Материалдар / Педагогическая технология – метод проектов.

Педагогическая технология – метод проектов.

Материал туралы қысқаша түсінік
Метод – это совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. В основе метода лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
03 Қараша 2021
269
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Преподаватель специальных дисциплин, мастер п/о КГУ «технологический колледж» г. Алтай

Педагогическая технология – метод проектов.

Метод – это совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. В основе метода лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

В современных условиях под учебным проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских расчётных, графических и других видов работ, выполняемых обучающимися самостоятельно (в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

Основа метода проекта – его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащегося, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой стороны,- необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми»: если это теоретическая проблема-то конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

Метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определённую совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

Существует несколько подходов к классификации проектов. По доминирующей деятельности обучающихся проекты подразделяют на пять групп.

Виды проектов:

1) практико-ориентированный проект;

2) исследовательский проект

3) информационный проект;

4) творческий проект;

5) ролевой проект.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.

Проекты также различаются по комплексности, по продолжительности, по числу участников (индивидуальные и групповые). Наконец, наиболее существенное различие состоит в том, что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока («мини-проект»), другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность студентов, третьи относятся исключительно к сфере вне классной деятельности.

Общие подходы к структурированию проекта:

1) Начинать надо с выбора темы проекта, количества участников.

2) Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются студентами с подачей учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем и т.д.)

3) Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4) Затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах и с учителем.

5) Необходимым этапом выполнения проектов является их защита.

6) Завершается работа коллективным обсуждением, экспертами, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов.

Параметры внешней оценки проекта:

- значимость и актуальность выдвинутых проблем;

- корректность используемых методов исследования и обработки получаемых результатов;

- активность каждого участника в соответствии с его индивидуальными возможностями;

- необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;

- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать заключения, выводы;

- эстетика оформления результатов выполненного проекта.

Проектный метод в процессе обучения позволяет развивать учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблем); коммуникативный потенциал студентов; решать информационные задачи; организовывать общение и взаимодействие всех участников образовательного процесса; активизировать мыслительную деятельность обучающихся; снимать нервную нагрузку.

Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как способ достижения цели в определённых условиях.

Проектная деятельность связана с творчеством и порождает нечто новое, отличное от уже существующего. Ученическая творческая деятельность – это создание, открытие чего-либо ранее неизвестного для данного ученика.

Работа над исследовательским проектом - это учебная деятельность, поэтому естественно, что она проводится под руководством педагога. Однако роль учителя в данном случае заключается в организации субъект - субъектных отношений, в корректировке самостоятельной деятельности студентов.

Чтобы иметь чёткий план действий я изучаю опыт работы различных общеобразовательных учреждений и литературу по данной теме.

Степень активности обучающихся и учителя на разных этапах различна. Роль учителя велика на первом и последнем этапах. От того, как учитель выполнит свою роль на этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. Роль учителя велика потому, что обучающиеся не всегда способны сделать обобщение всей работы над проектом, прийти к неожиданным умозаключениям и т.д. В каждом тематическом блоке учитель со студентами выбирают тему наиболее заинтересовавшего их урока, проект которого готовят совместно.

Несомненно, данный вид деятельности занимает огромное количество времени, прежде всего, у педагога, так как требует систематической проверки работы, кроме того, затрачивается время на уроки, как на организационные сообщения, так и на групповую работу по исследованию с целью выявления основных ошибок и корректировки процесса. В ходе такого вида учебной деятельности нужно добиться, прежде всего, не только изучения нового материала, но и его глубокого осмысления.

Систематическая работа по анализу изучаемого материала привлечением дополнительной литературы, самостоятельная постановка целей, выдвижение гипотез, подведение итогов приводит к развитию способности анализировать и синтезировать информацию.

Метод проектов позволяет развивать и формировать творческую личность. Под методом проектов понимается способ организации познавательно – трудовой деятельности студентов с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта (продукта труда).

Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность обучающихся и стремление учителя «напичкать» своего подопечного стандартным набором готовых знаний. Метод проектов – это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности обучающегося в достижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному.

Я хочу на своих уроках предлагать задание не учебного характера, чтобы занятия приняли форму игровой деятельности, где студент сам оценивает свои успехи, что создает положительный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Используемые таким образом приемы и методы обучения углубляют знания студента. Весь урок должен проходить в эмоциональном и интеллектуальном подъеме, что дает выход творческой энергии обучающегося, создает атмосферу сотрудничества, сотворчество учителя и обучающегося заражают друг друга творческий энергией. Урок создает для каждого студента возможность проявить себя в зависимости от умения и желания учиться, поскольку все обучающиеся задействованы в различных видах и формах учебной деятельности: (индивидуальная, групповая, фронтальная, игровая, художественная, коммуникативная и т.д.)

На таких уроках появиться:

- мыслительно-поисковая деятельность обучающего стимулируется различными средствами и приемами;

- используются методы исследовательского, эвристического характера, творческие задания;

- обучающиеся стремятся прийти к самостоятельному поиску и решению учебной проблемы;

- обучающиеся адекватно реагируют на творческие и нестандартные ситуации;

- создаются проблемные ситуации, эмоциональные кульминации, обогащая обучающихся информацией и творческое поле урока;

- нужно учить студентов заботиться об этике взаимоотношении, об эстетике оформления проекта;

- в результате у всех появляется желание работать, закрепляется момент сотворчества.


Возможности проектной деятельности обучающихся для решения дидактических и методических задач:

- формирование и развитие общеучебных и общепрофессиональных умений и навыков.

- регулирование отношений в коллективе.

- привлечение обучающихся и взрослых к совместному решению проблемы.

- повышение самооценки обучающихся.

- развитие учебной мотивации

- углубление интереса к развитию личности и многие др.










Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