Карасайский район, п.Береке
КГУ «Средняя школа Жармухамбет»
учитель русского языка и литературы
Буркитбаева Мадина Байгабыловна
/ІІІ базовый
уровень/

Модуль «Оценивание для обучения и оценивание
обучения»
«В педагогическом мастерстве учителей
сердцевину
образует их способность точно оценивать
прогресс
учеников».
Майкл Байбер
По программе третьего уровня курсов повышения
квалификации учителей один из модулей «Оценивание для обучения и
оценивание обучения» направлен на определение возможностей
улучшения обучения, методов и форм реализации этих
возможностей.
Что такое оценивание? «Оценивание» в переводе с
латинского языка означает «сидеть рядом». Действительно, когда мы,
или сами же ученики оценивают друг друга, наблюдают за тем, что
делает другой ученик. Целью оценивания предполагается понимание
каждым учителем методики и способов его проведения в классе
(зачастую, в форме тестирования), цели проведения и оцениваемого
контингента. (Руководство для учителя
стр.151)
Почему я хочу говорить именно об этом модуле в
своем отчете? Потому что считаю, современный учитель новой формации
должен менять не только свои методы работы, но и менять способы
оценивания обучения учащихся. Учитель оценивает, выставляет оценки
в письменной или устной форме.
А теперь хочу поделиться опытом оценивания из
своей практики. Готовя свои уроки, я всегда находилась в постоянном
поиске, пыталась найти такие методы оценивания, чтобы реализовать
концепцию «Оценивание для обучения и оценивание обучения». Если
раньше учащиеся получали оценки, не видя свои результаты, а порою
бывало, что они не знали за что у них стоят оценки в журнале, то
после прохождения первого этапа курса «Лицом к лицу», я хотела,
чтобы учащиеся видели результаты своей работы и свои оценки на
разных этапах урока.
Если раньше я и применяла критериальное
оценивание, то критерии были общими на все задания. А после курсов
я узнала, что можно составить каждому заданию индивидуальные
критерии. Так как я уже применяла этот модуль «Оценивание обучения
и оценивание для обучения», решила развивать и совершенствоваться в
данном направлении. Передо мной стоял вопрос:
- Какие виды оценивания я узнала?
- Какие методы и приемы оценивания я буду
применять и как?
- Как научить детей оценивать себя, и друг
друга?
- Как научить детей составлять критерий
оценивания их работы?
- Все ли оценки я должна заносить в
журнал?
Начну с самого начала, с определения оценивания.
«Оценивание – категория, используемая для обозначения деятельности,
направленной на систематическое суммирование результатов обучения с
целью принятия решений о дальнейшем обучении».(Руководство для
учителя стр.151) В данном определении говорится о суммативном
оценивании, которую мы, учителя ставим в конце урока. Помимо этого
на курсах я узнала, что существует ещё и формативное оценивание,
которое мы раньше хоть и применяли, но не обращали особого
внимания. Что такое суммативное оценивание мы уже знаем, а что же
такое формативное оценивание? Из «Руководства для учителя» мы
узнали, что «оценивание, направленное на определение возможностей
улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей,
является формативным оцениванием, иначе оцениванием для обучения»
(Рук. для учителя стр.151). В ходе рассуждения я пришла к такому
выводу, что на уроке я должна грамотно внедрить и формативное и
суммативное оценивание.
В ходе планирования своего урока я готовила
тесты, которые состояли из двух вопросов и листы критериального
оценивания. Лист критериального оценивания составлял критерий по
знанию, пониманию и применению. С помощью данного критериального
оценивания я возвращала учащихся на начало урока, что они узнали,
какие задания выполняли в процессе урока по данной теме, и как
можно было применить эти знания на практике. Конечно, были
трудности в самооценке учащихся, они были завышенными. Помимо
данного суммативного оценивания на уроке использовались и
формативное. При изучении темы «Местоимение», мною было
запланировано применить метод «Jigsaw». По данному методу ученики должны были составить
критерий оценивания лидеров, так как лидеры должны были ходить и
обсуждать с членами других групп новую тему. Критерии оценивания
состояло в следующем:
После обсуждения, и после того как лидеры групп
вернулись на исходную позицию, я предложила членам групп, не
лидерам, оценить по критериям всех лидеров кроме своего. В итоге
выявилось, что другой группе понравилось обсуждение темы с учеником
В, так как он соответствовал всем трем критериям, а вот ученику С
они посоветовали быть более увереннее, и стараться приводить
впредь, свои собственные примеры. Да, теперь как лидер, я должна
была поставить свою точку в данном оценивании. Я воспользовалась
методом «Урюка». На данном этапе моей целью в формативном
оценивании было не потерять и не потушить ту искру в глазах моего
ученика С, так как он старался показать и проявить себя как лидер.
В свою очередь я озвучила свое оценивание таким образом:
«Во-первых, очень хорошо, что ты не растерялся, хоть и по книге
старался обсудить со своими сверстниками данную тему; во-вторых,
как ты думаешь, может тебе следует больше читать и развивать свою
речь; в-третьих, мне понравилось доступное изложение материала.
Вперед! У тебя всё получится». На этом же уроке было выполнено
упражнение по учебнику. К данному упражнению, исходя из задания,
совместно с учащимися были разработаны критерии по баллам. Вот как
это выглядело:
-
Вставить по смыслу
местоимения -5б.
