Материалдар / Дикция как основа певческой деятельности в младших классах

Дикция как основа певческой деятельности в младших классах

Материал туралы қысқаша түсінік
Дикция как основа певческой деятельности в младших классах. конспект открытого урока.- ознакомление с понятием дикции и артикуляции как основа певческой деятельности - теоретические знания об артикуляционном аппарате - формирование выразительного исполнения через певческую артикуляцию, дикцию
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
24 Қырқүйек 2021
243
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

КГКП «Тайынша балалар өнер мектебі»











«Дикция как основа певческой деятельности в младших классах»

конспект открытого урока





Выполнил(а)

Преподаватель ДШИ

Стрельникова Т.Б.



г. Тайынша



2021 г.







Открытый урок

«Дикция как основа певческой деятельности в младших классах» с ученицей 2 класса

Тема: Дикция как основа пения

Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.

Задачи:

Образовательные

- ознакомление с понятием дикции и артикуляции как основа певческой деятельности

- теоретические знания об артикуляционном аппарате

- формирование выразительного исполнения через певческую артикуляцию, дикцию

Развивающие

- Развитие певческого и артикуляционного аппарата.



- Развивать гармонический слух, память, внимание.



Воспитательные

- Воспитание осознанного подхода к обучению.

- воспитание терпение и трудолюбие

Материально-техническое обеспечение урока:

- типовой учебный класс

- фортепиано

Метод обучения:

- словесный (рассказ, объяснение, диалог);


-наглядный (слуховой и зрительный);

Оборудование:

-Музыкальный инструмент

-Зеркало

-Плакат: строение голосового аппарата



Проектируемый результат: ребёнок должен иметь интерес к выполняемым им упражнениям, и понимание важность и умение применить новые навыки при исполнении песни.

План занятия:

Вступительное слово учителя. Введение в тему «Дикция и слово в пении» - 3 мин

Объяснение темы – 5 мин

Развитие речевого аппарата – 7 мин

Практическая работа:

Артикуляционная гимнастика

Развитие голосового аппарата

- Дыхательная гимнастика по А. Н. Стрельниковой – 3 мин

- Вокально-интонационные упражнения – 10 мин

Работа над дикцией и артикуляцией в вокальном произведении – 10 мин

- повторная работа над песенкой –Желтые ботинки– 10 мин

Подведение итогов – 2 мин

Задача: вспомнить содержание урока, повторить и закрепить основные понятия, поблагодарить. Домашнее задание.

В класс входит ученица 3 класса ДШИ

Организационный момент

Педагог (П): Здравствуй, Нурай! Я рада видеть тебя на индивидуальном занятии по вокалу.

П: Нурай, каждый урок мы пытаемся научиться владеть голосом . А что такое голос?

Н: голос – это наш инструмент.

П: а чтобы наш инструмент красиво звучал, что нужно сделать?

Н.: настроить его

П: а что для этого нужно?

Н.В.: нужно разогреть голосовой аппарат

П: если певец чисто поет, правильно пользуется дыханием,но не понятен смысл содержание песни который он поет ,будет ли это правильное пение?

Н:Нет

П:Чего не хватает певцу ?

Н:чёткой дикции

П: для чего?

Н:для понятие содержания песни

Объяснение темы

П.: совершенно верно! Сегодня мы поговорим о «Дикции в пении». Ясность и чёткость произношения слов и даже отдельных слогов в большей мере зависит от артикуляционного аппарата певца. Он в себя: щёки, губы, язык, челюсти, мягкое и твёрдое нёбо, глотка, гортань они формируют гласные и согласные звуки. Как органы артикуляционного аппарата работают , от этого зависит и дикция. Нурай давай повторим ,что включает в себя артикуляционного аппарата?

Н: щёки, губы, язык, челюсти, мягкое и твёрдое нёбо, глотка, гортань.

П.: правильно. Попробуй без участия губ или языка произнести «из под топота копыт, пыль по полю летит». (ученица пробует). Видишь, ничего не получается. Какой же вывод мы можем сделать?

Н: все органы артикуляционного аппарата должны работать активно

П.: да. чтобы подключить все органы нашего речевого аппарата в работу мы сейчас проделаем артикуляционную гимнастику.

  1. Упражнение «Улыбка » – зубы сомкнуты, улыбнуться с напряжением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.

  2. 2. «Часики» – вращать языком по кругу вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты.

  3. 3. «Вертушка» – между челюстями и губами с задержкой и уколом языка то в правую щеку, то в левую (челюсти неподвижны).

  4. 4. Движения челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки, круговые

  5. 5. «Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю. 6. «Жуем язык» как конфету.

  6. 6. «Цокаем».

  7. 7. Очень хороши для тренировки скороговорки «Во дворе трава,на траве дрова»

  8. 8. Распевка «Паровоз» - вибрация губ. (5 звуков)

  9. 9. Вибрация звука «р» ( 5 звуков).



П.: молодец, Нурай! У тебя хорошо получилось справиться с гимнастикой.

Теперь приступим к вокальным упражнениям. Нурай, а как ты думаешь, для чего нужны вокальные упражнения, может и без них можно обойтись?

Н.: нет! Разогреваться и распеваться нужно обязательно, ведь голос надо настроить. Упражнения помогают голосовым связкам крепнуть.

П.: хорошо. Сделаем дыхательную гимнастику ( упражнения «Шарик», «Где горит»).

Упражнение №1

На одном звуке «да-дэ-ди-до-ду».

При пении необходимо следить за чётким произнесением согласных звуков, но при этом чтобы гласные звуки не укорачивались. Также следует обращать внимание на использование дыхания – выдох не должен быть сильным.

Упражнение №2

В пределах терции – «бра-брэ-бри-бро-бру». Необходимо следить за активным и чётким произношением согласных , но при этом не укорачивать гласные звуки. Внимание на дыхание – не выталкивать воздух вместе со звуком.

Упражнение №3

В пределах квинты – «да-би-да»

Упражнение №4

По звукам трезвучия – «нэй-нэй-нэй»

П.: молодец Нурай! После того как мы подготовили наш голосовой аппарат к работе, приступим к практической части нашего урока. Я предлагаю вспомнить скороговорку, которую мы разучили на предыдущих уроках.

Н.: Клара у Карла украла кораллы, Карл у Клары украл кларнет.

Рекомендации: в скороговорке отрабатывается правильное произношение согласной буквы «Р», а также происходит работа над раскрепощением речевого аппарата. Если текст скороговорки звучит чётко, то можно сдвинуть темп произношения .

П.: хорошо!

Работа над дикцией в вокальном произведении

П.:Нурай , на прошлом занятии мы работали над «песенкой Желтые ботинки» и твоим домашним заданием было – проговаривание текста перед зеркалом в темпе, хорошо артикулируя согласные звуки и растягивая при этом гласные. А как ты думаешь, для чего нужно тянуть гласные звуки?

Н.: для того, чтобы не рвалась мелодия, ведь мелодия – это главное в произведении. Если не тянуть гласные, то получится разговор в тональности.

Поём песню ( 1 куплет и припев). Работаем по фразам. Согласные произносим чётко, коротко, но без утрирования. Гласные должны быть оформлены одинаково. Звуковую позицию не терять. Внимание ученика должно быть направлено на сцепление гласных между собой. Тогда будет правильно организован и поток согласных , которые надо произносить быстро и чётко.

Подведение итогов

П.: подведём итоги нашего занятия. Нурай , как ты думаешь, удалось ли тебе справиться с заданиями на сегодняшнем уроке? (ученица анализирует свою работу на уроке). Сегодня мы большое внимание уделили развитию речевого аппарата, работали над согласными и гласными звуками в упражнениях, скороговорках, работали над дыханием, звуковедением.

И так, навык артикуляции включает в себя:

- отчётливое и грамотное произношение звуков и слов

- умение соблюдать единую манеру артикуляции для всех гласных

- умение максимально растягивать гласные и коротко произносить согласные звуки в любом темпе

Формулировка домашнего задания вместе с учеником.

 (Домашнее задание записывается в дневник)

Домашнее задание будет таким – перед зеркалом выразительно проговаривать текст песни, обращая внимание на то. Чтобы гласные звуки не укорачивались за счёт чёткой артикуляции согласных.

Спасибо за урок. Ты сегодня большая молодец. До встречи!



Список литературы:

Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение» Ростов- на –Дону» 2007 г.

Дмитриев Л. Б. « Основы вокальной методики» - Москва, Музыка. 1968 г.

Егорычева М. И. «Упражнения для развития вокальной техники». Киев. 1980 г.

Емельянов В. В. «Развитие голоса. Координация и тренинг». Спб. 1996 г.

Зебряк Т. « Музыкальные скороговорки» - Кифара. 2006 г.

Стулова Г. Н. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению». «Прометей». 1992 г.














Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