Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Кручение
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
).
:
-
л.с.
-
об/мин
-
кВт
-
об/мин
).
,
кр
.
кр
).
).
кр coscos sinsind cos sin d
кр d .
)
,
.
.
,
,
).
.
):
)
.
)
)
)
;
):
)
кр d d d ,
)
)
:
)
,
)
max кр max
.
)
;
)
,
.
,
; ; .
,
,
)
)
)
)
)
)
АО «АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»
Кафедра
«Летная эксплуатация воздушных судов»
Дисциплина «Дисциплина: Основы теории прочности авиационных
конструкций»
Реферат
Тема: Кручение
Выполнил: Құнанбай Абай Саятұлы
ДО-УС-МХ-24-2
Преподаватель: Бейсембаева Б.С
......................................................................................... 4
............................................................... 5
-
Общее определение деформации кручения 5
-
Внешние силы, вызывающие кручение 5
-
Внутренние усилия при кручении. Эпюра
крутящих моментов 6
-
Напряжения и деформации при кручении. Расчеты
на прочность и жесткость 8
-
Кручение стержней круглого сечения 9
Литература
Механика материалов, в основе которой лежит наука о сопротив- лении материалов, представляет собой фундаментальную общетех- ническую дисциплину, изучаемую во всех технических вузах и явля- ющуюся основой технического образования инженера любой специ- альности. При разработке инженерных конструкций главной задачей является обеспечение прочности, надежности и долговечности деталей и узлов в заданных эксплуатационных условиях. Поэтому первосте- пенными и основными расчетами в механике материалов являются расчеты на прочность, которые связаны с вычислением напряжений и проектированием элементов машин и механизмов под заданные рабо- чие нагрузки. Однако помимо прочности не менее важным требова- нием является жесткость системы, ее способность в условиях силово- го (а иногда и температурного) воздействия деформироваться в преде- лах установленных технических норм, сохраняя в рабочем состоянии размеры и форму. Расчеты на жесткость связаны с деформациями, возникающими в элементах и узлах, и их вычисление является важ- ной задачей при оценке жесткости конструкции.
Данное учебно-методическое пособие посвящено изучению дефор- мации кручения, деформации, наиболее часто встречающейся на практике, которой подвергаются многие детали машин, механизмов и строительных сооружений. На кручение работают валы двигателей, станков, оси локомотивов и моторных вагонов, шнеки буровых уста- новок, сверла, пружины, элементы пространственных конструкций, торсионные валы, служащие для передачи вращающих моментов, и многие другие детали промышленного и бытового назначения.
В предлагаемом учебном пособии подробно представлен теорети- ческий аспект темы деформации кручения – рассмотрены вопросы внутренних сил и построение эпюр крутящих моментов, определение напряжений и деформаций, расчеты элементов на прочность и жест- кость, обоснование и выбор рациональных форм сечений и оптими- зация схем нагружения. Здесь также предложено большое количе- ство примеров и задач с решениями, анализом и пояснениями.
Пособие может быть использовано студентами машиностроитель- ных и других технических специальностей всех форм обучения в ка- честве литературы для изучения предмета и подготовки к экзаменам, а также может быть полезным преподавателям, читающим соответ- ствующие курсы, для подготовки лекций и практических занятий.
Деформация кручения является одной из наиболее распространен- ных деформаций, которым подвергаются элементы конструкций в процессе их эксплуатации, и встречается на практике очень часто. На кручение работают трансмиссионные валы,
передающие мощность посредством зубча- тых, планетарных, ременных и других пере- дач. Кручение испытывают элементы про- странственных конструкций, как, например, показано на рис. , где сила, действующая на одну часть конструкции и создающая там из- гиб, на другой части вызывает уже изгиб и
кручение. Кручение испытывает пруток цилиндрической винтовой пружины при ее растяжении или сжатии, кручению подвергается дверной ключ при повороте в замочной скважине и многие другие элементы узлов и механизмов.
Кручение вызывается ПÁРАМИ сосредоточенных или распределенных вдоль оси стержня сил, создающих момент, плоскость действия которо- го расположена перпендикулярно к продольной оси
стержня. Такая пара возникает в случае, когда линия действия силы не проходит через центр тяжести сече- ния (например, действие силы на элемент происходит опосредованно, через другие элементы, жестко с ним соединенные), в результате чего возникает «рычаг», закручивающий элемент (рис.
В расчетных задачах внешний закручивающий момент изображается в виде пары сил, но чаще в виде дуги, как показано на рис. . От дей- ствия внешних моментов возникает реактивный момент на опоре, который, как и все опорные реакции, определяется из статического
у
откуда .
,
:
равнения равновесия:Примечание.
