Кадырова Лаура
Ерланкызы,
«Балдәурен» РОСО
филиалының спорт
нұсқаушысы.
Түркістан облысы, Төлеби
ауданы
Контроль физической подготовленности
обязательная составная часть педагогического процесса физического
воспитания
Результаты такого контроля
служат основной для многих управленческих и педагогических
решений.
Чтобы управлять физическим
воспитанием школьников, необходимо учить, оценивать их
подготовленность на разных этапах педагогического процесса. Научная
основа педагогического контроля за физической подготовленностью
молодежи стали разрабатываться недавно несмотря на то, что идея и
метод помического контроля уже достаточно широко и успешно
применяются и спортивной практике.
В последствие годы с ростом
наших знаний в теории и методике спорта и математической теории
тестов и теории оценок спортивных достижений методах и прогноза
спортивных результатов и профессиональной деятельности, а главное,
в связи с более глубоким понимаем закономерностей построения
физического воспитания, появилась реальная возможность рассмотреть
теоретические и практические аспекты
проблемы.
С практической точки зрения
суть вопросов встающих при создании системы контроля сводится к
двум основным проблемам:
1. Проблема создания тестов существует бесчисленное множество
физических упражнений, которые потенциально можно использовать в
качестве контрольных.
2. Проблемы оценки. Как определить уровень достижений, которые
можно рассматривать в качестве приемлемого (хорошего, плохого,
отличного и т.п).
Проблемы физического воспитания людей разного возвроста
предусматривает получение ответа по меньшей мере на два
вопроса:
1. Сколько двигательных
качеств объективно существуют;
2. Какие тесты наилучшим образом характеризуют каждое двигательное
качество и стороны, его
составляющие.
В терминах факторный анализ
(Ф.А) исследование структуры физического воспитания сводится к
выявлению факторов оказывающих влияние на выполнение группы (часто
достаточно широкой)двигательных заданий гипотетическими
характеризующих конкретное двигательное качество.
Скоростные двигательные качества
(быстрота).
В 1938 году был сделан вывод,
что существует единый фактор характеризующий скорость различных
двигательных заданий. Это точка зрения была не существенной. Так,
например, один авторы обнаружили наличие низкой по статистике
достоверной корреляции между скоростью реакции и скоростью
движения. Другие наоборот категорически утверждают что способность
быстро двигаться и реагировать не связаны между
собой.
В исследованиях американских
авторов наиболее часто верифицируется два фактора:
а) скорость локомоции
б) скорость движений
конечностью.
Специфичность выявления форм
скоростных возможностей человека и практическое отсутствие между
ними корреляции потребовали более дифференцированного и глубокого
изучения каждого компонента исследования структуры например,
максимального темпа движений позволило устанавить относительную
независимость показателей максимального темпа движений элементарных
а также комплексных движений. Данный факт свидетельствует в пользу
высокой специфичности скоростных возможностей человека проявленных
в различных двигательных заданиях. Вероятно невозможно предложить
единый интегральный показатель (измеритель) быстроты
.
Выносливость- факторная
структура.
В отечественной теории и
практике физического воспитания выделяют разные виды выносливости и
общую, скоростную, силовую специальную выносливость к
статистическому усилию и даже прыжковую выносливость.
В ряде исследований, например, выявлен фактор, который должен быть
идентифицирован как «взрывная
сила».
Литература о методах оценки
факторах определяющих силовые качества взаимосвязи их с
антропометрическими признаками и другими двигательными качествами
включая физиологические механизмы регуляции и методы воспитания
крайне обширна.
Тестами, наиболее часто
используемые для оценки статистической силы, являются длительность
удержания определенного процента от максимального показателя силы
на динамометре и медленно силовые движения. Считают, что тестом
являются удержание на динамометре равных 75% от максимальной силы.
