2024-2025 оқу жылына арналған
Қысқа мерзімді сабақ жоспарларын жүктеп алғыңыз келеді ме?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен жасалған
Материалдар / Методикалық нұсқау

Методикалық нұсқау

Материал туралы қысқаша түсінік
Үйден оқыту
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады




























ПАВЛОДАР, 2011 год



Термины и определения


1)  ребенок (дети) с ограниченными возможностями - ребенок (дети) до восемнадцати лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке;


2) ребенок-инвалид – лицо в возрасте до восемнадцати лет, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, травмами, их последствиями, дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты;

3) ребенок, временно обучаемый на дому – ребенок – неинвалид в возрасте до 18 лет, по состоянию здоровья, в течение короткого времени, не имеющий возможности посещать школу:

4) специальные образовательные программы - программы, предназначенные для обучения детей с ограниченными возможностями

5) психолого-медико-педагогическая консультация – государственное учреждение, осуществляющее проведение диагностики и психолого-медико-педагогического обследования детей с ограниченными возможностями в целях установления показаний на социальную и медико-педагогическую коррекционную поддержку, определения вида и формы образования, составления индивидуальной программы реабилитации.

6) задержка психического развития (ЗПР) – временное отставание развития психики в целом или ее отдельных функций. Типы ЗПР -конституционального генеза, психогенного генеза, соматогенного генеза, церебрально-органического генеза.









ОГЛАВЛЕНИЕ



  1. Методические рекомендации по организации обучения на дому.


  1. Нормативные документы, регламентирующие обучение на дому.

  2. Организация образовательного процесса.

  3. Формы обучения и объем учебной нагрузки.

  4. Составление учебного плана.

  5. Памятки по проверке организации обучения на дому.



  1. Рекомендации по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому.


  1. Правовая основа организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому.

  2. Организация деятельности учреждения образования по дистанционному обучению детей-инвалидов.

  3. Организация образовательного процесса.

  4. Формы обучения и объем учебной нагрузки.























ГЛАВА 1

Методические рекомендации

по организации обучения на дому

1. Нормативные документы, регламентирующие обучение на дому

Правовую основу организации обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, составляют:

    1. Закон Республики Казахстан "Об образовании" (с изменениями и дополнениями от 24.12.2008 г.)

    2. Закон Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» от 11 июля 2002 года N 343

    3. Приказ МОН РК «Правила о порядке оказания помощи родителям в обучении детей-инвалидов на дому учебно-воспитательными организациями» от 26 ноября 2004 года № 974

    4. Письмо МОН РК «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» от 28 февраля 2000 года № 07-4/889

    5. Приказ МОН РК «О начале 2004-2005 учебного года в организациях среднего общего образования Республики Казахстан» от 20 августа 2004 года № 696

    6. Приказ МОН «Об утверждении Правил методики аттестации обучающихся» от 02.03.2004г. №166

    1. Организация образовательного процесса

2.1 Обучающиеся

Согласно статьи 8 Закона Республики Казахстан «Об образовании» для граждан, которые по состоянию здоровья в течение длительного времени не могут посещать организации начального, основного среднего, общего среднего образования, организуется индивидуальное бесплатное обучение на дому или в лечебных организациях.

Индивидуальное обучение больных детей-учащихся 1-11 классов в возрасте до 18 лет, которые по состоянию здоровья короткое время (до 6 месяцев), не могут посещать занятия в школе, разрешено письмом МОН РК от 28 февраля 2000 года № 07-4/889 «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому». Организация индивидуального обучения этих учащихся на дому должна проводиться на основании заключения лечебного учреждения (больницы, поликлиники, диспансера) и с разрешения, в каждом отдельном случае, районного (городского) отдела образования. Консультация ПМПК для детей данной категории не проводится. Программа обучения временно больных детей – общеобразовательная.

Обучение детей-инвалидов организуется на основании Приказа МОН РК «Правила о порядке оказания помощи родителям в обучении детей-инвалидов на дому учебно-воспитательными организациями» от 26 ноября 2004 года № 974.

Если ребенок с ограниченными возможностями, то психолого-медико-педагогические консультации в присутствии родителей определяют программу обучения (общеобразовательная, ЗПР и коррекционная вспомогательная 1 или 2 типа). В зависимости от рекомендации ПМПК учреждение образования разрабатывает программу обучения.

Обучение на дому организуется школой, в которой обучается ребенок. Знания детей, обучающихся на дому, систематически оцениваются. Их фамилии, данные об успеваемости, переводе из класса в класс и выпуска из школы вносятся в классный журнал соответствующего класса.

