Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Методы использования инновационных образовательных технологий в преподавании психолингвистики
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Методы использования инновационных образовательных технологий в преподавании психолингвистики
Аскерова С.Ю. - м.п.н.
Одной из актуальных задач в методике преподавания психолингвистики в современном этапе образования является переход на инновационный путь развития. Для осуществления инновационной деятельности в образовании РК необходимы специалисты, владеющие методами, средствами и формами управления инновационными процессами. Переход государства на инновационный путь развития нельзя осуществить без нововведений в области образования и воспитания.
В настоящее время проблема инновационных поисков в образовательном процессе РК приобрела особую актуальность. Глобальные образовательные тенденции, получившие название «мегатенденций», характеризуются, прежде всего, такими чертами, как: массовость и непрерывность образования; ориентация обучения на личность обучаемого; развитие креативности и умения генерировать новшества; активное освоение человеком способов познавательной деятельности и др.
Нынешние
проблемы диктуют новые требования ко всем формам образования. Чтобы
ответить на вопрос, как на практике обеспечить инновационность
образования, в частности филологов
и психологов,
необходимо выделить главное звено в этом процессе. В системе
образования такой комплексной проблемой является качество
образования, под которым следует понимать соответствие тем задачам,
которые ставятся перед специалистами в той или иной области и перед
страной в целом. Качество образования призвано обеспечивать
формирование социально активной и профессионально востребованной
личности, способной самостоятельно познавать мир, вступая с ним в
активный диалог. Поэтому в подготовке будущих кадров особенное
внимание должно быть обращено к
инновационным
технологиям в
преподавании
психолингвистики. Для выполнения задач поставленных
перед преподавателями законодательствами РК сначала
нужно рассмотреть методические рекомендации
использования инновационных образовательных технологий в процессе
преподавания психолингвистики. Они ставят перед
специалистами следующие
задачи:
рассмотрение
методов и форм активного обучения, используемых в преподавании
психолингвистики;
изучение инновационных образовательных технологий как форм
активного обучения; результат применения инновационных
образовательных технологий в процессе преподавания
психолингвистики.
Чтобы достичь поставленных задач, сначала нужно глубоко изучить:
1) практическую деятельность филологов и психологов-педагогов в области применения инновационных технологий; 2) методы и формы инновационного обучения, используемые в методике преподавания психолингвистики.
Говоря об
инновационных методах обучения, прежде всего, имеют в виду новые
формы, методы и средства обучения, получившие название активных:
проблемные лекции, семинары-дискуссии, деловые игры, методы
математического моделирования. Сюда же включают комплексное
курсовое и дипломное проектирование, производственную практику и
т.д.
Типы
лекций, применяемые в современном этапе
образования: информационная, проблемная,
лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция с заранее
запланированными ошибками, лекция-пресс
конференция.
Информационная лекция. Признаки ее хорошо известны. Исторически сложившись как способ передачи готовых знаний студентов через монолог, лекция под влиянием изменяющегося, развивающегося содержания обучения и образования не может остаться прежней, информационной.
Проблемная лекция. В ней процесс познания студентов приближается к поисковой, исследовательской деятельности.
Лекция-визуализация. Это результат поиска новых возможностей реализации известного в дидактике принципа наглядности, содержание которого меняется под влиянием данных современной науки, форм и методов активного обучения.
Лекция вдвоем. Динамичность проблемного содержания учебного материала осуществляется в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой.
Лекция с заранее запланированными ошибками. Она во многом удовлетворяет необходимость развития у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию.
Лекция-пресс конференция. Она близка к соответствующей форме профессиональной деятельности со следующими изменениями. Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов письменно задать ему вопросы по данной теме.
Среди активных методов обучения три группы методов наиболее интересны для использования в целях управления ситуацией формирования всех видов мышления: 1) метод программированного обучения, 2) метод проблемного обучения, 3) метод интерактивного (коммуникативного) обучения. Все эти методы были предложены как попытка преодоления ограниченности традиционных методов обучения.
