Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз

Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Интенсив по развитию функциональной грамотности обучающихся"
Г. Тараз
КГУ Средняя школа № 47
Учитель русского языка и литературы
Алашбаева Эльмира Орынбасаоовна
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
"Интенсив по развитию функциональной грамотности обучающихся"
Алматы 2025 жыл
УДК 379
ББК 74.262.27
Ж 19
Г. Тараз
КГУ Средняя школа № 47
Учитель русского языка и литературы
Алашбаева Эльмира Орынбасаоовна
– Алматы: редакция «Білім әлемі», 2025 г.
Комментаторы:
Преподаватель Казахского национального женского педагогического университета, к. п. н., и. о. ассоциированного профессора
Карсыбаева Раиса Канабековна Кандидат кафедры
«Педагогика и психология» Казахского государственного женского педагогического университета Текесбаева Анар
ISBN 978 - 601 - 341 - 501 – 14
Предлагаемый учебник, несомненно, является новаторским и требованием к преподавателю-новатору в области образования, отвечающему современным требованиям. Главная задача перед преподавателем-формирование образованной, компетентной, конкурентоспособной личности, которая, постоянно совершенствуя методы и приемы обучения и осваивая новые педагогические технологии, создает светлое будущее нашей страны.
Освоение новых технологий благотворно влияет на формирование профессионального, духовного, гражданского и многих других человеческих качеств учителя, способствует саморазвитию и эффективной организации учебного процесса. На сегодняшний день, с применением инновационных методов и информационных технологий, Основной целью является повышение интеллекта, поисковости, заинтересованности, активизации учащихся.
УДК 379
ББК 74.262.27
Ж 19
ISBN 978 - 601 - 341 - 501 – 14
© Алашбаева Эльмира Орынбасаоовна
© ИП «Білім әлемі»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
Развитие функциональной грамотности становится важнейшей задачей современного образования. Учитывая динамичные изменения в обществе и на рынке труда, учащиеся должны обладать не только базовыми знаниями, но и умением применять их в реальных жизненных ситуациях. Эта программа направлена на формирование у обучающихся способности к самостоятельному решению задач, критическому мышлению и адаптации к меняющемуся миру.
2. Научно-методический уровень
Программа основывается на последних исследованиях в области педагогики и психологии, а также на современных методах преподавания, включая проектное обучение, методы критического и аналитического мышления. В разработке программы использованы материалы ведущих отечественных и зарубежных ученых в области развития функциональной грамотности и компетенций XXI века.
3. Новизна программы
Новизна программы заключается в интеграции традиционных подходов к обучению с инновационными методами работы, ориентированными на реальное применение знаний в жизненных ситуациях. В программе предусмотрены уникальные методики, направленные на активизацию мыслительных процессов учащихся и развитие их креативности и самостоятельности.
4. Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она предоставляет учащимся возможность систематически развивать ключевые компетенции, необходимые для успешного обучения и социализации в обществе. Методический подход программы включает использование интерактивных и развивающих технологий, что способствует высокому уровню вовлеченности и мотивации учеников.
5. Теоретическая значимость
Теоретическая значимость программы заключается в расширении существующих теоретических подходов к формированию функциональной грамотности, а также в углублении понимания взаимодействия между когнитивными, мотивационными и социальными аспектами образовательного процесса. Программа вносит вклад в развитие теории образования в контексте новых вызовов и потребностей современного мира.
6. Практическая значимость
Практическая значимость программы заключается в том, что она помогает школьникам и студентам развить необходимые для успешной карьеры и жизни навыки, такие как умение решать задачи, работать в команде, критически осмысливать информацию и принимать взвешенные решения. Программа имеет гибкую структуру, что позволяет адаптировать ее к различным условиям образовательных учреждений.
7. Цели программы:
-
Формирование у обучающихся умения применять знания в различных жизненных ситуациях.
-
Развитие критического мышления и аналитических навыков.
-
Содействие в освоении ключевых компетенций, необходимых для эффективной социальной и профессиональной адаптации.
-
Формирование навыков самостоятельного поиска и обработки информации.
Задачи программы:
-
Обеспечить учащихся методиками для решения задач на основе анализа и синтеза.
-
Развивать умение работать с информацией, оценивать ее достоверность и применимость.
-
Подготовить учащихся к активному участию в социальных и профессиональных процессах.
-
Развивать навыки взаимодействия и сотрудничества в группах.
-
Повысить уровень самоконтроля и саморегуляции учащихся.
-
Обучить учащихся самостоятельному поиску информации и ее анализу.
-
Стимулировать интерес к саморазвитию и непрерывному обучению.
-
Развить способность обучающихся к рефлексии и самооценке.
8. Ожидаемые результаты программы и способы их проверки:
Ожидаемые результаты:
-
Повышение уровня функциональной грамотности обучающихся.
-
Развитие критического и аналитического мышления.
-
Повышение активности учащихся в решении практических задач.
-
Укрепление навыков работы с различными источниками информации.
Способы проверки:
-
Тестирование и анкетирование обучающихся на протяжении курса.
-
Оценка выполнения практических заданий.
-
Анализ проектов и исследовательских работ учащихся.
-
Проведение итоговых презентаций и обсуждений.
-
Использование портфолио для отслеживания прогресса учащихся.
9. Апробация программы
Программа была апробирована в ряде образовательных учреждений, и показала положительные результаты. В процессе апробации были учтены отзывы преподавателей и учащихся, что позволило внести необходимые коррективы в содержание и методику преподавания.
10. Информационно-методический отдел
Информационно-методический отдел программы включает:
-
Преподавательские материалы, учебные пособия и методические рекомендации.
-
Электронные ресурсы и онлайн-платформы для самообучения.
-
Система обратной связи для консультаций и разъяснений.
-
Контроль и оценка усвоения материала с помощью тестов и заданий.
-
Методические семинары для преподавателей.
-
Ресурсы для дополнительного обучения и профессиональной переподготовки педагогов.
11. Методические указания к организации обучения
Методические указания предполагают использование интегрированного подхода, который включает разнообразие методов, включая групповые и индивидуальные формы работы, проекты, интерактивные задания, а также использование современных информационных технологий. Занятия должны быть организованы в формате семинаров, тренингов, практических занятий, а также самостоятельных исследований и обсуждений.
12. Нормативный раздел
Программа соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам и нормативам, установленным Министерством образования РФ. Вся документация соответствует требованиям к организации образовательного процесса в сфере общего образования.
Стабилизация-содержательный раздел
№ |
Темы |
часы |
1 |
Введение в функциональную грамотность и язык (2 часа) |
1- час |
2 |
|
1- час |
3 |
|
1- час |
4 |
|
1- час |
5 |
Грамматическая грамотность: основы морфологии (4 часа) |
1- час |
6 |
|
1- час |
7 |
|
1- час |
8 |
|
1- час |
9 |
|
1- час |
10 |
Синтаксис: построение предложений (4 часа) |
1- час |
11 |
|
1- час |
12 |
|
1- час |
13 |
|
1- час |
14 |
|
1- час |
15 |
Орфография и пунктуация (4 часа) |
1- час |
16 |
|
1- час |
17 |
|
1- час |
18 |
|
1- час |
19 |
|
1- час |
20 |
Лексическая грамотность: значение слов и их употребление (3 часа) |
1- час |
21 |
|
1- час |
22 |
|
1- час |
23 |
|
1- час |
24 |
|
1- час |
25 |
Чтение и понимание текстов (4 часа) |
1- час |
26 |
|
1- час |
27 |
|
1- час |
28 |
|
1- час |
29 |
|
1- час |
30 |
Развитие письменной речи (4 часа) |
1- час |
31 |
|
1- час |
32 |
|
1- час |
33 |
|
1- час |
34 |
|
1- час |
УЧЕБНЫЙ РАЗДЕЛ
Ф. И. О. педагога |
|
||||||
Дата: |
|
||||||
Урок |
1 |
||||||
Класс: |
Количество участников: - количество неучастников: |
Количество участников: - количество неучастников: |
|||||
Тема урока |
Введение в функциональную грамотность и язык |
||||||
Цель обучения, достигаемая на уроке |
Формирование у обучающихся умения применять знания в различных жизненных ситуациях. |
||||||
Цель урока |
Развитие критического мышления и аналитических навыков. |
||||||
Ход урока |
|||||||
Этапы урока |
Учебная деятельность учителя |
Действия учащегося |
Оценка |
Ресурсы |
|
||
Начало урока |
Организационный этап.
