Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Мухтар Ауезов
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Мухтар Ауэзов – исторический свидетель
Сейткалиева Гульмира Казбековна, учитель русского языка и литературы КГУ «Комплекс Жамбылской «школы-ясли-детсада»
Мухтар Ауэзов (Мұхтар Әуезов) - выдающийся писатель, общественный деятель, ученый, доктор филологических наук, профессор, академик АН Казахстана (1946), заслуженный деятель науки (1957), жизнь и творчество которого неразрывно связаны с формированием казахской национальной литературы, прожил сложную, полную борьбы, жизнь. Писатель родился во времена, когда казахстанские территории находились под властью Российской империи, — 28 сентября 1897 года. Малая родина Ауэзова — урочище Шынгыстау (Восточно-Казахстанская область). Мальчик рано остался сиротой. Первым покинул этот мир отец (1900), а через 12 лет умерла мать Мухтара. Обучался в аульной школе. Дед Ауэз, друг Абая Кунанбаева, оказал большое влияние на формирование мировоззрения будущего писателя. В 1908 г. Ауэзов учился в медресе Камалиддина, затем на подготовительных курсах русской школы.
В 1909 г. лишился отца, и его на воспитание взял дядя Касымбек, который устроил его в Семипалатинское городское пятиклассное училище на земскую стипендию (1910 — 1915). В пятом классе училища Мухтар написал свое первое произведение «Дауыл» («В бурю»).
В 1915 г. поступил в учительскую
семинарию в городе Семипалатинск, а в 1917 г.
написал пьесу-трагедию«Енлик-Кебек» по мотивам дастана «Жолсыз
жаза» Шакарима Кудайберды. В этом же году женился
на Райхан Какенкызы.
В 1915 г. поступил в учительскую семинарию
в городе Семипалатинск. В 1917 г. написал
пьесу-трагедию«Енлик-Кебек» по мотивам дастана «Жолсыз жаза»
Шакарима Кудайберды.
М ухтар Ауэзов (крайний справа) в кругу друзей.
Политические перевороты в России (1917), образование Алашского движения (1917) и установление советской власти (1917) изменили его жизнь. Ауэзов организовывает союз «Алашской молодежи», способствует открытию различных кружков, пишет статьи для газет «Алаш» и «Сарыарка».
5–13 мая 1918 году на Всеобщем курултае (съезд) казахской молодежи в Омске избран членом центрального исполнительного комитета. Активный участник образования Всеказахской молодежной организации «Жас азамат», выражающей интересы Алашординского движения.
В городе Семипалатинск совместно с Жусупбеком
Аймауытовым выпускает научно-общественный журнал «Абай»,
в котором печатаются научно-познавательные материалы
и статьи на социальные темы, пропагандирующие идею
создания цивилизованного национал-демократического общества. После
выхода 13 номеров журнал закрывается.
После упразднения Алашского правительства Ауэзов занимается
подпольной деятельностью.
В 1918 г. родилась его старшая дочь Мугалима, в 1919 г. — сын Шокан, который умер от тифа.
В 1919 г. окончил Семипалатинскую учительскую семинарию. С 1919 г. Мухтар — сотрудник казахского отделения Семипалатинского губернского революционного комитета. С февраля 1920 г. — заведующий отделением Семипалатинского губернского революционного комитета.
Выпускает газету «Қазақ тілі» («Казахский язык»). В «Открытом письме» к казахскому читателю призывает народ активно участвовать в общественной жизни. В этом же году Ауэзов разводится с Райхан Какенкызы и женится на внучке Абая Камиле Магауиякызы.
С 1921 г. работает
в Семипалатинском областном революционном комитете.
С ноября по май 1921 г. политический
секретарь — член президиума ЦИК Казахской АССР.
В журнале «Қызыл Қазақстан» (№ 3–4, 1921) публикуется
рассказ Ауэзова «Қоргансыздың күні» («Судьба беззащитной»).
Печатается второй вариант пьесы «Енлик-Кебек» («Теке — Орал»).
В Казахском театре поставлены пьесы Ауэзова «Бәйбіше-тоқал»,
«Ел, ағасы».
В 1921—1922 гг. Ауэзов критикует политику репрессий казахской интеллигенции и экономического давления Москвы. 7 марта 1922 г. вместе с членом ЦИК Казахской АССР Смагулом Садуакасовым выражают протест большевистской политике и вручают представителю Центрального Комитета РКП (б) В. Г. Юдовскому письмо, в котором излагались политические, экономические и социальные требования. Главные из них — о национальной независимости, ликвидации голода, возвращении конфискованных земель казахам, вовлечении казахов в производство, об объявлении казахского языка государственным языком, о развитии национального просвещения, науки и печати — были рассмотрены на заседаниях президиума Казахского обкома РКП (б).
11–20 марта 1922 г. Ауэзов и Садуакасов объявлены «националистами-алашординцами».
В 1922 г. «Қорғансыздың күні» и «Енлик-Кебек» выходят отдельной книгой в г. Оренбург.
