыкальной культуры обучающегося, развитие творческой личности, умеющей использовать музыкальные навыки в своей жизни, воспитание нравственности, любви к своей Родине – Республике Казахстан. 
- дать знания по традиционной казахской музыке, ее связях с жизнью народа в прошлом и в современности

- дать представление об основных жанрах и средствах музыкальной выразительности традиционной народной музыки; 

- научить оценить образцы народного музыкального творчества; 
- воспитать интерес и чувство уважения к национальной культуре казахского народа
- развить музыкальный вкус и эстетические потребности;  слушательскую культуру обучающихся;
- сформировать представление о музыке как о средстве общения между людьми разных поколений и всех национальностей.

Первая четверть

1-2 урок Тема «Введение»

На первом уроке провести беседу о новом предмете «Казахская музыкальная литература», который ребята начинают изучать. Цель предмета ознакомить учащихся с основными жанрами и традициями устного народного и профессионального музыкального искусства и познакомить учащихся с наиболее значительными произведениями композиторов Казахстана. При изучении казахской музыкальной литературы ведущее место в занятиях должно быть отведено прослушиванию музыкальных произведений, их подробному разбору. Преподавателю необходимо использовать все имеющиеся в их распоряжении средства – проигрывание произведений на фортепиано, слушание в записи, посещение концертов.

Разучивание и слушание Гимна Республики Казахстан. История создания, знакомство с авторами и композиторами Гимна РК. Объяснить ребятам о заничимости Гимна для государства и народа. О том, что Гимн это главная песня и лицо государства, это краткая история, именно все значимые мероприятия начинаются с исполнения Гимна.

3 урок Тема «Музыка и музыкальные инструменты тюркских народов»

Казахская музыкальная культура – инструменты, инструментальная музыка, песни и эпос – родилась на основе богатого общетюркского наследия. Тюрки – это объединение племен, создавшее могущественные империи – каганаты и государства в VI-VII веках в Центральной Азии. Многие современные народы, соседние и живущие в отдалении от казахов, имеют в истоках своей истории эти средневековые государственные объединения. Это кыргызы, узбеки, уйгуры, туркмены, каракалпаки, алтайцы, хакасы, тувинцы, татары, башкиры якуты и др. У этих народов сходные языки и потому их называют тюркоязычными. У некоторых из них общая историческая судьба и образ жизни, другие имели тесные контакты друг с другом на протяжении длительного времени. Не удивительно поэтому, что музыкальные инструменты, поэтический фольклор и эпические традиции этих народов имеют много общего. Так, например, герой казахского эпоса Алпамыс есть у узбеков (Алпамыш), кыргызов (Манас), казахские Козы-Корпеш и Баян-сулу живут в башкирском фольклоре (Козу-Курпеч и Маян-хылу). Особенно много сходства у разных тюркских народов в области музыкального инструментария. Инструменты, подобные домбре, кобызу, сыбызгы и шанкобызу, есть почти у каждого тюркского народа. Это кыргызский трехструнный щипковый комуз, духовой чоор, смычковый кыяк, темиркомуз. У узбеков также есть думбра, кобуз, чанг-кобуз. Башкиркский духовой инструмент курай почти такой же, как казахский сыбызгы и туркменский туйдук. Очень часто похожие между собой музыкальные инструменты имеют различные названия, а похожие названия связаны совсем с разными инструментами. Так, широко распространенный народный якутский музыкальный инструмент хомус похож по своему названию на кыргызский комуз или казахский кобыз. На самом деле якутский хомус – это варган. У казахов этот инструнт называется шанкобыз.

Слушание отрывки произведений на различных народных инструментах.

Показ иллюстраций музыкальных инструментов разных народов.

Урок 4 Тема «Жанры казахской народной музыки»

История казахской народной музыки складывалась в течение длительного времени. Об этом свидетельствуют дошедшие до нашего времени древние наскальные рисунки. Они изображают людей, танцующих и играющих на музыкальных инструментах.

Далекие предки казахов – многочисленные кочевые скотоводческие племена – создали музыкальные инструменты, песни, кюи. В песнях и кюях отражались трудовая деятельность, общественная и семейная жизнь народа.

Почетное место в обществе занимали профессиональные музыканты, поэты и певцы. К именам наиболее популярных авторов народ добавлял почетные звания-титулы – акын, жырау, жырши, кюйши, сал и серэ.