Для организации обучения на дому учащемуся необходимо:

- иметь справку ВКК с рекомендацией обучения на дому – основание для издания приказа на учащегося (Приложение 1)

- заключение ПМПК, в котором указана соответствующая программа обучения (общеобразовательная, программа ЗПР, вспомогательная).

При организации обучения на дому детей с ограниченными возможностями (не инвалидов), получивших рекомендацию ПМПК «обучение на дому по специальной коррекционной программе для детей с нарушением интеллекта 1, 2 типа» или «обучение на дому по программе для детей с ЗПР» используется учебный план, согласно приказа № 696 от 20.08.2004г.

2.2 Учителя

Обучение детей-инвалидов должны осуществлять учителя, обладающие необходимыми знаниями в области особенностей психофизического развития различных категорий детей-инвалидов. Для детей- инвалидов, обучающихся по коррекционной программе 1 или 2 типа, где учебный план начальной школы распределен на 1-9 классы, рекомендуется привлекать учителей начальных классов.

Каждым учителем, преподающим на дому, обязательно ведется дневник динамического наблюдения за развитием и качеством усвоения знаний детьми-инвалидами. Деятельность ребенка анализируется исходя их его психофизического и физического состояния.

Дневник ведется регулярно, в соответствии с расписанием, и является необходимым материалом для последующей работы учителя: составления полугодового отчета о качестве пройденного материала, годовых психолого-педагогических характеристик, мониторинговых таблиц и т.д. (Приложение 2).

Дневник наблюдения за развитием на детей, обучающихся временно, не ведется.

В классный журнал текущие и четвертные оценки детям-инвалидам, обучающимся по общеобразовательной программе и программе ЗПР, выставляются в конце каждой четверти. Детям, обучающимся по специальной коррекционной программе 1 или 2 типа, в классном журнале выставляются только четвертные оценки.

Заместитель директора школы составляет индивидуальное расписание, согласовывает с родителями и учителями, которым распределена нагрузка по учебному плану. Согласованное с родителями расписание утверждается директором школы.

Календарно-тематическое планирование в соответствии с рекомендованной программой обучения, утверждается в общем порядке.

Администрация школы осуществляет контроль за своевременным проведением занятий, за выполнением учебных программ и методикой индивидуального обучения. Данный вопрос рассматривается 2 раза в год (октябрь, февраль) на внутришкольном контроле, а также на педагогическом совете по итогам года с заслушиванием учителей-предметников для перевода в следующий класс (Приложение 4)

По итогам года комплектуется папка на каждого учащегося, обучавшегося на дому (Приложение 5).

    1. Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся


Приказ отдела образования (образец)


Об организации обучения на дому


Во исполнение статьи 8 Закона Республики Казахстан "Об образовании" и на основании предоставленных ходатайств учреждений образования, а также соответствующих справок ВКК, рекомендаций ПМПК ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Обеспечить обучение на дому следующих учащихся:

  1. Аминова Сауле, СОШ №2

  2. Жасыпова Минара, СОШ №4

2. Директорам школ обеспечить контроль за организацией обучения на дому согласно действующим нормативным документам.

  1. Контроль за исполнением данного приказа возложить на главного специалиста отдела образования Смагулову А.Д.



Начальник отдела образования Ф.И.О.



Приложение 1.

Приказ по школе (образец)



Об организации обучения на дому


Во исполнение приказа отдела образования «Об организации обучения на дому» и на основании предоставленных родителями справок ВКК, рекомендаций ПМПК ПРИКАЗЫВАЮ:

    1. Охватить обучением на дому следующих учащихся:

Аминову Сауле, инвалида детства, справка ВКК № 13 от 5 сентября 2011 года;

Касымова Диаса, справка ВКК №11 от 2 сентября 2011 года.

2. Распределить учебную нагрузку Аминовой Сауле согласно приказа МОН № 974 от 26.11.2004 г. по общеобразовательной программе (приложение 1).

3. Распределить учебную нагрузку Касымова Диаса согласно приказа МОН № 07-4/889 от 28.02.2000 г. ( приложение 2).

4. Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя директора по учебной работе Бахытову А.Д.



Директор школы Ф.И.О.
























Форма ведения дневника динамического наблюдения за развитием и качеством усвоения знаний детьми-инвалидами



Дата, тема урока

Деятельность учителя на уроке

Деятельность ребенка в соответствии с требованиями учителя

Педагогические наблюдения (динамика +,-)

Рекомендации родителям

-ребенку

Роспись родителей

Роспись учителя

Цели урока








1. Образовательная







2.

Развивающая







3. Воспитательная









4.