При составлении уравнения равновесия строгого правила знаков для внеш- них закручивающих моментов не существует. При решении конкретных задач внешним моментам одного направления следует приписывать определенный знак, например «плюс», тогда моменты обратного направ- ления будет иметь знак «минус».
Во многих инженерных конструкциях, например, при расчете валов зубчатых и ременных передач, внешний момент задается через мощ-
ность, передаваемую валом , и скорость вращения вала
-
е
кН ;
кН .
,
,
сли -
если
Под действием внешних закручивающих моментов в сечениях вала возникает внутренний кр , который, как и все внут- ренние усилия, определяется МЕТОДОМ
СЕЧЕНИЙ (рис. Величина и направле-
ние крутящих моментов не зависит от размеров и формы сечения, а зависит от величины и направления внешних мо- ментов и полностью определяется толь- ко одними уравнениями равновесия.
Рассмотрим вал, опирающийся по краям на опоры (подшипники) и под- вергающийся действию закручивающи- ми моментами (рис. , а):
-
Под действием внешних моментов вал должен находиться в равн- весии и для него должно выполняться условие —
.
:
-
Рассекаем вал плоскостью, правую часть отбрасываем и действие отброшенной части на оставшуюся заменяем внутренним моментом
(рис. б). Для вала, находящегося в равновесии, в равновесии
должна находиться любая отсеченная его часть, поэтому составляем для оставшейся части уравнение равновесия —
,
кр
:
о
кр
ткуда .
Таким образом:
Если на вал действуют несколько внешних закручивающих момен- тов, приложенных в различных сечениях, эти моменты делят вал на участки, границами которых являются сечения их приложения. В этом случае крутящий момент следует определять на каждом участке, а затем по полученным данным строится
Для правильного построения эпюры крутящих моментов принима- ем для кр : если при взгляде со стороны сечения внешний момент направлен против часовой стрелки, его значение принимаем за «плюс», если по часовой стрелке – «минус».
Для вала (рис. , а) построить эпюру крутящих моментов.
С
.
:
ледует обратить внимание, что под действием внешних моментов вал должен находиться в равновесии, а поэтому для него должно вы- полняться условие: В пределах границ участков проводим сечения и определяем в них крутящий согласно принятому правилу знаков:
(
кН ;
;
кр
кр
кН ;
кр
смотрим в сечение слева направо): (смотрим в сечение слева направо): (смотрим в сечение слева направо):
(
кН ;
кН .
кр
кр
смотрим в сечение справа налево): (смотрим в сечение справа налево):По полученным результатам строим эпюру крутящих моментов. Эпюра строится на оси вала: отрицательные значения откладываются вниз, положительные вверх. Эпюра крутящих моментов, в отличие от других эпюр, штрихуется винтовой линией (рис. , б).
Примечание.
Скачок на эпюре крутящих моментов равен внешнему моменту, прило- женному в этом сечении.
Согласно теории кручения расчет стержней подразделяется и рас- сматривается для трех основных групп — стержни круглого, некруг- лого и тонкостенного сечения произвольной конфигурации, что вы- звано различным характером деформации указанных форм стержней при кручении. Кручение круглых и полых кольцевых стержней не приводит к нарушению плоскостности сечения, поэтому для них при- менима гипотеза плоских сечений, позволяющая для решения ис- пользовать методы и подходы, принятые в сопротивлении материа- лов. Применение указанных методик возможно также и для некото- рых тонкостенных сечений, в которых независимо от их очертания тонкостенность позволяет ввести ряд допущений и использовать для расчета принятые в механике материалов расчетные формулы. Рас-
чет стержней некруглого сечения (прямоугольного, эллиптического и т.д.) является задачей намного более сложной, так как в таких эле- ментах поперечные сечения не остаются плоскими, они искривляют- ся (депланируют) и вследствие возникающих продольных деформа- ций принимают пространственные формы различной конфигурации. Из-за нарушения гипотезы плоских сечений расчет таких стержней методами сопротивления материалов становится невозможным и эти задачи рассматриваются в теории упругости, где дается точное их решение различными физико-математическими методами с приме- нением соответствующего математического аппарата, а в механике материалов для таких стержней приводятся только некоторые конеч- ные результаты полученных решений.
Задача определения напряжений при кручении является статиче- ски неопределимой, поэтому требует совместного рассмотрения
с
и
,
торон.Рассмотрим кручение вала, в сечении которого действует крутящий
момент кр , и наметим точку сечения с координатами
в си-
стеме центральных осей, расположенную на окружности радиусом .
Выделим в окрестности точки бесконечно
малую площадку d и укажем действующее на нее напряжение , которое будет направ-
лено в направлении и приложено по
касательной к окружности расположения точки (рис.
Согласно интегральным уравнениям, свя-
зывающим внутренние усилия с напряжени- ями, зависимость для кручения имеет вид:
кр d ,
где
cos,
sin,
sin,
cos (рис.
