Преподаватель специальных дисциплин, мастер
п/о КГУ «технологический колледж» г. Алтай
Компетентный преподаватель — компетентный
студент.
На современном этапе развития нашей страны особое
место в системе образования занимает среднее и высшее
профессиональное образование. Исходя из этого, подготовка
компетентных преподавателей профессионального образования является
приоритетным направлением развития системы
образования.
Используя в педагогическом процессе активные
методы обучения, мы можем сформировать необходимые качества
будущего специалиста, такие как компетентность, критическое
мышление, системный подход к решаемой проблеме, креативность,
создать целостную фундаментальную основу для будущей успешной
профессиональной деятельности. Одно из главных качеств будущего
педагога - педагогическая компетентность.
Компетенция - это наперед заданное требование к
образовательной подготовке обучаемого, характеристика его
профессиональной роли, компетентность — мера соответствия этому
требованию, степень освоения компетенции, личностная характеристика
человека.
Сластенин В. определяет компетентность педагога
как единство его теоретической и практической готовности к
осуществлению педагогической деятельности и характеризует его
профессионализм.
Изменения, происходящие в современном обществе,
его высокий динамизм развития предполагают возрастание роли
личностной организации профессионала, его активности,
индивидуального видения, способности самостоятельно добывать
информацию, анализировать и синтезировать ее, принимать творческие
решения в различных профессиональных ситуациях.
От современного работника требуется не столько
воспроизведение полученных знаний, сколько творческий подход к
решению профессиональных задач. Способность к постоянному
личностному и профессиональному самосовершенствованию становится
необходимым качеством профессионала, развивать которое необходимо в
учебном заведении.
Одной из важных задач профессионального обучения
в учебных заведениях страны является повышение компетентности
студентов. Одним из способов повышения компетентности будущих
специалистов является повышение компетентности преподавателей.
Профессиональная компетентность преподавателя выражается в
компетентностном подходе в области развития творческих способностей
студентов, для этого сам преподаватель должен обладать, развивать и
уметь использовать свой творческий потенциал, быть для образования
творчески мыслящим специалистом.
Компетентный преподаватель последовательно и
целенаправленно использует все возможности подачи учебного
материала, в частности, невербальной коммуникации (интонация, жест,
мимика, ритм и т.д.) для организации его
запоминания.
Важно умение преподавателя организовывать,
вовлекать и увлекать студентов в образовательный процесс. Такое
можно достичь, например, путем вовлечения в учебный процесс по
определенной дисциплине интересных, занимательных фактов,
применения раздаточного иллюстративного материала, использование
мультимедийных презентаций и диафильмов. Также преподаватель может
обратиться к такой форме преподавания как диалог
.
Главным фактором, определяющим возможность
обращения к диалогу, является психологическая и профессиональная
готовность преподавателя к дискуссии со своими студентами.
Внутренняя закрепощенность, страх публичной ошибки, неуверенность в
собственных знаниях приводят к тому, что преподаватель избегает
использовать эту методику. Подчас наиболее сложным моментом
становится нежелание преподавателя признать правоту своего
студента, и это создает барьер непонимания и отчуждения. Таким
образом, для успешного проведения таких занятий необходимо и
внутреннее желание, и профессиональная подготовленность, и
открытость к взаимодействию с коллегами.
Объективное, справедливое отношение преподавателя
формирует, воспитывает у студента чувство собственного достоинства,
величие духа, наличие которых способствует развитию его творческой
самостоятельности, созидательной устремленности и, напротив,
угнетение чувства собственного достоинства ведет к
бесхарактерности, бездумной уступчивости и
покорности.
Нравственность преподавателя влияет и на
нравственность студентов. Воспитание нравственности студентов
осуществляется в образовательном процессе вузов часто бессистемно,
спонтанно, интуитивно или не осуществляется вовсе
.
Важнейшее качество компетентного преподавателя –
высокий профессиональный уровень преподавателя. Важнейшим критерием
для оценки квалификации преподавателей является их умение сочетать
в методике преподавания теоретические знания и практические навыки.
Высококвалифицированные, компетентные преподаватели не просто
читают лекции: они вовлекают студентов в совместную работу над
материалом, прививая им привычку к самостоятельности, умению
размышлять, анализировать и делать выводы. Квалифицированные
преподаватели в режиме реального времени следят за всеми событиями,
происходящими в мире экономики, политики и бизнеса, что позволяет
обогащать теоретическую базу знаний живыми, реальными
примерами.
Высококвалифицированные преподаватели обладают
компетентностью в области развития творческих способностей
студентов, формирования общечеловеческих ценностей, т.е.
общекультурной компетенции личности, которая обеспечит
взаимодействие знаний из разных предметных областей, создаст
целостный аспект знаний и фундаментальных
понятий.
Компетентность преподавателя не может
существовать без творчества в педагогической деятельности. Только
преподаватель, работающий творчески, способен воспитать и обучить
творческую личность. Несомненно, педагогическое новаторство,
индивидуальность преподавателя превращают его деятельность в
увлекательный интересный процесс и определяют качество
учебно-воспитательного процесса. Еще в античные времена творчество
и педагогическая умелость были ведущими критериями педагогического
дела. И сегодня основа профессиональной категории учителя,
материальная оценка качества его труда определяются педагогическим
творчеством как важнейшей характеристикой учебно-воспитательной
деятельности.
Творчество преподавателя – это высокая ступень
его профессиональной деятельности, направленной на поиск более
совершенных методов, приемов и средств учебно-образовательного
процесса. Но создание нового всегда связано с успешным усвоением
уже существующей базы знаний. Профессиональные знания включают в
себя знания, усвоенные на уровне их применения в реальном
учебно-воспитательном процессе. Такая система общепедагогических
знаний характеризует компетентность специалиста в данной области и
помогает осуществлять научный подход к решению профессиональной
задачи.
Творчески работающий преподаватель анализирует
наблюдаемые им факты и явления реального учебного процесса на
основе теоретических знаний, развивает в себе научное предвидение
результатов действий. И как следствие – успешно совершенствует пути
и способы достижения педагогической цели.
Таким образом, правомерно сделать вывод о том,
что чем выше компетентность преподавателя, тем более компетентного
специалиста получит общество и тем скорее будет решена задача
образования по формированию специалиста нового
поколения.