Наиболее древний жанр казахской музыкальной культуры это – жыр (эпос). Жыр – героическое слово означает «сказание, рассказ, песнь». А певцов, исполняющих жыры, называют жырау, жырши. Жырау – наиболее древний тип поэта в казахской поэзии. Они были создателями и исполнителями эпических поэм. Жырау исполняли различные обязанности. Многие из них были не только поэтами, но и вождями племен.

В казахской культуре широкое распространение получила традиция песенной импровизации. На народных праздниках, ярмарках родился обычай обмениваться быстро сочиненными поэтическими куплетами, исполняемыми под аккомпанемент домбры. Позже это песенное состязание превратилось в искусство айтыса. Слово «айтыс» произошло от казахского «айт» (скажи) и имеет значение «состязаться, схватиться, поспорить». Существует несколько видов айтыса: бадик айтыс, жар-жар айтыс, айтыс девушек и джигитов, айтыс акынов.

Акын – мастер поэтического слова, поэт-импровизатор, представитель отдельного рода, участник песенно-поэтических состязаний (айтысов), обрядов, праздников. Акын всегда аккомпанирует себе на домбре, а стихи, сочиненные им, звучат напевно или речитативом. Музыка помогает акыну сосредоточиться, настраивает на определенный ритм, придает плавность поэтической речи. Прежде чем добиться признания, стать народным акыном и представлять свой род на межродовых состязаниях, начинающий акын должен пройти несколько ступеней поэтического совершенствования, своеобразную «школу мастерства» - массовые обрядовые и бытовые айтысы – кайым олен, жумбак олен, жар-жар и др.

Народный акын должен хорошо знать историю, культуру своего народа, разбираться в политике, поэтому акыны имели и имеют высокий авторитет и всегда пользуются почетом и уважением народа.

Слово кюйши обозначает не только музыканта-исполнителя (на домбре, кобызе или сыбызгы), но и творца, автора кюев. Кюйши были виртуозными исполнителями своих и чужих кюев. Настоящими праздниками искусства становились приезды известных музыкантов – кюйши или певцов в аул. Музыканты гостили, как правило, не один день, и все это время каждый вечер вокруг них собирались люди, расставаясь с гостеприимными хозяевами, они частенько оставляли им на память о встрече песню или кюй. Иногда такие встречи выливались в импровизированные состязания в игре на инструменте или пении: хозяева часто сами были одаренными музыкантами.

Особое место в казахской культуре занимают такие своеобразные люди искусства, как салы и серэ, которые были прославленными певцами, музыкантами, рассказчиками, борцами и фокусниками, наездниками или жонглерами. Иногда все эти таланты сочетались в одном человеке. Таким был, например. Знаменитый Балуан Шолак (Нурмагабет Баймурзин) или Шашубай Кошкарбаев, автор известной песни «Ақ қайың». Салы и серэ выделялись и своим поведением, и внешностью. Их наряд и убранство коня были всегда подчеркнуто яркими, изящными. Салы одевали костюмы, которые простые люди не носили. Свою домбру они украшали перьями филина, которые носили на своих шапочках девушки.

Все представители казахского традиционного музыкально-поэтического творчества знали особенности каждого жанра и владели тонкостями исполнительского мастерства.

Урок 5-7 Тема «Казахские народные инструменты»

Музыкальные инструменты занимают значительное место в культуре всех народов. Их появление отражает мифологию и представления о мире, исторический путь народа, особенности его развития, контакты и взаимодействия с другими народами, обычаи и поверья.

У музыкальных инструментов и инструментальной музыки есть такие возможности для выражения внутреннего мира человека, которые невозможно передать песней и словом. Музыкальные инструменты сопровождают человека с древности.

Домбра – древнейший двухструнный щипковый музыкальный инструмент, занимающий особое место в казахской музыкальной культуре. Это самый распространенный и любимый народный инструмент. В разных регионах Казахстана домбру изготовляли по-своему: в Восточном и Центральном Казахстане она была треугольной формы, в Западном Казахстане корпус домбры напоминал разрезанную пополам грушу. Шейка инструмента могла быть широкой и короткой, а у западно-казахстанских домбр – узкой и длинной.

Кобыз (кылкобыз) – Двухструнный смычковый инструмент – также имеет многовековую историю. Инструмент слегка изогнутой формы. Нижняя часть корпуса обтянута кожей, смычок и струны изготовлялись из конского волоса. К головке инструмента подвешивали металлические пластинки, которые издавали дополнительные звуки при игре. Кобыз был особенно распространен среди шаманов. Играя на кобызе, бахсы (шаманы) пели заклинания. В известной поэме «Қобыз» говорится о том, из какого дерева сделан кобыз, о том, что подставка – тиек – сделана из рога козла, нижняя часть его корпуса обтянута кожей верблюда, а струна смычка изготовлена из конского волоса. В современной казахской культуре используется четырехструнный кобыз с металлическими струнами, на нем играют в оркестрах и ансамблях народной музыки.