приветствие учащихся, инвентаризация, проверка готовности к уроку, привлечение внимания к уроку.
Дети будут проинформированы о теме и цели урока. |
Ученик готовится к уроку Знает цель и тему урока. |
|
|
|
||
Середина урока |
Задание 1: Определение функциональной грамотностиЦель: Понять, что такое функциональная грамотность и как она связана с реальной жизнью. Инструкция:
Пример текста для чтения: Функциональная грамотность — это способность человека использовать знания и навыки для решения повседневных задач. Это включает в себя не только знание языка, но и умение читать, писать, анализировать информацию, а также применять эти навыки в разных сферах жизни, таких как работа, учеба, личные дела и взаимодействие с окружающим миром. Ожидаемый результат: Ученики должны определить ключевые аспекты функциональной грамотности, понять, что важно не только знание языка, но и способность применять его для решения реальных задач. Задание 2: Связь языка с функциональной грамотностьюЦель: Понять, как язык помогает человеку быть функционально грамотным, и развить навыки анализа текстов. Инструкция:
Пример текста для анализа: Инструкция по использованию устройства: чтобы включить устройство, нажмите кнопку питания, расположенную на правой стороне. После этого дождитесь звукового сигнала, который подтвердит включение. Для выключения удерживайте кнопку в течение пяти секунд. Ожидаемый результат: Ученики должны осознать, как грамматические конструкции и лексика (например, глаголы действия, указания и временные формы) влияют на понимание текста и выполнения инструкций. |
Выполняет поставленную задачу. Дополнительные данные накапливает. Получает знания, ориентированные на результат. |
ОО:»светофор" ОО:»парная оценка" ОО: "почему?» |
|
|
||
Конец урока 5 мин |
Подведение итогов. Вспомните и расскажите о хороших качествах, которые вы узнали на сегодняшнем уроке. |
Дает обратную связь на уроке |
|
|
|
Ф. И. О. педагога |
|
||||||
Дата: |
|
||||||
Урок |
1 |
||||||
Класс: |
Количество участников: - количество неучастников: |
Количество участников: - количество неучастников: |
|||||
Тема урока |
Важность грамотности для успешного общения и саморазвития.? |
||||||
Цель обучения, достигаемая на уроке |
Формирование у обучающихся умения применять знания в различных жизненных ситуациях. |
||||||
Цель урока |
Развитие критического мышления и аналитических навыков. |
||||||
Ход урока |
|||||||
Этапы урока |
Учебная деятельность учителя |
Действия учащегося |
Оценка |
Ресурсы |
|
||
Начало урока |
Организационный этап.
приветствие учащихся, инвентаризация, проверка готовности к уроку, привлечение внимания к уроку.
Дети будут проинформированы о теме и цели урока. |
Ученик готовится к уроку Знает цель и тему урока. |
|
|
|
||
Середина урока |
Задание 2: Важность грамотности для успешного общения и саморазвитияЦель: Осознать, как грамотность влияет на способность человека эффективно общаться, развивать свои навыки и достигать успеха в различных сферах жизни. Инструкция:
Грамотность — это не только знание правил языка, но и способность эффективно использовать их для решения повседневных задач. В современном мире успешное общение требует от человека умения ясно и точно излагать свои мысли, правильно воспринимать информацию и понимать окружающих. Грамотность важна не только в учебе и на работе, но и в личной жизни: от умения вести диалог до способности принимать участие в общественной жизни и решении коллективных проблем. Без грамотности трудно достичь высокого уровня саморазвития, ведь для освоения новых знаний и навыков необходимо умение правильно воспринимать и передавать информацию.
Ожидаемый результат: Ученики должны понять, что грамотность — это не только формальные знания, но и ключевой инструмент для успешного общения и личностного роста. Умение грамотно строить речь, воспринимать информацию и правильно ее передавать помогает достигать успехов в учебе, профессиональной сфере и личной жизни. |
Выполняет поставленную задачу. Дополнительные данные накапливает. Получает знания, ориентированные на результат. |
ОО:»светофор" ОО:»парная оценка" ОО: "почему?» |
|
|
||
Конец урока 5 мин |
Подведение итогов. Вспомните и расскажите о хороших качествах, которые вы узнали на сегодняшнем уроке. |
Дает обратную связь на уроке |
|
|
|
Ф. И. О. педагога |
|
||||||
Дата: |
|
||||||
Урок |
1 |
||||||
Класс: |
Количество участников: - количество неучастников: |
Количество участников: - количество неучастников: |
|||||
Тема урока |
Введение в структуру языка: фонетика, морфология, синтаксис, лексика. |
||||||
Цель обучения, достигаемая на уроке |
Формирование у обучающихся умения применять знания в различных жизненных ситуациях. |
||||||
Цель урока |
Развитие критического мышления и аналитических навыков. |
||||||
Ход урока |
|||||||
Этапы урока |
Учебная деятельность учителя |
Действия учащегося |
Оценка |
Ресурсы |
|
||
Начало урока |
Организационный этап.
приветствие учащихся, инвентаризация, проверка готовности к уроку, привлечение внимания к уроку.
Дети будут проинформированы о теме и цели урока. |
Ученик готовится к уроку Знает цель и тему урока. |
|
|
|
||
Середина урока |
Задание 1: Введение в структуру языка (Фонетика, Морфология, Синтаксис, Лексика)Цель: Ознакомить с основными компонентами структуры языка и понять их роль в создании смыслов и построении предложений. Инструкция:
Русский язык состоит из нескольких ключевых компонентов, каждый из которых играет важную роль в построении и восприятии текста. Эти компоненты включают:
Ожидаемый
результат: Задание 2: Анализ структуры предложения (Фонетика, Морфология, Синтаксис, Лексика)Цель: Научиться анализировать текст с точки зрения фонетики, морфологии, синтаксиса и лексики. Инструкция:
"Летним утром в парке дети играли в мяч, весело смеясь."
Ожидаемый
результат: |
Выполняет поставленную задачу. Дополнительные данные накапливает. Получает знания, ориентированные на результат. |
ОО:»светофор" ОО:»парная оценка" ОО: "почему?» |
|
|
||
Конец урока 5 мин |
Подведение итогов. Вспомните и расскажите о хороших качествах, которые вы узнали на сегодняшнем уроке. |
Дает обратную связь на уроке |
|
|
|
Ф. И. О. педагога |
|
||||||
Дата: |
|
||||||
Урок |
1 |
||||||
Класс: |
Количество участников: - количество неучастников: |
Количество участников: - количество неучастников: |
|||||
Тема урока |
Грамматическая грамотность: основы морфологии |
||||||
Цель обучения, достигаемая на уроке |
Формирование у обучающихся умения применять знания в различных жизненных ситуациях. |
||||||
Цель урока |
Развитие критического мышления и аналитических навыков. |
||||||
Ход урока |
|||||||
Этапы урока |
Учебная деятельность учителя |
Действия учащегося |
Оценка |
Ресурсы |
|
||
Начало урока |
Организационный этап.
приветствие учащихся, инвентаризация, проверка готовности к уроку, привлечение внимания к уроку.
Дети будут проинформированы о теме и цели урока. |
Ученик готовится к уроку Знает цель и тему урока. |
|
|
|
||
Середина урока |
Задание 1: Основы морфологии — Части речиЦель: Ознакомить с основами морфологии, объяснить, как различаются части речи и какие морфологические характеристики они имеют. Инструкция:
"Маленькая девочка быстро бежала по зелёной траве и с улыбкой смотрела на голубое небо."
