ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ергебекова Перизат
Мухтаровна
Учитель русского языка и
литературы
КГУ ОСШ №4
им.Х.Досмухамедова
города
Шымкент
Изменения,
происходящие в жизни современного информационного общества,
безусловно, влияют и на учебный процесс и в современной школе тоже.
Нынешний век – век информационный, и вполне оправдано, что в
образовательный процесс прочно вошли компьютерные технологии. Но
это вовсе не значит, что традиционная форма преподавания полностью
уходит на второй план, триединство целей (обучающая, развивающая и
воспитывающая) – обязательный компонент любого
урока.
О том что, современное
мультимедийное оборудование способно оказать огромную, буквально
неоценимую поддержку учителю и учащимся – и при подготовке к уроку,
и на самом уроке, и при выполнении различных творческих работ, и в
рамках внеклассной деятельности, – сказано и написано уже
немало.
Аббревиатура «ЦОР»
расшифровывается как «цифровой образовательный ресурс». То есть –
некий содержательно обособленный объект, предназначенный для
образовательных целей и представленный в цифровой, электронной,
«компьютерной» форме.
Основные направления
использования электронных образовательных ресурсов на
уроках:
- Визуальная информация
(иллюстративный, наглядный материал).
- Интерактивный
демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы,
понятия).
-
Тренажёр.
- Контроль за умениями,
навыками учащихся.
- Самостоятельная
поисковая, творческая работа учащихся.
Использование
электронных образовательных ресурсов на уроках русской
литературы.
Современный урок литературы
нельзя сегодня представить без сопоставления литературных
произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез
помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение
учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно –
наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и поэтому
запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт
работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и
фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема
раздаточного материала. Эту проблему нам могут помочь решить
информационные технологии, которые дают возможность подготовить
презентацию иллюстративного и информационного материала. В рамках
программы Power Point можно организовать на уроке литературы
развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных
художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут
не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями,
но и посмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже
побывать на экскурсии в музее.
Подготовка к такому уроку
становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна
компьютерных элементов урока, в сочетании с другими приёмами делают
урок необычным, увлекательным и
запоминающимся.
Древняя китайская
пословица гласит:
«Расскажи мне, и я
забуду,
Покажи мне, и я
запомню,
Дай мне попробовать,
и я научусь».
Одно дело – изучать
текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое –
увидеть их и исследовать в интерактивном
режиме.
Учить и учиться с интересом в современной школе
уже сегодня можно с помощью цифровых образовательных ресурсов
нового поколения. Для ученика — это существенное расширение
возможностей самостоятельной работы — заглянуть в любой музей мира,
провести лабораторный эксперимент и тут же проверить свои знания.
Для учителя — это увеличение времени общения с учениками, что
особенно важно — в режиме дискуссии, а не
монолога.
Активное внедрение и использование ЦОР
нового поколения в образовательной деятельности в
значительной мере повысит качество школьного образовательного
процесса; заинтересованность обучающихся, а значит – повышение их
успеваемости.
Какие изменения вносит
ЦОР в учебный процесс.
- Повышает эффективность
учебного процесса за счёт внесения разнообразия на разных этапах
урока.
- Даёт богатый
дополнительный материал для подготовки к уроку учителю и
учащимся
- Позволяет показать
некоторые процессы в динамике (видеофрагменты,
анимация).
- Усиливает
наглядность
- Вместо старых таблиц -
«культурное» изображение
- Показ объектов, которые
другим способом показать нельзя.
- Качественное закрепление
и отработка навыков у большого числа учащихся при использовании
локальной сети.
- Повышает интерес
учащихся, особенно интерактивные объекты.
Рассмотрим применение
ЦОР на различных этапах урока:
ЦОР для актуализации
знаний
- Электронные
тесты
-
ЦОР
ЦОР на этапе объяснения
нового материала.
В основе деятельности лежит
личностное включение учащегося в процесс, когда компоненты
деятельности им самим направляются и контролируются. Стимул к
обучению реализуется через внесение элемента новизны, который
отвлекает детей от трудностей, увлекая и пленяя их своей
необычностью, использованием своеобразных средств. Такими
элементами новизны являются, например:
- Электронные
учебники;
- Мультимедийные
презентации;
- Учебные
видеофильмы.
ЦОР для контроля и
оценки знаний, умений и навыков.
- Проектная
деятельность
- Программы
тренажёры.
- Для тестирования
учащихся используется, как традиционная
форма, так и компьютерный вариант (с использованием подготовленных
при помощи системы ЦОР контрольных работ и
тестов).
ЦОР для подготовки
домашнего задания
- Творческие
задания
- Рефераты,
доклады
-
Презентации
-
Самообучение
Нельзя рассматривать ЦОР
только как новые образовательные возможности. Они формируют новые
умения и навыки. У учеников появилась возможность использовать
другие материалы для подготовки к уроку и самоподготовки. Именно
образовательный процесс с применением ЦОР изменяет школьника.
Результаты процесса выражены в достижениях (учебных и личностных)
ученика. Прежде всего, скорей всего происходит не процесс
приобретения новых знаний, а процесс формирования новых умений и
навыков. Именно на такой результат и должны быть ориентированы
уроки с применением ЦОРов.
Традиционная форма
преподнесения учебного материала - один из наиболее экономных
способов передачи знаний учащимся. Эффективность этого метода
проверена многолетней практикой, и он завоевал себе прочное место в
школах всех стран, на всех этапах обучения. Но нельзя пользоваться
этим методом чрезмерно. Необходимо применять и другие методы
обучения. Эти слова, в первую очередь, следует отнести к обучению с
использованием мультимедиа.
Если на занятии работает
только преподаватель, учащиеся пассивны, т.е. бездеятельны,
безучастны, безразличны ко всему, что происходит в классе, такой
урок не имеет никакой ценности.
При использовании
мультимедиа-ресурсов надо стремиться к такой организации
познавательной деятельности, при которой учащиеся не только
приобретают новые знания и умения, но и достигают высокого уровня
развития своих познавательных сил. Учащегося необходимо включать в
познавательную деятельность, которая направлена на достижение цели,
объединяющей учителя и ученика, - на формирование творческой
личности.