Шертер – древний щипковый инструмент – имеет сходство с домброй и кобызом. Корпус его обтягивали кожей. Звуки извлекали щипком. Количество струн – три.

Жетыген – многострунный щипковый музыкальный инструмент. Иначе его называют казахскими гуслями. Инструменты такого типа сохранились и у других народов – монголов, тувинцев (чадаган), хакасов (чатхан). Корпус инструмента представляет собой прямоугольный деревянный ящичек, струны настраиваются с помощью асыков.

Сазсырнай – глиняный духовой инструмент. Формы и размеры сазсырная могут быть различными. Иногда они напоминают рыб, коней, птичек. Инструменты такой формы были найдены при раскопках древнего города Отрар. Звук извлекается с помощью двух-трех отверстий в корпусе. Другой духовой глиняный инструмент, обычно треугольной формы – ускирик. Звук ускирика похож на пение птицы. На ускирике и сазсырнае можно исполнять народные песни, аккомпанировать пению.

В казахской музыкальной культуре существует много ударных инструментов. Это бубны – дангыра или кепшик. Звук на дабыле извлекается пальцами или колотушкой, это двухсторонний барабан с ручкой. Инструменты шиндаул или дауылпаз сделаны в форме котла: дауылпаз – деревянный, а шиндаул – металлический. Сверху они обтянуты кожей. Такие инструменты использовались для подачи сигналов во время охоты или военных походов.

Самозвучащие музыкальные инструменты – асатаяк (посох с металлическими подвесками), конырау (колокольчики), туяктас (копытца) и другие использовались во время обрядов или танцев.

Тема урока рассчитана на два часа, поэтому учитель может использовать дополнительный материал, привлечь самих ребят исполнить на народных инструментах любое произведение, которое проходили по спец предмету.

Слушание отрывков произведений исполнямые на различных народных инструментах.

Показ иллюстраций казахских народных музыкальных инструментов.

Урок 8 Тема «Древние напевы эпоса»

Жыр (эпос) наиболее древний жанр казахской музыкальной культуры. Эпос (жыр) – совокупность народных героических песен, сказаний, поэм, объединенных общей темой, национальной принадлежностью. Казахский эпос насчитывает более 100 сказаний и поэм, в каждом из которых тысячи строк. Само слово «жыр» обозначает и сказание, и древнейшую форму казахского стиха, известную у многих других тюркоязычных народов.

Эпические сказания – один из самых любимых жанров народного творчества. И взрослые, и дети могут часами напролет слушать рассказы о чудесном рождении эпических богатырей – Алпамыса и Кобланды, об их освободительных походах, о страданиях и любви Кыз-Жибек и Баян-сулу.

Эпос – это поэтическая история народа. В эпических сказаниях отражены реальные исторические события древних эпох. Но воспроизведены они в идеализированном, поэтическом виде. Казахский эпос складывается в течение многих веков.

Эпические сказания можно разделить на два вида: героический (батырлар жыры) и лирический, или социально-бытовой.

В центре первого – богатырские деяния героя, его борьба за освобождение родной земли (эпические сказания «Ер Тарғын», «Қамбар», «Алпамыс», «Қобланды»). Сказание о герое начинается с предыстории – с рассказа о том, что бездетные старики, будущие родители героя, ожидают чуда – рождение ребенка. Наконец, рождается богатырь, который растет не дням, а по часам. Верной подругой, сподвижницей героя выступает его жена, которую он обретает с помощью героического сватовства и в результате победы в свадебных испытаниях. Основное содержание героического эпоса – защита родной земли от захватчиков, битвы и поединки героя с врагами, нападающими на мирный народ. Эпические богатыри – люди необычайные. Батыр в эпосе уподобляется нару (верблюду), льву, тигру. Он один может победить многочисленное войско. Противники богатыря – великаны, подобные горам. Кони батыров – незаменимые помощники. Когда они скачут, «мнут камни, словно глину».

Второй вид эпоса – эпос лирический, или социально-бытовой – часто называется по имени героини – «Қыз Жібек», «Сұлушаш», «Мақпалқыз» или по именам влюбленных «Қозы Көрпеш – Баян-сұлу». В лирическом эпосе также присутствуют темы героической борьбы с завоевателями, но здесь они подчиняются главной теме – любви, семье. В лироэпосе воспевается глубокая и верная любовь, во имя которой герои могут пожертвовать даже собственной жизнью. Преданность и чистота любви отличают Баян и Козы Корпеша, Кыз Жибек и Тулегена. Им свойственны лучшие человеческие качества.