Подставляем
указанные значения под знак интеграла —
и получаем статическую сторону в виде:
(
Рассмотрим качественную сторону деформации кручения. Для это- го на стержень нанесем сетку продольных и поперечных линий, заме- рим расстояние между соседними сечениями и выделим прямо-
угольный элемент, а также одну из образующих (рис. а). Далее
произведем
закручивание стержня, исследуем характер изменения сетки и по ее искажению (рис. , б) сделаем следующие ВЫВОДЫ:
. Поперечные линии сетки, представляющие собой периметры се- чений стержня и являющиеся окружностями, остаются окружностями и после закручивания, а это значит, что в стержне при
Примечание.
Одной из гипотез, принимаемой в механике материалов, является «гипо- теза плоских сечений» или гипотеза Бернулли, согласно которой, сечения, плоские до деформации, остаются плоскими и после деформации. Эта ги- потеза играет исключительно важную роль в практике инженерных рас- четов. В ее основе лежит предположение о том, что деформации внутри элемента имеют такой же характер, как и на его поверхности, и точки, принадлежащие одному плоскому сечению, после нагружения остаются в той же плоскости, т.е. сечение перемещается как одно целое, представ- ляя собой жесткую пластину. Для некоторых деформаций, как, например, растяжение, сжатие, чистый изгиб и кручение эта гипотеза является строгой, выполняется абсолютно и обеспечивает получение точных рас-
четных формул. В случаях, когда сечения искривляются (например, при по- перечном изгибе), гипотеза является приближенной и полученные на ее ос- нове формулы носят приближенный характер.
Расстояние между сечениями (рис. а, б) не изменяется,
значит, при кручении отсутствует продольная деформация и в точках поперечного сечения также будут отсутствовать нормальные напря-
жения , отвечающие за изменение длины, т.е. .
. При кручении продольные линии (образующие стержня) и ради- усы сечений остаются прямыми и только поворачиваются на некото- рый угол, в результате возникают две деформации (рис. , б) ―
-
― – угол поворота образующей относительно первоначального положения;
-
― – угол поворота одного сечения
относительно другого.
. Рассмотрим выделенные на рис.
а, б элементы (рис.
Раз-
меры сторон элементов не изменяются, а только происходит искаже- ние формы, т.е. изменение первоначально
прямых углов. А это означает, что в точках сечения действуют касательные напряже-
ния , и поскольку здесь , значит,
при кручении в точках сечения имеет ме- сто
В
d
d
d .
tg
ернемся к геометрической стороне и рассмотрим бесконечно ма- лый элемент стержня длиной d и треугольники на его цилиндриче- ской поверхности и в сечении (рис.
Примечание.
В силу малости упругих деформаций принимаем тангенс угла сдвига примерно равным этому углу.
Приравниваем значения
d
d
и получаем взаимо-
с
d
d ,
вязь между и в виде: (
где d ‒
d
Тогда на основании (
.
Это выражение получено для наружно-
го радиуса сечения (рис. ), но оно справедливо и для любого внутреннего радиуса . И тогда гео-
метрическую сторону задачи получаем в виде:
. (
Физическая сторона – это закон Гука. И поскольку при кручении, как было установлено выше, все точки находятся в состоянии
, закон Гука при сдвиге имеет вид:
, (
где ‒ модуль сдвига
кручении и сдвиге.
Па, характеризует жесткость материала при
Объединяем три стороны задачи:
а) Подставляем значение ( ) в ( (
б) Подставляем значение ( ) в ( ):
(
где ‒ полярный момент инерции сечения.
в) Выражаем из формулы ( ем его в ( ) и получаем
значение
кр / , подставля-
,
кр
(где ‒ расстояние от центра тяжести сечения до точки, в которой определяются напряжения.
Анализ формулы ( ) показывает, что в центре сечения, где ,
напряжения равны нулю, по мере приближения к периферии растут, изменяясь по линейному закону, и максимальное значение прини-
мают при
max
т.е. на поверхности вала, согласно формуле (
равное: . Эпюра распределения напряжений по
,
/max
имеет вид:
сечению показана на рис.
И тогда, учитывая, что
,
max кр
(где ‒ полярный момент сопротивления, равный:
-
для сплошного круглого сечения
-
д
.
ля сечения"кольцо"
При действии статической нагрузки допускаемые напряжения вы- бирают в зависимости от допускаемого напряжения при растяжении:
для пластичных металлов –
, ,
раст ;
для хрупких –
, ,
раст ,
что соответствует для указанных материалов III-ей и I-ой теориям прочности соответственно. Однако в большинстве случаев валы кро- ме кручения испытывают изгиб, который в ориентировочных расче- тах учитывают введением пониженного допускаемого касательного
н
Па.
