
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Кручение
).
:
-
л.с.
-
об/мин
-
кВт
-
об/мин
).
,
кр
.
кр
).
).
кр coscos sinsind cos sin d
кр d .
)
,
.
.
,
,
).
.
):
)
.
)
)
)
;
):
)
кр d d d ,
)
)
:
)
,
)
max кр max
.
)
;
)
,
.
,
; ; .
,
,
)
)
)
)
)
)
АО «АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»
Кафедра
«Летная эксплуатация воздушных судов»
Дисциплина «Дисциплина: Основы теории прочности авиационных
конструкций»
Реферат
Тема: Кручение
Выполнил: Құнанбай Абай Саятұлы
ДО-УС-МХ-24-2
Преподаватель: Бейсембаева Б.С
.........................................................................................
4
...............................................................
5
-
Общее определение деформации кручения 5
-
Внешние силы, вызывающие кручение 5
-
Внутренние усилия при кручении. Эпюра
крутящих моментов 6
-
Напряжения и деформации при кручении. Расчеты
на прочность и жесткость 8
-
Кручение стержней круглого сечения 9
Литература
Механика материалов, в основе которой лежит наука о сопротив- лении материалов, представляет собой фундаментальную общетех- ническую дисциплину, изучаемую во всех технических вузах и явля- ющуюся основой технического образования инженера любой специ- альности. При разработке инженерных конструкций главной задачей является обеспечение прочности, надежности и долговечности деталей и узлов в заданных эксплуатационных условиях. Поэтому первосте- пенными и основными расчетами в механике материалов являются расчеты на прочность, которые связаны с вычислением напряжений и проектированием элементов машин и механизмов под заданные рабо- чие нагрузки. Однако помимо прочности не менее важным требова- нием является жесткость системы, ее способность в условиях силово- го (а иногда и температурного) воздействия деформироваться в преде- лах установленных технических норм, сохраняя в рабочем состоянии размеры и форму. Расчеты на жесткость связаны с деформациями, возникающими в элементах и узлах, и их вычисление является важ- ной задачей при оценке жесткости конструкции.
Данное учебно-методическое пособие посвящено изучению дефор- мации кручения, деформации, наиболее часто встречающейся на практике, которой подвергаются многие детали машин, механизмов и строительных сооружений. На кручение работают валы двигателей, станков, оси локомотивов и моторных вагонов, шнеки буровых уста- новок, сверла, пружины, элементы пространственных конструкций, торсионные валы, служащие для передачи вращающих моментов, и многие другие детали промышленного и бытового назначения.
В предлагаемом учебном пособии подробно представлен теорети- ческий аспект темы деформации кручения – рассмотрены вопросы внутренних сил и построение эпюр крутящих моментов, определение напряжений и деформаций, расчеты элементов на прочность и жест- кость, обоснование и выбор рациональных форм сечений и оптими- зация схем нагружения. Здесь также предложено большое количе- ство примеров и задач с решениями, анализом и пояснениями.
Пособие может быть использовано студентами машиностроитель- ных и других технических специальностей всех форм обучения в ка- честве литературы для изучения предмета и подготовки к экзаменам, а также может быть полезным преподавателям, читающим соответ- ствующие курсы, для подготовки лекций и практических занятий.
Деформация кручения является одной из наиболее распространен- ных деформаций, которым подвергаются элементы конструкций в процессе их эксплуатации, и встречается на практике очень часто. На кручение работают трансмиссионные валы,
передающие мощность посредством
зубча- тых, планетарных, ременных
и других пере-
дач. Кручение испытывают элементы про- странственных
конструкций, как, например, показано на рис. , где сила,
действующая на одну часть конструкции и создающая там из- гиб, на
другой части вызывает уже изгиб и
кручение. Кручение испытывает пруток цилиндрической винтовой пружины при ее растяжении или сжатии, кручению подвергается дверной ключ при повороте в замочной скважине и многие другие элементы узлов и механизмов.