В Казахстане эпос исполняют жырау, жырши и акыны обычно в сопровождении домбры. Иногда можно услышать эпические сказания, исполняемые непрофессионалом. Как правило, он исполняет весь текст без музыкального сопрвождения на популярный в этой местности мотив. У такого исполнителя есть свои слушатели. Но гораздо больше у профессиональных сказителей – жырши, акынов. Знатоки эпоса пользуются большим уважением и любовью народа. Имена прославленных жырши, акынов – Майкота, Жанака, Марабая- живут в народе. Многие известные жырши создают свои произведения в эпических традициях. Примером тому «Әли батыр» Кенена Азербаева.

А певцов, исполняющих жыры, называют жырау, жырши. Само слово «жырау» происходит от слово «жыр», что означает эпос. Жырау – наиболее древний тип поэта в казахской поэзии. Они были создателями и исполнителями эпических поэм. Жырау исполняли различные обязанности. Многие из них были не только поэтами, но и вождями племен. Жырши обладают уникальными способностями – хорошей памятью, даром певца и рассказчика, актера и музыканта, поэтическим талантом. Ведь для того чтобы исполнить эпос целиком, недостаточно знать наизусть весь текст сказания. Профессиональный мастер - жырши, акын – каждый раз творит текст сказания как бы заново. В зависимости от обстоятельств жырши может пространно изложить тот или иной эпизод, сократить его или ввести новые фрагменты. Вдохновение жырши подпитывается одобрением слушателей – без них исполнение эпоса невозможно. Жырши по ходу изложения эпоса применяет обычно несколько напевов. Напоминая взволнованную, омелодизированную речь, они в то же время не похожи на песенные мелодии, музыка в них является канвой для поэтического текста, она чутко следует за ним.

Речитативное пение эпического текста изредка прерывается прозаическим рассказом, который начинается обычно со слов: «ал кисса», подводя к следующему этапу речитативного исполнения. Казахские сказители передают свое исполнительское искусство ученикам, последователям. Иногда традиции эпического искусства передаются из поколения в поколение, по наследству от отца к сыну. Подобные эпические «династии» известны в Кызылординской области, в Кармакчинском районе: Жиенбай – Рустембек – Кошеней – Бидас. Такие же школы сказителей существуют на Мангыстау, у казахов, проживающих в Туркмении, Каракалпаки.

В кратце рассказать о народном эпосе «Алпамыс» Перед началом любого эпоса жырши для того, чтобы подготовить слушателей, исполняли «Бастау» («Начало»). В нем говорится о том, где происходит данное событие о каких событиях будет идти речь. Дать прослушать ребятам отрывок из эпоса. Представить себе героев эпоса, события, которые с ними происходят. Особое внимание уделить напеву.

Для подведения итогов урока можно задать наводящие вопросы:

Как музыка передает характер героя?

Чем отличается эпос от песни?

Какие обрядовые песни встречаются в эпосе?

Можно ли «Плач Жадигера» отнести к жоктау или коштасу?

Также отметить, что эпические произведения часто привлекали внимание композиторов. Так, композитор Еркегали Рахмадиев написал оперу «Алпамыс» на сюжет народного эпоса.

Урок 9 Тема «Контрольный урок»

Этот урок итоговый в четверти, форма урока обощающий. Провести музыкальную викторину из прослушанных в четчерти произведений, или провести тест по пройденным темам.

2- четверть

Урок 10 Тема «Основные жанры песенной культуры»

Песенное творчество казахского народа – одно из ценнейших достояний народной культуры – как отражение его богатейшего духовного наследия. Познакомить учащихся с основными жанрами казахского песенного творчества.

Трудовые песни - отражали и сопровождали процесс труда. Скотоводство считался основным видом труда и связанные с ним пастушеские песни: жылқышы әні – песни табунщиков и қойшы әні – песни пастухов. Основная тема этих песен – тяжесть подневольного батрацкого труда, протест против социальной несправедливости. Аңшылық өлендері – охотничьи песни, в которых получили отражение быт и труд древних людей, а также отношение к силам окружающей природы, в особенности к древнему охотничьему быту.

Календарно-обрядовые песни. Наурыз өлендері - новогодние песни, связанные с наступлением нового года. Песни жарапазан – это песни мусульманского поста, исполняемые обычно в ночоное время. Общность содержания песен наурыз, жарапазан в пожелании обилия скота, здоровья, благополучия хозяевам.