Коррекционная







Оборудование урока










Документация администрации школы, предоставляемая комиссии при проверке обучения на дому


  1. Нормативные документы по организации обучения на дому

  2. Приказ отдела образования об организации обучения на дому

  3. Приказ по школе об организации обучения на дому

  4. Заявление родителей

  5. Справка ВКК с рекомендацией обучения на дому

  6. Заключение ПМПК, где указана программа обучения

  7. Учебный план согласно действующим нормативным документам

  8. Календарно-тематическое планирование каждого учителя, обучающего на дому

  9. Сведения об учителях, обучающих на дому

  10. Расписание уроков, утвержденное директором школы и согласованное с родителями

  11. Дневники наблюдений за текущий и прошлые учебные годы

  12. Психолого-педагогическая характеристика за прошлые учебные годы

  13. Аналитические справки об итогах проверки за 3 года

  14. Протоколы совещаний при директоре и педагогических советов, где рассматривался данный вопрос



Приложение 2.


Памятка по проверке организации обучения на дому

наименование вопроса

положительное

негативы

Наличие нормативных, законодательных документов, регламентирующих обучение на дому



Организация работы по обучению на дому – на уровне школы

Наличие приказа отдела образования



Соответствие программе обучения (наличие учебного плана)



Анализ ведения школьной документации

- справка ВКК

-заключение ПМПК

- заявление родителей

-наличие приказа по школе



-наличие расписания уроков, утвержденного директором школы и согласованного с родителями ребенка, обучающегося на дому



- квалифицированность, стаж педагогов



- наличие в плане ВШК вопроса обучения на дому



-аналитические справки об итогах проверки (проблемы)



- наличие протокола совещания, где рассматривался данный вопрос (решение, резуль-тативность)



-соответствие оценок, выставленных в дневнике учащегося с оценками в классном журнале



Общие замечания:


Анализ работы учителя-предметника, преподающего на дому


Ф.И. учащегося_______________________________________________

Ф.И.О. учителя_______________________________________________

Предмет________________________________________

Образование___________________________________________

Стаж_______________категория____________


наименование вопроса

положительное

негативы

- наличие расписания уроков, утвержденного директором школы и согласованного с родителями ребенка, обучающегося на дому



- наличие календарного плана, утвержденного директором школы



- наличие психолого-педагогической характеристики учащегося, составляемой педагогом



- наличие поурочного плана учителя



- соответствие оценок, выставленных в дневнике учащегося с оценками в классном журнале



- своевременность выставления оценок в классном журнале



- установление контакта с родителями и ребенком



- ведение дневника наблю-дения за развитием ребенка



- ведение журнала учета знаний ребенка



- использование на уроках компьютера



Общие замечания:







Состояние работы с родителями и ребенком,

обучающимся на дому


Ф.И. учащегося _____________________________________________ Школа___________________________________Класс_____________

Инвалидность_____, наличие справки ВКК_______ПМПК______

Программа обучения________________________________________


наименование вопроса

положительное

негативы

-наличие расписания уроков, утвержденного директором школы и согласованного с родителями ребенка, обучающегося на дому



- наличие учебников программе обучения



- соответствие оценок, выставленных в дневнике учащегося с оценками в классном журнале



- наличие компьютера



- использование компьютера в учебном процессе



- беседа с родителями





отношение учащегося к урокам






Общие замечания:









ГЛАВА 2

Рекомендации

по организации деятельности по созданию условий

для дистанционного обучения детей-инвалидов,

нуждающихся в обучении на дому


1. Правовая основа организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому

Инструктивно-методическое письмо по обеспечению программно-техническими средствами рабочих мест детей-инвалидов, обучающихся на дому, разработанное научно-практическим центром коррекционной педагогики, от 6 апреля 2011 года № 02-5/365.

Правила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям от 13.04.2010г. №169 (изменениями приказом МОН от 5.04.2011г. №133)

2. Организация деятельности учреждения образования по дистанционному обучению детей-инвалидов

Основными направлениями деятельности являются:

- осуществление координации и организационно-методического обеспечения деятельности по организации дистанционного обучения детей-инвалидов;

- обеспечение доступа обучающихся и педагогических работников, непосредственно осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов (далее - учителя), к учебно-методическому комплексу, позволяющему обеспечить освоение и реализацию образовательной программы, и другим электронным образовательным ресурсам;

- организация образовательного процесса;

- организация учебно-методической помощи обучающимся, учителям, родителям (законным представителям) обучающихся;

- ведение учета детей-инвалидов (обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий и нуждающихся в организации дистанционного обучения);

- осуществление мониторинга деятельности по организации дистанционного обучения детей-инвалидов.


3. Организация образовательного процесса

3.1. Обучающиеся

Целевую группу проекта составляют дети-инвалиды, обучающиеся на дому по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, которые могут обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе не имеют медицинских противопоказаний для работы с компьютером.