Кручение вызывается ПÁРАМИ сосредоточенных или распределенных вдоль оси стержня сил, создающих момент, плоскость действия которо- го расположена перпендикулярно к продольной оси
стержня. Такая пара возникает в
случае, когда линия действия силы не проходит через центр тяжести
сече- ния (например, действие силы на элемент происходит
опосредованно, через другие элементы, жестко с ним соединенные), в
результате чего возникает «рычаг», закручивающий элемент (рис.
В расчетных задачах внешний закручивающий момент изображается в виде пары сил, но
чаще в виде дуги, как показано на рис. . От дей- ствия внешних
моментов возникает реактивный момент на опоре, который, как и все
опорные реакции, определяется из статического
у
откуда .
,
:
равнения равновесия:Примечание.
При составлении уравнения равновесия строгого правила знаков для внеш- них закручивающих моментов не существует. При решении конкретных задач внешним моментам одного направления следует приписывать определенный знак, например «плюс», тогда моменты обратного направ- ления будет иметь знак «минус».
Во многих инженерных конструкциях,
например, при расчете валов зубчатых и ременных передач, внешний
момент задается через мощ-
ность,
передаваемую валом , и
скорость вращения вала
-
е
кН ;
кН .
,
,
сли -
если
Под действием внешних закручивающих моментов в сечениях вала возникает внутренний кр , который, как и все внут- ренние усилия, определяется МЕТОДОМ
СЕЧЕНИЙ (рис. Величина и направле-
ние крутящих моментов не зависит от размеров и формы сечения, а зависит от величины и направления внешних мо- ментов и полностью определяется толь- ко одними уравнениями равновесия.
Рассмотрим вал, опирающийся по краям на опоры (подшипники) и под-
вергающийся действию
закручивающи- ми
моментами (рис. , а):
-
Под действием внешних моментов вал должен находиться в равн- весии и для него должно выполняться условие —
.
:
-
Рассекаем вал плоскостью, правую часть отбрасываем и действие отброшенной части на оставшуюся заменяем внутренним моментом
(рис. б). Для вала, находящегося в
равновесии, в равновесии
должна находиться любая отсеченная его часть, поэтому составляем для оставшейся части уравнение равновесия —
,
кр
:
о
кр
ткуда .
Таким образом:
Если на вал действуют несколько внешних закручивающих момен- тов, приложенных в различных сечениях, эти моменты делят вал на участки, границами которых являются сечения их приложения. В этом случае крутящий момент следует определять на каждом участке, а затем по полученным данным строится
Для
правильного построения эпюры крутящих моментов принима- ем для
кр :
если при взгляде со стороны сечения внешний момент
направлен против часовой стрелки, его значение принимаем
за «плюс», если по
часовой стрелке – «минус».
Для
вала (рис. , а) построить эпюру крутящих моментов.
С
.
:
ледует обратить внимание, что под действием внешних моментов вал должен находиться в равновесии, а поэтому для него должно вы- полняться условие: В пределах границ участков проводим сечения и определяем в них крутящий согласно принятому правилу знаков:
(
кН ;
;
кр
кр
кН ;
кр
смотрим в сечение слева направо): (смотрим в сечение слева направо): (смотрим в сечение слева направо):
(
кН ;
кН .
кр
кр
смотрим в сечение справа налево): (смотрим в сечение справа налево):По полученным результатам строим эпюру крутящих моментов. Эпюра строится на оси вала: отрицательные значения откладываются вниз, положительные вверх. Эпюра крутящих моментов, в отличие от других эпюр, штрихуется винтовой линией (рис. , б).
Примечание.
Скачок на эпюре крутящих моментов равен внешнему моменту, прило- женному в этом сечении.