-
Правильно определить, какими
членами предложения они являются – 3б.
-
Правильно указать падеж
местоимения – 3б.
11б-10б – «5»
9б-6б – «4»
5б-2б – «3»
Что было интересно для меня, то, когда ученик А
выступил и сам же оценил себя, удивился оценке, которую он получил,
это была «3». И здесь хотелось бы отметить: «Баллы и уровни групп
учеников часто упоминаются как «данные». Собранные суммативные
данные, способствуют идентифицированию работ и обращению особого
внимания учителей к группам, работающим выше или ниже ожидаемого
уровня». (Руководство для учителя стр. 154) и волей-неволей
вспоминаешь пословицу «Поспешишь, людей насмешишь». Но, несмотря
на, оценку которую он получил, мой ученик А не растерялся, а
улыбнулся, так как он признался, что в действительности он
торопился, хотел быть первым. В конце урока я раздала листы с
тестовыми вопросами и критериальным оцениванием. Как я уже
говорила, с помощью этих листов я хотела вернуть учеников на начало
урока. Один из техники формативного оценивания «Светофор», я
применяла на уроке, для уточнения понимания и применения знаний
учащимися. Если в группе кто-то поднимал красный или желтый цвет
светофора, я спрашивала у них, что им конкретно не понятно. А
ученики, которые поднимали зеленый цвет, помогали мне при
обсуждении того или иного вопроса, который возник у учащихся. После
занятий, когда я просматривала эти листочки, выявила, что они очень
сильно завышают себе оценки. Проанализировав данную ситуацию, я
задалась вопросом: «И какие мне оценки занести в журнал?». Я решила
поставить ту оценку, которую ученики заработали в течение уроков.
Это и оказалось моей первой трудностью при оценивании. Конечно,
вспомнив весь урок, я пришла к выводу, что мне надо применить
какой-нибудь другой метод оценивания. На уроке больше мною
применялись такие виды оценивания: самооценивание, оценивание
групп.
В последующих уроках группы определились с
лидерами, и обязанность оценивания легли на их плечи. Я на этот раз
дала точное направление в оценивании, вместе составили критерий по
всем вышеизложенным заданиям. Критерий состояли в
следующем:
-
Грамотность при письме –
2б
-
Выразительное чтение –
1б
-
Знание теоретического
материала -2б
5б – «5»
4б-3б – «4»
2б-1б – «3»
На этот раз моя лестница успеха при внедрении
критериального оценивания пошла на одну ступень вверх. Лидеры
адекватно начали оценивать свою группу, а их т.е лидеров оценивали
группы. Таким образом, я заметила явные изменения в своей практике
преподавания. Путем изменения характера оценивания, оценивание
обучения может быть трансформировано в оценивание для обучения.
(Руководство для учителя стр.154)
При подготовке к четвертому уроку на тему
«Неопределенные и отрицательные местоимения» я запланировала
обобщить все те знания, которые они получили в течение всей серии
последовательных уроков. В начале урока я уже вывесила плакаты с
критериями оценивания на стенах, на уровне роста учеников. На этот
раз каждая оценка соответствовала цвету светофора. Зеленый – «5»,
желтый – «4», красный – «3». Над каждым заданием, с каждым именем
ученика, лидеры должны были клеить цветные стикеры.
В ходе анализа всех проведенных мною работ по
оцениванию, я увидела, что у меня еще много недоработок,
ошибок. Конечно, без труда учение не будет продуктивным.
Не все учaщиecя принимают учаcтие на урoкe, oтстают oт другиx. К тaким учeникaм нужен осoбый подход. В процессе
рабoты со своей стороны, я старалась уделить
всем внимание, похвалить, поощрить, показать их востребованность на
уроке.
В ходе проведения
четырех последовательных уроков, процесс формативного оценивания
происходил по-разному. Я применяла такие приемы формативного
оценивания, как: «Экран достижений», смайлики, молодцы, отлично,
хорошо, аплодисменты, «Светофор». Конечно, не могу сказать, что в
результате формативного оценивания уровень качества обучения
повысился сразу. Нет. Но я увидела искорку в глазах детей, желание
учиться, интерес к уроку, другое отношение друг
другу.
Лишь тот, кто
учится, способен научиться и в этой связи для того, чтобы
усовершенствовать свое обучение, необходимо реагировать на
информацию, получаемую в результате обратной связи, что требует
понимания, мотивации и желания действовать. (Рук. для учителя
стр.153).
Я надеюсь, что эти слова из «Руководства для
учителя» будут для меня настоящими путеводителями, в моей будущей
педагогической практике. Все те ошибки, которые были допущены мною
в течение практики, я постараюсь исправить с помощью дополнительной
литературы А.А.Красноборова «Критериальное оценивание»,
консультироваться с коллегами, сотрудничать с родителями учащихся,
буду искать новые подходы и приемы для самооценивания и
взаимооценивания. Так как я считаю, что для точного и грамотного
применения каждого модуля данной Программы на своем уроке, должна
досконально изучить все его методы и приемы. И только тогда я
взращу, компетентного, адекватно оценивающего индивидуума. Как
говорил Майкл
Байбер «В педагогическом мастерстве учителей
сердцевину образует их способность точно оценивать прогресс
учеников».
Использованная литература:
-
Руководство для учителя. Третий (базовый)
уровень. (2012)