Осенью 1922 г. Ауэзов поступает вольнослушателем в Среднеазиатский государственный университет (САГУ) в городе Ташкенте, где сотрудничает с журналами «Шолпан» и «Сана». Публикует рассказы «Қыр әңгімелері» («Степные рассказы»), «Үйлену» («Свадьба») и др.
В 1923 г. исключен из рядов РКП(б). В этом же году поступил в Лeнинградский государственный университет на филологический факультет.
В 1924—1925 гг. учительствовал в Семипалатинском учительском техникуме по поручению Наркомпроса Казахской АССР. Выпустил журнал «Таң», в котором опубликованы рассказы «Кінәмшіл бойжеткен», «Қаралы сұлу»(«Красавица в трауре»), «Ескілік көлеңкесінде» («В тени прошлого»), «Жуандық" („Насилие“).
В 1925 г. возвращается в Ленинград
и продолжает учебу. В 1926 г. организовывал научную
экспедицию в Семипалатинск по изучению казахского
фольклорного наследия, пишет пьесу „Карагөз“.
В 1927 г. выходит книга „Әдебиет тарихы
монографиясы“.
В Ленинграде Ауэзов женится на Валентине Николаевне
Кузьминой. В 1927 г. у них родился сын Елдес (умер
в возрасте 2 лет), затем дочь Ляйля (1929).
В 1927—1929 гг. публикует 20-томный полный сборник рукописей
Абая.
В январе 1928 г. пишет роман „Қилы заман“ („Лихие годы“), а в феврале пьесу „Хан Кене“.
В 1928 г. поступает в аспирантуру
САГУ в Ташкенте. Во время учебы в аспирантуре,
летом, путешествуя по кыргызским степям, изучает
и записывает эпос „Манас“.
1929—1930 гг. посвящает себя научной работе и вопросам
миграции.
16 сентября 1930 г. арестован органами ОГПУ. Ему предъявляется ряд обвинений, среди которых — организация подпольной борьбы против советской власти и участие в подготовке вооруженного восстания для ее свержения; выступление против конфискации имущества богатых; формирование национал-буржуазной организации „Алқа“; написание произведений, восхваляющих дореволюционную жизнь и быт казахского народа.
Находился
под следствием 2 года. В апреле 1932 г. вынесено решение
об условном лишении свободы сроком на три года.
10 мая 1932 г. Ауэзова заставили выступить
в „Открытом письме“ через газету „Социалды Қазақстан“
и „Казахстанская правда“ с заявлением об отказе
от своих произведений „Карагөз“, „Енлик-Кебек“, „Хан Кене“,
„Қилы заман“ и научно-исследовательских трудов по истории
казахской литературы.
А уэзов устраивается на временную работу учителем казахского языка и литературы в Казахский сельско-хозяйственный институт, по совместительству — заведующим литературного отделения Казахского драматического театра.
С сентября 1932 г. Ауэзов — старший преподаватель, профессор Казахского педагогического института. Пишет пьесы, прозу (рассказы, повести) „Октябрь үшін“ (1932), „Айман — Шолпан“ (1933), „Тартыс“ (1933), „Плечом к плечу“ („Білікке білек“, 1934), „Три дня“ („Үш кун“, 1934),„Превращения Хасена“ („Қасеннің құбылыстары“, 1934), „Түнгі сарын“ (1934), „Тас тулек“ (1935), „Ақан — Зайра“ (1935), „Следы“ („Іздер“ 1935), „Крутизна“ („Шатқалаң“, 1935), „Песок и Аскар“ („Құм мен Асқар“ 1935), „Тастүлек“ (1935), „Ескілік көлеңкесінде“ („В тенях прошлого“ 1935). „Қараш-Қараш“ (1936).
В 1936 г. Ауэзов участник декады
казахской литературы и искусства в Москве, делегат Союза
писателей Казахской АССР.
Продолжает писать пьесы и прозу: „Алма бағында“ (1937)
„Шекарада“ (1937), Бүркітші» («Беркутчи», 1937), «Ақ қайың" (1938),
«Бекет» (1938), «Қалқаман — Мамыр» (1938), «Абай»
(1940).
Переводит на казахский язык произведения Н.
В. Гоголя, А. Афиногенова, Н. Погодина, К. Тренева, В. Шекспира,
рассказы Л. Н. Толстого, Дж. Лондона.
В 1940 г. по сценарию Ауэзова снят фильм «Райхан».
Совместно с Л.Соболевым издает сборник «Дала жыры» («Песня
степей», 1940), пишет предисловие к сборнику.
В 1941 г. заканчивает роман «Абай». Выход этого романа
стал значительным событием в культурной жизни
Казахстана.
В годы Великой Отечественной войны пишет пьесы «Сын сағат» (1941), «Намыс гвардиясы» (1942), совместно с А. Абишевым).
В 1943 г. Ауэзов — научный сотрудник научно-исследовательского Института языка, литературы и истории, профессор кафедры казахской литературы Казахского Государственного Университета, где преподает до конца своих дней.
Пишет либретто к опере «Абай» (1944),
«Қынаптан қылыш» (1945) и сценарий к фильму «Абай әндерi»
(«Песни Абая», 1945).