Песни о животных. Это псени тесно связаны с обычаями, и трудовым бытом казаха-скотовода. Они были связаны с древними верованиями и обрядами: заклинания шаманов – бақсы, бақсы – сарыны, в которых нашли в прошлом отражение элементы кочевого скотоводческого быта казахского народа, их связь с врачевательной практикой, с верой в магическую силу художественного слова. Песни бәдік предназначалисьдля изгнания болезни у животных. «Шаман» - по определению Ч.Валиханова, - человек одаренный волшебством и знанием... он поэт, музыкант, прорицатель и вместе с тем, врач. Основа мелодики трудовых, календарно-обрядовых, заклинательных песен – распевно-речитативного склада с небольшим звукорядом, в однородно-ритмическом строе. Мелодика и ритм, характер исполнения пастушеских песен, отличаются наличием свиста в песнях табунщиков и междометий в песнях койши – «айт», «шайт», как трудовых выкриков. Словесные повторы «көш-көш» в песнях бәдік, выражали форму изгнания болезни.

Семейно-бытовые песни. Бесік жыры- колыбельные и песни для детей, отражали традиции семейного быта. Воспитательное значение таких песен, их связь с семейно-бытовыми устоями казахского народа. Песни свадебного обряда. Музыкально-этнографическое описание свадьбы. Иерархическая последовательность свадебных песен: той бастар /открытие праздника/, жар-жар /друг-супруг- песенный диалог джигитов и девушек/. Сынсу, қоштасу – прощание невесты с родными. Беташар – открытие лица невесты, знакомство и приветствие родственников жениха.

Песни-похоронного обряда. Жоқтау, жылау – песни-плачи исполняемые женщинами, они были связаны с выражением горестных чувстсв при оплакивании умершего. Ескерту, көңіл айту – песни печального известия, утешения.

Лирические песни - жанр, занимающий преобладающее место в музыкально-поэтической традиции казахского народа. Отличительная черта это богатство содержания, широта мелодического дыхания и развитость формы казахских лирических песен. Поэтическая красота и художественная правдивость, глубокая эмоциональная насыщенность присуща лирическим песням.

Урок 11 Тема «Казахские народные исторические песни «Елім-ай»

Многие события древней, средневековой и современной истории получили отражение в народных песнях и кюях. В народной памяти запечатлелись переломные моменты в жизни общества. До наших дней дошли народные песни связанные с историческими событиями.

Один из самых тяжелых периодов в истории казахов – 1723 год – Джунгарское нашествие. Опустошив Семиречье, джунгарские воины прошли через Каратау и напали на аулы в окрестности города Талас. Это было начало «ақтабан шубырынды» - «Бегство со стертыми подошвами ног». Потеря близких, необходимость покинуть родные места заставили народ страдать и плакать. Так родилась песня «Елім-ай». Слушание песни. Ребята должны почувствовать горькую скорбь людей, плач, заключенный в этой песне.

Дать прослушать историческую песню «Елім-ай». Изучить мелодию, петь сольфеджио.

Урок 12 Тема «Что такое терме»

Этот урок посвящен терме, можно провести комбинированным вместе со специальностью терме.

Терме – это слова наставления и назидания молодому поколению. В терме поется о хороших качествах человека и высмеиваются плохие пороки, чего должен избегать молодой человек. На примере народного терме «Он үш жаман». Дать разучить отрывок из этого терме.

На урок можно пригласить преподавателя по классу терме, для живой музыкальной иллюстрации.

Урок 13 Тема «Казахское народное профессиональное песенное искусство»

Казахское народно-профессиональное песенное искусство – одна из вершин национальной музыкальной культуры. Народно-профессиональная песня не существует вне высокой профессиональной традиции ее исполнительского воплощения. Как правило, авторы песни были одновременно и замечательными певцами. Искусство национального вокала – высокий, сильный голос, мощное дыхание, особые вокальные приемы и тонкая фразировка – результат большого мастерства и профессиональной школы. Исполнительское мастерство шлифовалось в процессе профессионального обучения. Это обучение происходило не в музыкальных школах, а в процессе творческого общения учителя с учениками. На протяжении нескольких лет ученики жили рядом со своим учителем, перенимали у него репертуар, мастерство, сопровождали учителя в поездках по степи. Певцы совершенствовали свое вокальное мастерство во время выступлений на айтысах, ярмарках, перед большой аудиторией во время крупных общественных событий.

Уместно отметить, что народно-профессиональный певец должен безупречно владеть музыкальным инструментом, ведь профессиональное пение всегда сопровождается домброй или гармонью. Это отличает профессиональную песню от более простых народных бытовых и обрядовых песен.