Ожидаемый
результат: Задание 2: Морфологический анализ словЦель: Развить навыки морфологического анализа слов, определить их грамматические формы и признаки. Инструкция:
Ожидаемый
результат: |
Выполняет поставленную задачу. Дополнительные данные накапливает. Получает знания, ориентированные на результат. |
ОО:»светофор" ОО:»парная оценка" ОО: "почему?» |
|
|
||
Конец урока 5 мин |
Подведение итогов. Вспомните и расскажите о хороших качествах, которые вы узнали на сегодняшнем уроке. |
Дает обратную связь на уроке |
|
|
|
Ф. И. О. педагога |
|
||||||
Дата: |
|
||||||
Урок |
1 |
||||||
Класс: |
Количество участников: - количество неучастников: |
Количество участников: - количество неучастников: |
|||||
Тема урока |
Употребление слов в различных контекстах |
||||||
Цель обучения, достигаемая на уроке |
Формирование у обучающихся умения применять знания в различных жизненных ситуациях. |
||||||
Цель урока |
Развитие критического мышления и аналитических навыков. |
||||||
Ход урока |
|||||||
Этапы урока |
Учебная деятельность учителя |
Действия учащегося |
Оценка |
Ресурсы |
|
||
Начало урока |
Организационный этап.
приветствие учащихся, инвентаризация, проверка готовности к уроку, привлечение внимания к уроку.
Дети будут проинформированы о теме и цели урока. |
Ученик готовится к уроку Знает цель и тему урока. |
|
|
|
||
Середина урока |
Задание 1: Употребление слов в различных контекстахЦель: Развить навыки правильного употребления слов в различных контекстах, понять их значение в зависимости от ситуации. Инструкция:
Ожидаемый
результат: Задание 2: Синонимы и контекстЦель: Научить правильно подбирать синонимы в зависимости от контекста и понимать их различия. Инструкция:
Ожидаемый
результат: |
Выполняет поставленную задачу. Дополнительные данные накапливает. Получает знания, ориентированные на результат. |
ОО:»светофор" ОО:»парная оценка" ОО: "почему?» |
|
|
||
Конец урока 5 мин |
Подведение итогов. Вспомните и расскажите о хороших качествах, которые вы узнали на сегодняшнем уроке. |
Дает обратную связь на уроке |
|
|
|
Ф. И. О. педагога |
|
||||||
Дата: |
|
||||||
Урок |
1 |
||||||
Класс: |
Количество участников: - количество неучастников: |
Количество участников: - количество неучастников: |
|||||
Тема урока |
Формы слов: склонение, спряжение, образование форм. |
||||||
Цель обучения, достигаемая на уроке |
Формирование у обучающихся умения применять знания в различных жизненных ситуациях. |
||||||
Цель урока |
Развитие критического мышления и аналитических навыков. |
||||||
Ход урока |
|||||||
Этапы урока |
Учебная деятельность учителя |
Действия учащегося |
Оценка |
Ресурсы |
|
||
Начало урока |
Организационный этап.
приветствие учащихся, инвентаризация, проверка готовности к уроку, привлечение внимания к уроку.
Дети будут проинформированы о теме и цели урока. |
Ученик готовится к уроку Знает цель и тему урока. |
|
|
|
||
Середина урока |
Задание 2: Формы слов — склонение, спряжение, образование формЦель: Развить навыки анализа форм слов, их склонения и спряжения, а также научить образовывать различные формы слов. Инструкция:
Существительные:
Глаголы:
Прилагательные:
Ожидаемый результат: Ученики должны научиться анализировать формы слов, правильно склонять существительные, спрягать глаголы и согласовывать прилагательные с существительными. Задание поможет развить навыки работы с формами слов в контексте предложений и улучшить грамотность в языке. |
Выполняет поставленную задачу. Дополнительные данные накапливает. Получает знания, ориентированные на результат. |
ОО:»светофор" ОО:»парная оценка" ОО: "почему?» |
|
|
||
Конец урока 5 мин |
Подведение итогов. Вспомните и расскажите о хороших качествах, которые вы узнали на сегодняшнем уроке. |
Дает обратную связь на уроке |
|
|
|
Ф. И. О. педагога |
|
||||||
Дата: |
|
||||||
Урок |
1 |
||||||
Класс: |
Количество участников: - количество неучастников: |
Количество участников: - количество неучастников: |
|||||
Тема урока |
Практика на определение частей речи в тексте. |
||||||
Цель обучения, достигаемая на уроке |
Формирование у обучающихся умения применять знания в различных жизненных ситуациях. |
||||||
Цель урока |
Развитие критического мышления и аналитических навыков. |
||||||
Ход урока |
|||||||
Этапы урока |
Учебная деятельность учителя |
Действия учащегося |
Оценка |
Ресурсы |
|
||
Начало урока |
Организационный этап.
приветствие учащихся, инвентаризация, проверка готовности к уроку, привлечение внимания к уроку.
Дети будут проинформированы о теме и цели урока. |
Ученик готовится к уроку Знает цель и тему урока. |
|
|
|
||
Середина урока |
Задание 1: Определение частей речи в текстеЦель: Научить определять части речи в предложениях и правильно анализировать текст. Инструкция:
Текст: "Маленькая девочка быстро бегала по дорожке. Она была очень рада встрече с друзьями. Погода была ясной и тёплой."
Ожидаемый
результат: Задание 2: Практика на определение частей речиЦель: Развить навыки определения частей речи в тексте и понимания их грамматической структуры. Инструкция:
"Сегодня утром я быстро пошел в магазин за свежими фруктами."
Ожидаемый
результат: |
Выполняет поставленную задачу. Дополнительные данные накапливает. Получает знания, ориентированные на результат. |
ОО:»светофор" ОО:»парная оценка" ОО: "почему?» |
|
|
||
Конец урока 5 мин |
Подведение итогов. Вспомните и расскажите о хороших качествах, которые вы узнали на сегодняшнем уроке. |
Дает обратную связь на уроке |
|
|
|
Ф. И. О. педагога |
|
||||||
Дата: |
|
||||||
Урок |
1 |
||||||
Класс: |
Количество участников: - количество неучастников: |
Количество участников: - количество неучастников: |
|||||
Тема урока |
Синтаксис: построение предложений |
||||||
Цель обучения, достигаемая на уроке |
Формирование у обучающихся умения применять знания в различных жизненных ситуациях. |
||||||
Цель урока |
Развитие критического мышления и аналитических навыков. |
||||||
Ход урока |
|||||||
Этапы урока |
Учебная деятельность учителя |
Действия учащегося |
Оценка |
Ресурсы |
|
||
Начало урока |
Организационный этап.
приветствие учащихся, инвентаризация, проверка готовности к уроку, привлечение внимания к уроку.
Дети будут проинформированы о теме и цели урока. |
Ученик готовится к уроку Знает цель и тему урока. |
|
|
|
||
Середина урока |
Задание 1: Синтаксис — Построение предложенийЦель: Развить навыки построения различных типов предложений с учетом синтаксических правил. Инструкция:
Ожидаемый
результат: Задание 2: Синтаксис — Построение сложных предложенийЦель: Научиться строить сложные предложения, используя различные синтаксические конструкции (например, сложносочиненные и сложноподчиненные). Инструкция:
Ожидаемый
результат: |
Выполняет поставленную задачу. Дополнительные данные накапливает. Получает знания, ориентированные на результат. |
ОО:»светофор" ОО:»парная оценка" ОО: "почему?» |
|
|
||
Конец урока 5 мин |
Подведение итогов. Вспомните и расскажите о хороших качествах, которые вы узнали на сегодняшнем уроке. |
Дает обратную связь на уроке |
|
|
|
Ф. И. О. педагога |
|
||||||
Дата: |
|
||||||
Урок |
1 |
||||||
Класс: |
Количество участников: - количество неучастников: |
Количество участников: - количество неучастников: |
|||||
Тема урока |
Структура предложения: грамматические основы |
||||||
Цель обучения, достигаемая на уроке |
Формирование у обучающихся умения применять знания в различных жизненных ситуациях. |
||||||
Цель урока |
Развитие критического мышления и аналитических навыков. |
||||||
Ход урока |
|||||||
Этапы урока |
Учебная деятельность учителя |
Действия учащегося |
Оценка |
Ресурсы |
|
||
Начало урока |
Организационный этап.
приветствие учащихся, инвентаризация, проверка готовности к уроку, привлечение внимания к уроку.