В 1946 году Ауэзов начинает работу над второй книгой
об Абае, которая публикуется
в 1947 г.
С 1946 г. академик Академии наук Казахстана, доктор филологических наук, профессор. Автор «Истории литературы Казахской ССР», руководитель авторского научного коллектива издания «Истории Казахской советской литературы» (1947).
В 1949 году за роман об Абае
становится лауреатом Сталинской премии первой степени,
Государственного правительства Казахской ССР.
В 1950 г. выходит 3-я книга романа
«Абай».
В 1951 г. Ауэзов награжден орденом «Знак Почета».
В 1951—1954 гг. началась кампания критики творчества Ауэзова. Его называют «национал-алашординцем», обвиняют в публикации произведений казахского фольклора, содержащих элементы пропаганды против России; восхвалении феодализма в романе «Абай», искажении истории Казахстана и истории казахской литературы.
В 1953 г. под угрозой ареста вынужден уехать в Москву. В защиту Ауэзова выступили российские писатели — члены Союза писателей СССР — А.Фадеев, К.Симонов, В.Кожевников, Н.Тихонов.
В 1953 — 1954 гг. читал специальный курс «История литературы народов СССР» в Московском государственном университете.
В 1954 г. возвращается в Алматы и заканчивает роман-эпопею «Путь Абая».
В 1955 — 1957 гг. издается Полное собрание сочинений Ауэзова в 6-томах.
В 1955 г. избирается депутатом Верховного Совета Казахской ССР, становится почетным гостем съезда писателей ГДР в Берлине, совершает 40-дневную поездку в Индию.
В 1956 г. выходит в свет пьеса «Бес дос».
В 1956 г. награжден вторым орденом Трудового Красного Знамени, в 1957 г. орденом Ленина. В городах Алматы и Москва проводятся юбилейные торжества по случаю 60-летия писателя.
В 1957 — 1961 гг. заведующий отделением устной народной литературы Института языка и литературы Академии Наук Казахской ССР.
Публикуются произведения Ауэзова «Дос-Бедел дос»
(1958), «Алуа» (1958).
В 1958 г. Ауэзов участвует в работе 1-й конференции
писателей стран Азии и Африки в городе
Ташкенте.
Выходит в свет произведения «Асыл нәсiлдер» (1959), «Мысли разных лет» (1959) и монография «Абай (Ибрагим) Кунанбаев» (1959).
В 1959 г. во второй раз избирается
депутатом Верховного Совета Казахской ССР.
За роман-эпопею «Путь Абая» Ауэзову присуждается Ленинская
премия.
Выпустил сборники произведений «Караш-Караш»
(1960), роман «Өскен өркен» (1960 — 1961).
В 1960 г. — поездка в Америку, 1961 г.
— в Индию.
Ауэзов скончался 27 июня 1961 г.
в Москве во время операции.
Похоронен 1 июля на центральном кладбище в городе
Алматы.
Творчество Ауэзова сыграло исключительную роль в развитии казахской драматургии. Пьесы «Еңлік-Кебек», «Бәйбіше-тоқал» («Жены — соперницы»), «Қарагөз», «Түнгі сарын» («Ночные раскаты»), «Абай», «Қарақыпшак Қобыланды» и другие вывели казахскую драматургию на мировой уровень.
Ауэзов автор научных трудов по казахскому фольклору, истории и теории казахской литературы, о жизни и творчестве Абая. Ауэзов основал новый раздел казахского литературоведения — абаеведение, дал научную оценку произведениям таких акынов, как Шортанбай, Мурат, Дулат и других, исследовал сказки и легенды о Коркыте, Асан Кайгы, написал объемный научный труд об эпосе кыргызского народа «Манас».
Именем Ауэзова названы Институт литературы и искусства, Казахский академический театр драмы, улицы и школы в городах Алматы, Астана, Семипалатинск и др. В Алматы создан дом-музей Ауэзову.
Изучению жизни и творческого наследия Ауэзова посвящены труды художников и скульпторов К. Телжанова, М. Кенбаева, С. Мамбеева, Е. Сидоркина, Е. Вучетича, Н. Нурмухамбетова и других. Писателю установлены памятники во всех регионах республики. На Казахском телевидении снят 12-серийный фильм о великом писателе (автор А.Тойбаева).
Сочинения Ауэзова неоднократно переиздавались
и переводились на многие языки мира.
По решению ЮНЕСКО в 1997 г. во всем мире
праздновалось 100-летие со дня рождения
Ауэзова.
Использованная литература:
-
Казахстан. Национальная энциклопедия / Гл. ред. Б. Аяган. — Алматы: Главная редакция: «Қазақ энциклопедиясы», 2004 — 560 с. — С. 299 — 30.
Акмола: Энциклопедия — Алматы: Атамура, 1995, — 400 с. — С. 292. -
https://www.nur.kz/family/school/1675128-muhtar-auezov-biografia-tvorcestvo-proizvedenia-pisatela/
-
https://e-history.kz/ru/prominent figures/show/12609/ © e-history.kz