Материалдар / Приемы обучения диалогической речи на занятиях по русскому языку
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Приемы обучения диалогической речи на занятиях по русскому языку

Материал туралы қысқаша түсінік
Основополагающей задачей преподавания русского языка в студенческих группах вуза является коммуникативная цель, которая и является стержнем всего учебного процесса. Самой главной формой речевого общения является, вне всякого сомнения, диалогическая речь. Ведь именно через диалог отрабатываются и запо-минаются отдельные речевые образцы, целые структуры, которые используются затем в монологической речи. На сегодняшний день ведущее место среди методов обучения русскому языку принадлежит коммуникативному методу, который ставит своей целью развитие у обучающихся умения решать задачи общения средствами русского языка, свободно общаться с его носителями. Таким образом, язык усваи-вается во время естественного общения, организатором и участником которого является учитель. При этом обучающий является активным субъектом этого общения.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
13 Желтоқсан 2020
216
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Приемы обучения диалогической речи на занятиях по русскому языку


Жаркеева С.Ж., Наукеева А.Д.

Учителя СОШ № 19, г. Уральск, ЗКО


Основополагающей задачей преподавания русского языка в студенческих группах вуза является коммуникативная цель, которая и является стержнем всего учебного процесса. Самой главной формой речевого общения является, вне всякого сомнения, диалогическая речь. Ведь именно через диалог отрабатываются и запоминаются отдельные речевые образцы, целые структуры, которые используются затем в монологической речи. На сегодняшний день ведущее место среди методов обучения русскому языку принадлежит коммуникативному методу, который ставит своей целью развитие у обучающихся умения решать задачи общения средствами русского языка, свободно общаться с его носителями. Таким образом, язык усваивается во время естественного общения, организатором и участником которого является учитель. При этом обучающий является активным субъектом этого общения.

Вопросы методики развития связной речи обучающихся нашли свое отражение в многочисленных научных исследованиях языковедов А.М. Леушиной, Э.П. Коротковой, Л.В. Ворошниной, Е.М. Струниной, А.Г. Арушановой, О.С. Ушаковой и многих других. В трудах этих ученых определены задачи, содержание, формы и методы работы по развитию связной диалогической речи на разных возрастных этапах. Диалогическая речь является ярким проявлением коммуникативной функции языка и рассматривается учеными как первичная естественная форма языкового общения, которая состоит из обмена высказываниями. Связная диалогическая речь является незаменимой при выполнении важнейших социальных функций: помогает обучающемуся устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности, укрепления социальных отношений [1].

Вопросам технологии формирования диалогических умений, культуре речевого общения посвящены исследования педагогов Т.В. Антоновой, А.Г. Арушановой, М.В. Ильяшенко, М.Малетиной, А.А. Соколовой и других. Говоря о современных методических подходах к речевому развитию обучающихся, ученые подчеркивают, что важным является не только формирование отдельных диалогических умений, но и обучение осознанному построению диалога.

Учителю русского языка также необходимо учитывать психологические и лингвистические особенности речи. Как известно, речь должна быть мотивированной. Говорящий должен иметь внутреннюю мотивацию, желание, необходимость сказать что-то для кого-то. Мотив – это фактор, который побуждает человека сделать или сказать что-либо. Когда человек говорит, он хочет сказать что-то для кого-то или получить информацию от кого-то о чем-то, имеющем для него значение. Ученики должны иметь необходимость, желание выразить свои мысли и чувства, получить информацию. Их речь должна стимулироваться учителем.

Речь всегда адресована собеседнику. Обучаясь устной речи, ученик должен адресовать свою речь кому-либо: однокурсникам, аудитории, учителю. Участники диалога должны взаимодействовать. В решении задач развития диалогических умений языковедами используются разнообразные методы и приемы.

Диалоговое обучение является методом активизации резервных возможностей личности обучаемого. Этот метод предполагает не столько воздействие на обучающегося, сколько его встречную активность, которая чрезвычайно усиливается в условиях группового взаимодействия. Взаимоотношения, которые складываются в студенческой группе, объединенной диалогическим общением, способствуют развитию самооценки и саморегуляции. Самопознание и самооценка, включенные непосредственно в учебную деятельность, не только активизируются, но и изменяются качественно. Включение в диалог вызывает у обучаемого потребность не только правильно понять требования, предъявляемые ему собеседниками и конкретной учебной ситуацией, но и преодолеть внутренние препятствия, правильно оценить свои возможности и результаты своей деятельности. Для того, чтобы самооценка и саморегуляция приводили к самоутверждению личности обучаемого и речевому взаимообогащении. Всех обучающихся, учитель должен быть умелым организатором диалогового общения [2].

Главными инструментами учителя в борьбе за успех каждого ученика и группы в целом должны стать поощрения, тактичность в замечаниях, общая доброжелательность. При организации диалогового общения необходимо следовать определенным качественным и количественным характеристикам учебной группы: оптимальное количество учеников должно составлять 10-12 человек; группа должна быть гетерогенна, участники диалога должны сидеть полукругом, лицом друг к другу.