Дети будут проинформированы о теме и цели урока. |
Ученик готовится к уроку Знает цель и тему урока. |
|
|
|
||
Середина урока |
Задание 1: Структура предложения — Грамматические основыЦель: Научить выделять грамматические основы предложения и понимать их структуру. Инструкция:
Ожидаемый
результат: Задание 2: Структура предложения — Определение грамматических основЦель: Развить навыки выделения грамматической основы в более сложных предложениях. Инструкция:
Ожидаемый
результат: |
Выполняет поставленную задачу. Дополнительные данные накапливает. Получает знания, ориентированные на результат. |
ОО:»светофор" ОО:»парная оценка" ОО: "почему?» |
|
|
||
Конец урока 5 мин |
Подведение итогов. Вспомните и расскажите о хороших качествах, которые вы узнали на сегодняшнем уроке. |
Дает обратную связь на уроке |
|
|
|
Ф. И. О. педагога |
|
||||||
Дата: |
|
||||||
Урок |
1 |
||||||
Класс: |
Количество участников: - количество неучастников: |
Количество участников: - количество неучастников: |
|||||
Тема урока |
Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. |
||||||
Цель обучения, достигаемая на уроке |
Формирование у обучающихся умения применять знания в различных жизненных ситуациях. |
||||||
Цель урока |
Развитие критического мышления и аналитических навыков. |
||||||
Ход урока |
|||||||
Этапы урока |
Учебная деятельность учителя |
Действия учащегося |
Оценка |
Ресурсы |
|
||
Начало урока |
Организационный этап.
приветствие учащихся, инвентаризация, проверка готовности к уроку, привлечение внимания к уроку.
Дети будут проинформированы о теме и цели урока. |
Ученик готовится к уроку Знает цель и тему урока. |
|
|
|
||
Середина урока |
Задание 1: Сложносочинённые и сложноподчинённые предложенияЦель: Научить различать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, а также правильно строить такие предложения. Инструкция:
Ожидаемый
результат: Задание 2: Построение сложносочинённых и сложноподчинённых предложенийЦель: Практиковать в построении сложных предложений, различая типы связи и союзы. Инструкция:
Ожидаемый
результат: |
Выполняет поставленную задачу. Дополнительные данные накапливает. Получает знания, ориентированные на результат. |
ОО:»светофор" ОО:»парная оценка" ОО: "почему?» |
|
|
||
Конец урока 5 мин |
Подведение итогов. Вспомните и расскажите о хороших качествах, которые вы узнали на сегодняшнем уроке. |
Дает обратную связь на уроке |
|
|
|
Ф. И. О. педагога |
|
||||||
Дата: |
|
||||||
Урок |
1 |
||||||
Класс: |
Количество участников: - количество неучастников: |
Количество участников: - количество неучастников: |
|||||
Тема урока |
Правильное использование знаков препинания |
||||||
Цель обучения, достигаемая на уроке |
Формирование у обучающихся умения применять знания в различных жизненных ситуациях. |
||||||
Цель урока |
Развитие критического мышления и аналитических навыков. |
||||||
Ход урока |
|||||||
Этапы урока |
Учебная деятельность учителя |
Действия учащегося |
Оценка |
Ресурсы |
|
||
Начало урока |
Организационный этап.
приветствие учащихся, инвентаризация, проверка готовности к уроку, привлечение внимания к уроку.
Дети будут проинформированы о теме и цели урока. |
Ученик готовится к уроку Знает цель и тему урока. |
|
|
|
||
Середина урока |
Задание 1: Правильное использование знаков препинанияЦель: Научить правильно использовать знаки препинания в различных типах предложений. Инструкция:
Ожидаемый
результат: Задание 2: Использование знаков препинания в сложных предложенияхЦель: Развить навыки правильного использования знаков препинания в сложных предложениях. Инструкция:
Ожидаемый
результат: |
Выполняет поставленную задачу. Дополнительные данные накапливает. Получает знания, ориентированные на результат. |
ОО:»светофор" ОО:»парная оценка" ОО: "почему?» |
|
|
||
Конец урока 5 мин |
Подведение итогов. Вспомните и расскажите о хороших качествах, которые вы узнали на сегодняшнем уроке. |
Дает обратную связь на уроке |
|
|
|
Ф. И. О. педагога |
|
||||||
Дата: |
|
||||||
Урок |
1 |
||||||
Класс: |
Количество участников: - количество неучастников: |
Количество участников: - количество неучастников: |
|||||
Тема урока |
Речевые ошибки и их устранение. |
||||||
Цель обучения, достигаемая на уроке |
Формирование у обучающихся умения применять знания в различных жизненных ситуациях. |
||||||
Цель урока |
Развитие критического мышления и аналитических навыков. |
||||||
Ход урока |
|||||||
Этапы урока |
Учебная деятельность учителя |
Действия учащегося |
Оценка |
Ресурсы |
|
||
Начало урока |
Организационный этап.
приветствие учащихся, инвентаризация, проверка готовности к уроку, привлечение внимания к уроку.
Дети будут проинформированы о теме и цели урока. |
Ученик готовится к уроку Знает цель и тему урока. |
|
|
|
||
Середина урока |
Задание 1: Речевые ошибки и их устранениеЦель: Научить выявлять и устранять речевые ошибки, улучшать речевую грамотность. Инструкция:
Ожидаемый
результат: Задание 2: Устранение речевых ошибок в текстеЦель: Практиковать выявление и исправление речевых ошибок в тексте. Инструкция:
"Сегодня вечером я надеюсь, что вы будете счастливы, и завтра вы будете улыбаться снова. Мы с ним обсуждали это не один раз."
Ожидаемый
результат: |
Выполняет поставленную задачу. Дополнительные данные накапливает. Получает знания, ориентированные на результат. |
ОО:»светофор" ОО:»парная оценка" ОО: "почему?» |
|
|
||
Конец урока 5 мин |
Подведение итогов. Вспомните и расскажите о хороших качествах, которые вы узнали на сегодняшнем уроке. |
Дает обратную связь на уроке |
|
|
|
Ф. И. О. педагога |
|
||||||
Дата: |
|
||||||
Урок |
1 |
||||||
Класс: |
Количество участников: - количество неучастников: |
Количество участников: - количество неучастников: |
|||||
Тема урока |
Орфография и пунктуация |
||||||
Цель обучения, достигаемая на уроке |
Формирование у обучающихся умения применять знания в различных жизненных ситуациях. |
||||||
Цель урока |
Развитие критического мышления и аналитических навыков. |
||||||
Ход урока |
|||||||
Этапы урока |
Учебная деятельность учителя |
Действия учащегося |
Оценка |
Ресурсы |
|
||
Начало урока |
Организационный этап.
приветствие учащихся, инвентаризация, проверка готовности к уроку, привлечение внимания к уроку.
Дети будут проинформированы о теме и цели урока. |
Ученик готовится к уроку Знает цель и тему урока. |
|
|
|
||
Середина урока |
Задание 1: Орфография — Правильное написание словЦель: Научить правильно писать слова, учитывая орфографические правила. Инструкция:
Ожидаемый
результат: Задание 2: Пунктуация — Правильное использование знаков препинанияЦель: Научиться правильно использовать знаки препинания в предложениях. Инструкция:
Ожидаемый
результат: |
Выполняет поставленную задачу. Дополнительные данные накапливает. Получает знания, ориентированные на результат. |
ОО:»светофор" ОО:»парная оценка" ОО: "почему?» |
|
|
||
Конец урока 5 мин |
Подведение итогов. Вспомните и расскажите о хороших качествах, которые вы узнали на сегодняшнем уроке. |
Дает обратную связь на уроке |
|
|
|
Ф. И. О. педагога |
|
||||||
Дата: |
|
||||||
Урок |
1 |
||||||
Класс: |
Количество участников: - количество неучастников: |
Количество участников: - количество неучастников: |
|||||
Тема урока |
Основные правила орфографии русского языка |
||||||
Цель обучения, достигаемая на уроке |
Формирование у обучающихся умения применять знания в различных жизненных ситуациях. |
||||||
Цель урока |
Развитие критического мышления и аналитических навыков. |
||||||
Ход урока |
|||||||
Этапы урока |
Учебная деятельность учителя |
Действия учащегося |
Оценка |
Ресурсы |
|
||
Начало урока |
Организационный этап.