Согласно теории кручения расчет стержней подразделяется и рас- сматривается для трех основных групп — стержни круглого, некруг- лого и тонкостенного сечения произвольной конфигурации, что вы- звано различным характером деформации указанных форм стержней при кручении. Кручение круглых и полых кольцевых стержней не приводит к нарушению плоскостности сечения, поэтому для них при- менима гипотеза плоских сечений, позволяющая для решения ис- пользовать методы и подходы, принятые в сопротивлении материа- лов. Применение указанных методик возможно также и для некото- рых тонкостенных сечений, в которых независимо от их очертания тонкостенность позволяет ввести ряд допущений и использовать для расчета принятые в механике материалов расчетные формулы. Рас-
чет стержней некруглого сечения (прямоугольного, эллиптического и т.д.) является задачей намного более сложной, так как в таких эле- ментах поперечные сечения не остаются плоскими, они искривляют- ся (депланируют) и вследствие возникающих продольных деформа- ций принимают пространственные формы различной конфигурации. Из-за нарушения гипотезы плоских сечений расчет таких стержней методами сопротивления материалов становится невозможным и эти задачи рассматриваются в теории упругости, где дается точное их решение различными физико-математическими методами с приме- нением соответствующего математического аппарата, а в механике материалов для таких стержней приводятся только некоторые конеч- ные результаты полученных решений.
Задача определения напряжений при кручении является статиче- ски неопределимой, поэтому требует совместного рассмотрения
с
и
,
торон.Рассмотрим кручение вала, в сечении которого действует крутящий
момент
кр , и
наметим точку сечения с координатами
в си-
стеме центральных осей, расположенную на окружности радиусом .
Выделим в окрестности точки
бесконечно
малую площадку d и укажем
действующее на
нее напряжение , которое будет направ-
лено в направлении и приложено по
касательной к окружности расположения точки
(рис.
Согласно интегральным уравнениям, свя-
зывающим внутренние усилия с напряжени- ями, зависимость для кручения имеет вид:
кр d ,
где
cos,
sin,
sin,
cos (рис.
Подставляем
указанные значения под знак интеграла —
и получаем статическую сторону в виде:
(
Рассмотрим качественную сторону деформации кручения. Для это- го на стержень нанесем сетку продольных и поперечных линий, заме- рим расстояние между соседними сечениями и выделим прямо-
угольный элемент, а также одну из
образующих (рис. а). Далее
произведем
закручивание стержня, исследуем характер изменения сетки и по ее искажению (рис. , б) сделаем следующие ВЫВОДЫ:
. Поперечные линии сетки, представляющие собой периметры се-
чений стержня и являющиеся
окружностями, остаются
окружностями и после закручивания, а это значит, что в
стержне при
Примечание.
Одной из гипотез, принимаемой в механике материалов, является «гипо- теза плоских сечений» или гипотеза Бернулли, согласно которой, сечения, плоские до деформации, остаются плоскими и после деформации. Эта ги- потеза играет исключительно важную роль в практике инженерных рас- четов. В ее основе лежит предположение о том, что деформации внутри элемента имеют такой же характер, как и на его поверхности, и точки, принадлежащие одному плоскому сечению, после нагружения остаются в той же плоскости, т.е. сечение перемещается как одно целое, представ- ляя собой жесткую пластину. Для некоторых деформаций, как, например, растяжение, сжатие, чистый изгиб и кручение эта гипотеза является строгой, выполняется абсолютно и обеспечивает получение точных рас-
четных формул. В случаях, когда сечения искривляются (например, при по- перечном изгибе), гипотеза является приближенной и полученные на ее ос- нове формулы носят приближенный характер.
Расстояние между сечениями (рис. а,
б) не изменяется,
значит, при кручении отсутствует продольная деформация и в точках поперечного сечения также будут отсутствовать нормальные напря-
жения
, отвечающие за изменение длины,
т.е. .