Это тест вызывает меньшую степень утомления и более чем в два раза
сокращает затраты на исследование. В спортивно педагогической
практике для сцепки спортивно-силовых возможностей части
используется следующие тесты: прыжок в длину, вверх с места)со
взмахом и без взмаха рук)тройной прыжок бег на 30,60 и 100 метров
«челночный» бег толчок набивного мяча. Выявлена корреляционная
связь между тестами для рук и ног.
Факторная структура
гибкости
Качество «гибкость»
рассматривается как составная часть моторики человека от уровня
развития шторой зависит успешность занятий спортом
.
В практике применяется широкий
набор методов для оценки этого качества (см.таблицу 1,
2).
Все методы, используемые для
оценки гибкости делят обычно на две группы:
Методы, позволяющие оценить подвижность в суставах с помощью
специальных приборов (например, гаппометры) выразив полученный
результат в угловых мерах.
Разнообразие движение и
простейшие приспособления, дающие возможность оценивать подвижность
в суставах, выразив в ее линейных величинах. Методы второй группы
наиболее часто применяются в практике спортивно-педагогических
исследований и считаются менее
точными.
Факторная
структура ловкости
В ряде исследований
верифицирован фактор общей координации который часто называют
ловкостью .
Серди специалистов нет единого
мнения о понятии «ловкости». Считают, что это способность «быстро
обучаться» и быстро перестраивать двигательную деятельность в
соответствии с требованиями меняющейся обстановки. В американской
литературе под ловкостью понимают способность быстро изменять
направление движения тела или его частей в пространстве.
Установлено, что ловкость комплексное многофакторное качество не
корректирующее с анестезией силой, быстротой и выносливостью.
Мнение специалистов с ее структуре противоречивы
.
Надо отметить, что если у
специалистов нет единого мнения о составляющих качество «ловкость»
то в методических решениях, связанных с его оценкой, большинство
исследований единодушны.
Основные закономерности роста
и развития организма учащихся.
Неравномерность темпа роста и развития наглядно прослеживается на
примере изменения с возрастом длины тела, функциональных
возможностей отдельных органов и систем, а также физических
способностей детей и подростков. Темп роста и развития определяется
по величине абсолютного прироста за равные отрезки времени.
Исследования в этом направлении ведутся методами: генералирующим и
лонгшудинальным. Генералирующий метод заключается в однократном
обследовании детей различного возраста с последующим обобщением
полученных результатов. Лонгшудиальный метод заключается в
многолетнем обследовании одних и тех же детей и прослеживании
закономерности их роста и развития. Естественно, что наиболее
объективным, хотя и довольно трудоемким, является лонгшудиальный
метод поэтому преимущественно будут освещаться работы тех авторов,
которые пользовались при исследовании этом
методом.
Первое фундаментальное
исследование темпа роста детей и подростков было проведено Тевяшов
Е.Е. Оно показало что в первый год жизни тело человека
увеличивается на 20-25 см, на 5-й год на 5-6см а в год полового
созревания- на 8-10 см.Процесс роста прекращается у девушек к 17-18
годам а у юношей к 19 годам (Сальникова.Г.П.,1960). В дальнейшем
многие как отечественные так и зарубежные ученые ,проводя
аналогичные исследования подтверждали выявленную
закономерность.
Исследования проведенного в НИИ гигиены детей и подростков МЗ
России свидетельствуют о наличии неравномерности роста созревания
организма на этапе. По нашим данным изменения длины тела(см.) за
один год у мальчиков и девочек в возрасте от 0 до 18 лет. По этим
данным прослеживаются три важных момента, отражающих закономерность
неравномерности процесса роста и развития на этапе созревания
организма, а именно замедление данного процесса в пубертатный
период полового созревания организма, затем повторное замедление:
увеличение длины тела у девочек прекращается в 17 лет, у мальчиков
в 18лет; изменения массы тела и окружности грудной клетки
подчиняются тому же закону неравномерности. Указанные изменения
тотальных размеров тела и увеличение скорости роста следует
рассматривать как следствие перестройки эндокринной системы,
происходящей в пубертатном периоде онтогенеза. Связь роста с
формированием вторичных половых признаков отмечена в работах
ведущих антропологов мира.