приветствие учащихся, инвентаризация, проверка готовности к уроку, привлечение внимания к уроку.
Дети будут проинформированы о теме и цели урока. |
Ученик готовится к уроку Знает цель и тему урока. |
|
|
|
||
Середина урока |
Задание 1: Основные правила орфографии русского языкаЦель: Научить применять основные правила орфографии для правильного написания слов. Инструкция:
Объяснение:
Ожидаемый
результат: Задание 2: Основные правила орфографииЦель: Практиковать правильное написание слов с учётом орфографических норм. Инструкция:
Объяснение:
Ожидаемый
результат: |
Выполняет поставленную задачу. Дополнительные данные накапливает. Получает знания, ориентированные на результат. |
ОО:»светофор" ОО:»парная оценка" ОО: "почему?» |
|
|
||
Конец урока 5 мин |
Подведение итогов. Вспомните и расскажите о хороших качествах, которые вы узнали на сегодняшнем уроке. |
Дает обратную связь на уроке |
|
|
|
Ф. И. О. педагога |
|
||||||
Дата: |
|
||||||
Урок |
1 |
||||||
Класс: |
Количество участников: - количество неучастников: |
Количество участников: - количество неучастников: |
|||||
Тема урока |
Пунктуационные правила, использование запятых, точек, двоеточий и других знаков препинания |
||||||
Цель обучения, достигаемая на уроке |
Формирование у обучающихся умения применять знания в различных жизненных ситуациях. |
||||||
Цель урока |
Развитие критического мышления и аналитических навыков. |
||||||
Ход урока |
|||||||
Этапы урока |
Учебная деятельность учителя |
Действия учащегося |
Оценка |
Ресурсы |
|
||
Начало урока |
Организационный этап.
приветствие учащихся, инвентаризация, проверка готовности к уроку, привлечение внимания к уроку.
Дети будут проинформированы о теме и цели урока. |
Ученик готовится к уроку Знает цель и тему урока. |
|
|
|
||
Середина урока |
Задание 1: Пунктуационные правила — использование запятых, точек, двоеточий и других знаков препинанияЦель: Научиться правильно использовать основные знаки препинания в предложениях. Инструкция:
Объяснение:
Ожидаемый
результат: Задание 2: Пунктуационные правила — использование запятых и других знаков препинанияЦель: Углубить знания в правильном использовании различных знаков препинания. Инструкция:
Объяснение:
Ожидаемый
результат: |
Выполняет поставленную задачу. Дополнительные данные накапливает. Получает знания, ориентированные на результат. |
ОО:»светофор" ОО:»парная оценка" ОО: "почему?» |
|
|
||
Конец урока 5 мин |
Подведение итогов. Вспомните и расскажите о хороших качествах, которые вы узнали на сегодняшнем уроке. |
Дает обратную связь на уроке |
|
|
|
Ф. И. О. педагога |
|
||||||
Дата: |
|
||||||
Урок |
1 |
||||||
Класс: |
Количество участников: - количество неучастников: |
Количество участников: - количество неучастников: |
|||||
Тема урока |
Часто встречающиеся ошибки и способы их предотвращения. |
||||||
Цель обучения, достигаемая на уроке |
Формирование у обучающихся умения применять знания в различных жизненных ситуациях. |
||||||
Цель урока |
Развитие критического мышления и аналитических навыков. |
||||||
Ход урока |
|||||||
Этапы урока |
Учебная деятельность учителя |
Действия учащегося |
Оценка |
Ресурсы |
|
||
Начало урока |
Организационный этап.
приветствие учащихся, инвентаризация, проверка готовности к уроку, привлечение внимания к уроку.
Дети будут проинформированы о теме и цели урока. |
Ученик готовится к уроку Знает цель и тему урока. |
|
|
|
||
Середина урока |
Задание 1: Часто встречающиеся ошибки и способы их предотвращенияЦель: Научить выявлять часто встречающиеся ошибки в языке и способы их предотвращения. Инструкция:
Объяснение:
Ожидаемый
результат: Задание 2: Часто встречающиеся ошибки и способы их предотвращенияЦель: Практиковать в нахождении и исправлении часто встречающихся ошибок в языке. Инструкция:
Объяснение:
Ожидаемый
результат: |
Выполняет поставленную задачу. Дополнительные данные накапливает. Получает знания, ориентированные на результат. |
ОО:»светофор" ОО:»парная оценка" ОО: "почему?» |
|
|
||
Конец урока 5 мин |
Подведение итогов. Вспомните и расскажите о хороших качествах, которые вы узнали на сегодняшнем уроке. |
Дает обратную связь на уроке |
|
|
|
Ф. И. О. педагога |
|
||||||
Дата: |
|
||||||
Урок |
1 |
||||||
Класс: |
Количество участников: - количество неучастников: |
Количество участников: - количество неучастников: |
|||||
Тема урока |
Часто встречающиеся ошибки и способы их предотвращения. |
||||||
Цель обучения, достигаемая на уроке |
Формирование у обучающихся умения применять знания в различных жизненных ситуациях. |
||||||
Цель урока |
Развитие критического мышления и аналитических навыков. |
||||||
Ход урока |
|||||||
Этапы урока |
Учебная деятельность учителя |
Действия учащегося |
Оценка |
Ресурсы |
|
||
Начало урока |
Организационный этап.
приветствие учащихся, инвентаризация, проверка готовности к уроку, привлечение внимания к уроку.
Дети будут проинформированы о теме и цели урока. |
Ученик готовится к уроку Знает цель и тему урока. |
|
|
|
||
Середина урока |
Задание 1: Практика — Написание текстов с учетом орфографических и пунктуационных нормЦель: Научиться писать тексты, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Инструкция:
Ожидаемый
результат: Задание 2: Практика — Написание текста с учетом орфографических и пунктуационных нормЦель: Укрепить навыки соблюдения орфографических и пунктуационных норм при написании текста. Инструкция:
Ожидаемый
результат: |
Выполняет поставленную задачу. Дополнительные данные накапливает. Получает знания, ориентированные на результат. |
ОО:»светофор" ОО:»парная оценка" ОО: "почему?» |
|
|
||
Конец урока 5 мин |
Подведение итогов. Вспомните и расскажите о хороших качествах, которые вы узнали на сегодняшнем уроке. |
Дает обратную связь на уроке |
|
|
|
Ф. И. О. педагога |
|
||||||
Дата: |
|
||||||
Урок |
1 |
||||||
Класс: |
Количество участников: - количество неучастников: |
Количество участников: - количество неучастников: |
|||||
Тема урока |
Лексическая грамотность: значение слов и их употребление. |
||||||
Цель обучения, достигаемая на уроке |
Формирование у обучающихся умения применять знания в различных жизненных ситуациях. |
||||||
Цель урока |
Развитие критического мышления и аналитических навыков. |
||||||
Ход урока |
|||||||
Этапы урока |
Учебная деятельность учителя |
Действия учащегося |
Оценка |
Ресурсы |
|
||
Начало урока |
Организационный этап.
приветствие учащихся, инвентаризация, проверка готовности к уроку, привлечение внимания к уроку.
Дети будут проинформированы о теме и цели урока. |
Ученик готовится к уроку Знает цель и тему урока. |
|
|
|
||
Середина урока |
Задание 1: Лексическая грамотность — значение слов и их употреблениеЦель: Научиться правильно употреблять слова в контексте, учитывать их значение. Инструкция:
Объяснение:
Ожидаемый
результат: Задание 2: Лексическая грамотность — значение слов и их употреблениеЦель: Научиться различать и правильно употреблять слова с близкими значениями и омонимы. Инструкция:
Объяснение:
Ожидаемый
результат: |
Выполняет поставленную задачу. Дополнительные данные накапливает. Получает знания, ориентированные на результат. |
ОО:»светофор" ОО:»парная оценка" ОО: "почему?» |
|
|
||
Конец урока 5 мин |
Подведение итогов. Вспомните и расскажите о хороших качествах, которые вы узнали на сегодняшнем уроке. |
Дает обратную связь на уроке |
|
|
|
Ф. И. О. педагога |
|
||||||
Дата: |
|
||||||
Урок |
1 |
||||||
Класс: |
Количество участников: - количество неучастников: |
Количество участников: - количество неучастников: |
|||||
Тема урока |
Многозначность слов, синонимы, антонимы, омонимы. |
||||||
Цель обучения, достигаемая на уроке |
Формирование у обучающихся умения применять знания в различных жизненных ситуациях. |
||||||
Цель урока |
Развитие критического мышления и аналитических навыков. |
||||||
Ход урока |
|||||||
Этапы урока |
Учебная деятельность учителя |
Действия учащегося |
Оценка |
Ресурсы |
|
||
Начало урока |
Организационный этап.