. При
кручении продольные линии (образующие стержня) и ради- усы сечений
остаются прямыми и только поворачиваются на некото- рый угол, в
результате возникают две деформации (рис. , б) ―
-
― – угол поворота образующей относительно первоначального положения;
-
― – угол поворота одного сечения
относительно другого.
.
Рассмотрим выделенные на рис.
а, б элементы (рис.
Раз-
меры сторон элементов не
изменяются, а только происходит искаже- ние формы, т.е. изменение
первоначально
прямых углов. А это означает, что в точках сечения действуют касательные напряже-
ния
, и поскольку здесь , значит,
при кручении в точках сечения имеет ме- сто
В
d
d
d .
tg
ернемся к геометрической стороне и рассмотрим бесконечно ма- лый элемент стержня длиной d
Примечание.
В силу малости упругих деформаций принимаем тангенс угла сдвига примерно равным этому углу.
Приравниваем значения
d
d
и получаем взаимо-
с
d
d ,
вязь между и в виде:
(
где d
‒
d
Тогда на основании (
.
Это выражение получено для наружно-
го
радиуса сечения
(рис. ), но оно справедливо и для любого внутреннего радиуса . И тогда гео-
метрическую сторону задачи получаем в виде:
. (
Физическая сторона – это закон Гука. И поскольку при кручении, как
было установлено выше, все точки находятся в состоянии
, закон Гука при сдвиге имеет
вид:
, (
где
‒ модуль
сдвига
кручении и сдвиге.
Па, характеризует жесткость материала при
Объединяем три стороны
задачи:
а) Подставляем значение ( ) в (
(
б) Подставляем значение
( ) в ( ):
(
где ‒ полярный момент инерции сечения.
в) Выражаем из формулы ( ем его в ( ) и
получаем
значение
кр / , подставля-
,
кр
(где ‒ расстояние от центра тяжести сечения до точки, в которой определяются напряжения.
Анализ формулы ( ) показывает, что в центре сечения, где
,
напряжения равны нулю, по мере приближения к периферии растут, изменяясь по линейному закону, и максимальное значение прини-
мают при
max
т.е. на поверхности вала, согласно формуле (
равное: . Эпюра распределения напряжений по
,
/max
имеет вид:
сечению показана на рис.
И тогда, учитывая, что
,
max кр
(
где
‒ полярный момент сопротивления, равный:
-
для сплошного круглого сечения
-
д
.
ля сечения"кольцо"
При действии статической нагрузки допускаемые напряжения вы- бирают в зависимости от допускаемого напряжения при растяжении:
для
пластичных
металлов
–
, ,
раст ;
для хрупких –
, ,
раст ,
что соответствует для указанных материалов III-ей и I-ой теориям прочности соответственно. Однако в большинстве случаев валы кро- ме кручения испытывают изгиб, который в ориентировочных расче- тах учитывают введением пониженного допускаемого касательного
н
Па.
апряжения —
На основании эпюры касательных напряжений (рис.
видно, что
внутренняя часть детали
недогружена, а основная нагрузка прихо- дится на области,
прилегающие к краю сечения, а значит, наиболее
рациональными при кручении являются полые элементы трубчато-
го и коробчатого типа. При равнопрочности со сплошными валами они
обладают рядом преимуществ и являются более предпочтитель- ными.
Вопрос более подробно
будет рассмотрен ниже.
Полученное решение задачи кручения стержня круглого сечения
подтверждается результатами многочисленных экспериментальных
исследований. Однако в то же время опыты демонстрируют различ- ный
характер разрушения деталей из пластичных, хрупких, волокни- стых и
других материалов, что определяется способностью материала
воспринимать напряжения, возникающие при кручении. Поэтому при
исследовании прочности нельзя ограничиваться расчетом стержней
только по наибольшим касательным напряжения и следует учиты- вать
напряжения по другим направлениям, возникающие в точках сечения при
, и их действие на данный материал.