Данная категория обучающихся включает в том числе детей, нуждающихся в обучении по образовательной программе специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и других).

На начальной стадии реализации проекта представляется целесообразным обеспечить организацию дистанционного обучения детей с сохранным интеллектом, не имеющих сложных нарушений развития.

При наличии соответствующих организационных, учебно-методических, кадровых ресурсов возможна организация дистанционного обучения детей с умственной отсталостью, а также детей со сложным дефектом.

Дистанционное обучение детей-инвалидов рекомендуется осуществлять индивидуально.

Общую численность детей-инвалидов, которым предполагается создать условия для дистанционного обучения на начальном этапе реализации проекта, в том числе с учетом распределения детей по категориям нарушений развития (заболеваний), рекомендуется определять, исходя из потенциальных (кадровых, технических, организационных и других) возможностей учреждения образования.

3.2. Учителя

Дистанционное обучение детей-инвалидов должны осуществлять учителя, обладающие необходимыми знаниями в области особенностей психофизического развития различных категорий детей-инвалидов, а также в области методик и технологий организации образовательного процесса для таких детей в очной и дистанционной формах.

Для подготовки к осуществлению деятельности по обучению детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий целесообразно обеспечить предварительное прохождение учителями курсов повышения квалификации по указанной тематике.

Необходимо также организовать на системной основе консультативно-методическую поддержку учителей, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов.

3.3. Модели организации дистанционного обучения детей-инвалидов

Дистанционное обучение должно осуществляться непосредственно учреждением образования. Обучение детей осуществляется учителями, состоящими в штате и работающими в школе по основному месту работы или по совместительству.

При этом необходимо обеспечивать методическое сопровождение деятельности образовательного учреждения по организации дистанционного обучения детей-инвалидов, включая предоставление доступа к образовательным ресурсам и организацию консультативно-методической помощи в дистанционном режиме.

Для организации дистанционного обучения обеспечивается подключение мест проживания детей-инвалидов и рабочих мест учителей к сети Интернет, а также оснащение их комплектами компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения, адаптированными с учетом специфики нарушений развития детей-инвалидов (далее - комплект оборудования), с предоставлением необходимых расходных материалов.

Следует организовать обучение детей-инвалидов, их родителей (законных представителей) и учителей пользованию комплектом оборудования в процессе дистанционного обучения, а также предоставить им возможность оперативного доступа к консультативным услугам по различным вопросам, связанным с организационным и техническим обеспечением образовательного процесса.

Также должно быть обеспечено техническое обслуживание рабочих мест детей и учителей, предусматривающее, в том числе оперативное устранение неполадок в работе комплекта оборудования, а при необходимости - замену неисправного комплекта оборудования или его составляющих в возможно короткие сроки, позволяющие избежать перерыва в организации образовательного процесса.

Рабочие места учителей могут оснащаться комплектом оборудования и обеспечиваться доступом в Интернет как в образовательном учреждении, так и непосредственно по месту проживания учителя. Преимуществом последнего варианта является то, что организация и проведение занятий в дистанционной форме не требуют обязательного присутствия учителя в образовательном учреждении, соответственно учитель получает возможность более гибко и эффективно планировать и осуществлять учебный процесс.

Комплект оборудования передается участникам образовательного процесса на договорной основе во временное безвозмездное пользование (в отношении комплекта оборудования, передаваемого несовершеннолетним обучающимся, соответствующий договор заключается с их родителями или законными представителями).

3.4. Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся

Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся могут варьироваться в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей.

При наличии соответствующих рекомендаций специалистов количество часов по классам может быть увеличено в пределах максимально допустимой учебной нагрузки, предусмотренной санитарно-гигиеническими требованиями.

Практика показывает, что обучение с использованием дистанционных образовательных технологий значительно расширяет возможности получения детьми-инвалидами образования, позволяет во многих случаях обеспечить освоение обучающимся основной общеобразовательной программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в полном объеме.

Содержание учебно-методического комплекса, позволяющего обеспечить освоение и реализацию образовательной программы при организации дистанционного обучения детей-инвалидов, должно соответствовать государственным образовательным стандартам.

Дистанционное обучение не следует рассматривать как единственную форму проведения учебных занятий, полностью исключающую непосредственное взаимодействие обучающегося с учителем (учителями).

Желательным является сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем. Для детей, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому целесообразно организовывать занятия в помещениях образовательного учреждения (индивидуально или в малых группах).

При наличии возможности следует также обеспечивать участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

Особенности организации образовательного процесса для каждого обучающегося, включая объем его учебной нагрузки, а также соотношение объема проведенных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия учителя с обучающимся, определяются индивидуально на основании рекомендаций специалистов.

18 Қазан 2018
585
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі