379.321
Омирбекова
Айгерим Еркинбековна,
преподаватель
физики и астрономии,
отделение
туризма и технологии организации предприятий
питания
бакалавр
естествознания,
Колледж
индустрии туризма и гостеприимства
Республика
Казахстан, г.Алматы
Omirbekova
Aygerim
Erkinbekovna
The college of industry
of hospitality and tourism
The Republic of
Kazakhstan
Almaty city
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПОСРЕДСТВОМ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК МОЩНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ
Дети выбирают
то, что близко их природе, что отвечает их потребностям,
удовлетворяет интересы. Проектная деятельность обучающихся является одним из
методов развивающего обучения, направленная на выработку
самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор
и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных
результатов). Проектная деятельность также способствует развитию
творческих способностей и логического мышления, объединяет знания,
полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным
жизненно важным проблемам.
Ключевые слова:
проектная деятельность, дополнительное образование, личностный
потенциал, творческое развитие, педагогические технологии,
внеурочная деятельность.
ADDITIONAL EDUCATION BY MEANS OF DESIGN
ACTIVITY OF STUDENTS AS A POWERFUL TOOL OF DEVELOPMENT OF THE
PERSONALITY
Children choose what is close to their
nature, meets their requirements, and satisfies interests. Design
activity of students is one of methods of the developing training,
directed to development of independent research abilities(statement
of a problem, data collection and processing, carrying out
experiments, the analysis of the received results). Design activity
also contributes to the development of creative abilities and
logical thinking, unites knowledge gained during educational
process and attaches to specific vital
problems.
Key words: design activity, additional
education, personal potential, creative development, pedagogical
technologies, extracurricular
activities.
Изменения в
современном мире настолько существенны, что формирование личности
ребенка сейчас проходит более интенсивно уже с первых месяцев
жизни. Нынешние родители с полугодовалого возраста записывают своих
детей в центры раннего развития для познания мира именно с опытными
педагогами. Посещая детские сады, дополнительно изучают ментальную
арифметику, а в школьном возрасте посещают различного вида кружки.
И дети, которые это делают еще и с интересом приобретут самые
важные компетенции, необходимые для общения с людьми и для
устойчивого развития. Ведь человечество с уверенностью не может сказать, что
его ждет в будущем, какие знания могут понадобиться человеку через
несколько десятков лет.
Дополнительное образование обладает большими
возможностями для совершенствования общего образования и позволяет
полнее использовать потенциал обучающегося за счет углубления,
расширения и применения полученных знаний. В процессе такого
образования неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для
каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и
укреплении его личностного достоинства.[1,
стр.76]
В нашем колледже система дополнительного
образования действует как педагогическая структура,
которая:
-
обеспечивает психологический комфорт для всех
обучающихся и личностную значимость каждого
обучающегося;
-
дает шанс каждому открыть себя как
личность;
-
налаживает взаимоотношения всех субъектов
дополнительного образования на принципах реального
гуманизма;
-
побуждает обучающихся к саморазвитию
и самовоспитанию, к самооценке
и самоанализу.
Основная цель
мероприятий заключается в том, чтобы готовить подрастающее
поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые
предоставляет жизнь. С моей точки зрения, той способностью, которая
позволяет эффективно реализовать эту цель, является проектная
деятельность.
Многочисленные
исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом,
показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе,
искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом
мышления.
Важнейшим
признаком метода проектов, отражающим его сущность, является
самостоятельность деятельности обучающихся. Самостоятельность
определяется, с одной стороны, имеющейся возможностью
самостоятельного выбора пути решения задачи, проявить свои
способности в проектной деятельности, с другой стороны, личностной
мотивацией выполнения проекта. Метод проектов всегда предполагает
целенаправленное использование определённой совокупности
учебно-познавательных средств, которые позволяют решить ту или иную
проблему в результате самостоятельных действий
обучающихся.
Другой
важнейшей стороной деятельности при выполнении проектов является -
креативность. Она связана с постановкой проблемы и поисками путей
её решения, которые инициируют активную мыслительную деятельность.
Поиски решения проблемы нередко приводят к оригинальным,
нестандартным путям и способам деятельности и результатам, которые,
в свою очередь, стимулируют новые познавательные потребности и
интересы. Таким образом, работа над проектом всегда инициирует
развитие творческих способностей
обучающихся.
Я, как
преподаватель физики, предмета, который требует объяснения явлений
через исследование, тоже применяю этот метод, как на уроке, так и
внеурочное время, и на внеклассных мероприятиях. А также занимаюсь
подготовкой студентов к городским конкурсам научных проектов в
секции «Юные исследователи».
Цель данной
секции:
-
научить ставить
цели, планировать деятельность, распределять функции и
ответственность, критически мыслить, достигать значимые
результаты;
-
формировать
способности выделять важное.
студенты
секции «Юные исследователи»
Срок обучения
в данной секции 2 года. Так как с третьего и четвертого курса
обучающиеся колледжа находятся на практике.
Основные
направления, по которым осуществляется проектная
деятельность:
- Экология. В
данном направлений обучающиеся выбирают темы, которые направлены на
защиту окружающей среды, исследование влияния окружающей среды
(например, влажности воздуха) на обучающихся
колледжа.
- Физика. В
данном направлений обучающиеся работают над темами, связанными с
физическими явлениями.
Студенты
секции участвуют на ежегодном конкурсе научных проектов
«ТURAN SCIENCE».
рис.1. Участие
в городском конкурсе научных работ «ТURAN
SCIENCE».
Для
обучающихся проект - это возможность максимального раскрытия своего
творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет
проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы,
приложить свои знания, принести пользу, показать публично
достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение
интересной проблемы, сформулированной самими студентами. Результат
этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит
практический характер и значим для самих открывателей. А для
преподавателя учебный проект - это интегративное дидактическое
средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет
вырабатывать и развивать специфические умения и навыки
проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование
деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и
самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение
академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая
деятельность.
Студенты с
особым интересом выбирают темы проектов, проводят исследовательские
работы, такие как интервью, анкетирование, а также лабораторно-
практические работы среди своих
сверстников.
Последовательность работы над
проектом
Стадия
работы над проектом
|
Содержание работы
|
Деятельность
учащихся
|
Деятельность
учителя
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Подготовка
|
Определение темы и целей проекта, его
исходного положения. Подбор рабочей группы
|
Обсуждают тему проекта с учителем и
получают при необходимости дополнительную
информацию
|
Знакомит со смыслом проектного подхода
и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта.
Наблюдает за работой учеников.
|
Планирование
|
а)
Определение источников необходимой информации.
б)
Определение способов сбора и анализа информации.
в)
Определение способа представления результатов (формы
проекта)
г)
Установление процедур и критериев оценки результатов
проекта.
д) Распределение задач (обязанностей)
между членами рабочей группы
|
Формируют задачи проекта. Вырабатывают
план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха
проектной деятельности.
|
Предлагает идеи, высказывает
предположения. Наблюдает за работой учащихся.
|
Исследование
|
1.Сбор и уточнение информации (основные
инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и
т.п.)
2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение
альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
3.Выбор оптимального варианта хода
проекта.
4.Поэтапное выполнение
исследовательских задач проекта
|
Поэтапно выполняют задачи
проекта
|
Наблюдает, советует, косвенно руководит
деятельностью учащихся
|
Выводы
|
Анализ информации. Формулирование
выводов
|
Выполняют исследование и работают над
проектом, анализируя информацию. Оформляют проект
|
Наблюдает, советует (по просьбе
учащихся)
|
Представление (защита) проекта и оценка
его результатов
|
Подготовка отчета о ходе выполнения
проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы
отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов,
письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых
результатов (успехов и неудач) и причин этого
|
Представляют проект, участвуют в его
коллективном самоанализе и оценке.
|
Слушает, задает целесообразные вопросы
в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс
анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность,
качество использования источников, потенциал продолжения
проекта
|
Наша команда
во главе заместителя директора по научно- учебной работе Ириной
Викторовной признаны самой лучшей командой в городе Алматы по
привлечению студентов колледжей к научной
деятельности.
Только
правильно организованная работа окажет положительное воздействие на
обучающихся, будет способствовать самостоятельному получению знаний
и опыта из непосредственного общения с реальной жизнью, развивая у
них умения работать с постоянно меняющейся информацией,
самостоятельность, критическое мышление, инициативу. Если студент
постоянно будет заниматься проектной деятельностью, то в настоящей
взрослой жизни он окажется более приспособленным, сумеет
планировать собственную деятельность, ориентироваться в
разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, то
есть адаптироваться к окружающим
условиям.
Список литературы:
-
Как сделать хорошую школу?!М.В.Левит, Москва
2000
-
Концепция развития дополнительного образования
детей //[Электронный ресурс] / Режим доступа
https://rg.ru/
-
Сулейманова, Н.И. Дополнительное образование –
залог успешности вашего ребенка Н.И.
Сулейманова // [Электронный ресурс] / Режим
доступаhttp://yandex.ru/clck/