Урок 14-15 Тема «Певческие школы»

В казахской культуре традиционно выделяется несколько региональных певческих школ: это восточно-, центрально- и североказахстанская – аркинская; южно-казахстанская – семиреченская; западно-казахстанская – уральская, мангыстауская; юго-западная – сырдарьинская.

Песенное искусство этих региональных стилей сильно отличается одно от другого – и манерой пения, и инструментальным сопровождением.

Исполнительское мастерство и талант представителей каждой из названных школ способствуют тому, что та или иная школа получает известность и признание. Так, аркинская школа пения была прославлена такими певцами, как Кали Байжанов, Манарбек Ержанов, Жусупбек Елебеков, Амре Кашаубаев. Западно-Казахстанский песенный стиль в течении многих десятилетий был тесно связан с именем выдающегося певца Гарифуллы Курмангалиева, семиреченскую школу пения мы знаем благодаря Кенену Азербаеву, сырдарьинская школа – это имя Алмаса Алматова, который представлял казахское искусство в Европе, Америке, Японии.

Блестящее вокальное искусство казахских традиционных певцов стало известно европейскому слушателю еще в начале ХХ века благодаря выступлениям выдающегося певца Амре Кашаубаева в 1925 году в Париже и на Всемирной музыкальной выставке во Франкфурте-на-Майне в 1927 году. Его голос был записан там, на золотой диск.

Урок 16 Тема «Контрольный урок»

Этот урок – итоговый в четверти, форма урока обощающий. Провести музыкальную викторину из прослушанных в четчерти произведений, или провести тест по пройденным темам. Можно провести итоговый урок в виде игры «Умники и умницы» по темам первого полугодия.

3 - четверть

Урок 17 Тема «Жырау Кетбуга. Жырау Асан Кайгы»

На уроках второго полугодия ребята знакомятся с творчеством жырши и жырау, с творчеством профессиональных певцов разных певческих школ.

Кетбуга (1150 - 1225) – казахский жырау, композитор-кюйши. О его творчестве известно по книге «Тюркская хроника» и устной народной легенде. Оказывается, что когда сын чингисхана погиб на охоте, только кетбуга взял на себя смелость сообщить об этом отцу. Он сочинил кюй «Аасак кулан», в котором сумел сообщить владыке траурную весть и остаться при этом живых. Известные жырау Доспанбет и Махамбет воспели Кетбугу в своих произведениях как легендарного музыканта, справедливого покровителя народа и мудрого аксакала.

Асан Кайгы (ХIV - XVвв) – Асан Печальный казахский жырау, поэт-философ – жил в годы распада Золотой Орды. Он был влиятельным советником у таких ханов, как Улуг-Мухаммед, Жанибек и др. С именем Асана Кайгы связаны многочисоенные легенды. Вот одна из них. Асан Кайгы, опечаленный судьбой родного народа, решил отыскать другой мир, волшебную страну Жер Уюк, с обильными пастбищами и полноводными реками, множеством зверей и рыб, где люди живут без нужды и горя, вражды и угнетений. На быстрой как ветер, белой верблюдице Желмая, как и первый музыкант и создатель кобыза Коркыт, Асан Кайгы объездил всю казахскую степь и сотавил описание каждого уголка. Но нигде не нашел страны Жер Уюк. В народном творчестве Асан Кайгы – популярный персонаж, герой нескольких эпических поэм. Асану Кайгы приписываются кюи «Ел айырылған», «Желмаяның жүрісі», «Зар» и др.

Дать прослушать отрывки из произведений Жырау Кетбуга и Жырау Асан Кайгы

Урок 19 Тема «Шакарим Кудайбердыулы»

Шакарим Кудайбердыулы (1858-1931) – казахский поэт-мыслитель, композитор, переводчик – родился в абаевском районе Семипалатинской области. Всю свою жизнь Шакарим посвятил искусству, науке, религии, поискам смысла жизни. Музыкальное творчество абая оказало большое влияние на песни Шакарима. Его песни воплощают то новое, что пришло в казахскую степь с новым временем. После долгих лет замалчивания и незаслуженных обвинений доброе имя поэта и его творчество возвращены народу. Известны такие песни Шакарима, как «Шын сырым», «Ажалсыз әскер», «Жастық»

Дать прослушать песню «Кетермін, артымда сөз, әнім қалар» разучить мелодию и слова песни.