приветствие учащихся, инвентаризация, проверка готовности к уроку, привлечение внимания к уроку.
Дети будут проинформированы о теме и цели урока. |
Ученик готовится к уроку Знает цель и тему урока. |
|
|
|
||
Середина урока |
Задание 1: Многозначность слов, синонимы, антонимы, омонимыЦель: Научиться правильно различать многозначность слов, синонимы, антонимы и омонимы, а также правильно употреблять их в контексте. Инструкция:
Объяснение:
Ожидаемый
результат: Задание 2: Многозначность слов, синонимы, антонимы, омонимыЦель: Практиковаться в различении многозначности слов, синонимов, антонимов и омонимов в языке. Инструкция:
Объяснение:
Ожидаемый
результат: |
Выполняет поставленную задачу. Дополнительные данные накапливает. Получает знания, ориентированные на результат. |
ОО:»светофор" ОО:»парная оценка" ОО: "почему?» |
|
|
||
Конец урока 5 мин |
Подведение итогов. Вспомните и расскажите о хороших качествах, которые вы узнали на сегодняшнем уроке. |
Дает обратную связь на уроке |
|
|
|
Ф. И. О. педагога |
|
||||||
Дата: |
|
||||||
Урок |
1 |
||||||
Класс: |
Количество участников: - количество неучастников: |
Количество участников: - количество неучастников: |
|||||
Тема урока |
Речевые обороты и их правильное использование. |
||||||
Цель обучения, достигаемая на уроке |
Формирование у обучающихся умения применять знания в различных жизненных ситуациях. |
||||||
Цель урока |
Развитие критического мышления и аналитических навыков. |
||||||
Ход урока |
|||||||
Этапы урока |
Учебная деятельность учителя |
Действия учащегося |
Оценка |
Ресурсы |
|
||
Начало урока |
Организационный этап.
приветствие учащихся, инвентаризация, проверка готовности к уроку, привлечение внимания к уроку.
Дети будут проинформированы о теме и цели урока. |
Ученик готовится к уроку Знает цель и тему урока. |
|
|
|
||
Середина урока |
Задание 1. Найдите и исправьте ошибки в употреблении речевых оборотовВ приведённых предложениях допущены ошибки в использовании речевых оборотов. Найдите их и исправьте.
Задание: Перепишите предложения, исправив ошибки. Задание 2. Подберите подходящий речевой оборотВставьте в предложения подходящий по смыслу речевой оборот из предложенного списка: (в силу, согласно, несмотря на, вследствие, благодаря)
Задание: Заполните пропуски правильными оборотами. |
Выполняет поставленную задачу. Дополнительные данные накапливает. Получает знания, ориентированные на результат. |
ОО:»светофор" ОО:»парная оценка" ОО: "почему?» |
|
|
||
Конец урока 5 мин |
Подведение итогов. Вспомните и расскажите о хороших качествах, которые вы узнали на сегодняшнем уроке. |
Дает обратную связь на уроке |
|
|
|
Ф. И. О. педагога |
|
||||||
Дата: |
|
||||||
Урок |
1 |
||||||
Класс: |
Количество участников: - количество неучастников: |
Количество участников: - количество неучастников: |
|||||
Тема урока |
Слово как средство выражения мыслей. |
||||||
Цель обучения, достигаемая на уроке |
Формирование у обучающихся умения применять знания в различных жизненных ситуациях. |
||||||
Цель урока |
Развитие критического мышления и аналитических навыков. |
||||||
Ход урока |
|||||||
Этапы урока |
Учебная деятельность учителя |
Действия учащегося |
Оценка |
Ресурсы |
|
||
Начало урока |
Организационный этап.
приветствие учащихся, инвентаризация, проверка готовности к уроку, привлечение внимания к уроку.
Дети будут проинформированы о теме и цели урока. |
Ученик готовится к уроку Знает цель и тему урока. |
|
|
|
||
Середина урока |
Задание 1. Теоретический
вопрос
Задание 2. Практическое
задание |
Выполняет поставленную задачу. Дополнительные данные накапливает. Получает знания, ориентированные на результат. |
ОО:»светофор" ОО:»парная оценка" ОО: "почему?» |
|
|
||
Конец урока 5 мин |
Подведение итогов. Вспомните и расскажите о хороших качествах, которые вы узнали на сегодняшнем уроке. |
Дает обратную связь на уроке |
|
|
|
Ф. И. О. педагога |
|
||||||
Дата: |
|
||||||
Урок |
1 |
||||||
Класс: |
Количество участников: - количество неучастников: |
Количество участников: - количество неучастников: |
|||||
Тема урока |
Практика: подбор синонимов и антонимов в тексте. |
||||||
Цель обучения, достигаемая на уроке |
Формирование у обучающихся умения применять знания в различных жизненных ситуациях. |
||||||
Цель урока |
Развитие критического мышления и аналитических навыков. |
||||||
Ход урока |
|||||||
Этапы урока |
Учебная деятельность учителя |
Действия учащегося |
Оценка |
Ресурсы |
|
||
Начало урока |
Организационный этап.
приветствие учащихся, инвентаризация, проверка готовности к уроку, привлечение внимания к уроку.
Дети будут проинформированы о теме и цели урока. |
Ученик готовится к уроку Знает цель и тему урока. |
|
|
|
||
Середина урока |
Задание 1. Подбор синонимовПрочитайте предложенный текст (или выберите небольшой отрывок самостоятельно).
Задание 2. Подбор антонимовПрочитайте текст и выделите в нём слова, имеющие противоположное значение.
Задание 3. Работа с контекстомВозьмите 3–4 предложения из текста и замените в них ключевые слова на их синонимы или антонимы.
|
Выполняет поставленную задачу. Дополнительные данные накапливает. Получает знания, ориентированные на результат. |
ОО:»светофор" ОО:»парная оценка" ОО: "почему?» |
|
|
||
Конец урока 5 мин |
Подведение итогов. Вспомните и расскажите о хороших качествах, которые вы узнали на сегодняшнем уроке. |
Дает обратную связь на уроке |
|
|
|
Ф. И. О. педагога |
|
||||||
Дата: |
|
||||||
Урок |
1 |
||||||
Класс: |
Количество участников: - количество неучастников: |
Количество участников: - количество неучастников: |
|||||
Тема урока |
Чтение и понимание текстов |
||||||
Цель обучения, достигаемая на уроке |
Формирование у обучающихся умения применять знания в различных жизненных ситуациях. |
||||||
Цель урока |
Развитие критического мышления и аналитических навыков. |
||||||
Ход урока |
|||||||
Этапы урока |
Учебная деятельность учителя |
Действия учащегося |
Оценка |
Ресурсы |
|
||
Начало урока |
Организационный этап.
приветствие учащихся, инвентаризация, проверка готовности к уроку, привлечение внимания к уроку.
Дети будут проинформированы о теме и цели урока. |
Ученик готовится к уроку Знает цель и тему урока. |
|
|
|
||
Середина урока |
Задание 1. Определение основной мысли текстаПрочитайте предложенный текст.