Один из эффективнейших методов включения учеников в диалогическое общение – это ролевая игра. Роли, в которых выступает обучающийся, помогают ему освободиться от привычных представлений о самом себе, активизировать свои творческие возможности, т.е. способствуют раскрытию и проявлению его личности. Важно также и то, что ролевая игра повышает эмоциональный тонус учебного процесса. В результате, как правило, ученик стремится проявить свои лучшие стороны. Ситуации, создаваемые учителем на уроке, организуются как переплетение ролевых ожиданий и неформальных личностных проявлений. Ученик, в зависимости от типа своей личности, от степени владения изучаемым языком, от конкретной роли в данной ситуации, может «самовыражаться» или «прятаться за свою социальную роль». Игровая деятельность –это всегда мотивированное общение. Поэтому любой акт общения на уроке заведомо оправдан. Управление игровой деятельностью –это также управление диалогическим общением. Учитель вовлекает каждого ученика в групповую деятельность, продумывает распределение ролей в каждой новой игре, этюде, по очереди делает лидером каждого –одним словом, управляет общением, учит диалоговой деятельности. Чтобы управлять диалогом, учитель должен владеть средствами установления и поддержки контакта, т. е. его внешней техникой и произвольно управлять ею. С другой стороны, он должен обучать учащихся приемам диалога, определенным коммуникативным стереотипам.

Темы для организации ролевой игры на занятии русского языка могут быть самыми разнообразными. Можно привести следующие примеры ролевых игр, способствующих обучению диалогической речи учеников:

1. Необитаемый остров. Ход игры: Учитель задает ситуацию: группе предстоит высадиться на необитаемый остров. Из предложенных предметов играющие должны выбрать 8, наиболее необходимых для жизни на необитаемом острове, и назвать их. Они должны обсудить свой выбор, сначала работая в парах, а затем – участвуя в общей дискуссии.

2. Класс в полном составе опоздал на занятие. Ход игры: Каждому из учеников предлагается объяснить причину опоздания, причем оправдания могут быть самыми неожиданными.

3. Пресс-конференция мэра города. Ход игры: Все ученики группы, играющие роли журналистов, задают «мэру» самые разные, подчас каверзные вопросы, которые заранее в ходе подготовки своей миниатюры заранее обдумывают.

Думается, что использование ролевой игры помогает сделать занятие более интересным и увлекательным. Игровая деятельность на занятии по русскому языку не только организует процесс общения на этом языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Игра развивает умственную и волевую активность.

Являясь сложным и одновременно увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных обучающихся, что положительно сказывается на их успеваемости [3].

Ученики, знакомые с ролевой игрой, могут заниматься моделированием, которое является более сложной разновидностью ролевой игры, и требует большей подготовки, организации, большего количества времени. Моделирование может включать обучающихся в творческую деятельность, например: работа официантов в ресторане или кондуктора в автобусе. У моделирования есть ограничивающие участников правила, требующие действовать в реалистичной манере в соответствии с ролями. Моделирование часто является менее гибким, чем ролевая игра, и менее удобным, так как занимает много времени [4].

Моделирование обычно включает в себя сложную структуру и часто большие группы участников (от 6 до 20), где вся группа работает по мнимой ситуации как социальная единица, цель которой заключается в том, чтобы решить некоторые конкретные проблемы. Общий жанр моделирования указывает, что все члены группы участвуют в работе одной системы.

Задействуются все ученики группы, которым могут быть предложены роли официантов, посетителей ресторана, бармена, администратора, охранников. Возможны некоторые уточняющие характеристики персонажей (посетитель ресторана, который не очень доволен обслуживанием, шумная компания, услужливый официант, нерасторопный бармен и т.д.). Ролевые игры и моделирование требуют тщательного планирования, чтобы пройти гладко, но большая часть времени, конечно, будет использована на фактическую игру и последующий анализ, основанный на записи или комментариях наблюдателей там, где это возможно. Одним из наиболее интересных принципов обучения русской речи является использование на занятии речевой ситуации, поскольку в ситуативной речи предметное содержание представлено наглядно и конкретно, речевой материал изучается достаточно легко и непроизвольно. Его усвоение происходит в процессе деятельности: становясь активным участником речевой ситуации, обучаемый пропускает через себя новую информацию, запоминает ее и впоследствии спонтанно воспроизводит в речи. Под речевой ситуацией понимается комплекс обстоятельств и система взаимоотношений, стимулирующих речевую деятельность и погружающих коммуникантов в социокультурный контекст [5].

Моделирование речевых ситуаций создает обстановку реального общения, вовлекая учеников в процесс коммуникации, максимально приближенный к естественным условиям. Активное обращение к речевым ситуациям повышает стремление учеников контактировать друг с другом и учителем, создавая тем самым условия для речевого партнерства и разрушая личностные барьеры в общении; способствует снятию тревожности и созданию психологической готовности к коммуникации.

Умелое вплетение в ткань урока речевых ситуаций, обладающих динамикой и отражающих естественно меняющиеся обстоятельства и взаимоотношения между коммуникантами, дает возможность максимально приблизить обучающихся к живому реальному общению [6].

Литература:

1. Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить: Для учителей русского языка как иностранного. – М., 2004. – 56 с.

2. Ламина Л.В. Организация занятий по взаимосвязанному обучению видам речевой деятельности. Актуальные проблемы перестройки учебного процесса в вузе. – Саратов: Издательство Саратовского университета, 1993. – 123 с.

3. Щеглова Т.В. Активизация познавательной самостоятельности учеников при обучении диалогической речи. Интенсификация учебного процесса в вузе. – Саратов: Издательство Саратовского университета, 1992. –105 с.

4. Борисова Е.Г., Латышева А.Н. Лингвистические основы РКИ (педагогическая грамматика русского языка): учебное пособие. – М., 2003. – 143 с.

5. Жилкина Д.Н. Решение коммуникативных задач в процессе обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. – 1992. – №1. – С. 59-62.

6. Китайгородская Г.А. Мосты доверия. Интенсивный курс русского языка: учебник. Книга для учителей. – М., 1993. – 71 с.

Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!