Методы программированного обучения предполагали перестройку традиционного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержанию знаний.
Методы проблемного обучения – акцентировали не аспекты структурирования объективного знания, а ситуации, в которых оказывается личность обучаемого.
Методы интерактивного обучения обратились к способам управления процессом усвоения знаний посредством организации человеческих взаимодействий и отношений.
Использование в обучении специалистов приемов этих трех групп активных методов обучения, предполагает создание системы учебных задач в курсе психолингвистики. Управление обучения происходит по средствам организации всей учебной ситуации, в которой находятся участники педагогического взаимодействия. Поэтому при разработке инновационных методов обучения психолингвистики следует учитывать тот факт, что студент, который служит объектом воздействия преподавателя, является одновременно и субъектом, т. е. личностью, от интересов и воли которой зависит ее деятельность в соответствии с воздействием преподавателя. Если преподаватель не вызовет у обучающихся цели, адекватной его цели, то акт обучения состояться не сможет и метод воздействия не достигнет искомого результата. При этом цель обучающегося не должна совпадать с целью педагога, она должна только соответствовать ей.
Преподавание
психолингвистики
опирается,
прежде всего, на известные в мировой педагогической практике методы
обучения. Рассмотрим их более
подробно.
Инновационные методы словесного
обучения относятся к
числу наиболее распространенных во всех системах обучения. Устное
изложение знаний преподавателем является мощным средством,
направляющим познавательную и практическую деятельность
обучающегося. Преподаватель не только передает знания, но и
формирует интерес к предмету, обучает анализу и обобщению фактов,
умению ставить вопросы и самостоятельно размышлять. Основные методы
словесного обучения, применяемые в преподавании
психологии: рассказ,
беседа, объяснение.
Понятие,
приобретая
контекстное звучание, оказывается встроенным в определенную систему
знаний. Потом, когда оно усвоено настолько, что при объяснении
феномена обучающийся вынужден им пользоваться и у него уже
появилась потребность его сформулировать, понятие можно раскрывать
и определять. Скорее, это уже формулировка для запоминания,
удобства изложения мысли и дальнейшего использования. Поскольку это
фундаментальные понятия, то их значимость будет увеличиваться
пропорционально количеству получаемых знаний о психологических
феноменах.
Инновационный метод
проектов заключается в
том, что преподаватель выстраивает программу личностного
развития студента
совместно с ним
и на основе выявления его личностно значимого интереса. Для его
выявления рекомендуется следующий прием. На одном из первых занятий
предлагается написать сочинение на тему
«Самое-самое».
После того
как студенты
сдадут
сочинение преподавателю, вступить с ними в личный разговор,
служащий как бы продолжением этого сочинения. Таким образом, в
большинстве случаев обнаруживается личностно значимый
интерес будущего
специалиста, актуальный
для него на данный момент времени. Сферой исследования может быть
любая психологическая или педагогическая проблема (запланированная
или незапланированная), а также сфера исследовательских интересов
преподавателя.
Инновационный метод наблюдения, являясь одновременно методом познания и психолингвистического исследования, дает возможность целенаправленного восприятия психических явлений и более широкого сбора информации. Наблюдения за поведением, проявлением психических состояний человека и психолингвистических свойств личности, развитием психики в онтогенезе - это источник спонтанного формирования психологической культуры личности и его языка. Данный метод позволяет изучать закономерности психической жизни человека в естественных для него условиях.