Задание 2. Работа с деталями текстаПрочитайте текст ещё раз и ответьте на вопросы:
Задание 3. Интерпретация и анализПроанализируйте текст:
|
Выполняет поставленную задачу. Дополнительные данные накапливает. Получает знания, ориентированные на результат. |
ОО:»светофор" ОО:»парная оценка" ОО: "почему?» |
|
|
||
Конец урока 5 мин |
Подведение итогов. Вспомните и расскажите о хороших качествах, которые вы узнали на сегодняшнем уроке. |
Дает обратную связь на уроке |
|
|
|
Ф. И. О. педагога |
|
||||||
Дата: |
|
||||||
Урок |
1 |
||||||
Класс: |
Количество участников: - количество неучастников: |
Количество участников: - количество неучастников: |
|||||
Тема урока |
Чтение и понимание текстов |
||||||
Цель обучения, достигаемая на уроке |
Формирование у обучающихся умения применять знания в различных жизненных ситуациях. |
||||||
Цель урока |
Развитие критического мышления и аналитических навыков. |
||||||
Ход урока |
|||||||
Этапы урока |
Учебная деятельность учителя |
Действия учащегося |
Оценка |
Ресурсы |
|
||
Начало урока |
Организационный этап.
приветствие учащихся, инвентаризация, проверка готовности к уроку, привлечение внимания к уроку.
Дети будут проинформированы о теме и цели урока. |
Ученик готовится к уроку Знает цель и тему урока. |
|
|
|
||
Середина урока |
Задание 1. Предварительное чтениеПрежде чем читать текст, ответьте на вопросы:
Прочитайте текст и проверьте свои предположения. Задание 2. Выделение главной информацииПрочитайте текст внимательно и выполните следующее:
Задание 3. Критическое осмысление и применениеПосле прочтения текста ответьте на вопросы:
|
Выполняет поставленную задачу. Дополнительные данные накапливает. Получает знания, ориентированные на результат. |
ОО:»светофор" ОО:»парная оценка" ОО: "почему?» |
|
|
||
Конец урока 5 мин |
Подведение итогов. Вспомните и расскажите о хороших качествах, которые вы узнали на сегодняшнем уроке. |
Дает обратную связь на уроке |
|
|
|
Ф. И. О. педагога |
|
||||||
Дата: |
|
||||||
Урок |
1 |
||||||
Класс: |
Количество участников: - количество неучастников: |
Количество участников: - количество неучастников: |
|||||
Тема урока |
Выделение главной мысли, анализ подтекста |
||||||
Цель обучения, достигаемая на уроке |
Формирование у обучающихся умения применять знания в различных жизненных ситуациях. |
||||||
Цель урока |
Развитие критического мышления и аналитических навыков. |
||||||
Ход урока |
|||||||
Этапы урока |
Учебная деятельность учителя |
Действия учащегося |
Оценка |
Ресурсы |
|
||
Начало урока |
Организационный этап.
приветствие учащихся, инвентаризация, проверка готовности к уроку, привлечение внимания к уроку.
Дети будут проинформированы о теме и цели урока. |
Ученик готовится к уроку Знает цель и тему урока. |
|
|
|
||
Середина урока |
Задание 1. Определение главной мыслиПрочитайте текст и ответьте на вопросы:
Задание 2. Анализ подтекстаПрочитайте текст ещё раз и попробуйте выявить скрытый смысл:
Задание 3. Применение анализаВыберите отрывок из текста и попробуйте переформулировать его:
|
Выполняет поставленную задачу. Дополнительные данные накапливает. Получает знания, ориентированные на результат. |
ОО:»светофор" ОО:»парная оценка" ОО: "почему?» |
|
|
||
Конец урока 5 мин |
Подведение итогов. Вспомните и расскажите о хороших качествах, которые вы узнали на сегодняшнем уроке. |
Дает обратную связь на уроке |
|
|
|
Ф. И. О. педагога |
|
||||||
Дата: |
|
||||||
Урок |
1 |
||||||
Класс: |
Количество участников: - количество неучастников: |
Количество участников: - количество неучастников: |
|||||
Тема урока |
Чтение различных жанров: художественная литература, публицистика, научные тексты. |
||||||
Цель обучения, достигаемая на уроке |
Формирование у обучающихся умения применять знания в различных жизненных ситуациях. |
||||||
Цель урока |
Развитие критического мышления и аналитических навыков. |
||||||
Ход урока |
|||||||
Этапы урока |
Учебная деятельность учителя |
Действия учащегося |
Оценка |
Ресурсы |
|
||
Начало урока |
Организационный этап.
приветствие учащихся, инвентаризация, проверка готовности к уроку, привлечение внимания к уроку.
Дети будут проинформированы о теме и цели урока. |
Ученик готовится к уроку Знает цель и тему урока. |
|
|
|
||
Середина урока |
Задание 1. Сравнение жанровПрочитайте три коротких текста — один художественный, один публицистический и один научный (можно выбрать самостоятельно).
Задание 2. Анализ структуры текстаВыберите текст одного жанра и разберите его структуру:
Задание 3. Преобразование текстаВозьмите небольшой отрывок из художественного, публицистического или научного текста и попробуйте преобразовать его в другой жанр.
|
Выполняет поставленную задачу. Дополнительные данные накапливает. Получает знания, ориентированные на результат. |
ОО:»светофор" ОО:»парная оценка" ОО: "почему?» |
|
|
||
Конец урока 5 мин |
Подведение итогов. Вспомните и расскажите о хороших качествах, которые вы узнали на сегодняшнем уроке. |
Дает обратную связь на уроке |
|
|
|
Ф. И. О. педагога |
|
||||||
Дата: |
|
||||||
Урок |
1 |
||||||
Класс: |
Количество участников: - количество неучастников: |
Количество участников: - количество неучастников: |
|||||
Тема урока |
Практика: чтение текстов и их анализ. |
||||||
Цель обучения, достигаемая на уроке |
Формирование у обучающихся умения применять знания в различных жизненных ситуациях. |
||||||
Цель урока |
Развитие критического мышления и аналитических навыков. |
||||||
Ход урока |
|||||||
Этапы урока |
Учебная деятельность учителя |
Действия учащегося |
Оценка |
Ресурсы |
|
||
Начало урока |
Организационный этап.
приветствие учащихся, инвентаризация, проверка готовности к уроку, привлечение внимания к уроку.
Дети будут проинформированы о теме и цели урока. |
Ученик готовится к уроку Знает цель и тему урока. |
|
|
|
||
Середина урока |
Задание 1. Определение темы и главной мыслиПрочитайте текст и ответьте на вопросы:
Задание 2. Анализ структуры текстаРазберите текст по следующим параметрам:
Задание 3. Критическое осмысление и выводы
|
Выполняет поставленную задачу. Дополнительные данные накапливает. Получает знания, ориентированные на результат. |
ОО:»светофор" ОО:»парная оценка" ОО: "почему?» |
|
|
||
Конец урока 5 мин |
Подведение итогов. Вспомните и расскажите о хороших качествах, которые вы узнали на сегодняшнем уроке. |
Дает обратную связь на уроке |
|
|
|
Ф. И. О. педагога |
|
||||||
Дата: |
|
||||||
Урок |
1 |
||||||
Класс: |
Количество участников: - количество неучастников: |
Количество участников: - количество неучастников: |
|||||
Тема урока |
Развитие письменной речи |
||||||
Цель обучения, достигаемая на уроке |
Формирование у обучающихся умения применять знания в различных жизненных ситуациях. |
||||||
Цель урока |
Развитие критического мышления и аналитических навыков. |
||||||
Ход урока |
|||||||
Этапы урока |
Учебная деятельность учителя |
Действия учащегося |
Оценка |
Ресурсы |
|
||
Начало урока |
Организационный этап.
приветствие учащихся, инвентаризация, проверка готовности к уроку, привлечение внимания к уроку.
Дети будут проинформированы о теме и цели урока. |
Ученик готовится к уроку Знает цель и тему урока. |
|
|
|
||
Середина урока |
Задание 1. Расширение словарного запасаНапишите небольшой текст (5–7 предложений) на тему «Мой идеальный день». Затем:
Задание 2. Составление связного текстаПрочитайте набор разрозненных предложений (можно взять любые предложения на заданную тему).