В зависимости от механических свойств материала разрушение де- тали при кручении происходит по механизму, свойственному для данного материала, и внешне проявляется соответствующим образом. Рассмотрим варианты разрушения при кручении валов, выполнен- ных из различных материалов.
Вал закручивается моментом (рис.
а) и в его поперечном
сечении возникают
касательные напряжения, изменяющиеся по за- кону, рассмотренному на
рис.
Рассекаем вал по диаметру горизонтальной плоскостью и рассмат-
риваем диаметральное сечение (рис. б), в котором, согласно зако-
ну парности касательных напряжений,
будут действовать такие же напряжения, как и в поперечном сечении,
но направленные вдоль оси вала. Выделим на поверхности вала точку
(рис. , а), в кото- рой, как было установлено ранее, имеет
место . А значит, грани площадки, выделенной в окрестности точки
(рис. , в), будут
являться площадками чистого сдвига, в которых действуют напря-
жения max , а в главных площадках, расположенных под углом ,
будут
действовать главные нормальные напряжения и , равные
по величине, но обратные по знаку,
и соответственно равные напря- жениям в площадках чистого
сдвига:
На основании рис. получаем:
-
Если материал
(например, древеси- на вдоль волокон), его разрушение будет происходить от касательных
напряжений max , направленных вдоль волокна
(рис. б), и, соот-
ветственно, по направлению
образующей возникнут продольные тре- щины и скалывание материала
(рис. , а);
-
Если материал (например,
хрупкие материалы, прочность которых при растяжении значительно ниже, чем при сдвиге), то разрушение будет происходить от растяги-
вающих напряжений (рис. в) и трещины
возникнут под углом
-
к направлению образующей (рис. , б);
-
Стержень, изготовленный , разрушается в виде среза от касательных напряжений, действующих в поперечном сечении, так как растягивающие напряжения для пластичных метал- лов менее опасны, чем касательные. Поэтому при кручении пластич- ные металлы разрушаются по плоскости поперечного сечения, начи- ная от поверхности, где действуют наибольшие касательные напря- жения (рис. , в).
-
В
d
d ,
ернемся в выражению ( которое записано для наруж-
ного радиуса, но является справедливым и для любого внутреннего радиуса, а поэтому принимаем его в виде:
d ,
(
d
Т
кр кр .
огда закон Гука при сдвиге ( ний ( ) принимает вид:
с учетом формулы для напряже-
(
Приравниваем ( ) и ( ) ‒
d
кр , откуда: .
d
крd
Если
вал или участок вала по длине имеет постоянную
жесткость
const и здесь действует постоянный момент кр , то
у
кр рад или кр
частка равен:
. (
.
Выражение ( ) называется
имеет вид:
max кр
max кр
Тогда
. (
Значение называется жесткость
сечения при кручении
-
Подскребко, М.Д. Сопротивление материалов: Учебник. / М.Д. Подскребко – Минск: Вышэйшая школа, 2007. – 797 с.
-
Сборник задач по сопротивлению материалов / А.С. Вольмир [и др.]; под ред. Вольмира А.С. .– М.: Наука, 1984. – 407 с.
-
Феодосьев, В.И. Сопротивление материалов: Учебник./В.И. Фе- одосьев – М.: Наука, 1986. – 512 с.
-
Дарков, А.В. Сопротивление материалов: Учебник. / А.В. Дар- ков, Г.С. Шпиро – М.: Высшая школа, 1975. – 742 с.
-
Беляев, Н.М. Сопротивление материалов / Н.М. Беляев – М.: Наука, 1976. – 607 с.
-
Писаренко, Г.С. Сопротивление материалов: Учебник./ Г.С. Пи- саренко [и др.]; под ред. Писаренко Г.С. – Киев: Вища школа, 1979. – 696 с.
-
Татур, Г.К. Общий курс сопротивления материалов: Учебник. / Г.К. Татур – Минск: Вышэйшая школа, 1974. – 462 с.