Урок 20 Тема «Сегиз-серэ (Мухаммед Канафия)»

Сегиз-серэ (1818-1854) является автором таких замечательных, ставших классическими народно – профессиональных песен, как «Алқоңыр», «Ақбақай», «Гауһар тас», «Ғайни қыз», «Назқоңыр». Он был многогранно одаренным человеком – певцом, кюйши, акыном, мастером на все руки, борцом. Сегиз -серэ получил хорошее образование и был известным общественным деятелем своего времени.

Дать прослушать песню «Ақбақай» разучить мелодию и слова песни.

Урок 21 Тема «Биржан – сал Кожагулулы»

Биржан-сал (1834-1897) – один из самых известных народно-профессиональных певцов и композиторов ХІХ века, автор таких популярных песен, как «Жалғыз арша», «Жонып алды», «теміртас», «Жамбас сипар», «Жанбота», «Адасқақ» и др. Биржан-сал – композитор яркого, самобытного стиля. Его считают основоположником аркинской школы пения.

Дать прослушать песню «Ләйлім шырақ» разучить мелодию и слова песни.

Урок 22 Тема «Ахан-серэ Корамсаулы»

Ахан-серэ (1843-1913) – один из любимых народных композиторов, которому принадлежит множество песен, исполняемых до сих пор. Это «Қараторғай», «Маңмаңгер», «Балқадиша», «Мақпал», «Құлагер» - задушевные и лричные песни.

Дать прослушать песню «Ләйлім шырақ» разучить мелодию и слова песни.

Урок 23 Тема «Абай Кунанбаев»

Абай Кунанбаев (1845-1904) – великий поэт, просветитель, основоположник казахской письменной литературы. Абай стал выразителем прогрессивных идей своего времени. Абай не только великий поэт. Он вошел в историю казахской культуры и как известный композитор, автор многих любимых народом песен. Песни Абая – новое слово в казахской музыке. Они так же, как и его стихи, выразили новый строй мыслей и чувств. Центральное место в песенном творчестве Абая занимает лирический жанр. Задушевность, искренность интонаций, мягкий лиризм, тонкое отражение в музыке различных поэтических нюансов характерны для большинства абаевских творений. Лирика абаевских песен отличается от традиционной народно-профессиональной лирики. Она значительно ближе к народной своей простотой, доступностью. Для исполнения песен Абая не требуется большого, сильного голоса, особого вокального мастерства. От народных же песен песни Абая отличаются новизной интонаций. Особенно любимы в народе песни «Айттым сәлем, қаламқас», «Қөзімнің қарасы», «Желсіз түнде жарық ай», «Қараңғы түнде тау қалғып».

Дать прослушать песни Абая, разучить мелодию и слова одной из песнен.

Урок 24 Тема «Естай Беркимбаев»

Естай (1868-1946) – народно-профессиональный автор и исполнитель, сочинивший немало прекрасных песен. Его учителями были Биржан-сал и Ахан-серэ, от них Естай унаследовал яркую мелодичность и выразительность песен.

Песня Естая «Қорлан», принесшая ему славу талантливого певца и композитора, часто исполняется на современной эстраде.

Урок 25 Тема «Жаяу Муса»

Жаяу Муса ()- играл не только на домбре, но и на скрипке, гармони. В его песнях появляются элементы татарской и русской музыки. Учитель может рассказать о том, почему Мусу называют «Жаяу»- пешим (Мустафа Чорманов отобрал у меня коня, и потому зовусь я пешим). Настоящая фамилия Жаяу Мусы – Байжанов. Жаяу Муса получил широкую известность как певец, композитор, акын.

Казахские музыканты, имея в руках лишь домбру, нередко выступали против несправедливости, насилия и сочиняли произведения, наполненные таким содержанием. Песня «Ақ сиса» Жаяу Мусы относится к таким песням социального протеста. Необходимо обратить внимание на характер музыки – энергичный, подвижный, который можно сравнить с песнями Биржана; Ахана.

Слушание музыки: «Ақ сиса». Разучивание мелодии песни.

Урок 26 Контрольный урок

Этот урок – итоговый в четверти, форма урока обощающий. Провести музыкальную викторину из прослушанных в четчерти произведений, или провести тест по пройденным темам.

4- четверть

Преподаватель может провести эти уроки 27-30 совместно с преподавателем по классу терме в форме беседы-концерта. Творчество Мухита Мералиева и Гарифоллы Курмангалиева близко к нам как соочественников и земляков. На этих уроках необходимо более подробно познакомиться с жизнью и творчеством этих музыкантов. Дать задания ребятам для самостоятельного изучения и подбора материала о жизни и творчестве музыкантов.