Задание 3. Написание мини-сочиненияНапишите короткое сочинение (7–10 предложений) на одну из тем:
После написания:
|
Выполняет поставленную задачу. Дополнительные данные накапливает. Получает знания, ориентированные на результат. |
ОО:»светофор" ОО:»парная оценка" ОО: "почему?» |
|
|
||
Конец урока 5 мин |
Подведение итогов. Вспомните и расскажите о хороших качествах, которые вы узнали на сегодняшнем уроке. |
Дает обратную связь на уроке |
|
|
|
Ф. И. О. педагога |
|
||||||
Дата: |
|
||||||
Урок |
1 |
||||||
Класс: |
Количество участников: - количество неучастников: |
Количество участников: - количество неучастников: |
|||||
Тема урока |
Структура текста: введение, основная часть, заключение. |
||||||
Цель обучения, достигаемая на уроке |
Формирование у обучающихся умения применять знания в различных жизненных ситуациях. |
||||||
Цель урока |
Развитие критического мышления и аналитических навыков. |
||||||
Ход урока |
|||||||
Этапы урока |
Учебная деятельность учителя |
Действия учащегося |
Оценка |
Ресурсы |
|
||
Начало урока |
Организационный этап.
приветствие учащихся, инвентаризация, проверка готовности к уроку, привлечение внимания к уроку.
Дети будут проинформированы о теме и цели урока. |
Ученик готовится к уроку Знает цель и тему урока. |
|
|
|
||
Середина урока |
Задание 1. Определение структуры текстаПрочитайте предложенный текст (или выберите самостоятельно) и разберите его структуру:
Задание 2. Восстановление структурыПеред вами текст, в котором абзацы перемешаны.
Задание 3. Написание связного текстаНапишите небольшой текст (8–10 предложений) по любой теме, соблюдая структуру:
После написания
проверьте: |
Выполняет поставленную задачу. Дополнительные данные накапливает. Получает знания, ориентированные на результат. |
ОО:»светофор" ОО:»парная оценка" ОО: "почему?» |
|
|
||
Конец урока 5 мин |
Подведение итогов. Вспомните и расскажите о хороших качествах, которые вы узнали на сегодняшнем уроке. |
Дает обратную связь на уроке |
|
|
|
Ф. И. О. педагога |
|
||||||
Дата: |
|
||||||
Урок |
1 |
||||||
Класс: |
Количество участников: - количество неучастников: |
Количество участников: - количество неучастников: |
|||||
Тема урока |
Структура текста: введение, основная часть, заключение. |
||||||
Цель обучения, достигаемая на уроке |
Формирование у обучающихся умения применять знания в различных жизненных ситуациях. |
||||||
Цель урока |
Развитие критического мышления и аналитических навыков. |
||||||
Ход урока |
|||||||
Этапы урока |
Учебная деятельность учителя |
Действия учащегося |
Оценка |
Ресурсы |
|
||
Начало урока |
Организационный этап.
приветствие учащихся, инвентаризация, проверка готовности к уроку, привлечение внимания к уроку.
Дети будут проинформированы о теме и цели урока. |
Ученик готовится к уроку Знает цель и тему урока. |
|
|
|
||
Середина урока |
Задание 1. Определение структуры текстаПрочитайте предложенный текст (или выберите самостоятельно) и разберите его структуру:
Задание 2. Восстановление структурыПеред вами текст, в котором абзацы перемешаны.
Задание 3. Написание связного текстаНапишите небольшой текст (8–10 предложений) по любой теме, соблюдая структуру:
После написания
проверьте: |
Выполняет поставленную задачу. Дополнительные данные накапливает. Получает знания, ориентированные на результат. |
ОО:»светофор" ОО:»парная оценка" ОО: "почему?» |
|
|
||
Конец урока 5 мин |
Подведение итогов. Вспомните и расскажите о хороших качествах, которые вы узнали на сегодняшнем уроке. |
Дает обратную связь на уроке |
|
|
|
Ф. И. О. педагога |
|
||||||
Дата: |
|
||||||
Урок |
1 |
||||||
Класс: |
Количество участников: - количество неучастников: |
Количество участников: - количество неучастников: |
|||||
Тема урока |
Советы по улучшению стиля и логики изложения.. |
||||||
Цель обучения, достигаемая на уроке |
Формирование у обучающихся умения применять знания в различных жизненных ситуациях. |
||||||
Цель урока |
Развитие критического мышления и аналитических навыков. |
||||||
Ход урока |
|||||||
Этапы урока |
Учебная деятельность учителя |
Действия учащегося |
Оценка |
Ресурсы |
|
||
Начало урока |
Организационный этап.
приветствие учащихся, инвентаризация, проверка готовности к уроку, привлечение внимания к уроку.
Дети будут проинформированы о теме и цели урока. |
Ученик готовится к уроку Знает цель и тему урока. |
|
|
|
||
Середина урока |
Задание 1. Работа с избыточностьюВозьмите свой текст (или предложенный отрывок) и:
Задание 2. Связность текстаПрочитайте текст и:
Задание 3. Улучшение выразительностиВозьмите 5–7 предложений и:
|
Выполняет поставленную задачу. Дополнительные данные накапливает. Получает знания, ориентированные на результат. |
ОО:»светофор" ОО:»парная оценка" ОО: "почему?» |
|
|
||
Конец урока 5 мин |
Подведение итогов. Вспомните и расскажите о хороших качествах, которые вы узнали на сегодняшнем уроке. |
Дает обратную связь на уроке |
|
|
|
Ф. И. О. педагога |
|
||||||
Дата: |
|
||||||
Урок |
1 |
||||||
Класс: |
Количество участников: - количество неучастников: |
Количество участников: - количество неучастников: |
|||||
Тема урока |
Практика: написание коротких эссе на предложенные темы... |
||||||
Цель обучения, достигаемая на уроке |
Формирование у обучающихся умения применять знания в различных жизненных ситуациях. |
||||||
Цель урока |
Развитие критического мышления и аналитических навыков. |
||||||
Ход урока |
|||||||
Этапы урока |
Учебная деятельность учителя |
Действия учащегося |
Оценка |
Ресурсы |
|
||
Начало урока |
Организационный этап.
приветствие учащихся, инвентаризация, проверка готовности к уроку, привлечение внимания к уроку.
Дети будут проинформированы о теме и цели урока. |
Ученик готовится к уроку Знает цель и тему урока. |
|
|
|
||
Середина урока |
Задание 1. Работа с избыточностьюВозьмите свой текст (или предложенный отрывок) и:
Задание 2. Связность текстаПрочитайте текст и:
Задание 3. Улучшение выразительностиВозьмите 5–7 предложений и:
|
Выполняет поставленную задачу. Дополнительные данные накапливает. Получает знания, ориентированные на результат. |
ОО:»светофор" ОО:»парная оценка" ОО: "почему?» |
|
|
||
Конец урока 5 мин |
Подведение итогов. Вспомните и расскажите о хороших качествах, которые вы узнали на сегодняшнем уроке. |
Дает обратную связь на уроке |
|
|
|
Заключение
Развитие функциональной грамотности обучающихся является важной задачей современной системы образования. Данная авторская программа направлена на формирование и совершенствование ключевых навыков, необходимых для успешной адаптации в обществе, эффективного усвоения информации и критического мышления. Интерактивные методы, практико-ориентированные задания и комплексный подход позволяют обучающимся не только осваивать базовые знания, но и применять их в реальных жизненных ситуациях.
Реализация данной программы способствует развитию у школьников навыков чтения с пониманием, анализа текстов, логического мышления, аргументации, а также умения работать с различными источниками информации. В ходе занятий создаются условия для активного взаимодействия, развития самостоятельности и ответственности за процесс обучения. Ожидаемые результаты включают повышение уровня функциональной грамотности обучающихся, что, в свою очередь, положительно сказывается на их академической успеваемости и социальной адаптации.
Таким образом, предложенная программа представляет собой эффективный инструмент для развития функциональной грамотности и может быть успешно интегрирована в образовательный процесс в рамках школьного обучения и дополнительных занятий.
Список использованной литературы
-
Воронина Л. В., Иванов С. П. Формирование функциональной грамотности: методический аспект. – Москва: Просвещение, 2020.
-
Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. – Вопросы психологии, 2003.
-
Пискунова Е. Л. Развитие функциональной грамотности учащихся: теория и практика. – Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ, 2019.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. – Москва: Министерство просвещения РФ, 2021.
-
OECD. PISA 2021 Assessment and Analytical Framework. – Paris: OECD Publishing, 2021.

