Регистрационная
форма
-
Фамилия, имя, отчество
(полностью) Бойченко Галина
Викторовна
-
Ученая степень, ученое звание
__________нет__________________
-
Организация, должность
ГККП «ДО № 19 «Булак»,
воспитатель_____
-
Название доклада
Консультация для
родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание
дошкольников»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ
РОДИТЕЛЕЙ
ТЕМА:
«НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ДОШКОЛЬНИКОВ»
Г.В.
Бойченко
Государственное коммунальное казенное
предприятие
«Дошкольная организация № 19 «Булак»,
г.Актобе
Давайте детям больше и больше содержания
общего,
человеческого, мирового, но
преимущественно
старайтесь знакомить их с этим через
родные
и национальные явления…»
В. Белинский
Дошкольный возраст – фундамент общего развития
ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.
Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные
основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным
влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот
главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у
дошкольников.
Самое большое счастье для родителей – вырастить
здоровых и высоконравственных детей.
Издавна ведется спор, что важнее в становлении
личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа,
другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги
склонялись в пользу семьи, другие отдавали первенство общественным
учреждениям.
Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту
последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук
и уст матери. Уроки матери без перемен в расписании, без выходных и
каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка,
тем шире круг материнских забот. Я. А. Коменскому вторит другой
педагог-гуманист И.Г. Песталоцци: «…семья - подлинный орган
воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая
на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное
впечатление».
В основе новой концепции взаимодействия семьи и
дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей
несут ответственность родители, а все другие социальные институты
призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную
деятельность.
Исходя из этого, нравственно-патриотическое
воспитание включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к
своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и
всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к традициям и промыслам
народов Казахстана;
- формирование элементарных знаний о правах
человека;
- расширение представлений о городах Казахстана,
своем городе;
- знакомство детей с символами государства (герб,
флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за
достижения страны.
Данные задачи решаются во всех видах детской
деятельности в условиях дошкольного учреждения: при
непосредственно-образовательной деятельности, в играх, в труде, на
прогулке, в быту, воспитывая в ребенке не только патриотические
чувства, но и формируя его взаимоотношения со взрослыми и
сверстниками.
Как же приобщить детей к
нравственно-патриотическому воспитанию?
1.
Расскажите, что семья и дом – это очень важные ценности в жизни
каждого человека. Расскажите о традициях своей семьи, своих близких
друзей. Предложите ребенку сначала построить дом из конструктора,
деревянных кубиков. Когда дом построен, поиграйте вместе с ребенком
в «новоселье», разместите кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите,
прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для
жилья.
2. Знакомство дошкольников с родным городом
является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно
представить устройство большого города, историю его возникновения,
достопримечательности. Рассказывайте ребенку сначала о семье, улице
проживания, потом о детском саде, микрорайоне, затем о городе,
стране.
Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес
к истории страны, края. Организуйте экскурсии в музей Алии
Молдагуловой, к мемориалу «Вечный огонь», «Аллею героев».
Расскажите о тяжелой жизни в военное время и о том, как чтят память
погибших.
Расскажите также о наших земляках –
героях-космонавтах В.И. Пацаеве и Ю.В. Лончакове.
3. Приучайте ребенка бережно относиться к вещам,
игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд
многих людей. Постарайтесь развивать интерес к содержанию книги.
Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги.
Игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к
бережному отношению к книге.
4. Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное
отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают
хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него
вложено.
5. Расскажите ребенку о своей работе: что вы
делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите,
что вам нравится в вашем труде.
6. Игра учит наблюдательности, помогает
формировать представления об окружающем. Возвращаясь с ребенком из
детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить
интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметит
интересного на нашей улице. Дома предложите ребенку нарисовать, что
больше всего понравилось.
7. Любовь к Родине – это и любовь к природе
родного края. Общение с природой делает человека более чутким,
отзывчивым. В нравственно-патриотическом воспитании огромное
значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На
конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек,
участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых
подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг
перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг», «бережное
отношение к хлебу» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что
мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих
героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в
названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты
памятники.
Данные задачи решаются во всех видах детской
деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как
воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и
формируют его взаимоотношения со взрослыми и
сверстниками.
В группе организован патриотический уголок,
наполненный предметами быта, изображением национальных костюмов,
ремесел, дидактическими играми, разработанными воспитателями и
родителями воспитанников, художественной литературой. Ребята с
удовольствием изучают представленные предметы и играют в
игры.
Таким образом, подводя итоги можно сказать, что
нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является
важнейшей частью общего воспитания молодого поколения, и вы,
уважаемые родители способны воспитать достойного
Человека!