Особенности и песрпективы
инклюзивного образования в
стране.
Сейсенбаева Аймгуль
Турекуловна,
преподаватель русского языка и
литературы
Жамбылский гуманитарный высший колледж
имени Абая,
г.Тараз, Республика
Казахстан
Система
инклюзивного образования подключает в себя учебные заведения
среднего, профессионального и высшего образования. Инклюзия
является конечным этапом создания безбарьерной среды, в условиях
которой любой член общества может беспрепятственно учиться,
трудиться и получать различные
услуги.
По информации
вице-министра образования и науки
РК Шолпан
Кариновой «Казахстан лишь
недавно присоединился к движению организации инклюзивного
образования, призванного создать все условия для обучения детей с
особыми образовательными потребностями в
детских садах, школах, колледжах и вузах
страны».
Президент РК
Касым - Жомарт Токаев 26 июня 2021 года подписал Закон «О внесении
изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики
Казахстан по вопросам инклюзивного образования». Согласно Закону
«государство обязуется создавать детям с особыми образовательными
потребностями условия для получения образования в пределах системы
образования с учетом их индивидуальных особенностей развития. Для
детей с ограниченными возможностями разрабатываются специальные
учебные программы. Организации дошкольного и среднего школьного
образования по закону должны принимать всех детей, которые
проживают на территории их обслуживания, в том числе детей с
особыми образовательными
потребностями.
Жамбылский
гуманитарный высший колледж имени Абая ежегодно принимает на учебу
детей с ограниченными возможностями, для чего
создана безбарьерная среда:
работают специалисты: медики, психолог, логопед,
социальный педагог, наличие пандусов,
отдельных санузлов и самое главное
- толерантное отношение к детям с особыми
потребностями. Согласитесь,
что каждый из них особенный. И все они равны в своих правах, в
дружбе, в образовании, в праве на посещение кружков, концертов и
прочего, а также перспектив дальнейшего социального развития.
Возникает вопрос: готов ли каждый педагог обучать таких детей:
психологически и профессионально? Отсюда
возникают опасения
родителей детей-инвалидов из-за возможного психологического
дискомфорта, социального издевательства, насмешек, которые могут
переживать их дети. Думаю, что все педагоги должны пройти
определенную подготовку к работе с
детьми-инвалидами, получить
психолого-педагогическую и методическую помощь, чтобы для особенных
детей в дальнейшем создать условия чувствовать себя полноценными и
полноправными участниками
общества.
Очень радует
тот факт, что студенты нашего колледжа относятся к
студентам-инвалидам (ДЦП и слабовидящий) с особенностью: забота и
поддержка, переходящая в дружбу. Сами дети признаются в желании
ходить на учебу: «Я счастлива, что учусь здесь…, Мои друзья
поддержали меня на конкурсе, были всегда рядом… и
др.»
Чтобы идти в
ногу со временем на пути внедрения инклюзивного образования
необходимо преодолеть трудности и стараться решать возникающие
проблемы. Работая в такой группе с ребенком-инвалидом, обучающегося
на художника, у меня возникали проблемы: для него необходимо больше
времени и внимания, при этом нельзя оставить без внимания остальных
студентов и нельзя отставать от
программы.
Планируя и
организовывая свои занятия, пришла к выводу, что задания,
проводимые в игровой форме, в
которых участвуют и обычные дети, и
особенные, способствуют
достижению поставленных целей.
Каждый ребенок
развивается в своем темпе, от этого он не становится лучше или
хуже.
Важно, чтобы
отношения между студентами строились на доброте, отзывчивости,
эмпатии. Такое взаимодействие детей расширяет их мировоззрение и
развивает академический интеллект. Такие меры позволяют детям с
ограниченными возможностями, имеющим
право на
качественное, интересное и значимое по своему контексту учебную
программу, чувствовать
себя полноценными участниками общества, развиваться и стать
полезными окружающим.
Развитие
инклюзивного образования — это развитие образования не только для
детей с ограниченными возможностями, но и всей образовательной
системы. Оно дает возможность обучаться всем на равных правах и в
равных условиях.
Литература:
-
Закон «О
внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты
Республики Казахстан по вопросам инклюзивного
образования»
-
Правовая основа для инклюзивного образования в
Республике Казахстан. https://www.ektu.kz/media/885723/pravovaya_osnova_io.pdf
-
Рамка мониторинга инклюзивного образования в
Республике Казахстан 2017 https://kuam.edu.kz/sites/default/files/2019/nauka/obyavlenia_i_sobytiya/02.05.2019/1/PDF/Ramka_monitoringa_inklyuzivnogo_obrazovaniya_v_RK.pdf
-
Проблемы и перспективы создания инклюзивного
общества http://is.nkzu.kz/publishings/%7B55993498-A188-45B5-89D1-C0B34DCC3463%7D.pdf
-
Инклюзивное
образование в Казахстане
https://www.nur.kz/family/school/1715660-inkluzivnoe-obrazovanie-v-kazahstane-i-za-rubezom/