Инновационные методы экспериментальной и дифференциальной психологии можно использовать в качестве ключа к самопознанию. Экспериментальный метод имеет огромное дидактическое значение, поскольку это преимущественно метод самодеятельности, творческой изобретательности. Ничто не содействует в такой степени развитию систематического научного мышления, как экспериментальный метод проверки и доказательства. При изучении психолингвистики все указанные качества имеют особенную ценность. Например, можно применять методики по исследованию индивидуальных вариаций чувствительности, особенностей внимания, типов памяти, видов мыслительных операций и др. Эти методики логично входят в содержание Программы учебного курса. Основными типами строения таких уроков являются: 1) урок ознакомления с новым материалом; 2) урок закрепления изученного; 3) урок применения знаний и умений; 4) урок обобщения и систематизации знаний; 5) урок проверки и коррекции знаний и умений; 6) комбинированный урок; 7) урок-лекция; 8) урок-семинар; 9) урок-зачёт; 10) урок-практикум; 11) урок-экскурсия; 12) урок-дискуссия; 13) урок-консультация; 14) интегрированный урок; 15) театрализованный урок; 16) урок-соревнование; 17) урок с дидактической игрой; 18) урок - деловая игра; 19) урок - ролевая игра; т.д..
Следует отметить, что проявление данной системы уроков в преподавании психолингвистики вовсе не связано с созданием еще одной их типологии, а обусловлено необходимостью решения проблем, поставленных непосредственно самими преподавателями. Они свободны в поиске и выявлении такой совокупности уроков, знание особенностей строения которых позволяло бы ориентироваться в многообразии конструируемых ныне в практике обучения уроков и помогало в их творческой разработке. Именно в этом и кроется основное назначение системы уроков основных типов.
Применение инновационного метода семантического погружения при обучении психолингвистики связано с тем, что некоторые психологические понятия чрезвычайно трудно излагать теоретически. Однако не знакомить с ними нельзя, поскольку они являются ключевыми для психолингвистики и ни один психологический феномен практически невозможно раскрыть, минуя их. Это такие фундаментальные многоуровневые понятия, как «мотивация», «рефлексия» и др. Сразу их не объяснишь. Должно пройти время, нужно вжиться в контекст. Эти понятия должны как бы наращиваться по мере продвижения в учебном материале. При работе с понятием в контексте оно называется, но ему не дается дефиниция.
В итоге предлагается в практику преподавания психолингвистики ввести новые методы обучения, основанные на практико-ориентированных технологиях личностного роста и работающие непосредственно на задачи развития личности, соответсвующие к требованиям законодательств по улучшенияю качества образования в РК.
Таким образом, при работе с каждым из
предлагаемых методов важно понимание педагогом того, что через их
совместную деятельность с обучающимися они приобретают и
«присваивают» психолингвистическое
знание. Студент
и педагог
вместе «ищут» его, вместе участвуют в процессе. Понятно, что
преподаватель в данном случае является проводником, ведущим,
создает ситуацию, условия, дает символы, информацию. Но при этом и
педагог, и обучаемый вместе приходят к какому-то новому пониманию
феноменов окружающего мира, изменяют в своем мировоззрении картину
мира и, следовательно, изменяют отношение к
ней.
В этой связи
неоспоримость использования инноваций как основы достижения
вышеназванных целей и решения указанных задач, а также
стратегического конкурентного преимущества учебного заведения не
требует особых доказательств.
Список использованных
источников:
1. Борисова, Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. – М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2014. – 145 с.
2. Зинина О.В. Инструментальная оценка эффективности инвестиций в инновационные образовательные технологии. Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Красноярск, 2008.– 21 с.
3. Краснощеков Е.В. Инновационные образовательные технологии в современной школе в Германии. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Таганрог, 2000.– 24 с.
4. Павлова Л.П. Инновационные обучающие технологии как фактор создания единого образовательного стандарта // Инновационные образовательные технологии. – Мн.: МИУ. – №1 – 2008.– с.12-16
5. Попов В.В. Креативные технологии и средства инновационной деятельности // Инновационная политика в странах с развитой и развивающейся рыночной экономикой: национальный и региональный аспекты: материалы междунар. науч.-практ. семинара. – Саратов: ООО «Тесар-издат», 2012. – С. 70-78.
Түйін
Мақалада психолингвистиканы оқыту барысында қолданылатын инновациялық білім беру технологияларын пайдаланудың әдістері қарастырылады.
Summary
This article is devoted to methods of use of innovative educational technologies in teaching psycholinguisticsТема:
Применение инновационных технологий на уроках английского языка