Дистанционные образовательные
технологии
Бокина Айгуль
Заркановна
КГУ «Дом юнешества»Управления
образования ВКО
Дистанционные
образовательные технологии – это ряд образовательных технологий,
реализуемых с применением современных информационных и
телекоммуникационных технологий, при этом взаимодействие между
педагогом и учащимся осуществляет опосредовано (на расстоянии).
Основа образовательного процесса с использованием дистанционных
технологий заключается в целенаправленной самостоятельной работе
учащегося. Процесс получения знания может осуществляться в любое
удобное для учащегося время, в индивидуальном темпе и вне
зависимости от места его нахождения.
Цель внедрения дистанционных образовательных
технологий в систему образования заключается в обеспечении
доступности качественного образования для всех слоев населения.
В настоящее время дистанционные технологии активно применяются в
различных направлениях профессионального образования, а также в
старших классах школы. Использование дистанционных образовательных
технологий в профессиональном образовании позволяет получать
необходимое образование вне зависимости от возраста, семейного
положения, без отрыва от работы и т.д. Также возможно получить
дополнительное образование, пройти курсы повышения квалификации и
переквалификации. В старших классах школы применение дистанционных
образовательных технологий дает учащимся возможность значительно
повысить уровень своих знаний, получить дополнительные знания сверх
тех, что преподают в школе по определенным
предметам.
Положительные и отрицательные стороны
дистанционных образовательных технологий
Дистанционные образовательные технологии имеют
как положительные, так и отрицательные стороны их
применения.
Положительные стороны применения дистанционных
образовательных технологий:
-
Возможность обучения в индивидуальном темпе,
самостоятельно определяя время и скорость изучения
дисциплин.
-
Гибкость и свобода, предоставляемая технологий,
позволяет учащимся сформировать индивидуальную программу,
наполненную теми дисциплинами, которые, по мнению учащегося,
наиболее важны для изучения.
-
Доступность. Возможность обучаться вне
зависимости от времени и места нахождения.
-
Мобильность. Процесс взаимодействия с педагогом
осуществляется при необходимости и по конкретному
вопросу.
-
Технологичность. Использование в образовательном
процессе современных и актуальных
технологий.
-
Социальное равноправие. Предоставление равных
возможностей получения образования вне зависимости от пола,
возраста, национальности, места проживания, состояния здоровья и
т.д.
-
Творчество. Комфортные условия для творческого
самовыражения каждого учащегося.
-
Объективность. Разнообразные формы контроля
позволяют оценить знания учащегося с разных сторон, а их количество
позволяет осуществлять промежуточную аттестацию в автоматическом
режиме, без участия преподавателя.
Несмотря на многочисленные положительные моменты
применения дистанционных образовательных
технологий, имеется ряд отрицательных
сторон:
-
Основа обучения – самостоятельное усвоение
знаний. Не все учащиеся владеют навыками самообразования, что
требует дополнительного контроля со стороны образовательного
учреждения.
-
Неумения правильно организовать свою учебную
работу, распределит учебное время и изучаемый
материал.
-
Необходимость проверки знаний зачастую в очном
режиме.
-
Для
учащихся, имеющихся проблемы со здоровьем исключение «живого»
контакта с преподавателями является отрицательным моментом, так как
довольно часто это единственная связь с внешним
миром.
Виды дистанционных образовательных
технологий
В
зависимости от цели образовательного процесса и условий
образовательного учреждения, выделяют следующие виды дистанционных
образовательных технологий.
Комплексные
кейс-технологии.
Данная группа дистанционных образовательных
технологий основана на самостоятельном изучении мультимедийных и
печатных учебно-методических материалов, представленных в форме
кейса и включающих в себя лекции, семинары, тренинги и т.д. Каждый
кейс представляет собой завершенный программно-методический
комплекс, где все материалы взаимосвязаны между собой и образуют
единое целое.
Компьютерные сетевые
технологии.
Эта
группа дистанционных образовательных технологий характеризуется
использование разнообразных компьютерных обучающих программ,
электронных учебников и электронной методической литературы,
которые учащиеся могут пользоваться в процессе обучения.
Представленные материалы находятся в открытом доступе в сети
Интернет или локальной сети учебного
заведения.
Дистанционные технологии, использующие
телевизионные сети и спутниковые каналы передачи
данных.
В
основу данной технологии положен принцип деления дисциплины на
модули (зет), каждый из которых представляет собой законченный
блок, по итогу изучения которого учащийся проходит промежуточный
контроль качества своих знаний и усвоения модуля. Для того, чтобы
сдать предмет и получить по нему зачет, необходимо закончить
положительно все модули дисциплины. В заключении по дисциплине
проводится итоговый электронный тест.
Дистанционные образовательные технологии
предусматривают осуществление следующих видов мониторинга усвоенных
знаний:
лекционное тестирование (по итогам прослушанных
лекций в конкретном модуле);
индивидуальный компьютерный тренинг (ИКТ),
представляет собой комплекс тестовых заданий из разных модулей
дисциплины, а также небольшие практические задания
(задачи);
модульное тестирование, предусматривает
прохождение электронного теста по итогам пройденного
модуля;
письменный экзамен и экзаменационное тестирование
по результатам изучения дисциплины.