апряжения — На основании эпюры касательных напряжений (рис. видно, что
внутренняя часть детали недогружена, а основная нагрузка прихо- дится на области, прилегающие к краю сечения, а значит, наиболее рациональными при кручении являются полые элементы трубчато- го и коробчатого типа. При равнопрочности со сплошными валами они обладают рядом преимуществ и являются более предпочтитель- ными. Вопрос более подробно
будет рассмотрен ниже.
Полученное решение задачи кручения стержня круглого сечения подтверждается результатами многочисленных экспериментальных исследований. Однако в то же время опыты демонстрируют различ- ный характер разрушения деталей из пластичных, хрупких, волокни- стых и других материалов, что определяется способностью материала воспринимать напряжения, возникающие при кручении. Поэтому при исследовании прочности нельзя ограничиваться расчетом стержней только по наибольшим касательным напряжения и следует учиты- вать напряжения по другим направлениям, возникающие в точках сечения при , и их действие на данный материал.
В зависимости от механических свойств материала разрушение де- тали при кручении происходит по механизму, свойственному для данного материала, и внешне проявляется соответствующим образом. Рассмотрим варианты разрушения при кручении валов, выполнен- ных из различных материалов.
Вал закручивается моментом (рис. а) и в его поперечном
сечении возникают
касательные напряжения, изменяющиеся по за- кону, рассмотренному на
рис.
Рассекаем вал по диаметру горизонтальной плоскостью и рассмат-
риваем диаметральное сечение (рис. б), в котором, согласно зако-
ну парности касательных напряжений, будут действовать такие же напряжения, как и в поперечном сечении, но направленные вдоль оси вала. Выделим на поверхности вала точку (рис. , а), в кото- рой, как было установлено ранее, имеет место . А значит, грани площадки, выделенной в окрестности точки (рис. , в), будут
являться площадками чистого сдвига, в которых действуют напря-
жения max , а в главных площадках, расположенных под углом ,
будут действовать главные нормальные напряжения и , равные
по величине, но обратные по знаку, и соответственно равные напря- жениям в площадках чистого сдвига:
На основании рис. получаем:
-
Если материал (например, древеси- на вдоль волокон), его разрушение будет происходить от касательных
напряжений max , направленных вдоль волокна (рис. б), и, соот-
ветственно, по направлению образующей возникнут продольные тре- щины и скалывание материала (рис. , а);
-
Если материал (например,
хрупкие материалы, прочность которых при растяжении значительно ниже, чем при сдвиге), то разрушение будет происходить от растяги-
вающих напряжений (рис. в) и трещины возникнут под углом
-
к направлению образующей (рис. , б);
-
Стержень, изготовленный , разрушается в виде среза от касательных напряжений, действующих в поперечном сечении, так как растягивающие напряжения для пластичных метал- лов менее опасны, чем касательные. Поэтому при кручении пластич- ные металлы разрушаются по плоскости поперечного сечения, начи- ная от поверхности, где действуют наибольшие касательные напря- жения (рис. , в).
-
В
d
d ,
ернемся в выражению ( которое записано для наруж-
ного радиуса, но является справедливым и для любого внутреннего радиуса, а поэтому принимаем его в виде:
d , (
d
Т
кр кр .
огда закон Гука при сдвиге ( ний ( ) принимает вид:
с учетом формулы для напряже-
(
Приравниваем ( ) и ( ) ‒
d
кр , откуда: .
d
крd
Если вал или участок вала по длине имеет постоянную жесткость
const и здесь действует постоянный момент кр , то
у
кр рад или кр
частка равен:. (
.
Выражение ( ) называется
имеет вид:
max кр
max кр
Тогда. (
Значение называется жесткость сечения при кручении
-
Подскребко, М.Д. Сопротивление материалов: Учебник. / М.Д. Подскребко – Минск: Вышэйшая школа, 2007. – 797 с.
-
Сборник задач по сопротивлению материалов / А.С. Вольмир [и др.]; под ред. Вольмира А.С. .– М.: Наука, 1984. – 407 с.
-
Феодосьев, В.И. Сопротивление материалов: Учебник./В.И. Фе- одосьев – М.: Наука, 1986. – 512 с.
-
Дарков, А.В. Сопротивление материалов: Учебник. / А.В. Дар- ков, Г.С. Шпиро – М.: Высшая школа, 1975. – 742 с.
-
Беляев, Н.М. Сопротивление материалов / Н.М. Беляев – М.: Наука, 1976. – 607 с.
-
Писаренко, Г.С. Сопротивление материалов: Учебник./ Г.С. Пи- саренко [и др.]; под ред. Писаренко Г.С. – Киев: Вища школа, 1979. – 696 с.
-
Татур, Г.К. Общий курс сопротивления материалов: Учебник. / Г.К. Татур – Минск: Вышэйшая школа, 1974. – 462 с.