Материалдар / Мақала. Видимость казахского менталитета в сказке "Аяз би"
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Мақала. Видимость казахского менталитета в сказке "Аяз би"

Материал туралы қысқаша түсінік
Мақалада "Аяз би" ертегісі толықтай талданады. Соның ішінде тілдік құралдар мен қазақ ұлтының менталитетін көрсететін символдар талданады.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
09 Қазан 2022
466
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Видимость казахского менталитета в сказке «Аяз би»

Казахская народная сказка «Аяз би» описывает образ примерного главы народа в казахской устной литературе. В основе сказки «Аяз би» лежит мечта народа о справедливым главе. Это сказка основана на произведениях таких как «О качествах главы добродетельного города» Аль-Фараби и «Развитое государство» Жусупа Баласугуна. Сказка «Аяз би» описывает перекрестное время между идипоклонением и ислама. Опираясь на исторические факты «Аяз би» жил примерно XII-XIII веках. Факты говорят он был современником известного Майкы би. А в XII-XIII веке в казахских степях уже сформировалась исламская религия. Так же в сказке в основном описывается глупость ханских визиров их неумение править государством и указывать верные пути решение. О визирах преследующих собственные цели и готовых ради этого на все нежели думать о благе народа. В сказке «Аяз би» особенном персонажем является его жена Менди сулу. В сказке описывается её необычайная и ни с чем несравненная красота. Присуще казахским женщинам, она вежлива, находчива так же умна и красива. В этой сказке очень много определяющих факторов казахского менталитета. Прежде чем определить и выявить эти факторы для начала уточним над какими конкретно вопросами буду работать:

  1. Что такое менталитет?

  2. Виды и определение менталитета.

  3. Менталитет в сказке «Аяз би»

Менталитет – (ментальность) (от позднелат. Mentalis - умственный) – образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущи отдельному человеку или общественной группе.

Менталитет [от лат. mens, mentis — ум и alis — другие] — система своеобразия психической жизни людей, принадлежащих к конкретной культуре, качественная совокупность особенностей восприятия и оценки ими окружающего мира, имеющие надситуативный характер, обусловленные экономическими, политическими, историческими обстоятельствами развития данной конкретной общности и проявляющиеся в своеобычной поведенческой активности.

Менталитет это понятие определяющее политическую, эстетическую, философскую религиозную теорию конкретного времени в культурно-духовно развитом обществе. А.Я.Гуревич пишет: «Позволю себе добавить, что мне – историку прошедшему такой же путь от аграрной истории к истории культуры, - эта эволюция вполне понятна, Изучение ментальностей вовсе не уводит от социально-экономических проблем – оно ставит их в более емкий, всеобъемлющий контекст. В основе этого перемещения центра научных интересов лежит стремление преодолеть тот барьер, которой существует между социально-экономический историй, с одной стороны, и историей духовной жизни – с другой»[1;7]. Значит менталитет может служить связью между социально-экономической и духовной истории.

Леви Брюль делит и рассматривает менталитет так :

  1. Общественное мышление

  2. Бытовое

  3. Конкретное виды мышления: метафора, сравнение, фразеологизмы, пословицы и т.д[1;8].


Факторы которое влияли формообразованию казахского менталитета:

  1. Кочевая цивилизация

  2. Географические обстоятельства между Западом и Востоком.

  3. Исламская религия[1;8].

И единственное богатство это – слово, которое осведомляет духовной опыт народа.

Общественное мышление это познание духовности и окружающей среды определенным обществом в определенном времени.

В сказке «Аяз би» хан поручает своим сорока визирам найти и принести плохую птицу, плохое растение и плохого человека. Визири опираясь на свой жизненный опыт и знание решили что худшая из птиц это фазан и худший из растении это чингиль.

В казахских эпосах умные и красивые девушки выбирали себе мужья умных батыров. В этой сказке выбраб Жамана по его уму, Менди сулу еще раз подтвердила отличие казахских девушек тех времен.


«Енді менің бір тұлпарым бар, соны сынап бересің бе?» Здесь слово «тулпар» означает большего в казахском менталитете. Например, «Ер қанаты - ат», «Жігітке лайық ат туар», «Жүйрік ат – бірде ат, бірде қанат» и т.д[2;589]. В казахском устном народном творчестве конь часто сопровождает героя как надежный друг и советчик. Таков конь Тарлан Ер-Таргына, Тайбурыл Кобланды батыра, Байчубар Алпамыса. «Тот не джигит, кто хоть раз не сидел на коне», – говорят в народе. Конь – дар, который берегут, но им можно и делиться: «Можно отдать коня, но нельзя продать его снаряжение».

Меч – это украшение всех казахских батыров и ханов. Они всегда отличались от других видов оружии. Например в пословице «Қылыштың міндеті - кесу»[2;159] означает воеват против врага с помощью сабля.

Казахи хорошо сохранили обычаи культ семьи. Например в сказке есть такое выражение «Жоқ, қате айтасың! Мен жеті атамнан бері ханмын». Здесь слово «жеті ата» - это ру, семья в семи поколениях кровного родства по мужской линии.

Конкретное виды мышления: метафора,сравнение,фразеологизмы и пословицы.

В сказке часто исползывается метафоры, фразеологизмы,сравнение и пословицы. Эти слово богатство народа. Казахи хороши играли на инструментах, как домбра, пели песни и хорошо выбирали слово-выражения. И многие наименовались как «Шешен», «Айтыскер» и т.д.

Пословицы:

  1. «Сөз тапқанға қолқа жоқ»

  2. «Аяз әліңді біл, құмырсқа жолыңды біл»

  3. «Қылыш үстінде серт жүрмейді»

  4. «Аға өлсе, жеңге мұра»

  5. «Біреуге ор қазба, өзің түсерсің»

  6. «Баймын деп аспа, ханмын деп таспа»

Эти пословицы по сей день в нашем говоре.

Сравнение:

  1. Сүлейменнің жүзігіндей, Мұсаның асасындй, Дәуіттің қоржынындай.

  2. Қайрақтай болып езілгенше, тәрелкедей болып уатылғанша, пышақтай болып, басы кесілгенше сыр айтпайтын жігіт, мына гаухар тастай жарып мені алады.

  3. Суы біткен көлдей, қара майы біткен шелектейсің.

Метафоры:

  1. Қырық асыранды қызым бар.

  2. Меңді сұлу: «Он төртінде туған ай сияқтымын»

Фразеологизм:

Отыз күн ойын, қырық күн тойын

Хорошо сказано в казахе «Язык – ключ к душе человека»[2;266]. И с помощью «би, шешен» хан всегда был на верным пути. С их помощью государство расцветало. Они всегда находили верные решение самой сложной ситуации. По сей день в казахской литературе их слова мы употребляем как слова-назидание.




Литература

  1. Д.Қамзабекұлы, Б№Омрұлы, А.Шәріп «Ұлттық әдебиет және дәстүрлі ментальдік». Монография. Алматы-2013, - 192 бет.

  2. Қазақ мақал-мәтелдерінің Алтын кітабы. Алматы, - 632 бет

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!