Методика проведения
семинарских занятий на уроках общественных
дисциплин
Касымжанова А.С
преподаватель
Электротехнический колледж
г. Семей
Семинар
определяется в педагогике как форма учебного процесса,
представляющая собой коллективное обсуждение студентов темы под
руководством преподавателя. На семинаре студенты приобретают
социальный опыт коллективной работы, вырабатывают умение и навыки
самостоятельной работы с книгой во всем ее многообразии (чтении,
конспектирование, составлении тезисов, плана и т.д.), овладевают
умением сознательно обращаться с информацией, готовить
самостоятельные выступления, высказывать суждения по поводу ответов
товарищей. Как правило, семинар- это продолжение работы над темой,
поставленной на лекции, поэтому его не следует рассматривать как
контроль за усвоенным лекционным материалом или дублирование
лекции. Семинар на качественно новом уровне решает вопрос
самообразования учащихся, он является эффективной формой
коллективной работы учащихся по углубленному изучению узловых
вопросов темы.
К семинару представляются
следующие требования:
- тема
семинара должна быть ключевой;
- тема
семинара должна вызывать интерес учащихся и быть посильной для
самостоятельного изучения;
- необходимо наличие
дополнительной литературы по теме доступной по содержанию и объему
для изучения учащимися;
-
учащиеся должны быть вооружены необходимым минимумом навыков и
умений для участия в семинарской работе.
Семинарские занятия, являясь школой развития
самостоятельности студентов, качественно меняют их роль на занятии,
так как на них возлагаются частично функции преподавателя. Меняется
и роль преподавателя- из информатора он становится организатором
познавательной деятельности обучающихся .
От места
семинара в системе уроков по теме, от его содержания зависит и его
тип. Если семинару предшествовала лекция, и он призван углубить
основные положения и вопросы темы, уже известные учащимся, то это
будет семинар повторительно-обобщающего типа. Если на семинаре
изучается новая тема, то это будет семинар усвоения новых знаний,
и, наконец, возможно проведение семинаров комбинированного типа, на
которых изучение нового материала сочетается с повторением
пройденного. В практике начинают развиваться Межпредметные
семинары, которые проводятся по двум или нескольким сложным учебным
дисциплинам и успешно применяются на этапе заключительного
обобщающего повторения.
Подготовка к семинару начинается за 1,5-2 недели до его
проведения. Преподаватель знакомит студентов с темой предстоящего
семинара, указывает вопросы и список литературы. Для обсуждения на
семинар обычно выносится не больше четырех-пяти вопросов. Они
должны быть сформулированы проблемно, что позволит на семинаре
обсудить их с разных точек зрения, в ходе дискуссии, обеспечив,
таким образом, активную позицию учащихся на занятии. Если вопрос
сложный, к нему можно поставить еще несколько дополнительных
нацеливающих вопросов.
Список
литературы не должен быть слишком большим, его нужно разделить на
две части: в первой указать обязательную для всех литературу
(документы правительства, учебники и учебные пособия), во второй -
дополнительную (справочную литературу, периодическую, учебную и
т.д.).
Успешной подготовкой
учащихся к занятию способствуют памятки «как готовиться к
семинару», «Как готовиться к выступлению», которые может
разработать каждый преподаватель, учитывая специфику предмета и
контингента учащихся.
Перед
семинаром преподаватель назначает время для консультации, так как у
учащихся всегда возникают вопросы при подготовке к занятиям. На
консультации преподаватель призван не только помочь учащимся
подготовиться к занятиям, но и сформировать у них положительное
отношение к предстоящему занятию.
Структура семинарского
занятия включает вступительное слово преподавателя, обсуждение
учащимися темы семинара, заключительное слово преподавателя,
задание группе.
Во вступительном слове
преподаватель выделяет главную идею занятия, эта идея должна
направлять коллективную работу учащихся, служить ориентиром в их
выступлениях, докладах, сообщениях.
Если
семинар строится как беседа по вопросам темы, то преподаватель
предлагает учащимся ответить на первый вопрос. При отсутствии
желающих отвечать преподаватель их назначает. Чтобы вся группа
принимала участие в работе, после ответа учащегося, право оценить
его выступление предоставляется товарищам. Преподаватель помогает
им вопросами: какие дополнения необходимо внести в ответ? Согласны
ли вы с точкой зрения, высказанной в выступлении? Аргументацию,
каких положений следует усилить и каким образом? Оцените ответ с
точки зрения его полноты, доказательности, формы изложения. При
ответе учащемуся разрешается пользоваться конспектами, но не
зачитывать их полностью, текстами и наглядными пособиями. Если
точка зрения по какому-либо вопросу у учащихся не совпадает,
возникает дискуссия. Ход дискуссии полностью контролируется
преподавателем. Он должен следить, чтобы поводом для дискуссии
послужил проблемный вопрос, раскрытие которого существенно важно
для уяснения темы. Искусственно возникшую, ненужную дискуссию
следует прерывать.
Студенты
должны осознать, что арсенал доказательств огромен и использовать
при работе на семинаре полученные ранее знания, логические
рассуждения, наблюдения, жизненный и производственный опыт,
сравнение, сопоставление и т.д.
Роль
преподавателя на данном этапе семинара заключается в наблюдении за
ходом работы студентов в фиксации их внимания на узловых вопросах
темы. Необходимо регулировать ход выступлений учащихся, вовлекая в
работу всю группу Преподаватель не должен прерывать учащихся,
формировать за них выводы, нужно, чтобы на имеющуюся в ответе
ошибку реагировала группа, исправляла ее
коллективно.
В
заключительном слове преподавателя подводится итог занятия.
Преподаватель должен показать связь вопросов, подчеркнуть из
ведущие идеи, четко сформулировать все выводы. Заключительное слово
должно стать для учащихся образцом краткого логического анализа
темы. В нем обязательно должна содержаться оценка работы участников
семинара. Не рекомендуется ставить неудовлетворительные оценки,
лучше указать учащимся на достоинства и недостатки ответа, дать
совет, как добиваться более высоких показателей на следующем
занятии.