Урок 27-28 Тема «Мухит Мералиев»

Мухит (1841-1918) – уроженец Западно-Казахстанской области, он происходил из довольно состоятельной и одаренной семьи, в которой все любили искууство: пели, играли на домбре и скрипке, рисовали орнаменты. Одни произведения Мухита отличаются задушевностью, искренностью чувств и мелодичностью – «Айнамкөз», «Үлкен айдай», «кіші айдай», «паңкөйлек» и др.

Другие произведения – «Иис» песня-плач Мухита, «Зауреш» - посвящены драматическим событиям и написаны с большим мастерством.

Дать прослушать песню «Паңкөйлек» разучить мелодию и слова песни.

Урок 31 Тема «Кара олен»

Один из самых распространенных и любимых жанров казахской народной музыкальной культуры – кара олен. Песни кара олен могут исполняться профессиональными певцами, их знают акыны и жырши, но главный их творец и хозяин – простой народ, от мала до велика. Кара олен создают, знают, и любят и поют мужчины и женщины, старики и дети, молодежь.

«Кара олен» (буквальн: черная, простая песня) – это народное обозначение жанра, размера стиха и куплета. Слово «кара» в данном случае указывает на древность этого жанра песни. Содержание кара олен разнообразно. Кажется, нет темы, которая не была бы отражена в этих песнях. В них описаны все стороны жизни казахского аула. Но самая главная тема – это чувства людей. Кара олен – прежде всего лирическая песня, и в ней воспеты любовь и уважение людей друг к другу.

Кара олен исполняется на людях, публично, во время праздников, тоев. Исполнители обычно садятся по двое и сочиняют, имппровизируя на известный напев или исполняя популярные песни. Форма кара олен, ее размер – одиннадцатисложник – хорошо известны. Напев – иногда неприхотливый и простой, иногда интересный и запоминающийся, может служить основой для поэтической импровизации.

Урок 32-33 Тема «Музыкальная импровизация: искусство айтыса»

Айтыс – популярный вид устного казахского народного творчества. Своими корнями уходит в глубь веков. Он родился и сформировался на основе традиционно-бытовых и культурных особенностей. В давние времена родовые споры решались на айтысах ораторов- шешенов. «Айтыс» - исконно казахское слово, происходит от основы «Айт» (скажи) и употребляется в значении «состязание, поэтический спор акынов».

Айтыс берет начало с самых древних времен. Он прошел долгий путь развития. Издавна народ считал, что «красноречие – основа искусства». В айтысах поднимаются острые и злободневные вопросы жизни народа. Люди получают духовное удовлетворение от слушания айтысов. Они оценивают выступления айтыскеров, выступают, в своем роде, в роли жюри. Назамедлительная песенная импровизация, творческое единоборство, умение убедительно отстоять свою позицию – вот главные качества, необходимые акыну в айтысе. Акыны исполняют свои песни под домбру. В айтысе плано переплетаются несколько видов искусства. Есть несколько жанровых видов. Это айтыс акынов, айтыс между девушкой и джигитом, айтысы-загадки, религиозные айтысы, айтысы – басни.

Преподавателю нужно подробно остановиться на каждом из видов искусства айтыса.

Для примера дать прослушать видеозапись современного вида айтыса.

Урок 34 Тема «Контрольный урок»

Этот урок – итоговый в четверти и за год, форма урока обощающий. Провести музыкальную викторину из прослушанных в четчертях произведений, или провести тест по пройденным темам. Можно провести итоговый урок в виде игры «Умники и умницы» по темам первого года обучения казахской музыкальной литературы.



Использованная литература:


  1. Б. Ғазизов «Мектепте ән және музыка сабағы» Алматы 1956 ж.

  2. И.Тасмағамбетов «Дана даналары» 2001ж.

  3. С.Аманова и А.райымбергенов «Голоса народных муз» Алматы 1990 г.

  4. В.владимиров, А.Лагутин «Музыкальная литература» Москва 1980 г.

  5. Т.Жұмалиева, Д.Ахметбекова, Б.Ысқақов, З.Қоспанов «Қазақ халқының дәстүрлі музыкасы» Алматы 2005 ж.

  6. «Музыкальное образование: опыт и развитие» Уральск 2008 г.

  7. Ж.Ақбай «Радуга Ақжайық» 2000г.

  8. Қ. Ахмедияров «Құрманғазы» «Өнер» баспасы 2005 ж.

  9. «Қазақ өнері энциклопедия» «Білік» редакциялық – баспа орталығы Алматы, 2002







Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
doc
11.02.2025
109
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі