Материалдар / Доклад "Роль трудового обучения в выборе профессии"
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Доклад "Роль трудового обучения в выборе профессии"

Материал туралы қысқаша түсінік
Проблема формирования конкурентоспособной личности является актуальной, т.к. очень часто выпускники школ оказываются не готовыми к взрослой жизни. Первоначальному выбору профессии принадлежит особенно важная роль. Это объясняется вступлением в трудовую жизнь, часто вызывает серьёзную психологическую перестройку человека. В реальной жизни выбор профессии обусловлен действием многих факторов, как внешних, так и внутренних.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
12 Қараша 2018
490
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Управление образования Акмолинской области

ГУ «Отдел образования Аршалынского района»

ГУ «Константиновская средняя школа»


Доклад на тему :




Роль трудового обучения в профессии



Подготовила :Гричуха Т.Б.






2016 год.



















Проблема формирования конкурентоспособной личности является актуальной, т.к. очень часто выпускники школ оказываются не готовыми к взрослой жизни.

Первоначальному выбору профессии принадлежит особенно важная роль. Это объясняется вступлением в трудовую жизнь, часто вызывает серьёзную психологическую перестройку человека. В реальной жизни выбор профессии обусловлен действием многих факторов, как внешних, так и внутренних. Велика роль родителей, сверстников, средств массовой информации, престижность профессии, социальных условий, сформированности личности, наличие определённых знаний, опыта.

Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются ученики – это выбор профессии. Вопрос «Кем стать?» задает себе каждый выпускник школы. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться, и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, целостным установкам и , наконец , требования, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

В связи с этим одна из целей моей работы была определена это -оказание помощи ученикам, определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм своих действий, создания условий для личностного развития школьника и его самоопределения в выборе профессии в процессе обучения .

Для обеспечения помощи учащимся в сознательном выборе профессии на уроках и во внеурочное время целесообразно знакомить школьников с различными видами изобразительного искусства и профессиями, связанными с этим видом деятельности, изучать склонности, особенности и профессиональные интересы учащихся, консультировать учащихся по вопросам связанных с продолжением образования и трудоустройством.

Данная цель достигается через личностно -ориентированный подход к ученику, развивающее обучение личности.

Главная цель такого обучения – развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений. Считаю, что личностно ориентированный подход – одно из обязательных условий успеха формирования профессиональной мотивации школьника в процессе обучения. Необходимо, чтобы эта подготовка непрерывно дополнялась и совершенствовалась, в том числе и через обновление содержания технического творчества и развитие профессионального мышления.

Давно замечено, что наиболее успешно совершенствуют квалификацию, осваивают профессию и приобщаются к рационализаторской деятельности те молодые люди, которые занимались творчеством еще в школе, чьи творческие способности получили необходимое развитие в процессе обучения и овладения профессией.

Чтобы отвечать современным требованиям будущий специалист помимо усвоения необходимых профессиональных знаний, должен уметь управлять, научиться системно мыслить, преодолевать инерцию мышления, выявлять и разрешать возникающие технические противоречия, генерировать нестандартные технические идеи, овладевать навыками многовариантного решения задач и их объективной оценки. Знание основ изобразительного и технического творчества, развитие профессионального мышления и опыт решения реальных творческих задач формируют у обучающихся уверенность в необходимости изучения всех дисциплин учебного плана. В процессе обучения творчеству формируется потребность в саморазвитии профессиональному мышлению, смелости мысли, стремлению к самоутверждению, что обеспечивает обучающимся в будущем возможность реализовать себя при работе в новых социально-экономических условиях.

Профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.В этих условиях нацеленность подготовки на воспитание общей культуры личности, как конечный результат на развитие творческого начала школьников, является одним из непременных приоритетов в профессиональной ориентации обучающихся.

Главная задача - не подготовка школьников по конкретной специальности, а формирование личности готовой правильно осуществить выбор профессии, осознать значение мобильности профессиональных функций в условиях научно-технического прогресса и конкурентной борьбы.Творить, дерзать, искать - удел молодых, пытливых, знающих.Привить понятие, что молодой человек нужен государству не просто любой, а с полюбившейся ему профессией, которая отвечает всем возможностям - одна из задач учителя изобразительного искусства. Профориентация  -помощь, оказываемая личности в использовании её индивидуальных особенностей, предоставление человеку возможностей развивать их так, чтобы с одной стороны он был полезен обществу, а с другой достиг бы личных устремлений. Цель профориентации - оказание обучающимся поддержки в принятии решения о выборе профиля дальнейшего обучения. Направления дальнейшего образования, а также создания условий для повышения готовности подростка к социальному и культурному самоопределению и саморазвитию. Не правильно выбранная профессия - страдает он сам и страдает государство. Надо найти себя.

Задача учителя – оказание помощи ребёнку выявить способности и талант и направить его в нужное русло по выбору профессии для своей души и общества в целом. Наше общество нуждается в талантливых профессиональных рабочих, архитекторах, инженерах, конструкторах, педагогах, дизайнерах, художниках и других специалистах.

Из выше сказанного вытекают задачи профориентационной работы на уроках ИЗО:

- оказание помощь школьникам в самопознании и саморазвитии творческих способностей;

- организация систематическое ознакомление с содержанием профессий;

- изучение личности школьника, его профессиональные интересы, намерения, возможности, способности;

- организация разнообразных видов деятельности.

Таким образом, область искусства (изобразительного) так же как и другие области образовательной программы позволяют школьнику раскрыть свои способности и определить возможности в собственной профессиональной деятельности. Выбор профессии” играет значимую роль в самоопределении и социальной адаптации учащихся и является основой в их профессиональной ориентации.

Исходя из вышеизложенного при работе с обучающимися на уроках наряду с общими целями и задачами по предмету, мною как учителем изобразительного искусства решаются сопутствующие задачи по выборе профессии посредствам диагностической, развивающей, обучающей и просветительской деятельности. Основная цель профработы на уроках изобразительного искусства-выбор направления профессиональной деятельности - сформировать готовность обучающихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.

В ходе занятий мною решаются следующие задачи: обобщение у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере связанных с непосредственно творческой деятельностью; формирование знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку; развитие представления о областях деятельности человека связанных с творческими профессиями и потребности в самовоспитании, саморазвитии и самореализации; воспитание уважения к  человеку творческих профессий.

Уже в начальных классах мы начинаем знакомить школьников с ремёслами и профессиями, говорим о их особенностях описываем действия и манипуляции производимые тем или иным специалистами. Со средними и старшими школьниками исходя из тематики включаются задания практического плана:

- эскиз дизайна своей комнаты, кухни, гостиной и т.п.;

- пейзаж современного города, города будущего;

- эскиз макияжа, причёски, одежды;

- эскиз собственной визитной карточки, рекламного баннера и т.п. при условии что вы работаете по определённой профессии (перечень профессий предлагается на выбор, или строго определён) и т. д.

Такая работа на уроках ИЗО достаточно важное требующее внимания перспективное направление т.к. это помогает подросткам определить свои интересы, склонности и способности, состояние здоровья, волевые качества, познакомиться с новыми профессиями и узнать их особенности. И самое главное определиться в выборе направления дальнейшего профиля обучения.

   Уроки, которые я провожу,  носят художественную направленность. С точки зрения психологии для того, чтобы ребенок запомнил материал его нужно заинтересовать, вызвать эмоции, как правило,  мы помним то, что взволновало, пусть даже это отрицательные эмоции. Разнообразие форм, методов, приемов, средств, позволяет проводить уроки,  на которых дети с большим интересом и успехом  выполняют творческие работы. Бесспорно, мое мнение, можно блестяще знать методику преподавания изобразительного искусства  и не уметь при этом рисовать самому педагогу, что недопустимо в преподавании нашего предмета. Так вот если на уроке присутствует работа, рисунок, живопись самого педагога, это бесспорно вызывает интерес и эмоции, ученик тоже хочет выполнить также или, что-то подобное. Учитель должен уметь выполнять педагогический рисунок на доске, который почему то в училище назывался методический, с чем я больше согласна.  Программы, составленные мной по кружковой работе  позволяют проводить уроки с использованием разнообразных материалов и техник. Так,  например мы используем графику; графитный карандаш, тушь и палочка, рисуем монотипию, акварель по сырой бумаге, работаем квиллингом и оригами, занимаемся росписью и  многое другое. Учащиеся с большим желанием занимаются различными видами деятельности. Мои ученики независимо от темы и материала самостоятельно решают,  как правило, что они будут рисовать и какими средствами будет достигнута задача. Конечно, мы не отходим от программы обучения, однако одну и туже тему можно преподать по -  разному, в чем и заключается  умение педагога работать с детьми. Четко зная и понимая, что должны за урок выполнить учащиеся, они обязательно это сделают, так как задачу осознали, сами поставили себе,  понимают для чего. Почти всегда учащиеся могут оценить свою проделанную работу и работу других учеников. Учитель должен видеть и понимать отношение детей к уроку, к учителю, так на своих уроках мы делаем выставку работ, где дети сами себе ставят оценки, причем не один ученик, следующий,  если не согласен ставит рядом оценку, а так же высказывают свое мнение.  Что и называется сейчас рефлексией.  Принцип природосообразности еще  никто не отменял, у каждого ученика свои способности, возможности, но желание творить есть у каждого ребенка, по крайней мере,  я это наблюдаю у себя на уроках и кружковой работе.   Использую различную методическую литературу имеющуюся у себя лично, в школе, электронные издания  и конечно же сеть «интернет». В современном мире знаний и море знаний необходимо детям давать не готовую информацию, а научить находить эту информацию. Так часто я предлагаю детям тему урока (например, натюрморт), а они сами находят по мере возможности материал, причем не один источник, а несколько выбирают необходимый материал, сравнивают различные точки зрения и готовят презентацию либо доклад. Применяя поисково-исследовательские технологии,   учащиеся развивают  навыки самостоятельности, ответственности перед классным коллективом, познавательные интересы. Достигнутое самостоятельно никогда не забывается. Уроки изобразительного искусства и кружковая работа носят художественно-творческую направленность. Я бы назвала данную дисциплину художественный труд. На кружке я пытаюсь создать ситуацию успеха, в меру возможностей и способностей,  как учеников, так и своих. Считаю, что огромную роль играет материальная база, которая, оставляет желать лучшего. Так, как это не парадоксально  у учащихся нет элементарных материалов, просто  нет возможности приобрести в семье акриловые краски,  масляные, фанеру, крагис, рамки для картин и т.д. И поэтому стараюсь брать более доступные материалы (природные, бросовые). Разработан ряд уроков по работе с этим материалом. Вместе со своими учениками учусь и я, постоянно собирая всевозможные материалы, систематизирую их, выполняю наглядность и сами изделия. Только после этого можно проводить полноценный урок и внеурочную деятельность. Учащиеся  с интересом выполняют работы из необычных материалов, неоднократно участвовали в выставках декоративно-прикладного творчества в районном доме детского творчества, занимая призовые места. К сожалению,  пока только на районном уровне.  С огромным желанием участвуют при оформлении школьных праздников.  Итак,  создать условия для творческого процесса, что нужно для этого: разнообразие форм и методов, материалов. Квиллинг, флористика, бумажная пластика, яичная скорлупа, папье-маше, глина, резьба по дереву, металлопластика, аппликация из различных материалов, различные виды мозаики; народные росписи России.   Гжель, Хохлома, дымковская игрушка, городецкая роспись. По этому виду деятельности разработан ряд уроков, изготовлена наглядность. Скажете много? Как важно первое изделие! Как серьезно нужно продумать все до мелочей: чтобы не подвел инструмент, не остановила работу нехватка материала.

Необходимо создавать доброжелательную обстановку и благоприятные  условия для творческой работы. А возможно это при учете возрастных особенностей ребенка и естественно при соответствующей оснащенности учебного процесса. Обстановка уважения созданная на занятиях. Учитель должен выступать в качестве консультанта, товарища ставить задачу так, чтобы ребенок понимал, важность и нужность того, что он делает. На протяжении своей педагогической деятельности я убедилась, не бывает «плохих» детей, если ребенок осознает, для чего ему нужна данная тема соответственно нет необходимости применять различные педагогические средства, сам все сделает по мере своих способностей и с удовольствием. Так приходя на урок и объявляя тему,  я в первую очередь спрашиваю,  для чего мы будем это делать, а уже затем учащиеся ставят перед собой задачи. Как мы будем делать, как проще, удобнее. Очень помогает в развитии технологического и культурного кругозора учащихся  совместное просматривание и обсуждение  материала, что приемлемо, а что нет, что можно применить в своем ремесле, а что не по силам..

Творческий процесс всегда сопровождается положительными эмоциями. Это способствует развитию профессионального мышления и интереса, увлеченности в работе, формирует положительную мотивацию учения в целом. Значение эмоций и чувств в жизни и деятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают к деятельности, помогают преодолевать трудности в учении, работе, способствуют развитию творческого потенциала.

Развивая творческие способности обучающихся следует ориентироваться на развитие следующих параметров:

оригинальность мысли, возможность получения ответов, далеко идущих дальше привычных;

быстрота и плавность возникновения необычных ассоциативных связей;

восприимчивость к проблеме, ее непривычное оригинальное решение;

беглость мысли – количество ассоциаций, идей, возникающих в единицу времени;

способность найти новые непривычные функции объекта или его частей.

Следует отметить, что развитие творчества невозможно при традиционном обучении, ориентированном только на репродуктивное усвоение знаний обучающихся. Только разнообразие форм и методов урочной и внеурочной работы создают условия для развития творческих способностей. Способность и готовность к творчеству становятся важнейшей чертой современной личности, современного высококвалифицированного специалиста.

Большие возможности по формированию у обучающихся устойчивого интереса к избранной профессии, развитию профессионального мышления и творческих способностей дает кружковая работа, как часть воспитательного процесса, неразрывно связанного с учебной деятельностью.

Кружковая работа позволяет знакомить обучающихся с алгоритмом изобретательства, приобретать навыки и знания из других сопутствующих профессий, и совершенствовать свой профессиональных уровень.

Активное включение обучающихся в процесс изготовления учебно-наглядных пособий для уроков производственного обучения (плакаты, чертежи, макеты, стенды и др.), повышает их профессиональный уровень, учит работать творчески и самостоятельно; развивает такие черты личности как уважительное отношение к труду, добросовестность, инициативность. Известно, что все дети любят играть, но не все любят учиться. А можно ли совместить приятное с полезным? На кружке «Валер» это возможно! Его ребенок воспринимает как игру, причем тем более увлекательную, чем серьезнее к ней относят­ся взрослые. Ребенок в воображении поднимается до их уровня, на­чинает представлять, будто занят настоящим, нужным обществу делом.
Между тем, так оно и есть. Изображая что-либо, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, ибо функционирование мелкой мо­торики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующий ре­бенок и рассуждает логичнее, и подмечает больше, и слушает внимательнее по сравнению со сверстником-неумехой. В нашем кружке этот раз­рыв становится просто поразительным, т.к. самостихийное детское творчество введено в организованное русло. Опытный педагог должен не толь­ко учить школьников правильно отображать окружающую действитель­ность, но и расширять детский кругозор, способствовать привитию морально-этических норм. А уж говорить о том, что занятия изобразительным искусством облегчают ребенку постиже­ние школьных премудростей, например математики (развивают пространственное воображение, абстрактное мышление), и совсем не стоит: это очевидно.

Не всякий, занимающийся в кружке «Валер», выберет профессию художника, но всякий станет творческой личностью, то есть приобретет умение думать и выра­жать свои мысли и чувства в достаточно оригинальной форме. Я убеждена, что нет людей бесталанных — есть те, кто не сумел проявить природный талант. Помочь ребенку обна­ружить свои способности — наша задача. 

Свобода учителя заключается в том, что определенным должен быть только результат обучения, а каким путем пойдет учитель к его достижению - секрет его мастерства.

Я люблю свой предмет , по-настоящему верю в истину, красоту, доброту, справедливость. Если ко мне обратятся с вопросом: « Кто вы ? « Отвечу с гордостью: « Я – учитель ».





Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!